Конституция и референдум
брест
витебск
минск
могилев
гродно
гомель
Валентин Семеняко
председатель Постоянной комиссии по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь
Иван Толкач
заместитель начальника отдела правовой, аналитической и методической работы аппарата Центральной избирательной комиссии Республики Беларусь
Геннадий Иванчин
елена пасюта
Алла Бодак
директор ГУО "Брестский областной лицей имени П.М.Машерова", член РОО "Белая Русь"
председатель Гродненского областного Совета депутатов
судья Конституционного Суда Республики Беларусь
что значит для Беларуси обновленная Конституция
Общество сегодня сплотила Конституция. Повысилось доверие к власти, повысилась эффективность государственных органов, и этот процесс только в начале.
Мы стали крепким орешком на пути западной экспансии на Восток
Валентин Семеняко
Цель, инструментарий достижения цели главой государства были определены правильно. Ни для кого не секрет, что 2020 год выявил какие-то кризисные явления и те посылы, которые предлагались для их решения - "все разрушим, а потом…" - не оправдались. Оправдались созидательные моменты, и очень важно, что эти моменты цивилизованно, правильно, конструктивно были предложены обществу: обновляем Конституцию, меняем законы и переходим на новый уровень правоотношений, на новый уровень взаимодействия. Мне лично было очевидно, куда направлены действия тех, кто планировал в Беларуси украинский, литовский и другие сценарии, и почему это не сработало. Мне были понятны истинные цели. Сегодня истинные цели понятны большинству нашего общества. Ведь посмотрите, когда шло обсуждение (это особенно было видно на этапе, когда каждый мог внести свои предложения), люди, которые хотели разрушить наше государство за счет так называемых перемен неконструктивных и силовых, они слали предложения, которые были заметны сразу.
Было видно, что они организованы из одного центра, потому что текст одинаковый, только подпись другая: ничего не надо, возвращаемся к Конституции 1994 года и так далее и тому подобное. Ни слова о конструктивизме. Кто-нибудь видел их проект Конституции? Он так и не появился. Почему? Нечего предложить. Потому что не конституционный переход они предлагали. И сегодня эти действия, этот год и подготовительная работа показали, что у них нет шансов, что им нечего предложить. А то, что предлагается в новой Конституции и в соответствующем законодательном оформлении этих изменений, это действительно конструктивный путь, уникальный для Беларуси. Мы стали крепким орешком на пути западной экспансии на Восток, мы стали барьером этим силовым, оранжевым, золотым и сиреневым революциям, какому-то иностранному вмешательству. Маленькая Беларусь стала барьером. И общество сегодня Конституция сплотила. Повысилось доверие к власти, повысилась эффективность государственных органов, и этот процесс только в начале.
ПОЧЕМУ БЕЛАРУСЬ ОТКАЗАЛАСЬ ОТ ОБРАЗЦОВ ДЕМОКРАТИИ ЗАПАДА
БЕЛАРУСЬ НА ПУТИ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ ВО МНОГОМ ВЫСТУПАЕТ ПИОНЕРОМ
Мы, проходя путь конституционных преобразований, во многом выступаем пионерами: в мировой истории нет таких примеров, когда вот так широко на общегосударственном, общереспубликанском диалоге обсуждаются нормы, каждая статья, каждое слово Конституции.
Беларусь, как и многие другие государства на постсоветском пространстве, вначале взяла для себя образец западной демократии, а потом убедилась в том, что эти образцы не могут быть образцами, они уже сегодня переживают огромнейший кризис, и те догмы, которые они доводили как некие совершенные, сегодня не могут работать. Поэтому мы идем по своему пути, изобретаем свою модель. И эта модель обещает быть эффективной прежде всего потому, что она рождается в муках дискуссии, в которой может принять участие каждый гражданин, он может быть услышан. Это очень важно. Именно поэтому многие новеллы, которые были внесены в Основной закон по итогам референдума, не имеют мировых аналогов. Это наш путь, белорусский путь. Это наша реальность, наша ментальность, наша культура, наши традиции, которые мы туда заложили.
Суверенитет - это неотъемлемый признак нашего государства
Алла Бодак
В современный период глобализации, региональной интеграции значительно усилились риски и вызовы государству как правовому институту.
Вообще суверенитет - это неотъемлемое свойство и признак любого государства. Но сегодня в мировой литературе, в доктринальном понимании, в общем-то, появились и успешно поддерживаются тенденции, связанные с десуверенизацией, связанные с тем, что в современных условиях глобализации вообще не может существовать суверенитет как таковой. Он ограничен, он делится, поскольку государство, вступая в межгосударственные образования, делегирует часть своих государственно-властных полномочий. Поэтому сегодня, как утверждают некоторые основатели этих доктринальных подходов, его в принципе не может быть. Мы в своей обновленной Конституции утверждаем совершенно обратное. Мы говорим о том, что суверенитет - это неотъемлемый признак нашего государства - Республики Беларусь.
Впервые в преамбуле Конституции, которая отражает основные идеи и ценности, основной вектор развития государственного строительства, конституционного развития, определили, что народ Беларуси сохраняет право на национальную самобытность и суверенитет. То есть мы тем самым четко определили, что мы суверенное государство и это наш основной Конституционный принцип и вектор государственного строительства. Мы к этому подошли очень комплексно и системно, потому что все конституционные принципы и нормы нужно рассматривать в системе, комплексно и нельзя отрывать одну норму от другой. Это одно из направлений демократизации Конституции.
алла бодак: "В Конституции заложены духовно-нравственные начала для развития нашего общества"
Настоящая Конституция - это результат эволюционного поступательного развития.
Никакой авральщины, это результат эволюционного развития

Геннадий Иванчин
Если взять референдум 1996 года, необходимо было преодолеть кризисные явления в экономике, в политической системе, вызванной развалом Советского Союза. 2004 год - укрепление вертикали власти, централизация власти для того, чтобы создать самостоятельное, суверенное, мощное экономически и политически государство. И Конституция настоящая - это результат эволюционного поступательного развития.
Здесь нет никакой авральщины. Здесь нет какой-то сиюминутной реакции на происходящее. Это стратегия развития государства, то, о чем говорит глава государства, и это нашло свое отражение в Конституции.
обновленная Конституция стала гарантом мира и безопасности

Елена Пасюта
В нашей Конституции сохранены все моральные принципы, по которым развивается наше общество.
Хочу обратить внимание на важные моменты в обновленной Конституции. Это, конечно, сохранение нашей национальной идентичности, сохранение двуязычия. Эта Конституция для тех, кто считает себя поистине белорусом и патриотом нашей страны. В нашей Конституции сохранены все моральные принципы, по которым развивается наше общество, сохранена историческая правда, историческая память как те постулаты, которые позволяют нам помнить все, что прошла наша страна, общество. Поэтому, конечно, это уникальный документ, который благодаря референдуму изучили практически все. Этот документ позволяет эволюционно развиваться нашей стране.
Стоит отметить совместный проект облсовета и редакции газеты "Гродзенская праўда" - "Ровесники молодой Беларуси". Задача этого проекта - проследить, как государство повлияло на жизнь молодых людей, либо наоборот: как отдельно взятый человек, совершенствуясь, развиваясь, смог чего-то достичь в своей жизни за 30-32 года. Мы нашли очень много интересных, уникальных людей, представителей разных профессий и социальных статусов, которые отмечают, что те условия, которые создала страна для их развития и совершенствования, это, конечно, невероятно.
Важнейшее направление - социализация Конституции
В обновленной Конституции были усилены такие принципы, как принцип социальной справедливости, принципы социального государства, расширились возможности социальных прав граждан, при этом увеличились обязанности государства в социальной сфере.
Увеличились обязанности государства
Алла Бодак
Первая статья Конституции говорит о том, что мы правовое социальное государство, и, соответственно, если мы себя таковым провозгласили в Основном законе, то, конечно же, мы одновременно как государство взяли на себя определенные обязательства. Это тоже отражается и в 2-й статье, и в 21-й, и в 49-й статье Конституции. Но в положениях обновленной Конституции мы ввели дополнительные обязательства, которые обусловлены сегодняшним временем. Например, мы осуществляем строительство атомной электростанции, и в статье Конституции, закрепляющей право граждан на охрану окружающей среды, мы закрепили также обязательства государства развивать атомную энергетику, при этом обеспечивая безопасность граждан, общества от каких-либо негативных последствий в результате развития атомной энергии. Это дополнительное обязательство.
Кроме этого, государство на себя взяло дополнительное обязательство и по социализации инвалидов и пожилых людей. Это новая норма, где четко говорится о том, что государство обязано создавать условия для интеграции инвалидов в общество, для создания равных возможностей для всех граждан, чтобы реализовывать свои любые конституционные права и свободы.
обновленная Конституция наполнена социально-ценностным смыслом
Надо понимать, что Конституция наполнена определенным социально-ценностным смыслом, который содержит определенные устремления воспитательного характера для граждан в здравоохранении, в экологии. Например, дискуссионная норма о том, что граждане заботятся о сохранении своего здоровья, получившая закрепление в 45-й статье, касающейся права граждан на здоровье. Это тоже является определенной социальной установкой.
Есть определенные социальные обязательства со стороны граждан, где они обязаны нести социальную ответственность и вносить посильный вклад в развитие общества и государства, т.е. это такой конституционно-правовой механизм, который уравновешен и правами, и обязанностями как со стороны государства, так со стороны граждан. Когда есть такие взаимные права и обязанности всех трех участников, я имею в виду и государство, и общество, и гражданина, тогда конституционно-правовой механизм имеет более действенный эффект. Он тогда действительно будет иметь более качественное восприятие не только в правоприменительной практике, но и в конституционном правосознании наших граждан.
как расширились конституционные права белорусов после референдума 2022 года
Были затронуты разные права граждан. Например, говоря о демократизации нашей современной Конституции, я бы отметила, что (затронуто. - Прим. БЕЛТА) право наших граждан на участие в решении государственных дел. Возможности для реализации этого права расширились. Например, если раньше конституционная норма говорила, что граждане имеют право обсуждать законы, имеют право принимать участие в обсуждении закона, то сейчас они могут обсуждать абсолютно все виды не только законопроектов, но и проектов любых других нормативно-правовых актов. Конституция пополнилась обязательствами государства в соцсфере: правами граждан на определенные гарантии со стороны государства в плане защиты семей, воспитывающих детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей.
Плюс норма, которая впервые появилась, о социализации пожилых людей в обществе. В прошлом году в Конституции появилось еще одно новшество. Оно касается права на охрану окружающей среды. Оно тесным образом связано с правом на охрану здоровья.

У нас появился новый орган - Всебелорусское народное собрание. Очень много идет решений, которые затрагивают и права, и свободы, и интересы граждан и в решениях Президента. Поэтому здесь расширились действительно возможности для граждан в плане влияния, участия в принятии государственных решений.
ГРАЖДАНЕ ВПРАВЕ ОБРАЩАТЬСЯ В КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД НАПРЯМУЮ
Алла Бодак
Конституционный Суд в результате обновленной Конституции сегодня рассматривает прямые обращения граждан - так называемые конституционные жалобы на предмет соответствия конституционности закона. Я подчеркиваю, только применяемо в конкретном деле, если исчерпаны все другие средства судебной защиты. То есть граждане Республики Беларусь получили право прямого доступа с конституционной жалобой в Конституционный Суд.
Раньше граждане могли обращаться с таким вопросом через уполномоченные органы, то есть специальные государственные органы, которые рассматривали такие обращения граждан и затем сами принимали решения, обращаться в Конституционный Суд или нет. Новые полномочия Конституционного Суда - это дополнительная гарантия защиты государственного суверенитета. Потому что мы определяем у себя, внутри Республики Беларусь, конституционно-правовой механизм разрешения каких-то определенных споров, конфликтов, которые возникают в результате осуществления деятельности органами государственной власти. Это тоже один из элементов, одна из дополнительных гарантий защиты нашего государственного суверенитета.
как расширились полномочия Конституционного Суда после внесения изменений и дополнений в Основной закон страны
о важности законопроекта о Всебелорусском народном собрании
Мы создаем уникальный прецедент, когда каждый гражданин нашего общества может стать законодателем, причем на постоянной основе сроком на 5 лет, когда каждый может быть услышан.
Законопроект о ВНС - пример истинного народовластия
Валентин Семеняко
Мало того, его делегирует, например, политическая партия, общественный, трудовой коллектив либо депутатский корпус. Ему дают какие-то наказы, и он возвращается после выполнения своих обязанностей в коллектив, и он подотчетен ему, то есть не может выступать от себя лично, он не может оторваться от каких-то интересов той группы, которая его делегировала, должен представлять ее.
Это и есть пример истинного народовластия. Конечно, огромные риски есть: как эти полномочия будут использоваться. Но и в ходе работы конституционной комиссии, и впоследствии, общаясь с заинтересованными специалистами, политологами, я все больше прихожу к выводу о том, что решение это правильное в плане создания системы сдержек и противовесов различных уровней власти.
законопроект о ВНС - это белорусское слово в госстроительстве
Мы не вписываемся в какие-то каноны международные, когда говорят о четком разделе исполнительной власти, законодательной и так далее. Здесь есть элементы и представительной власти, и законодательной. И даже в каком-то смысле исполнительной. Это наша реальность, это наше слово в государственном строительстве, это наша ментальность. Это наша традиция, это наш подход к единению общества.
И в этом плане закон о ВНС, которого все ждали, который рождался в очень серьезных муках, потому что нужно было найти оптимальные формулировки, разобраться в хитросплетениях полномочий, четко их разграничить, чтобы не было толкования двойного, получился всеобъемлющим, очень рациональным, понятным для всех. Сегодня, действительно, мы пришли к тому, что мы разобрались с полномочиями, что можно распределить, а что нельзя. Остальное уже находится в поле подзаконных актов, которые тоже могут регулировать, базируясь на этом очень важном, основополагающем законе. Главная тема - выборы - прописана, механизм работы прописан, полномочия прописаны, подзаконные акты - основываясь на Конституции и этом законе.
о работе закона о ВНС: "Примут регламентные моменты, остальное - на практике"
практика обсуждения законопроекта о ВНС доказала неравнодушность людей к судьбе страны
Елена Пасюта
Во время проведения диалоговых площадок, когда рассматривалось Всебелорусское народное собрание, самым распространенным был вопрос о том, кто может стать делегатом.
Для углубления в эту тему был объявлен конкурс творческих работ "Я законодатель". Один из его пунктов - "Мой посыл делегату Всебелорусского народного собрания". И старшеклассники, и студенты заинтересовались ВНС.
Они отмечают, что делегат должен обладать определенными навыками и умениями, быть подготовленным, потому что придется решать очень значимые для страны вопросы.
закон о партиях и общественных объединениях
Если партия хочет заявить о себе на политическом ландшафте государства, то она действительно должна через свои программные положения, идеи получить как можно больше сторонников.
закон о партиях и общественных объединениях оздоровит партийную систему
Геннадий Иванчин
Сейчас в Министерстве юстиции зарегистрировано 15 политических партий. К сожалению, активность их в большинстве случаев связана с электоральными кампаниями. Задача партии - это не только приход к власти, это приход к власти через предложение социально-экономического развития - политического, культурного, и с этим надо работать. Должны быть конкретные проекты, дающие конкретные результаты, пользу обществу.
Предложенные изменения (в закон "О политических партиях и общественных объединениях". - Прим. БЕЛТА ) будут способствовать оздоровлению партийной системы и изменению подхода уже действующих партий к своей партийной работе. Если раньше для создания партии необходимо было иметь не менее 1 тыс. человек, то сейчас - не менее 5 тыс. Необходимо иметь организационные структуры во всех областях и в городе Минске, а раньше - в большинстве областей и городе Минске. Кроме того, сейчас необходимо иметь организационные структуры минимум в одной трети районов Беларуси и одной трети городов областного подчинения. И численность этих организационных структур должна быть не меньше 100 человек.
Конечно, ряд партий не сможет пройти перерегистрацию по объективным причинам. Но это не значит, что партийное пространство сузится, уменьшится. Совсем наоборот, получат возможности новые политические силы. Те же общественные объединения, которые на деле доказывают свою состоятельность, смогут провести учредительные съезды, создать партии, которые будут пользоваться поддержкой и избирателей, и власти.

Среди предложений в изменение закона "О политических партиях и общественных объединениях" сейчас снят запрет, который был в законе "О политических партиях" 1994 года, на финансирование из республиканского и местных бюджетов. Это очень важно. Очень много активных людей, у них есть хорошие идеи, которые можно реализовать на практике, но у них нет финансовых возможностей. У них меньше возможностей укоренить на практике свои программные положения. А государство в такой ситуации может оказать финансовую помощь, видя, что партия пользуется поддержкой избирателей.
О ПРОЦЕССАХ, КОТОРЫЕ СЕГОДНЯ ПРОИСХОДЯТ ВНУТРИ РОО "БЕЛАЯ РУСЬ"
Это историческое событие. "Белая Русь" достаточно долго шла к этому. С момента образования было много людей активных, которые говорили, что необходимо делать следующие шаги. То есть создание политической партии будет весьма логичным продолжением всей той большой общественно-политической работы, которая проводилась и проводится общественным объединением.
"Белая Русь" активно участвовала во всех электоральных кампаниях. У нее есть свои имиджевые мероприятия, направленные на социальную поддержку разных категорий наших граждан. "Белая Русь" узнаваема в обществе. Сейчас это около 200 тыс. членов, активных людей. Но не все из них станут членами партии. Общественное объединение останется, потому что в этом формате люди хотят помогать, реализовывать какие-то интересные проекты, идеи.
Политическая деятельность - не для всех. Это для тех людей, которые видят некое политическое будущее для себя, для объединения. Поэтому я уверен, что часть станет членами политической партии, но значительная часть останется в формате общественного объединения. И это правильно, здорово. Они будут взаимодействовать на благо нашего государства, на благо нашего общества.
Члены "Белой Руси" расценивают происходящие события как знаковые. Это то, к чему мы стремились, это возможность реализовать на практике накопленный опыт в общественно-политической деятельности, опыт участия в обсуждении и внедрении различных социально-экономических проектов.
Как будет выглядеть партийный ландшафт через полгода?
  • Валентин Семеняко
    Из 15, я думаю, будет 5 партий. Более того, на базе общественных объединений будет продолжаться процесс, который запускает сегодня "Белая Русь". Будет продолжаться это движение. И мы постепенно, не гвалтом, а постепенно придем к хорошему участию политических партий в государственном строительстве Республики Беларусь. Если мы сконцентрируемся на национальных интересах в партийном строительстве, то мы построим свою уникальную белорусскую модель, в которой будут учтены и интересы общественных объединений, и интересы политических партий, и интересы групп граждан, которые не входят ни в какие объединения, что тоже очень важно.
  • Елена Пасюта
    Мне кажется, останутся те партии, которые нам всем известны. Это Коммунистическая партия и Либерально-демократическая партия. Белорусский союз женщин и общественное объединение "Белая Русь", возможно, перерастут еще в две партии. Не знаю, как подтянется Белорусская аграрная партия, хотя она многочисленная, насколько они будут активно включаться в политическое строительство. У нас ветеранских организаций много, но они наверняка примкнут к политической партии коммунистов. То есть пройдет обновление внутри партии. Конечно, будет передан определенный импульс для государственного партийного строительства, что будет служить национальной безопасности, развитию нашей страны.
Семеняко: 2020 год политизировал всех
Как идет подготовка к выборам и какие изменения почувствует избиратель
Мы многие статьи кодекса скорректировали в части более тесного взаимодействия с сетью Интернет, с другими нашими электронными системами.
изменения в Избирательном кодексе Защитят правовое поле от внешних вмешательств
иван толкач
Это и требования к кандидатам в депутаты, кандидатам в целом на выборные должности, помимо тех цензов, которые предусмотрены избирательным законодательством. Также введен четкий запрет на (недопустимость наличия. - Прим. БЕЛТА) документы о гражданстве или подданстве, на документы, дающие право на льготы либо какие-то преференции, здесь имеются в виду документы иностранных государств. Это будет способствовать большей защите нашего правового и общественного поля от внешних вмешательств. Оценка выборов с точки зрения их конституционности и легитимности - это полномочия Всебелорусского народного собрания, которые добавляются в избирательное законодательство. Само собой, это выборы депутатов всех уровней в единый день.
Работа проделана огромная. Перед началом этой работы не было четкого понимания: все-таки это будут изменения и дополнения в кодекс либо будет новая редакция кодекса, то есть настолько большой был объем изменений. Помимо имплементации тех положений, которые стали новыми для Основного закона страны, все-таки был накоплен огромный опыт правоприменительной практики за 10 лет, а именно 10 лет прошло с момента более-менее масштабных корректировок Избирательного кодекса (это было в 2013 году, в 2015-м были небольшие технические изменения, касающиеся уточнение понятия иностранных инвестиций). Тогда вносились точечные правки в Избирательный кодекс.
в части парламентских выборов отменен показатель порога явки
Иван Толкач
Выборы состоятся при любой явке избирателей. Вторые туры были ранее отменены изменениями, которые вносились в избирательное законодательство до этого референдума.
21 февраля опубликован соответствующий закон, через 10 дней он вступил в силу. Это дает старт масштабной работе по подготовке постановления Центральной комиссии, иных документов, которые будут регламентировать избирательную кампанию. Уже со второй половины августа начнутся действия, обязательные к подготовке кампании, - установление средней численности избирателей на избирательный округ по выборам в Палату представителей, установление численности округов по выборам депутатов местных советов. До 1 сентября эта работа должна быть завершена. Несмотря на то, что по переходным положениям Конституции на внесение изменений, дополнений в Избирательный кодекс отводилось два года, мы все прекрасно понимаем, что этот срок должен быть существенно сокращен. И на сегодняшний день у нас документ уже есть.
Во время единого дня голосования избиратель на себе не почувствует значительных изменений. Что касается каких-то изменений в этой части, то мы строже подходим к аккредитации наблюдателей, а именно ограничиваем срок аккредитации сроком до начала голосования. То есть как только началось досрочное голосование, аккредитация наблюдателей завершается. А по остальным критериям все остается без изменений.
о целях введения единого дня голосования
Благодаря единому дню голосования станет меньше всплесков политической активности, которая характерна попыткой вмешательства во внутренние дела, попыткой управлять из-за рубежа теми или иными политическими процессами, которые происходят в нашей стране.

С переходом к единому дню голосования и с установлением конкретной даты проведения избирательной кампании мы еще даем возможность подготовиться к кампании участникам, прежде всего кандидатам, которым нужно подумать о своих инициативных группах или о других способах выдвижения, провести работу с людьми, выработать и как-то изложить свои программы. Это вносит большую ясность, большее понимание в избирательный процесс.

К каждой избирательной кампании мы принимаем постановление, которое утверждает календарный план всех мероприятий, которые проводятся, поэтому проекты такие уже разрабатываются и мы четко в соответствии со всеми сроками, определенными в законодательстве, всю эту работу выстроим.
Единый день голосования дает старт не только процессу избрания делегатов ВНС. Поскольку мы говорим о 750 делегатах, которые войдут в состав ВНС путем избрания (это 350 делегатов от местных советов и 400 - от гражданского общества). Но ведь это еще и члены Совета Республики, которые должны быть избраны. А для того, чтобы избрать членов Совета Республики, нам нужно сформировать местные советы депутатов, провести первые заседания. И далее уже базовый уровень местных советов будет начинать процедуру выдвижения в Совет Республики и все последующие шаги. Поэтому в течение максимально возможных 60 дней, которые отводит нам Конституция, нам нужно, помимо всех процедур, которые будут формировать Всебелорусское народное собрание, еще избрать членов Совета Республики. Мы понимаем, многие сроки нам пришлось сократить, в том числе срок выдвижения в Совет Республики. Если раньше на это отводился месяц, то сейчас, по сути, это будет не более 10 дней. Пока еще мы уточняем этот момент.
Как изменится количество окружных комиссий из-за введения единого дня голосования
как идет работа по ст.142 Конституции
Закончим в течение 2023 года
Валентин Семеняко
25 законопроектов готовятся ко второму чтению. Работа идет и по остальным.
Практически все законы взаимосвязаны между собой. Поэтому мы работали параллельно. Например, Избирательный кодекс шел параллельно с законом о Национальном собрании и с изменением законов о статусе депутата, например, конечно же, с законом о Всебелорусском народном собрании. Мы пытались найти взаимосогласованные формулировки, общую концепцию поддерживали для того, чтобы не войти в противоречие. И поэтому эти законопроекты, которые я перечислил, они как бы выстроили логику работы государственных органов.

Процесс, который заложен в 142-ю статью, на мой взгляд, несколько условен. 88 нормативных актов до февраля 2024 года должны быть приняты, но мне кажется, их намного больше. История показывает, что эти идеологические нормы, которые закладываются в Основной закон, работают не один год, не два, не три. До 15 марта 2022 года мы принимали законы, руководствуясь Конституцией 1994 года с поправками. Следовательно, и эта Конституция будет влиять, ей будут руководствоваться законодатели на протяжении всего времени ее действия.
Если говорить конкретно, то из этих 88 законов 35 уже приняты в двух чтениях и подписаны главой государства. Собственно, они начали работать. Кроме того, нужно сказать о том, что некоторые нормы Конституции имеют прямое действие и они тоже уже работают. Хотя не приняты соответствующие законы. Простой пример: 15 марта мы открыли сессию в соответствии с Конституцией, которая говорит о том, что сессия должна быть одна, а не так, как это было раньше - две в году. И еще до принятия закона о Национальном собрании, регламента Палаты представителей и Совета Республики мы работали уже по этой схеме. Конституция не может все объяснить и все конкретизировать. И это как раз поле для деятельности законодателя, поле для дальнейшего продвижения закона в виде подзаконных актов, постановлений правительства, решений каких-то вплоть до приказов руководителя предприятия и инструкций.
закон о Национальном собрании
Он был первым в череде этих 25 законопроектов. Это авторский закон, подготовленный депутатами комиссии, которую я возглавляю. Он также дал ответы на многие вопросы, поскольку были отражены требования Конституции.
И этот документ на сегодняшний день дал стимул для других законопроектов. Для того чтобы те посылы, которые в нем изложены, развивались в законе о местном самоуправлении, в том же Избирательном кодексе и в других.
Мы ждем внесения закона о Президенте, других законопроектов из этого списка, которые также будут иметь солидный резонанс в обществе и логически завершают цепочку законодательных преобразований.
ВАЛЕНТИН СЕМЕНЯКО
Во время работы над законопроектами тщательно выполняется посыл, который дал глава государства при подготовке изменений в Конституцию. Мы выходили на постоянный совет даже в режиме онлайн с нашими гражданами, депутаты придерживаются его при подготовке этих законов. Мы делаем выездные заседания с привлечением заинтересованных, обсуждаем все самые значимые законы с нашими избирателями. Вот простой пример: накануне принятия закона о Всебелорусском народном собрании и Избирательного кодекса опять-таки в режиме онлайн НЦЗПИ проводил изучение общественного мнения, и каждый гражданин мог подать свои предложения. И предложения приемлемые, конструктивные и заслуживающие внимания были учтены. Практика постоянного совета с гражданами очень оправдала себя при подготовке Конституции и работает теперь.

Главный критерий качества законодательного акта - это правоприменительная практика. И жизнь нам подскажет еще другие законы, которые нужно будет поменять в соответствии с Конституцией. Мы посмотрим, как будут работать законы, которые мы примем в течение этого года, и работа эта будет продолжаться, потому что все невозможно учесть на уровне проектирования законов. Да, мы пытаемся, но практика, жизнь, люди подсказывают какие-то вещи, которые невозможно учесть и спрогнозировать. Поэтому процесс этот будет продолжаться. Сегодня эта задача поставлена, и мы с ней справляемся достаточно эффективно.

год назад обновленная конституция вступила в силу
Оригинальные экземпляры Конституций Республики Беларусь разных лет, предоставленные Национальным архивом Республики Беларусь, печатные издания из собрания Президентской библиотеки Республики Беларусь и материалы из фондов Национального исторического музея Республики Беларусь

Фото с временной экспозиции «Конституция – главный документ страны» (Музей современной белорусской государственности,
филиал Национального исторического музея Республики Беларусь
)
Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента
© 2023 БЕЛТА
Ссылка на источник обязательна.