СМИ и соцсети.
Правила игры в интернет-пространстве

брест
витебск
минск
могилев
гродно
гомель
игорь тур
политический обозреватель телеканала ОНТ
николай мысливец
директор Института социологии НАН Беларуси, кандидат социологических наук, доцент
павел попов
лилия новицкая
александр крагель
заместитель начальника управления по раскрытию киберпреступлений главного управления по противодействию киберпреступности криминальной милиции Министерства внутренних дел Республики Беларусь
главный редактор газеты "Гродзенская праўда"
главный редактор КУП "Редакция Березовской районной газеты "Маяк"
49,6
%
белорусов в большей степени доверяют государственным сми
источник: институт социологии нан беларуси
данные социсследования на тему "Факторы и условия повышения доверия населения Беларуси к национальным СМИ"
Трансформируется не только само окружающее нас пространство: экономическое, политическое, социальное, духовное, культурное, но и практики медиапотребления.
белорусские госСМИ выходят на новый уровень работы с потребителями информации
Николай Мысливец
Когда мы говорим о социальных сетях, телевидении, радио, печатных СМИ, в целом об информации, мы затрагиваем серьезный глобальный феномен - это перенасыщенная информационная повестка, которая касается нашей повседневной жизни. В таком объеме информации, с таким темпом ее обновления мы сталкиваемся впервые на протяжении нескольких последних лет. И здесь в первую очередь необходимо говорить, комментируя в том числе и распределение мнений, об определенном накоплении информации, знаний, накопления наших практик. Мы переходим в качественно новое состояние, когда с этими большими, значительными объемами информации самой разной нам необходимо научиться работать профессионально, грамотно, компетентно.
Трансформируются и те методы, практики, которые в своей работе используют наши государственные средства массовой информации. И БЕЛТА, и телевизионные каналы, и печатные издания.
В рамках данного временного отрезка необходимо говорить о том, каким образом мы определяем для себя ориентиры и каким образом эти ориентиры будем реализовывать. Что касается таких ориентиров, данные исследований, которые мы проводили, говорят о том, что для современного белорусского читателя, зрителя, безусловно, важна оперативность, аналитичность, грамотность подачи материала. И на этом фоне, в частности, ссылаясь на некоторые другие аспекты, та печатная продукция, с которой имеют дело белорусские читатели: газеты "Беларусь сегодня", "Звязда" и так далее - выступают своего рода в определенной степени элитарным продуктом, который предлагает читателю информацию, осмысленную, аналитически проработанную. И это новый уровень работы с читателями, потребителями информации.
своего читателя, слушателя, зрителя тоже нужно воспитывать
Если со стороны редакции, издателя, журналиста мы имеем дело уже с создателем такого продукта, который на порядок вырос, который может грамотно в этой информации разбираться и преподносить ее читателю, то вопрос сейчас еще в другой стороне - в аудитории, которую нужно ориентировать на продукцию грамотную, осмысленную, содержательную.
И движение в этом направлении есть, потому что есть посыл именно на подобного рода информацию. Есть запрос на такую информацию и есть ответ. Мы идем в направлении совершенствования той работы, которую проводят наши государственные средства массовой информации, и мы пытаемся воспитывать нашего читателя, зрителя, слушателя.
"Мы имеем дело с серьезным феноменом - кризисом экспертного знания"
Говоря о СМИ, об общественно-политической информации, мы на самом деле имеем дело с гораздо более серьезным феноменом - кризисом экспертного знания. И он действительно широко распространен. Потому что, начитавшись любой информации, каждый может попытаться противопоставить себя тем людям, специалистам, экспертам, которые посвятили тем или иным темам, о которых они говорят, если не всю жизнь, то по крайней мере большую ее часть. Поэтому мы ведь говорим не только о формировании доверия к информации общественно-политического свойства. Мы тем самым поднимаем гораздо более серьезную проблему. Это проблема в целом воспитания, формирования личности, социализации личности, где только через труд можно прийти к пониманию того, что любой результат предполагает определенные затраты и усилия.
Не просто по вершкам чего-то начитаться, не просто увидеть красивые картинки, а как минимум приложить усилие для того, чтобы разобраться в чем причина произошедшего.

Политологи, журналисты - предлагают экспертные знания. Это знание нужно произвести. То есть это особая нагрузка на тех, кто производит такой контент. Оно предполагает и высокий уровень профессиональной, образовательной подготовки, правовой культуры и гражданской зрелости. И оно же предполагает определенные усилия со стороны тех, кто находится по другую сторону экрана.
Информацию госСМИ потреблять сложнее, чем в интернете. Потому что телевидение и государственные источники информации, информационное агентство БЕЛТА, в первую очередь, мы не будем пропускать в эфир какую-то откровенную чушь.
госСМИ должны заставлять свою аудиторию думать, анализировать, сомневаться
Игорь Тур
Когда был 2020 год и на нас была приличная информационная атака со стороны сетевых изданий, типа Telegram-каналов, зарубежных источников информации, порталов и так далее, мы тогда осенью 2020-го обсуждали, а что самое рациональное сделать, чтобы им противостоять? Парадоксально, но самое рациональное - это делать то, что мы на самом деле умеем делать хуже всего, - ничего не делать и подождать для того, чтобы прошло время какое-то и люди набили собственные шишки. Человек читает какую-то информацию в Telegram-канале, где ему пишут, что вам государственное телевидение врет. Правда - вот это. Он такой на эмоциях - здорово, наконец-то я нашел тот источник информации, где говорят правду. Но проходит время, и он понимает, что ему, как дурачку, долгое время вливали какую-то чушь в уши, вешали лапшу на уши. И он тогда не будет больше так делать. Но до некоторых людей доходит все-таки долго. Это нужно признать.
Вот человек сидит, и у него все плохо. Он открывает интернет, где пишут, что придет какой-то другой президент, и жить будет хорошо. Ему нравится эта правда, и ему такую простую правду и дают. А что ему рассказывают госСМИ ? Что для того, чтобы жить хорошо, вам нужно прикладывать усилия какие-то, чего-то добиваться и что не в Президенте дело и не только в нем как минимум. Что ты должен сам. Это - неудобно. Интернет приучил людей к тому, что потреблять информацию должно быть комфортно, ненапряжно. А госСМИ во многом должны заставлять свою аудиторию слушать, думать, анализировать, сомневаться. А это не так приятно, как просто залипать в интернете и говорить: да, я вот так и считал.
Хорошо, что в стране развивается практика диалоговых площадок. Но они действительно должны быть диалоговыми.
молодежные аудитории нужно прикармливать спикерами и острыми темами
игорь тур
Такие аудитории нужно по-хорошему прикармливать спикерами. Чтобы риторика твоя не была только: государство все делает правильно, мы молодцы. Иногда где-то какую-то острую тему тебе как спикеру нужно самостоятельно вбросить: а вы знаете, а мне вот не нравится, что у нас в государстве на это мало обращается внимания.
И те люди, которые немного, скажем так, неактивно прогосударственные: так, подожди что-то здесь интересное будет. То есть ты парочку тем набросал, и они озвучили те вопросы, которые у них где-то есть в душе.
"Не доверяю информации, в достоверности которой не уверен абсолютно"
Я практически не смотрю никаких блогеров вообще. Любых: ни с альтернативным мнением, ни с прогосударственным. Я знаю, что, когда мои коллеги с государственного телевидения что-то говорят в эфире, они обязаны ответить за каждое слово, а каждая написанная строчка влечет перед этим колоссальный объем работы. При всем уважении к любому блогеру, говорящему что угодно: от ругающего власть до хвалящего ее. Нет ответственности. Он может просто где-то краем уха услышал, недослышал чего-то. Поэтому я не доверяю информации в достоверности, которой не уверен абсолютно. Я все-таки традиционалист, что касается СМИ.
Когда ты что-то постишь часто в социальной сети, то у тебя формируется некая своя аудитория, которой интересны твои взгляды на совершенно все вопросы текущей повестки. Ты не будешь выносить некоторые темы в эфир государственного телевидения, которые не являются системообразующими. Эфирное время дорого и там все-таки ответственности больше. Блогеры часто играют на том, что волнует многих, особенно в регионах: дороги, нехватка талончиков к врачу и так далее, - при этом не предлагая никаких конструктивных решений или даже не пытаясь разобраться в проблеме.

Мы говорим о блогерстве, да, нужно идти в ногу со временем и быть в тренде, но никогда нельзя в абсолют возводить ту же яму во дворе и считать, что рупором общественного мнения может быть какой-нибудь пускай и супер талантливый пользователь социальных сетей 18-летний, который должен обозначать молодежные проблемы. Мы сами должны определять и диктовать правила игры. Безусловно, важна роль средств массовой информации, районных, городских газет, вне всякого сомнения. Есть те, кто определяет повестку. То есть все-таки не блогер. Да, пускай где-то он может быть предметом общественного интереса, но никто не отменял разумный, взвешенный подход. И если в результате поездок по каким-то районам или встреч с какими-то людьми, которые проводят газеты и не только, мы видим какие-то проблемы, то их просто нужно спокойно, терпеливо решать. Не делать из этого хайпа, не раскручивать эти проблемы. Модное - важно, но оно всегда приходящее, а то, к чему мы сейчас идем, - это результат нашего менталитета, наших усилий, нашего понимания. Поэтому в погоне за обновлением важно не увлечься, важно сохранить здравый смысл и понимать, что могут быть недостатки и объяснять их абсолютно нормально. Получается, что иногда те, кто действительно громче стучится в дверь кабинета, - мы на него равняемся. А может быть, где-то нужно осадить, приструнить этого человека. Здравый смысл никто не отменял, поэтому мы им должны руководствоваться и дальше.
Николай Мысливец
Когда ребенок только начинает постигать азы информационно-коммуникационных технологий, такие программы, конечно, обязательны.
родителям стоит контролировать ребенка в интернете и соцсетях
Павел Попов
Существует масса различных способов, методов подсунуть ребенку какую-то контекстную рекламу, которая скрыта совсем в другом баннере, и он может перейти по ссылке, абсолютно не подозревая, на тот ресурс, который совсем не обязателен для ознакомления. Поэтому, когда у родителей стоят определенные программные средства, позволяющие осуществлять родительский контроль, это очень важно на начальном этапе.
Правда, контролировать подростков сложнее. Довольно тяжело будет мониторить их активность в сети, потому что они понимают, как это работает и какие программные средства можно применить, чтобы скрыть свою активность в интернете. А для детей, я считаю, это нормально, когда родители мониторят. И тем самым они понимают, чем интересуется ребенок.
часто люди совершают противоправные действия в интернете, думая, что они остаются анонимными
Многие граждане не понимают, что несут полную ответственность за свои слова и действия. Многие черпают информацию из недостоверных источников в сети интернет, и существует ряд форумов, на которых общается молодежь. Это и закрытые форумы, где эксперты (то есть те люди, которые считаются экспертами именно на этой площадке) утверждают, что действительно анонимность можно сохранить.
И даже создают какие-то инструкции и в итоге люди идут по ложному следу, пытаются совершать какие-то противоправные действия, думая, что они остаются анонимными. На самом деле, это не так и есть уже у нас наработанные методики, способы, как демонизировать этих пользователей. В итоге все анонимные пользователи все равно несут ответственность за свои противоправные действия. Мы в конечном счете их идентифицируем и к ним приходим.
о районных сми
районки являются важным звеном в коммуникации власти с людьми
Александр Крагель
Есть, например, возможность построить где-то спортивную площадку или же изменить направление одностороннего движения на одной из улиц - не просто исполком решает самостоятельно вопрос, а он выносится на обсуждение в Telegram-канале. Люди участвуют и видят, что не просто это решил председатель райисполкома с комиссией по безопасности дорожного движения, а они приняли решение. И приняли все вместе - тот, кто захотел, проголосовал и оставил свое мнение.
В регионах нужны и блогеры, но должны появиться сами, тогда действительно будут интересны. Многие проблемы, которые есть, блогер может поднять. Нет талончика к врачу, грязно возле мусорки и так далее. Они решаемые. Понятно, что каждый раз хватать эту тему и бежать, что у нас здесь не хватило кому-то талончика, либо три человека очередь, нет необходимости.
  • Игорь Тур
    Чаще всего какой-то острый вопрос можно снять, разъяснив людям, почему он на данный момент не решен в конкретном регионе. Большинство общественно-политических блогеров и лидеров мнений в интернете, я условно их так называю, набирают популярность на очень простой методологии: ты выходишь и что-то критикуешь. Ямы на дороге - это плохо. Куда смотрит председатель? Хорошо, но так может сделать совершенно любой человек, для этого не надо быть даже шибко большого ума. Мы не сможем приучить блогеров к тому, чтобы все в интернете говорили так, как удобно, но мы можем попробовать сформировать запрос у нашей аудитории. Хорошо, расскажите, а почему там эта яма, может, есть какие-то объективные причины, что она там есть, что были выделены деньги на эту дорогу, но потом случился, условно говоря, COVID, и эти деньги были перенаправлены врачам. Поэтому, пожалуйста, вы уж потерпите, что эта яма на дороге, мы знаем в исполкоме. Но были деньги направлены туда, где было нужнее. И это все нужно людям проговаривать нормально.
  • Лилия Новицкая
    Эту функцию вполне берут на себя средства массовой информации. У нас когда-то в 60-х годах была в газете рубрика "Фома Метелкин". Критика. Вот уже год, как мы вернули эту рубрику. Если поначалу мы сами искали такие вещи, где все было с комментариями, с решением вопроса, который планируется или который решался уже в ходе того, как мы работали над материалом, то теперь уже звонят люди - и звонят не конкретному журналисту, а блогеру "Фоме Метелкину.
о свободе слова в социальных сетях
  • Александр Крагель
    С их стороны, свобода слова - товар, который залежался на полке. И нам пытались его всучить по сходной цене за нашу независимость. Покупали, потому что верили в дружбу, какие-то понятия налаживания связей, в возможности добрососедских отношений и что в дальнейшем мы переживем этот период и все изменится и где-то мы найдем точки соприкосновения. Но ситуация не изменилась, а, наоборот, обострилась.
  • Лилия Новицкая
    Мы - приграничье и освещали практически ежесуточно эту тему, пропадая на границе. В это время там все СМИ работали на белорусской стороне: как наши, так и зарубежные. В то же время с польской стороны не только СМИ, там не было свободы передвижения, там просто не было доступа. Тут речь идет не только о свободе слова, а в принципе обо всех свободах. Это было начало, старт целой череде других действий. И была очень очевидна тогда разница между тем, что о нас говорили, и тем, что было в реальности.
Именно поэтому мы не только общаемся в интернете с нашими читателями (хотя это дает толчок к дальнейшему общению, росту подписчиков), но и проводим личные встречи.
В регионах - более узкий круг общения, нежели в столице, и более активное взаимодействие между людьми
Лилия Новицкая
У нас появился проект в прошлом году, мы его продолжаем в этом и будем дальше продолжать, он называется "Молодежная медиасреда с "Гродзенскай праўдай". Мы встречаемся в молодежной аудитории, в гимназиях, университетах и приглашаем спикеров. У нас был еще такой проект в 2020 году он назывался "Мотиваторы". Первая наша встреча была с председателем областного совета депутатов Еленой Пасюта в Гродненском университете. Студенты были разные, они реагировали по-разному: кто-то позитивно в первых рядах, кто-то с галерки улыбался, ухмылялся.
И один мальчик, когда Елена Васильевна предложила подписаться на ее Telegram-канал, сразу закачал головой и сказал: мы не подпишемся. А в конце этой встречи он подошел к ней и предложил сфотографироваться. После каждой такой встречи растет количество подписчиков в соцсетях, мессенджерах. Молодежь надо убедить. И не только рядом материалов, а в конкретном разговоре, слыша их контраргументы. И это дает результат.
Мы представлены во всех сетях
Вот недавно мы сделали TikTok, и буквально за 2 недели 1,7 тыс. подписчиков. Одно видео было - более 1,5 млн просмотров. Когда в Беларуси объявили проверку боеготовности, мы просто связались с нашими военными, и они нас сопроводили, показали все, что можно показать.
Сегодня люди уже стали гурманами во многом, и в сетях тоже, и уже научились выбирать хорошее, качественное, проверенное и достойное. И я думаю, что когда речь идет об интернет-ресурсах, то, может быть, падение это произошло за счет тех ресурсов, которые не вызывали доверия у людей.
Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента
© 2022 БЕЛТА
Ссылка на источник обязательна.