день народного единства
брест
витебск
минск
могилев
гродно
гомель
валентина гинчук
директор Национального института образования
кандидат педагогических наук
надежда бухарова
учредитель и руководитель Рижской детской академии радио и телевидения
анатолий глаз
идеолог, председатель Могилевской областной ветеранской организации
галина кравчук
виктор ватыль
Василий матвеев
старший научный сотрудник учреждения культуры "Берёзовский историко-краеведческий музей"
заведующий кафедрой политологии УО "гродненский государственный университет имени Янки Купалы", доктор политических наук, профессор
первый заместитель генерального директора "белта"
Сегодня разговор пойдет о Дне народного единства, государственном празднике, который наша страна отметила уже во второй раз. Поговорим о важнейших смыслах событий сентября 1939 года и о том, почему эта дата заслуживает того, чтобы быть не менее известной и почитаемой, чем 9 мая и 3 июля.
Василий Матвеев

День народного единства

учрежден 7 июня 2021 года указом №206 главы государства Александра Лукашенко.

Праздник отмечается 17 сентября и приурочен к годовщине начала освободительного похода Красной армии в Западную Беларусь в 1939 году, в результате которого разделенный по условиям Рижского мирного договора белорусский народ вновь воссоединился.




Март 1921 года зафиксировал самую главную историческую несправедливость
Половина территорий и практически половина населения Беларуси ушла из исконного ареала и оказалась в составе довоенной Польши. Это стало началом большой исторической трагедии, которая связана с Западной Беларусью, с судьбами миллионов наших сограждан.
виктор ватыль
С чего все начиналось? Это отторжение, разъединение, вражда. Напомню, что 1921-й год - это результат первой империалистической войны. Она зафиксировала начало нового передела мира, схватку больших держав. В этой схватке нам не было места - это первая историческая несправедливость.

В переговорном процессе по итогам Первой мировой войны белорусской делегации места не нашлось. Переговоры шли два года и ни на первый ни на второй этап белорусы не приглашались. Об их интересах вообще никто не вспоминал.
Если иногда белорусский вопрос и вставал, то он был протокольным. Представители Беларуси были ангажированы заинтересованными группами, находились в дипломатической прихожей и никогда не появлялись на авансцене. Шел торг и наша земля была предметом торга, а это уже юридическая несправедливость и, естественно, что все это в конечном итоге вылилось в кабальные условия.
Полонизация проявила себя в нескольких направлениях, это прежде всего образование и культура. Если к 1919-му году на территории западных белорусских земель еще были белорусские школы, то уже в середине 1920-х годов их осталась половина, а во второй половине 1930-х годов - практически не осталось ни одной. Это была преднамеренная, целенаправленная политика по ликвидации белорусского языка и культуры и ассимиляции коренного белорусского населения.
факт из семейной биографии
Мой отец, уроженец Скидельщины (это моя малая родина), в конце 1930-х гг. мальчуганом бегал в Скидель в начальную школу. Он не раз вспоминал эти времена и говорил, что каждое утро начиналось с обязательной речевки, которую определял учитель-поляк. Подчеркну, что в школе все учителя были поляки. В переводе на русский речевка звучала так:
"Кто ты? Я поляк. Какой твой главный символ? Это орел". Орел - это главный символ польского флага. Если это произносилось неумело или ученик не хотел говорить, следовало обязательное наказание: учитель бил указкой по лбу или по плечам. Отец говорил, что таких тычков было очень много. Это запомнилось очень сильно и болезненно. Таким образом с раннего возраста пытались лишить всего исконного белорусского и вбить в память, в сердце, что здесь только одно может быть - польское.
галина кравчук об истории березовского района
мы являемся свидетелями и участниками очередного DRANG NACH OSTEN (похода на Восток), который охватил все славянские государства. И если сейчас не объясним молодежи, в чем смысл народного единства, то можем получить плохие результаты.
анатолий глаз
День народного единства должен быть не эпизодическим праздником с ограниченным временем — неделя, например. В учебниках должен быть раздел, посвященный эпизоду присоединения, потому что мы сейчас в полной мере осознали, что значит быть единым народом.
Праздник День народного единства существовал, правда не на государственном уровне, и раньше. Актуализация этого праздника произошла после 2020 года. Это не секрет. Была у нас какая-то стеснительность, мы стеснялись показать, особенно молодежи, что республика достигла после 1991 года. Каких усилий это стоило. Молодежь считала, что это всё само собой разумеющееся. В связи с этим, в том числе, мы и получили 2020-й год.
После 2020-го мы увидели, что являемся свидетелями и участниками очередного всеобщего "Дранг нах остен" (поход на Восток, или натиск на Восток. Drang nach Osten), который охватил все славянские государства, начиная с Югославии 1999 года, и движется дальше. И мы поняли, что если мы сейчас не объясним молодежи, в чем смысл народного единства, мы можем получить плохие результаты.
подробнее:
процесс принятия западной беларуси в состав БССР
К сожалению, несмотря на крайнюю важность и актуальность патриотического воспитания, у нас отсутствует единая комплексная система, которая начиналась бы с детского сада и заканчивалась в пенсионном возрасте. Учителя делают колоссальную работу, культура, спорт, идеологи делают своё, но это не связано в единую систему.
В плане много мероприятий, но в некоторых моментах мы недорабатываем. Надо шире показывать людей, которые боролись за освобождение Западной Беларуси и затем стали руководителями. Например, Сергей Иосифович Притыцкий. Молодежь понимает, что пришла Красная армия, освободила и мы стали едины. Но мы мало говорим о том, что после этого в Западной Беларуси были выборы, сформированный Верховный совет принял решение присоединиться к БССР, такое же решение было принято Верховным советом БССР. И только после этого произошло официальное слияние, которое было узаконено на совместной сессии. Многие представляют, что пришла Красная армия и на штыках принесла объединение. Но этого не было на самом деле. Освободили и не более того.
Областная ветеранская организация — это 230 тыс. человек, прошедших жизнь, очень опытных. Мы понимаем, что сегодня на Западе развязана оголтелая сатанинская кампания против России. Они же не только говорят: "Путин не дает газ", они подспудно готовят население к тому, что мы — Россия и Беларусь — это исчадие ада, мы несем им только зло, и они должны мерзнуть и очень много платить. При этом не раскрывая суть — то, что они сами, своими руками, делают для своих людей вот это. Мне кажется, это надо гораздо шире разъяснять.
День народного единства должен приобретать с каждым годом все большую значимость и признание.
валентина гинчук
Ученики высказывают понимание значимости этой даты. Мы говорим с ними не только на уроках истории Беларуси, у нас есть целый ряд воспитательных мероприятий. Например, к 17 сентября в этом году приурочены так называемые уроки памяти, народного единства, которые проводятся во всех учреждениях образования. На эти уроки могут приглашаться общественные деятели с регионов, которые, может быть, еще помнят события 1939 года, или дети тех, которые помнили эти события.
Мы предлагаем учащимся высказываться по этому поводу, потому что это формирует общественное мнение, предлагаем отражать свою позицию через различные активности, например, через конкурсы плакатов, через диалоговые площадки, через участие в различных диспутах, где можно о своей позиции заявить.

События, о которых мы сегодня говорим, изучаются в школе дважды: в 9 классе, когда дети изучают период 20 - начало 21 века и в 11 классе. В 9 классе на хронологическо-событийном уровне, а в 11 классе на так называемом проблемно-теоретическом уровне.
Наши дети из школьных учебников и знали, и знают сегодня и про Рижский мирный договор и про его тяжелые последствия для Беларуси, когда Западная Беларусь оказалась под властью Польши. Они знают про положение Западной Беларуси в составе Польши, про политику полонизации, про то, что нельзя было учиться и разговаривать на родной белорусской "мове", они знают, что Западная Беларусь была аграрным придатком Польши, расценивалась только как сырьевая база и ресурсный придаток. В новом учебнике по истории Беларуси для 11 класса есть сведения про Берёза-Картузский концлагерь, о тех формах издевательств над людьми, которые там применялись по отношению к заключенным.
Для того, чтобы наши ученики и подрастающее поколение понимали значимость даты 17 сентября, которое стало началом воссоединения западно-белорусских земель с восточными, с БССР, мы ориентируем педагогов на то, что нужно не просто транслировать информацию о том, каким было положение Западной Беларуси в составе Польши, но и предлагать ученикам вопросы, которые нацеливают на оценочные суждения, на то, чтобы ученики в том числе высказывали свое мнение о том, что они думают по поводу положения Западной Беларуси в составе Польши и соответственно делали свои выводы. Вот эти оценочные суждения сформируют со временем понимание учениками значимости этой даты для Беларуси, в первую очередь это акт исторической справедливости, который позволил белорусскому народу воссоединиться в рамках одного государства.

Нужно отметить, что сегодня система образования очень динамична и мобильно реагирует на запросы и на вызовы современного общества. С 1 сентября 2022 года учебная программа по истории Беларуси включает новые вопросы, которые в дополнение к тем материалам, которые уже изучались просто усилили акценты. В частности, мы в учебную программу для 11 класса включили вопросы, связанные с социально-экономической политикой польских властей на территории Западной Беларуси и национальной политики, просто акцентировав на это внимание.
валентина гинчук о перечне экскурсионных объектов
Почему не хотят, чтобы из Латвии и Литвы приезжали в Беларусь? Они не хотят, чтобы видели, какие вы добрые, какие вы приветливые, что у вас все есть.
надежда бухарова
Беларусь как лакомый кусочек для Запада. Вы не видите этого. А я со стороны вижу. Потому что где вы видели Президента, в какой стране, который с утра до вечера ездит по своей стране, щупает созревшую пшеницу? Заходит в каждый коровник. Где вы такое видели в Европе? В Латвии уже несколько лет слышится: "Вот нам бы такого батьку". Вы настолько уже привыкли жить в своей стране, настолько привыкли ко всему, что у вас есть, что уже этого не замечаете.
Мои друзья и коллеги во всех странах знают такую фразу: "Беларусь очень много перенесла горя". Белорусский народ в своей истории перенес очень много горя. И это, наверное, и сподвигло к тому, что Беларусь как бы возрождалась во всем. Я не знала такие исторические факты о 17 сентября. Но я хочу сказать свое видение. Видение человека, который не жил в Беларуси и который сейчас принимает эту страну как свою. Когда мы приехали на "Славянский базар", было такое впечатление, что мы окунулись в свежий майский мед. Этот образ ко мне пришел, и я высказала просто в процессе разговора с журналистами. Потому что атмосфера любви огромной страны, боли, которую Беларусь пронесла через исторические события, – она вылилась через сердце любовью и добротой. А это наполняется годами, десятилетиями.
Почему мы рады, что мы вырвали своих детей в Беларусь? В латышской школе сейчас есть такой урок, где рассказывают, что есть родитель один и родитель два. И что ты, когда тебе исполнится 9-10 лет, можешь поменять свой пол.

Помните, как сказал Гитлер: "Дайте мне возможность печатать учебники, и я завоюю весь мир". Вот это то же самое. То есть они стали ломать детей. Ребенок, он же как чистый лист. Он все впитывает. И впитывает с радостью, потому что у него нет еще опыта, он не знает, как может быть по-другому. Вот что страшно.
Единство людей в Беларуси мы почувствовали даже на историческом моменте жизни своей семьи и детской академии радио и телевидения. Мы приехали с очень хорошим настроением, с позитивом. Вы знаете, вот когда мы говорим, что политикой не занимаемся, мы аполитичны – этого не может быть, потому что мы все всё равно на нее завязаны. На эти законы, на то, что делает руководство стран. Это нас касается. И мы не можем отгородиться. К сожалению, то, что происходит сейчас в Латвии, – это ужасно. Недавно Евросоюз выделил Латвии субсидии на компенсацию закрытия малых хозяйств. Там все уничтожили. Всю промышленность. Все. Я даже удивляюсь, как люди вообще выживают. Такие огромные долги. Откуда могут быть в стране огромнейшие долги, на несколько поколений, когда постоянно Евросоюз дает деньги?
В Латвии единства нет, его уничтожили. И вот в Святом Писании, в Библии, есть такое выражение: "Царство, разделенное пополам, не устоит". Разделение началось с 90-х годов, когда в Латвии обратились к жителям: "Давайте вместе будем строить свободную страну, вместе ее поднимать". Получив подписи, всех проживающих в Латвии моментально разделили. То есть обманули. Государство начало со лжи. Не объединение, а разделение.
надежда бухарова: "это единство, когда все друг другу подставляют плечо"
виктор ватыль о том, почему приезжают в беларусь: мы привыкли и воспринимаем наши возможности как данность
Польские историки пытаются представить освободительный поход Красной армии в 1939 году в невыгодном свете. Мол, не было никакой полонизации, репрессий, население на оккупированной территории вообще не собиралось воссоединяться с БССР. Но есть фотоархивы и видеодокументы, где видно, что Красную армию встречали с цветами. Чтобы пресечь на корню попытки переписывания истории задним числом, с 1 сентября в белорусских школах разработаны, внедрены в школьную программу по курсу истории Беларуси вопросы по теме польской оккупации Западной Беларуси.
Василий Матвеев
анатолий глаз о сносе памятников
У нас должны быть символы, которые сплачивают, потому что сегодняшний день не позволяет расслабляться.
ТО, ЧТО СЕГОДНЯ ПРОИСХОДИТ, ЭТО НАЧАЛО ОЧЕРЕДНОГО ПЕРЕДЕЛА МИРА. И МНОГИЕ ЖАЖДУТ РЕВАНША, В ТОМ ЧИСЛЕ И В НЫНЕШНЕЙ ПОЛЬШЕ. РАЗГОВОР О "КРЭСАХ" ПОСТОЯННО ВОЗОБНОВЛЯЕТСЯ, И НАШИ ЗЕМЛИ ОПЯТЬ ПОПАДАЮТ В ПРИЦЕЛ.
виктор ватыль
Напомню, что в Польше в нескольких городах бегают трамваи, где в качестве рекламы изображается карта 37-го года, и наши земли якобы в составе Польского государства. Вроде бы ну что тут такого, ну реклама, ну забава, а это попадает в подсознание и укрепляется на уровне смысла.

Буквально на наших глазах воплощаются попытки реваншизма. Недавно предупреждена была в очередной последний раз временная поверенная ЕС в нашей стране, которая с рядом дипломатических работников европейских государств посетила могилы проклятых солдат Армии Крайовой, которые по ряду обстоятельств были тихо захоронены.
Но сейчас идут попытки представить их в виде национальных героев и, в том числе, наших героев. Это что случайность? Нет. Это можно рассматривать как специальную операцию, которая проводится для того, чтобы спровоцировать здесь очередной конфликт. И это понятно, почему Беларусь рассматривается как элемент огненного кольца… Это говорит о том, что нам нельзя забывать исторические уроки и 1921 и 1939 года. Это одна из мотиваций, заставляющих нас помнить: у нас должны быть символы, которые не разъединяют, а сплачивают, потому что сегодняшний день не позволяет расслабляться.
виктор ватыль
Сегодня в Польше ходит такое мнение, что, да, концлагерь Берёза-Картузская был, это такая черная страничка, но не более того. Мол, давайте забудем, перевернем, все остальное на западных землях было неплохо. И это так подкупает и привлекает, но когда посмотришь правде в глаза - все не так. Западно-белорусские земли рассматривались санационным режимом как кустарная, цеховая, отсталая периферия. И она в общем-то представляла собой такой дешевый рынок рабочих рук. И надо подчеркнуть, что миграция, та, о которой тоже сегодня много говорят, которой спекулирует молодежь, была известна и в довоенной Польше, вот отсюда начался отъезд наших сограждан и в Латинскую Америку, и в Америку, потому что было очень тяжело жить.
Надо помнить, что в начале 1930-х годов была произведена конституционная реформа, которая ограничивала избирательные права молодежи, возрастная планка была поднята до 25 лет. 10% белорусского населения Западной Беларуси были фактически исключены. Надо не забывать о том, что на территории Западной Беларуси было более 200 политических судебных расправ, более 4 тыс. заключенных. Санационный режим стремился превратить эти земли в ресурс для своих национальный интересов, но никак не для белорусских.
концлагерь "берёза-картузская" называли воплощением ада на земле.
галина кравчук
Вся лагерная система была направлена на то, чтобы сломить людей морально и измотать физически.
Лагерь был открыт 15 июня, в Варшаве убивают министра внутренних дел Перацкого, буквально через два часа премьер-министр Козловский докладывает Пилсудскому идею о создании таких лагерей, а 17 июня был подписан декрет о создании концлагерей. Береза была выбрана для столь страшного лагеря, который стали называть воплощением ада на земле. Видно, Береза-Картузская, тогда наш город так назывался, это было тихое местечко. А второе, то, что у нас связь, – это дороги, у нас через город проходит железная и шоссейная дороги, все эти условия послужили причиной для того, чтобы создать этот лагерь в Березе.
Лагерь расположился в старых царских казармах. Первым комендантом лагеря был Болеслав Греффнер. Ему принадлежит высказывание: «Из нашего лагеря есть только два выхода: на собственные похороны и в дом умалишенных». Вся лагерная система была направлена на то, чтобы сломить людей морально и измотать физические силы. Как только за узником закрывались лагерные ворота, первая команда, которую они слышали: бегом марш. Вся жизнь узника проходила бегом, потому что было два правила в лагере: это сумасшедший бег, потому что все приказания полицейских узники должны были выполнять быстро, второе правило — запрещалось разговаривать.
Вспоминают современники, что над лагерем всегда стояла тишина, но тишина не характерная для такого большого скопления людей. Каждое утро заключенных начиналось с поверки и всегда зачитывали два списка — список наказаний и список на работу, потому что в том же декрете, который был подписан 17 июня, было прописано, что узники должны были трудиться. Наказывали за малейшую провинность. Коль нельзя разговаривать, значит за разговоры наказывали. Даже если люди просто обменялись взглядами — за это могло последовать наказание. Наказывали упражнениями. Территория между казармами была разбита на секции, в эти секции людей загоняли и заставляли бегать, прыгать, ползать по-пластунски, бегать по-утиному.
И вот эта муштра продолжалась в течение дня. Следующее наказание — карцером. Сами полицейские называли карцер "домом смерти". Под карцер были приспособлены пороховые погреба — это каменный мешок, температура в котором никогда не баловала теплом. Находясь в карцере, люди теряли ориентацию во времени, потому что в карцер никогда не проникал свет. В карцер запирали на семь дней. Те, кто попадал в карцер, лишались сна, их морили голодом. Человеку в карцере была положена половина лагерного рациона и предписывался день поста. То есть человеку давали кусок хлеба и воду.
Считается, что умерли 13 человек и один покончил жизнь самоубийством. Но дело в том, что когда узник был доведен до крайнего состояния, его из лагеря отправляли в Кобринскую больницу, из которой затем приходило заключение: безнадежен. После чего следовало его освобождение. Либо приходил запрос дать адреса номеров таких-то, то есть человек уже умер. Вопрос о том, сколько человек умерло в лагере, остается открытым, потому что большое количество узников было в конце августа — сентябре 1939 года.
Если раньше узник поступал в лагерь — на него заводили дело, где записывались имя, фамилия, откуда, и узнику присваивался номер. А в конце августа — сентябре 1939 года узников принимали просто по списку. Их везли со всех поветов именно в концлагерь Береза-Картузская, потому что Польша знала, что война случится, и был издан приказ составить списки неблагонадежных по каждому повету. Таких приглашали в полицейский участок, предлагали подписать декларацию лояльности, если человек отказывался, значит его в группе отправляли в лагерь Береза-Картузская.
  • анатолий глаз
    Безусловно, народ Беларуси един в подавляющем большинстве. Это особо ценно, на мой взгляд, еще и потому, что вот это единство сформировалось на фоне волны негативизма, которая льется с Запада и всеми возможными средствами массовой информации, которые действуют по единой программе. Поэтому в каждом выступлении Президент говорит, что мы выстоим, в этом сомнений нет, но мы должны быть едины.
  • валентина гинчук
    У меня нет сомнения в том, что сила белорусского народа – в единстве. И то, что народ Беларуси един, тоже нет сомнений. Большой ценой это единство завоевано, и история тому доказательство. И еще больше предстоит сделать, необходимо научиться гордиться единством, своей историей, своей культурой, собой и своими каждодневными делами и поступками на благо родной Беларуси. И это еще более нас усилит.
  • галина кравчук
    Мы тесно работаем с образованием – к нам приходят разные детки. Мы учим любить нашу малую родину, потому что если ребенок научится любить свою Березовщину, будет знать историю Березовщины, значит, он будет любить нашу большую родину. Если раньше спрашивали, почему у нас улица называется 17 Сентября, то теперь этих вопросов не будет. Со своей стороны мы делаем все, чтобы эту дату знали.
Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента
© 2022 БЕЛТА
Ссылка на источник обязательна.