вступительная
кампания
2023
эксперты
Александр Кадлубай
заместитель министра образования
Татьяна Лукша
Директор гимназии №24 Минска
Виктор Бурло
заместитель начальника главного управления контроля бюджетно-финансовой сферы Комитета государственного контроля
Юрий Миксюк
Директор Республиканского института контроля знаний
Софья Филистович
Первый заместитель начальника главного управления по образованию Минского облисполкома
Василий Матвеев
первый заместитель генерального директора белта
52,2
тыс.
Всего в учреждения высшего образования в этом году планируется принять
человек
Математика - лидер второго ЦЭ
Юрий Миксюк
  • Всего для участия в ЦЭ зарегистрировано 53 316 человек
  • на математику зарегистрировалось 20 580 человек
Испытание по русскому языку, его 14 мая сдавали около 41,8 тыс. выпускников, и белорусскому языку, его сдавали более 11,5 тыс. человек, уже позади. Сегодня ребята пишут ЦЭ по предмету на выбор. Так, на математику у нас зарегистрировалось 20 580 человек, на биологию - 9 683, на английский язык - 6 100 человек. Это пятерка лидеров среди предметов ЦЭ. На первом месте у нас русский язык, на втором - математика, на третьем - белорусский язык.
о сдаче ЦЭ в резервные дни
Сдающие централизованный экзамен в августе участвовать в приемной кампании в вузы не смогут.
Участник ЦЭ, не явившийся на испытание либо освобожденный от него непосредственно во время экзамена по уважительным причинам (заболевание или другие не зависящие от учащегося обстоятельства, подтвержденные документально), сможет сдать ЦЭ в резервные дни или иные сроки. Первый этап резервных дней состоится 23 и 25 мая, второй этап запланирован на 13 и 15 июля, третий - на 21 и 23 августа. Необходимо помнить, что сдающие централизованный экзамен в августе участвовать в приемной кампании в вузы не смогут, пойти учиться можно будет только в учреждения профессионально-технического образования.
Важно помнить
Выпускник 11 класса должен прибыть в пункт проведения с пропуском, документом, удостоверяющим личность (паспорт, ID-карта (пластиковая смарт-карта), вид на жительство в Беларуси, удостоверение беженца, справка, выдаваемая в случае утраты (хищения) документа, удостоверяющего личность), ручкой (гелевой или капиллярной) с чернилами черного цвета. Школьники без документа, удостоверяющего личность, к прохождению испытаний не будут допущены. Не попадут на экзамен и опоздавшие - те, кто прибудут на ЦЭ после вскрытия пакета с экзаменационными работами.
Получив в аудитории бланк экзаменационных заданий, участнику централизованного экзамена необходимо убедиться, что номер варианта бланка ответов соответствует номеру варианта экзаменационной работы. Выпускнику следует записать номер бланка ответов в пропуск. После того, как отведенное на испытание время закончится, а на экзамен по государственным языкам выделяется 120 минут, молодой человек должен сдать экзаменационные материалы и листы для рабочих записей. Те, кто закончат выполнение работы раньше отведенного времени, могут покинуть аудиторию.
Важно помнить, что согласно правилам проведения ЦЭ, участникам категорически запрещается проносить и использовать в аудиториях, где проводится экзамен, любые предметы, кроме документа, удостоверяющего личность, ручки, пропуска и калькулятора (только на ЦЭ по химии и физике). Также нельзя фальсифицировать данные в области регистрации бланка ответов, меняться местами в аудитории, экзаменационными материалами, пользоваться помощью других участников. Накажут за внесение информации в бланк ответов после окончания времени экзамена, за наличие при себе средств связи, электронно-вычислительной техники, фото-, аудио- и видеоаппаратуры, а также шпаргалок на любых носителях, другие устройства приема, хранения и передачи информации.
фактор случайности в тестах ЦЭ максимально минимизирован
Задания ЦЭ полностью удовлетворяют требованиям базового уровня школьной программы для того, чтобы создать равные условия для всех участников испытания.
В этом плане была проведена большая работа. Во-первых, из тестов ушел 5-й уровень сложности заданий. Его часто критиковали, поэтому мы оставили задания 4-го уровня сложности, которых, как показала практика, достаточно для того, чтобы оценить и хорошо подготовленных, и слабо подготовленных. Структура теста также изменилась, теперь число заданий в части "А", там, где нужно выбрать ответ из предложенных вариантов, значительно уменьшилось. В части "Б", где нужно конструировать ответ, что-то прорешав, показав логику и знания, угадать не получится. Количество заданий в этой части возросло, но вместе с тем общая длина теста у нас сократилась. Благодаря этому у участников испытания будет достаточно времени на решения, рассуждения, необходимые в части "Б". Фактор случайности в этих тестах максимально минимизирован.
Сотрудники института участвовали в обучении специалистов пунктов проведения ЦЭ, особенно новых. В этом плане было также рекомендовано сотрудничество новых пунктов с опытными пунктами тестирования. Опытные специалисты вплоть до выезда на места проводили определенную техническую работу, благодаря которой новые пункты смогли качественно сработать. По многим техническим моментам мы выложили полную демонстрацию, например, вскрытия пакетов с материалами покадрово.
Было показано, как это сделать, не нарушив ленту, не повредив материалы. Мы показывали, как опломбировать вализу, как работать с фельдъегерской службой. Организовать свою работу мы смогли, в том числе, получив определенный опыт при репетиции ЦЭ, поэтому она была для нас также важная, не только для пунктов проведения.
Современный цЭ - это не тот тест, который был на заре ЦТ, он включает в себя часть "Б", где не получится угадать ответ
Александр Кадлубай
Новая аттестация 11-классников - это не решение прошлого года, оно вынашивалось около трех-четырех лет, на протяжении которых высказывались различные предложения и схемы изменений итоговой аттестации школьников. В результате этих обсуждений, диалоговых площадок, различных совещаний, в том числе на самом высоком уровне у главы государства, мы все пришли к той модели итоговой аттестации, которая была 14 мая. Для чего это делалось? Есть несколько причин эволюционного совершенствования. В первую очередь мы получили выход на единую систему итоговой аттестации школьников. В прошлые годы итоговая аттестация сдавалась в классической форме: это контрольные работы, изложения, сочинения, диктанты, устные экзамены, а буквально через короткий промежуток времени ребята вынуждены были сдавать ЦТ уже в форме тестов.
Когда впервые прозвучало предложение об объединении выпускных и вступительных испытаний, было много скептиков, утверждавших, что тест сводит учащихся лишь к запоминанию, клиповому мышлению. Но мы вместе с Республиканским институтом контроля знаний проанализировали, как эволюционировал тест с момента появления централизованного тестирования. Сегодня можно смело говорить, что это не тот тест, который был на заре ЦТ: он включает в себя часть "Б", которая не сводится к угадыванию ответа, здесь для получения результата нужно применять знания, их синтез, здесь мы видим рассуждения учащегося, как говорил глава государства.
В последующем выпускникам нужно будет сдать всего одно ЦТ для того, чтобы иметь набор документов для поступления в высшее учебное заведение. Если говорить о критике, то она была в том плане, что ряду обучающихся нет необходимости сдавать ЦЭ, так как они не видят свою траекторию поступления в вуз. Это тоже обсуждалось не единожды, но все-таки мы говорим о том, что обучающийся должен серьезно подходить к своей подготовке на уровне школьного образования и понимать, что если он не видит себя в высшем образовании, то он должен после 9-го класса идти в профессионально-технические либо средние специальные учреждения образования. Поэтому новая модель, я уверен, приведет к более осознанному подходу родителей и ребят к школьной траектории обучения между ІІ и ІІІ ступенью.
Какой калькулятор подходит для ЦЭ и ЦТ по физике и химии
  • Юрий Миксюк
    На ЦЭ и ЦТ по физике и химии можно приносить простейший калькулятор. Какой калькулятор является таковым? Тот, который дает возможность выполнять самые простые действия - прибавить, отнять, разделить, умножить. Учитывая современное развитие техники, мы не можем дать перечень разрешенных или запрещенных калькуляторов для ЦЭ или ЦТ. Наверное, мы и не должны, потому что во время проведения испытаний на местах есть оргкомиссия, которая сможет оценить принесенный выпускником калькулятор. И если есть какие-то подозрения на то, что этот конкретный калькулятор может выполнять дополнительные функции, или он вскрывался, или еще что-нибудь, то всегда оргкомиссия имеет возможность заменить этот калькулятор на простой, то есть всегда в пунктах тестирования есть подменный фонд. Поэтому в этом плане переживать не нужно.
  • Александр Кадлубай
    Комитет государственного контроля говорит о том, чтобы калькулятор был не инженерный, без лишних функций - тангенс, косинус и прочее. Калькулятор должен выполнять только действия плюс, минус, разделить, умножить и быть без каких-либо элементов памяти, которые могли бы содержать в себе более широкую информацию.
Информацию о результатах ЦЭ можно будет получить на сайте Республиканского института контроля знаний. Сертификат участнику выдадут в его учреждении общего среднего образования под роспись при предъявлении документа, удостоверяющего личность.
КОГДА СТАНУТ ИЗВЕСТНЫ РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕРВОГО И ВТОРОГО ЦЭ
Не позднее 10 рабочих дней - 26 мая, может быть, раньше, результаты станут известны. Нам потребуется порядка 10 рабочих дней на это. Работа по обработке результатов ЦЭ интенсивно проводится, и в этот период результаты мы получим. Их дети смогут увидеть самостоятельно на сайте РИКЗ, в разделе "ЦЭ". Там потребуется заполнить паспортные данные и номер бланка ответов, и, не дожидаясь сертификата, можно будет узнать свой результат. Также эти результаты вместе с сертификатами мы должны будем передать в школы для выставления итоговой отметки по предмету в аттестат.
Результаты второго ЦЭ станут известны в начале июня. Сразу после появления в первых числах июня результатов второго ЦЭ будет организовано движение сертификатов, чтобы довести их до школ, где эти отметки будут использованы для выставления итоговых в аттестат. Нужно сделать это вовремя, чтобы успеть к выпускному, где будут вручать эти документы.
Участник цЭ с результатом ноль баллов получит документ о том, что прослушал два года школьный курс и не усвоил его
Александр Кадлубай
Нужно понимать, что у нас есть даже не аттестованные ученики. Есть и те, кто попал на третью ступень образования в 10-11 класс, но они не учатся, им неинтересно. ЦЭ - это серьезный подход к объективной оценке знаний. Те, кто получат ноль на ЦЭ, получат соответствующие документы о том, что они прослушали два года школьный курс, но не усвоили его. Систему образования иногда критикуют из-за того, что учащихся не оставляют на второй год. Нормальные механизмы заключаются в том, чтобы повышать ответственность родителей и учеников за обучение в школе, гимназии, лицее.
Если человек идет в школу за знаниями, учиться, будь добр - учись. Иногда можно слышать от родителей: "Он у меня еще для колледжа не созрел. Пусть еще два года побудет под присмотром в школе". Это очень серьезно обсуждалось. Пришли все-таки к тому, что новая система даст объективную оценку. Тем более, мы же остались при той модели, когда у нас учитывается и годовая отметка в школе. Поэтому я не думаю, что у нас будут обучающиеся с чистыми бланками ответов или со всеми неправильными ответами на ЦЭ. А если будут, значит это их результат труда на протяжении обучения в учреждении образования, на третьей ступени в том числе.
КТО И ПО КАКИМ ПРИЧИНАМ ОСВОБОЖДЕН ОТ СДАЧИ ЦЭ
  • Юрий Миксюк
    Такой перечень на самом деле не очень большой. Освобождаются у нас победители олимпиад по предметам. Например, победители третьего этапа имеют право на освобождение от ЦЭ только по одному предмету - предмету олимпиады. Победители заключительного, четвертого этапа, в целом могут быть освобождены, по их желанию, от испытаний по двум предметам ЦЭ. Освобождаются от централизованного экзамена и те, кто проходит обучение на дому или по медицинским причинам не могут пройти испытания в виде ЦЭ. Эта категория детей сдают выпускные экзамены в учреждении образования в другой форме. Вступительные испытания они также могут сдавать в вузе в другой форме, так как ЦТ им также не доступно.
  • Александр Кадлубай
    По стране ЦЭ не сдают чуть более 500 человек, и делится это количество пропорционально. Около 250 у нас - это победители олимпиад, и 250 - те, кто обучается на дому. Цифра по олимпиадам у нас, конечно, больше, но кто-то из этих ребят все-таки решил сдавать ЦЭ: зарегистрировался и в установленном порядке сдал его для того, чтобы расширить свою траекторию поступления, как объяснили родители.
Постановлением также обозначены сроки зачисления абитуриентов допнабора, а также сроки вступительной кампании для иностранцев и лиц без гражданства.
В первый день централизованного экзамена 71 выездная группа КГК работала в пунктах проведения ЦЭ

Виктор Бурло
Комитетом государственного контроля была создана 71 выездная группа, которая работала во всех регионах страны без исключения. Помимо групп работали еще сотрудники комитета, которые являются представителями рабочей группы госкомиссии, а также председатели областных комиссий по контролю. Они посетили пункты проведения централизованного экзамена, где оценили процедуру его проведения. Сотрудники комитета в первую очередь нацелены на обеспечение соблюдения законодательства со стороны организационной комиссии. Мы проверяем необходимый пакет документов, смотрим, как организован пропуск участников ЦЭ, обращаем внимание на наличие паспорта и пропуска у учащихся. В этом году мы немного по-другому контролируем сохранность тестовых заданий и бланков ответов. Вализы получает организационная комиссия, сама пересчитывает, сама помещает в сейф, мы же на любом этапе посещаем пункт проведения ЦЭ и имеем право вскрыть сейф, пересчитать по акту, сколько материалов получено, проверить целостность конвертов.
Каждая выездная группа КГК в соответствии с положением о выездных контрольно-аналитических мероприятиях состоит, как минимум, из двух человек, в отдельных регионах было больше. Всего в работе на ЦЭ было задействовано порядка 150 сотрудников Комитета государственного контроля, в том числе и органов финансовых расследований, то есть в группу в обязательном порядке входит один сотрудник органов финансовых расследований. Работа групп показала положительные результаты - нарушений со стороны организационных комиссий не было, были определенные недочеты, которые, как правило, устранялись сразу же. По документации, ее сохранности никаких нареканий не было. Были определенные моменты по отдельным пунктам проведения ЦЭ в плане содержания бытовых комнат, например, отсутствие туалетной бумаги, мыла, в некоторых аудиториях на момент нашего посещения не было воды, ее оперативно доносили.
В соответствии с законодательством проносить с собой можно только паспорт, пропуск и гелевые ручки с черными чернилами. Других каких-либо предметов проносить нельзя. Но мы никогда не настаивали на запрещении, организационные комиссии сами принимают решение, пропустить или не пропустить. Если идет ребенок с литровой бутылкой воды и если снять с нее этикетку, то можно пропустить, но рекомендация такая - к себе на стол не ставить, потому что воду можно опрокинуть и тем самым навредить не только себе, но и соседу. Поэтому принесенную воду, как правило, оставляют в тех местах, где можно потом к ней подойти и воспользоваться.
Для участников ЦЭ важны комфортные условия
  • Виктор Бурло
    Для участников ЦЭ важны комфортные условия, чтобы ничто не мешало и не отвлекало от заданий, поэтому сотрудники госконтроля следили за этим. Был случай на одном из пунктов проведения ЦЭ в Гомеле, там у нас работал опытный сотрудник, который неоднократно был на вступительной кампании, он оперативно принял решение, чтобы приостановить работы по укладке асфальта рядом с учреждением образования во время проведения испытания. Это было сделано, чтобы ни шум, ни запах не могли помешать участникам ЦЭ написать работу. Соответствующие рекомендации были даны руководству учреждения, оно связалось со службами, которые занимались укладкой, работы были приостановлены. Также были моменты, когда мы рекомендовали не косить траву во время проведения ЦЭ в непосредственной близости к учреждениям образования.
  • Софья Филистович
    У нас все обкосы травы были запланированы на пятницу и субботу. Все понимали, что впереди централизованный экзамен, вести работы рядом с учреждениями образования нельзя, чтобы не создавать неудобств. В некоторых местах обкос травы был перенесен на послеобеденное время воскресенья. Это относилось и к покраске.
мы реагируем и будем реагировать на все обращения
Александр Кадлубай
Мы реагируем и будем реагировать на все обращения, потому что понимаем, что как бы мы не говорили, что детям стало легче, выпускники этого года попали в новые условия вступительной кампании в любом случае, и их родители тоже. На горячую линию Министерства образования в первый день ЦЭ 14 мая не поступило ни одного звонка. Всего по вопросам приемной кампании у нас около десятка обращений. Из критического - поступило одно анонимное обращение от родителей по поводу формулировки задания. Филологи сейчас занимаются этим вопросом, разбираются, как было составлено задание.
Работа горячей линии продолжается. Определенный виток обращений мы ожидаем после того, как ребята увидят результаты. Это всегда происходит. Ориентировочно это произойдет 26-27 мая. Мало того, что придут результаты, Министерство еще их обработает. У нас с вами же впервые такая уникальная ситуация. Раньше централизованное тестирование тоже сравнивали с отметками в школах, но сказать, что они напрямую были привязаны, мы не могли.
Теперь же от результатов ЦЭ будет зависеть итоговая отметка школьника, которая пойдет в аттестат. Благодаря этому мы сможем сделать выводы по поводу объективного оценивания непосредственно в каждом учреждении образования. Это в первую очередь волнует не столько учеников и родителей, сколько самих педагогов. Мы видим это одним из ключевых плюсов новой системы аттестации.
Виктор Бурло
В КГК 16-18 мая работал короткий номер по вопросам проведения ЦЭ
Основной целью было не выявление недостатков, а получение мнения родителей выпускников по вопросам проведения централизованного экзамена. По поводу содержания теста у нас тоже было одно обращение. Есть одно обращение на предмет возможного пользования шпаргалками, здесь тоже будем выяснять. Правда, это проблематично, так как дело состоявшееся, плюс к этому это все лишь мнение, возможно, кто-то списывал, а, возможно, и нет. Сам факт того, что на 53 тыс. писавших экзамен всего один такой случай, уже говорит о качестве проведенного испытания.
В случае возникновения вопросов по-прежнему можно обращаться на прямую линию Минобразования, ее номер можно найти на сайте ведомства, там же есть информация о чат-боте в телеграмм-канале. В Комитете госконтроля работает горячая линия рабочей группы государственной комиссии (017) 3276680.
большинство вопросов отпали во время репетиции ЦЭ
Татьяна Лукша
Работа по подготовке к централизованному экзамену у нас проводилась с начала учебного года и со всеми категориями участников образовательного процесса - с детьми, с их законными представителями, педагогами. Мы знакомили их с инструкциями, это было в виде классных и информационных часов, родительских собраний, консультаций, семинаров. Проводились всевозможные мероприятия. Я, как директор, лично заходила во все классы, беседовала с родителями, мне были интересны их мнения и вопросы, которые их волнуют. В учреждении образования, на сайте была выложена вся нормативно-правовая информация, даны ссылки на материалы Министерства образования. Спасибо большое ведомству за организованные горячие линии, куда можно было обратиться с любым вопросом и оперативно найти на него ответ.
Большинство вопросов отпали во время репетиции ЦЭ 28 января. На репетиции было выявлено много нюансов, которые помогли избежать проблем 14 мая на первом централизованном экзамене, начиная с прибытия учащихся в школы. На репетиции ЦЭ мы собирали детей в гимназии в 8.00 и поняли, что это рано. 14 мая собирали детей уже на 1,5 часа позже. Все-таки для подростков очень важен сон и спокойный, организованный выход. Это раз, второе - завтрак в школе. У нас был чай, также мы предлагали сахар (кто-то употребляет его, кто-то нет) и кекс. Но не все едят сладкое и мучное, особенно девочки в 11-м классе, которые следят за фигурой, поэтому очень многие этого не ели, да и во время волнения у каждого человека организм работает по-своему. Поэтому 14 мая каждый завтракал в своей семье. И все были спокойны. За каждой группой у нас был закреплен классный руководитель и сопровождающие педагоги. Мы находимся в центре, нам проще.
Мы с радостью встречали детей с напутственными словами, потому что понимали, какой это ответственный и волнительный день. Я сделала вывод, что на репетиционном экзамене мы переживали больше, чем 14 мая, потому что уже знали четкий алгоритм действий. По прибытии в пункт ЦЭ, у нас это был БНТУ, нас встречали студенты-волонтеры и могли ответить на все вопросы. Четко работала пропускная система, дети не стояли в очередях, как при пробном экзамене. Внутри в помещениях работал буфет, что тоже немаловажно, на пробном этого не было. В пункте ЦЭ находились медицинские работники, психологическая служба. Дети потом рассказывали, что атмосфера на экзамене, встречающие, наблюдатели были очень доброжелательными и позитивными. Поэтому учащиеся выходили с экзамена в хорошем настроении, такое чувство, что они все написали на 100 баллов.
Минобразования рассматривает возможность сделать репетицию ЦЭ ежегодной
Александр Кадлубай
Главным замыслом репетиции централизованного экзамена, которая прошла по всей стране в январе, была не только проверка - как сработает система образования, но и желание познакомить выпускников с процедурой ЦЭ. Ребята смогли поехать и посмотреть на процедуру проведения экзамена заблаговременно. Да, Республиканский институт контроля знаний предоставляет возможность РТ, но все-таки мы понимали, что география пунктов расширилась, обучающийся должен знать свой пункт, должен быть знаком с процедурой пропуска, выдачи ему заданий. Поэтому перед нами сейчас стоит вопрос-рассуждение, чтобы сделать репетицию централизованного экзамена ежегодной. Этот шаг позволит соблюсти принцип равных условий для последующих выпускников. Проведенная репетиция ЦЭ помогла выявить ряд вопросов, на который нужно было обратить особое внимание.
Ключевыми стали ранний сбор выпускников в учреждениях образования, организация транспорта - ряд учреждений, не взирая на мнение родителей, решил воспользоваться в крупных городах заказным транспортом за счет законных представителей. Мы все это проанализировали и скорректировали, чтобы такого не происходило. По пропускному режиму тоже в рабочем порядке все нивелировалось. Основным моментом здесь стал вопрос наличия у участника ЦЭ документа, удостоверяющего личность. Что касается питания, мы сначала договорились об упрощенном подходе к питанию - чтобы в школах перед экзаменом давали детям чай с булочкой или печеньем, но этот посыл каждый воспринял по-своему, и детей кормили разными продуктами. Мы понимаем, что в стрессовой ситуации организм ребенка может непредсказуемо отреагировать на прием пищи. Поэтому мы сделали вывод и рекомендовали родителям самостоятельно позаботиться о том, чтобы подросток был накормлен завтраком.
При этом в пунктах проведения ЦЭ мы обеспечили работу буфетов, которые 14 мая открылись в 11.00. Ребенок, выйдя с экзамена, может приобрести себе перекус. Еще одним важным моментом репетиции стало возвращение выпускников из пунктов ЦЭ. Где дети довозились автобусами, там они, конечно, собирались после сдачи экзамена. Что касается Минска и крупных городов, было принято решение, что нет необходимости держать уже практически взрослых ребят в пунктах, чтобы они ждали пока остальные напишут. Человек написал, сдал работу и может покинуть пункт и направиться домой, как он это делает каждый день, возвращаясь из школы. Эти все моменты были отработаны на репетиции. Хочу поблагодарить Комитет государственного контроля за тесную работу на репетиции ЦЭ, которая помогла выявить некоторые недочеты, чтобы устранить их в последующем. Поэтому репетиция ЦЭ была не просто нужна, это было очень правильное решение.
Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента
© 2023 БЕЛТА
Ссылка на источник обязательна.