новая редакция
правил приема в вузы

брест
витебск
минск
могилев
гродно
гомель
валерий дунай
Ректор Полесского государственного университета
игорь дроговоз
Учитель истории и обществоведения гимназии №24 Минска
елена богданович
первый заместитель начальника главного управления по образованию Витебского облисполкома
сергей касперович
ЕЛЕНА КОТЕНКО
олеся прохоренко
начальник главного управления профессионального образования Министерства образования
Начальник учебно-методического управления Академии МВД
Проректор по учебной работе и образовательным инновациям Белорусского государственного университета
около
50
ТЫС.
абитуриентов станут студентами в 2023 году
Это абсолютно новая модель для нашей страны. Она обусловлена временем, изменениями, которые происходят и в стране, и в системе образования.
новая модель вступительной кампании дает больше возможностей мотивированной молодежи
Сергей Касперович
Мы говорим сегодня не только о новой модели вступительной кампании в вузы, но и о некой новой комплексной системе, позволяющей учащимся завершить обучение в школе, оценить знания выпускников в первую очередь общего среднего образования, а также синхронизировать эти процессы с поступлением в вуз. Это абсолютно новая модель для нашей страны. Она обусловлена временем, изменениями, которые происходят и в стране, и в системе образования.
На самом деле, она обладает и определенной преемственностью с теми подходами, которые были ранее. Чем ценна новая модель? Во-первых, позволяет дать больше возможностей для поступления и совершенствует отбор для одаренной и мотивированной молодежи. Это и вузовские олимпиады, и прием на целевую подготовку, прием победителей международных и республиканских олимпиад, это возможность для поступления по льготным траекториям для выпускников Национального детского технопарка и так далее.
Облегчение жизни выпускникам школ
Вместо четырех экзаменов учащиеся теперь сдают два выпускных, которые (вот здесь мы можем говорить о совершенно новом явлении) одновременно являются и вступительными в вуз. Это централизованный экзамен, который позволяет выпускнику школы получить два сертификата на руки, его результаты влияют на аттестат.
Кроме того, ЦЭ помогает и Министерству образования, и органам управления образованием, и руководителям учреждений образования объективно посмотреть на результаты, которые мы имеем по учебным предметам, по знаниям наших выпускников. Централизованный экзамен - абсолютно объективная форма оценивания. Он проводится по тестам, но фактически в форме контрольной работы.
НАСКОЛЬКО СЛОЖНЫМ БУДЕТ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЙ ЭКЗАМЕН ?
только полное и абсолютное соответствие учебным программам
Сергей Касперович
Для тех, кто настроен серьезно, и не только на поступление в вуз, а серьезно был настроен на учебу в 11-м классе, никаких сложностей не будет.
Да, структура тестов пересмотрена серьезнейшим образом. У нас будут задания с 1-го по 4-й уровень сложности, никаких олимпиадных и приближенных к ним заданий не будет, только полное и абсолютное соответствие учебным программам, учебным предметам на уровне базовых классов. Это касается и ЦЭ, и ЦТ.
Централизованное тестирование - это только вступительный экзамен, он сдается после завершения обучения в школе для того, чтобы получить оценку по еще одному профильному предмету. Учитывая, что каждый выпускник школы будет выбирать свой набор предметов, которые он будет сдавать в школе или на ЦТ, то здесь, понятное дело, должен быть сопоставимый единый уровень сложности.
Часть "Б" у нас увеличена в разы, это та часть, где нет возможности выбора, здесь просто угадать нет никаких шансов. Нужно будет взять ручку, взять черновик, решить задания, получить буквенный или числовой ответ и вписать его в клеточки бланка ответов аккуратно, ровно. Черновик надо будет сдать организаторам, он никакой роли в оценивании не играет. Это правильно, мы со временем к этому пришли. И Республиканский институт контроля знаний технически к этому готов, это тоже немаловажный момент, потому что функция тестирования сопряжена и с техническими решениями, с автоматизированной обработкой результатов, с обеспечением секретности, безопасности и так далее.
Новая модель вступительной кампании значительно снижает роль репетиторов
Централизованный экзамен как объединение выпускного испытания в школе и вступительного в университете повышает заинтересованность самого школьника получить качественное среднее образование, которое позволит ему поступить в вуз. Соединение двух сущностей экзамена - выпускной и вступительной - предполагает повышение ответственности и школьника, и учителя, не оставляя места для репетиторов, у которых интерес один - коммерческий. Да, репетиторы находят себе бизнес-нишу там, где для этой ниши есть возможности, если есть опасения у родителей, нежелание заниматься своими детьми, выстраивать эффективные коммуникации со школой.
Но роль и место для репетиторов в настоящее время сокращается. Мы говорим об олимпиадном движении, о Национальном детском технопарке, выпускники которого могут без вступительных поступать в университеты, о вузовских олимпиадах. Это наше новшество, мы действительно расширяем возможности для одаренных и мотивированных абитуриентов. И здесь практически нет места репетиторам. Мы прекрасно понимаем, что на самом деле новая модель вступительной кампании существенно уменьшает заинтересованность в том, чтобы такими услугами пользоваться.
75% ШАНСА ПОСТУПИТЬ - ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ БУДУЩЕГО АБИТУРИЕНТА И ШКОЛЫ В ЕГО УСПЕШНОМ ОБУЧЕНИИ В УЧРЕЖДЕНИИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОЛЕСЯ ПРОХОРЕНКО
При поступлении в вуз берутся во внимание четыре отметки. Две из них - это ЦЭ, плюс средний балл аттестата. Централизованное тестирование - это четвертая отметка, которая относится чисто к вступительной кампании.
Учебный план средней школы позволяет на третьей ступени обучения открывать различные профильные классы либо профильные группы. Их может быть несколько, их профили могут быть различными. Это тоже в целом работает на качество образования и на качество подготовки ребенка по тому или иному профильному предмету для сдачи ЦЭ и ЦТ.
снижению интереса к услугам репетиторов способствует возможность открывать профильные классы
Елена Богданович
богданович: как 28 января в Витебском регионе будет проходить пробный централизованный экзамен
возможность забрать документы и поехать в другой вуз у выпускников сохранится
  • ОЛЕСЯ ПРОХОРЕНКО
    Мы рассчитываем в этом году на то, что благодаря новой модели вступительной кампании к нам придут ребята с осознанной образовательной траекторией. Они не будут думать о том, что если хватит баллов, они пойду в один вуз, а если не хватит - в другой. Так было, когда сдавали четыре ЦТ, сдавали все, что только можно было, а потом шли туда, где набрали больше баллов. Сейчас мы ожидаем, что ребята в 11-м классе будут стараться определить не просто те предметы, которые у них получаются, они будут искать то, к чему стремятся, что на самом деле является их призванием, их мечтой. И будут к своей мечте идти.
  • СЕРГЕЙ КАСПЕРОВИЧ
    У нас сохраняется ежедневное с шагом в три часа информирование по баллам. Это означает, что ничего не ухудшается. Информирование также будет идти и в последний день приема. Никто не мешает (наша страна компактна) поехать в другой вуз не только в столице, но и в любой другой наш город, где есть университет, и подать документы. Здесь важно понимать, что выбранный перечень вступительных и выпускных из школы не даст теперь набор всевозможных предметов, что на этой стадии мы уже выбираем не вуз, а выбираем группу специальностей или профессию. Да, к примеру, в БГУ проходной высокий - выше 350 где-то. Значит, ничто не мешает, понимая, что шансов нет, говоря простым языком, забрать своевременно документы и поехать в другой вуз. Это все будет работать не хуже, чем было раньше.

    Сертификаты будут действовать два года, как и было. Если молодой человек потерпел фиаско на выбранную специальность в этом году, эти же сертификаты позволяют поступать в следующем году. Плюс можно сдать ЦТ по трем предметам в следующем году. И мы получаем достаточно широкую возможность для того, чтобы у человека в ходе вот этой второй попытки был шанс поступить на избранное направление.
О ПРЕИМУЩЕСТВАХ ЦЕЛЕВОЙ ПОДГОТОВКИ
Целевая подготовка - это особая система отбора. Эта система предполагает внутренний экзамен в отдельные сроки. Это будет устный экзамен по первому профильному предмету в начале июня.
молодой человек понимает свое рабочее место уже на стадии поступления
Сергей Касперович
На самом деле ничего здесь страшного нет. Мы понимаем, что главное здесь думать не о форме экзамена, а о его содержании, о предметной составляющей. Если я выбираю специальность, где нужно сдавать математику, я бы в школе выбрал тоже математику в качестве ЦЭ.
Сертификат мне не нужен в таком случае, я иду на целевую и сдаю математику устно, демонстрирую свои высочайшие знания. На внутреннем экзамене я рассказываю комиссии все, что знаю, кроме письменной части, которую в начале я зафиксирую на листе ответа.
В Академии МВД рассказали, как в этом году пройдет объединенный конкурс межвузовской приемной комиссии
Для ведомственного образования нет разницы, где будет получать знания и диплом будущий милиционер, потому что требования к профессиональным, специализированным компетенциям нам установил министр. Мы должны выпустить выпускника, который обладает этими компетенциями.
Наш абитуриент выбирает не только учреждение образования или факультет, он выбирает будущую профессию
Елена Котенко
Вся учебная программная документация, вся учебная литература, научно-методическое обеспечение у нас разрабатывается совместно. И более того, очень вовлечены в эту работу заказчики кадров. Наш абитуриент выбирает не только учреждение образования или факультет, он выбирает будущую профессию. Причем это не просто милиционер, молодой человек выбирает направление оперативно-служебной деятельности. Есть ребята, которые понимают, что хотят служить в уголовном розыске, хотят быть операми. И вот такой молодой человек поступает в одно из учреждений образования и по баллам не проходит.
А у него в качестве следующего приоритета в заявлении указано другое учреждение образования, и если у него не получилось поступить в одно учреждение образования, он поступает в другое для того, чтобы стать оперативным сотрудником. Это самое главное, что дает нам объединенный конкурс. В связи с этим профориентация будущих сотрудников правоохранительных органов должна быть более "заточенной". Результаты последних лет свидетельствуют, что проходные баллы повышаются. У нас набор превышает все юрфаки вместе взятые. Мы, понимая, что количество наших абитуриентов не уменьшается, проходные баллы растут, престиж службы растет, очень хотим, чтобы к нам пришли самые подготовленные и мотивированные ребята.
о характеристике выпускника
  • ЕЛЕНА БОГДАНОВИЧ
    Характеристики выпускников будут обсуждаться на педагогическом совете учреждения образования, то есть это не индивидуальное мнение классного руководителя, это коллегиально принятое решение и оценка работы конкретного учащегося за период обучения. Этот документ не влияет на оценки.
  • СЕРГЕЙ КАСПЕРОВИЧ
    Характеристика предназначена не для того, чтобы получить дополнительные баллы при поступлении или наоборот, особые подходы в вузах силового профиля и так далее. Характеристика при поступлении нужна будет всем для того, чтобы использовать ее при последующей работе с зачисленным студентом. Она подается в приемную комиссию вместе с медицинской справкой, с аттестатом либо с дипломом колледжа. Это обязательный документ, без него не будет полного пакета.
  • ЕЛЕНА КОТЕНКО
    Наши абитуриенты должны для подготовки документов обратиться в территориальное подразделение до 15 апреля. До 1 июня мы знаем всех своих абитуриентов. И первое, с чего начинается, это вопрос мотивации, качественного отбора. Наш абитуриент проходит собеседование, ему выдается характеристика, где оцениваются его качества. Мы должны понимать: если человек идет служить, он должен обладать определенными качествами. Об их наличии мы узнаем из разговора на собеседовании, из отзыва классного руководителя. И таких этапов изучения личности абитуриента у нас несколько. Характеристика - это просто один из инструментов, но не единственный.
с 1 сентября вступил в силу классификатор, в котором отражены новые специальности
  • ОЛЕСЯ ПРОХОРЕНКО
    Помимо фундаментальных, классических специальностей, которые у нас есть, допустим, "химия", "физика", мы планируем набор в этом году и на такие востребованные и очень актуальные специальности, как "радиоэлектроника", "прикладная физика", "биотехнология". Специальности в том же IT-секторе, которые будут закрывать узкую область - медицину, то есть востребованные экономикой специальности находят свое отражение. Здесь очень важна ранняя профориентация. В БГУ на каждом факультете работает школа юного математика, физика, химика, филолога, лингвиста, историка и так далее. Они крайне востребованы. Сейчас мы говорим о том, что каждая "школа юных" практически своим набором говорит о планируемом закрытии бюджетных цифр приема.
  • ВАЛЕРИЙ ДУНАЙ
    В региональных вузах профориентационная работа также находится на достойном уровне. У нас тоже есть "школы юных", наш университет вообще открытый, потому что региональный. Мы сейчас углубляемся и работаем не только с выпускниками, но и со школьниками. Условно мы проводим такой "день студента". Школьники приходят, знакомятся со специальностями. Такая форма всегда была, она и должна быть, потому что по-другому никак. Человек должен, как говорится, пощупать, посмотреть, что его ждет.
  • ИГОРЬ ДРОГОВОЗ
    Предрасположенность детей к предметам видна с 5-го класса. По крайней мере, по моим предметам. В пятом классе преподается история древнего мира, она интересна детям. Увлеченные начинают участвовать в интернет-олимпиадах, которые ежегодно проводятся для учащихся 6-8-х классов. То есть до участия в республиканской олимпиаде дети уже могут попробовать свои силы. Тем более что победители интернет-олимпиад тоже получают определенные льготы и могут сразу попасть на второй этап республиканской олимпиады, это тоже мотивирует.
Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента
© 2023 БЕЛТА
Ссылка на источник обязательна.