Подготовка к новому учебному году
эксперты
Валерий Малашко
заместитель председателя Могилевского облисполкома
Анастасия Кутищева
начальник управления координации развития трикотажной и швейной отраслей "Беллегпрома"
Люция Михальчук
начальник отдела по организации питания Научно-методического учреждения "Национальный институт образования" Министерства образования
Ирина Каржова
заместитель начальника главного управления общего среднего, дошкольного и специального образования - начальник управления общего среднего образования Министерства образования
Наталья Калиновская
начальник главного управления по образованию Брестского облисполкома
Ирина Акулович
генеральный директор белта
Наталья Мельникова
начальник управления организации торговли и общественного питания Министерства антимонопольного регулирования и торговли
1
более
школьников сядут за парты 1 сентября
млн
Первоклассники должны войти в школьную жизнь без стресса
Ирина Каржова
Дети достаточно легко вливаются в школьную жизнь, больше переживают родители. Вместе с тем первый месяц обучения одинаково полезен и детям, и родителям, и учителю - он должен познакомиться с семьей, ребенком, классом в целом. Проходит буквально две недели - и коллектив формируется.
Как таковых уроков для первоклассников в сентябре нет. Сентябрь - это введение в школьную жизнь. Ребята знакомятся с учреждением образования, с той средой, в которую они окунулись, со школьной жизнью. Уроки в первом классе длятся 35 минут. Школьники занимаются музыкой, изобразительным искусством, физкультурой.
Если родители не успели подать документы до 31 августа (такие единичные случаи бывают), 1 сентября будут проверены все списки. И если по какой-то причине мама с папой не донесли документы, а в списках по всеобучу этот ребенок числится, позвонят и спросят, почему ребенок не сел за парту. Приводите ребенка, все дети должны быть обеспечены местами в учреждениях образования и должны реализовать свое право на получение качественного образования.
С какими вопросами звонят в Минобразования после 1 сентября
В первую учебную неделю сентября телефоны Министерства образования накалены. Родители звонят по самым разным причинам, чиновники министерства рассматривают каждый вопрос.

Я думаю, на местах картина примерно одинакова. Вопросы разные. Кто-то купил жилетку не того цвета, кто-то вовремя не получил учебник, кто-то вовремя не принес документы на льготы, кому-то не тем тоном сделали замечание, у кого-то забрали мобильный телефон (чтобы не мешал получать на уроке знания. - Прим. БЕЛТА).

Министерство образования разбирается с каждым фактом обращения. Уточняется ситуация в учреждениях образования, в органах управления на местах, которые затем обязательно информируют о произошедшем и оказанной помощи.
Валерий Малашко
Подобные звонки становятся следствием проблем с коммуникацией в конкретном учреждении образования. Школа - это живой организм, и там три важных субъекта - педагоги, родители и учащиеся. И если хорошо выстроено общение в учреждении образования, то и учебный процесс, и другие вопросы внутренней жизни - все это идет спокойно, без эмоциональных взрывов. Хочу обратить внимание на пилотный проект по питанию. Хорошим примером явилась тема прошлого учебного года, когда мы осваивали новые принципы питания. Определили школы, которые активно в этом участвовали. И там, где коммуникация была выстроена, никаких проблем не возникло. Решения легко принимались, вовлекались в эту работу предприятия переработки. И общество восприняло новации.
24
наименования переизданных учебных пособий поступят в школы к началу учебного года
Ирина Каржова
Всего на 2023 год запланировано переиздание 29 учебных пособий, причем 24 из них - к 1 сентября
Сейчас в издательстве находятся только два учебных пособия, все остальные уже доставляют в учреждения образования. Другие пять увидят свет в сентябре-октябре, то есть в течение первой учебной четверти. Это белорусскоязычные и русскоязычные прописи для первого класса, а также сборники задач, которые в образовательном процессе на начало учебного года не требуются. Работа по обновлению учебных пособий началась с 2015 года по поручению главы государства. С 2015 по 2021 год обновлены все учебные пособия. В то же время работа над совершенствованием учебных пособий не прекращается.
2865
учреждений общего среднего образования откроют свои двери 1 сентября
существует определенный комплекс мер помощи родителям при подготовке ребенка к школе
Людмила Вощило
При подготовке детей к школе равнодушным в Беларуси не остается никто. Например, согласно п.11 подпрограммы "Семья и детство" госпрограммы "Здоровье народа и демографическая безопасность" производится единовременная выплата к школе многодетным семьям на каждого учащегося, который учится в учреждении общего среднего и специального образования на уровне общего среднего. Эта сумма составляет 30% бюджета прожиточного минимума на 1 августа каждого года. Сегодня это Br109,32 каждому ребенку-школьнику в многодетной семье. В Минской области такую единовременную выплату получит 20 121 семья на 41 286 детей. Общая сумма выплат составит Br4,6 млн.
Все малообеспеченные семьи имеют право обратиться за государственной адресной социальной помощью в виде единовременного социального пособия. Это те семьи, чей среднедушевой доход на каждого члена семьи за последние 12 месяцев не превышает 150% бюджета прожиточного минимума на момент подачи заявления. На сегодня это Br546,6. Решение о назначении единовременного социального пособия принимает комиссия по результатам рассмотрения поданных документов и обследования материально-бытового положения (нуждаемость может подтверждаться актом обследования). Максимальный размер такого пособия - до 10 бюджетов прожиточного минимума.
По Минской области государственная адресная помощь на подготовку детей к школе уже выплачена в размере Br582 тыс. В категорию малообеспеченных могут входить многодетные, семьи, воспитывающие ребенка-инвалида, неблагополучные семьи, то есть те, у которых доход менее 150% бюджета прожиточного минимума на человека. Помощь семьям оказывают и по месту работы родителей за счет профсоюзных средств и средств нанимателя. Сегодня в Минской области уже 995 семей получили материальную помощь за счет средств профсоюза (более Br125 тыс.) и 757 семей - за счет средств нанимателя, сумма помощи составила уже свыше Br220 тыс. Родители продолжают подавать заявления, поэтому сумма выплат будет увеличиваться.
Семьи, которые воспитывают ребенка-инвалида и готовят его к учебному году, могут обратиться за материальной помощью из средств Фонда социальный защиты населения Министерства труда и социальной защиты.

Нуждаемость также подтверждается актом обследования материально-бытового положения. Обратиться за данной материальной помощью можно в управление по труду, занятости и социальной защите или в территориальные центры социального обслуживания населения, которым такие полномочия делегированы. Она может составлять до одного бюджета прожиточного минимума. Отмечу, есть большое количество благотворительных акций. В крупных торговых объектах стоят "коробочки добра". Любой человек может внести свой вклад и положить туда какие-то канцелярские, школьные принадлежности - все это будет передано семьям, которые в этом нуждаются.
За прошедшие полтора месяца в Минской области помощь получили уже более 22 тыс. семей, ее сумма составила Br5,5 млн.
Сюда уже вошли все акции - то, что выделяется профсоюзами, нанимателями и так далее. Наверное, за время моей работы, а работаю я долго, не было ни одного случая, чтобы кто-то обратился и не помогли. Такого просто не бывает. Учреждения образования, коллективы учительские, родительские тоже участвуют в этих акциях. То есть никто не остается равнодушным. Это правда.

Спонсорскую помощь оказывают многие предприятия. В частности, более 10 тыс. единиц чулочно-носочной продукции распределят среди семей социально уязвимых категорий. Впервые в этом году запущена акция "С папой в школу" - для семей, где один отец воспитывает детей.
Например, Борисовский завод медицинских препаратов передает готовые рюкзачки уже с канцелярскими школьными принадлежностями. Другие предприятия перечисляют деньги на счета для закупки всего необходимого в школу. Очень активны общественные организации, в частности, Белорусский союз женщин.
цены на многие группы школьных товаров снизились в сравнении с прошлым годом

Наталья Мельникова
С учетом ценового регулирования цены на многие группы товаров, например, на комплекты для мальчиков и для девочек, ниже по отношению к прошлому году. Для девочек - порядка 4%, для мальчиков - на 7%. Есть группы товаров, на которые цена выше по отношению к прошлому году. В основном это обувь.
Цены на одежду стали ниже благодаря хорошим скидкам, которые на остатки с прошлого года достигают 55%. Подобные акции в отношении всей школьной одежды и школьных письменных принадлежностей проводит практически каждый универмаг, крупный торговый объект совместно с производителем или самостоятельно.
Сколько стоит собрать ребенка в школу
Говоря о стоимости полного комплекта - одежды, обуви, школьно-письменных принадлежностей - для младших классов он может обойтись в сумму до тысячи рублей, для более старших классов - Br1,3 тыс. Средние комплекты родителям обходятся от Br300 до Br500-600, опять же - в зависимости от возраста ребенка, от того, что родителям нужно покупать. Сказать одну цену просто невозможно, потому что это комплектация.
В регионах в ряде случаев школьные товары предлагают дешевле. Например, средний комплект для девочек в Гродненской области можно купить за Br570, а в Минске он обойдется в Br700. Отличие в цене по Минску и регионам обусловлена разницей в ассортименте товаров, отпускной цене, сырье и др. В Минске в принципе более широкий ассортимент товаров, больше дорогого товара, который, как правило, и более качественный.

Школьные товары - и форму, и канцелярские принадлежности - можно приобрести в любое время года. Однако бум покупок наблюдается до 10 сентября. Сейчас работают школьные базары, в универмагах проходят акции. В некоторых универмагах Минска - "Беларусь" и ЦУМ - есть возможность бесплатной подгонки школьной формы. То есть сейчас предоставлены все условия для приобретения школьных товаров на хороших скидках и хороших акциях.
В случае выявления серьезных нарушений при реализации школьных товаров грозит ответственность вплоть до закрытия магазинов
В последние две недели ежедневные проверки и мониторинги. В настоящее время запрошены практически у всей торговли калькуляции. В основном нарушения в организациях торговли заключаются или в отсутствии ценника, или несоблюдении ассортиментного перечня. Но сегодня это очень редко, потому что школьных товаров и письменных принадлежностей огромное количество по любой цене, их ассортимент широкий.
В последние две недели нарушений не выявлено. МАРТ жестко подходит к этому вопросу. По итогам (в случае нарушений. - Прим.БЕЛТА) нами будут приняты определенные меры вплоть до закрытия магазинов. Большая часть непродовольственных магазинов торгует теми или иными позициями из школьной одежды. А школьные канцелярские принадлежности можно купить в любом торговом объекте, даже возле кассы.
На некоторые группы товаров для детей установлено ценовое регулирование. Речь идет о детской одежде и обуви, письменных школьных принадлежностях, рюкзаках и школьных ученических сумках. Предельные торговые надбавки на школьную одежду и обувь установлены в размере 30%, письменные школьные принадлежности - 30-40%, рюкзаки и ученические школьные сумки - 40%. Что касается факта завышения цены в 2,6 раза, выявленный Комитетом госконтроля в ходе контрольно-надзорных мероприятий, то это была небольшая группа товаров. Не хочу сказать, что это был товар стоимостью Br1 и стоил в итоге Br1,2. Но это не те группы товаров, на которые можно было завышать торговую надбавку.
о малокомплектных школах
В Беларуси к 1 сентября планируется закрыть 33 малокомплектные школы
Ирина Каржова
Министерство образования не ставит никаких норм. Например, меньше 25 детей (обучается в школе. - Прим.БЕЛТА), поэтому обязательно закрывайте. Речь не идет о финансах, важно качество образования. Местные органы власти лучше знают, в какую школу стоит вкладывать. Нецелесообразно развивать учреждения образования в тех населенных пунктах, где нет рождаемости. Несмотря на то, что решение о закрытии школ принимает учредитель, Министерство образования согласовывает планы оптимизации на следующий год.
33 школы я сама лично пересматриваю: перспективы рождаемости, сколько детей идет в первый класс, куда пойдут педагогические работники, куда пойдет техперсонал, как будет организован подвоз. В соответствии с СанПиНами, требованиями медицинских работников время подвоза не должно превышать 30 минут. Мы по каждой школе этот материал анализируем и только потом принимаем решение.
Минобразования не всегда с первого раза дает согласование на оптимизацию. Ищем золотую середину, чтобы дети получали качественное образование в той школе, где есть нужные кабинеты, нужные педагоги, оборудование. Чтобы они понимали, что учатся в Беларуси в достойных школах, современных условиях.
не надо цепляться за здания, которые сегодня не могут обеспечить качество образования
валерий малашко
Детей нужно ориентировать на те учреждения образования, где есть полноценный педагогический коллектив, все необходимые помещения, спортивные площадки, оборудование. При закрытии школ, в первую очередь, необходимо решать проблему трудоустройства педколлектива и технических работников. В этом году в Могилевской области закрыто несколько школ. В большей степени шли по пути переформатирования их деятельности, объединения с детскими дошкольными учреждениями.
Восемь учреждений образования мы соединили и два - закрываем. В школах, которые закрываются, обучались всего 20-30 учащихся. Я живу в сельской местности и часто вижу, как ребята собираются на остановке школьного автобуса, который подвозит детей в школу. Подобная организация школьного процесса уже стала обыденностью для белорусского общества. Наше общество привыкло к этому.
Это свидетельствует о том, что мы в равной степени справедливо относимся к детям и малых населенных пунктов, и агрогородков, и столицы. Все дети должны иметь равный доступ к образованию, а мы обязаны его обеспечить. И не цепляться за здания, которые сегодня не могут обеспечить качество образовательной среды.
Вводятся две новые школы:
гродно - 1020 мест,
агрогородок Сеница - 720 мест.


Новая строящаяся школа в Осиповичах планируется как мультифункциональный детский образовательный центр
Валерий Малашко
Как сообщал ранее в интервью журналу "Экономика Беларуси" председатель Могилевского облисполкома Анатолий Исаченко, на протяжении нескольких лет от жителей города Осиповичи поступали просьбы о строительстве новой школы-сада в микрорайоне Черняховского. К строительству уже приступили, а ввод в эксплуатацию планируется в 2024 году.
В Осиповичах будет мультифункциональный детский образовательный центр, где совместится все: и школа, и кружковая деятельность, в том числе государственно-частное партнерство. Школа будет использовать возможности расположенного в непосредственной близости бассейна.
Новая школа также строится и в Могилеве. При решении вопроса о строительстве новых учреждений образования следует очень серьезно прогнозировать рост жилых микрорайонов, поскольку ресурсы должны вкладываться эффективно, с перспективой.
Школы становятся центром притяжения общественной жизни. Сегодня учреждения образования - это не только прямой образовательный процесс. Мы концентрируем там и работу детских спортивных школ (вторая половина дня), и центров дополнительного образования.
В Могилевской области продолжается оснащение классов учреждений образования учебным оборудованием.
Цифры впечатляющие. Только в этом году централизованная поставка учебного оборудования и средств обучения в 28 кабинетов трудового обучения, 43 кабинета биологии, 28 кабинетов естественно-математического направления, 3D-принтеров в 25 учреждений. Качественное оснащение учебных классов направлено на формирование безопасной, насыщенной, современной образовательной среды. На это обращает внимание Президент.

В Могилевской области 1 сентября за парты сядут 116 тыс. учащихся, в том числе более 12 тыс. первоклассников.
Количество школьников в Брестской области в этом учебном году увеличится на 1,1 тыс.
Наталья Калиновская
Дошколят в этом году 54 тыс., то есть примерно на 400 ребят меньше (чем в прошлом году. - Прим.БЕЛТА). В первые классы мы ожидаем около 17,1 тыс. - незначительно меньше по сравнению с прошлым годом. В целом по области практически 173 тыс. школьников - примерно на 1,1 тыс. больше, чем в прошлом учебном году. Радует, что детей в учреждениях образования прибавляется. В колледжах в этом учебном году будет свыше 14,5 тыс. обучающихся.

В новом учебном году в Брестской области будет функционировать 449 учреждений дошкольного образования, 472 учреждения общего среднего образования и 31 учреждение среднего специального образования.
Для подготовки всех учреждений Брестским облисполкомом выделен Br41 млн на строительство объектов образования, свыше Br33 млн - на текущие и капитальные ремонты и свыше Br13 млн - на закупку оборудования. Эти цифры увеличились по сравнению с прошлым годом. Пристальное внимание уделяется обеспечению шаговой доступности дошкольного образования. В этом году в Брестской области два новых учреждения. В Иваново уже открылся встроено-пристроенный детский сад на 75 мест, и к началу учебного года планируется открыть новый детский сад на 350 мест в новом микрорайоне ЮЗМР-5 Бреста. Кроме того, в микрорайоне "Вулька" областного центра также строится детский сад на 350 мест, который откроется в 2024 году.
Что касается проблемы переполненных школ, где численность школьников превышает нормативную, предусмотренную при строительстве учреждения образования, то в Брестской области это касается Бреста, Пинска и Барановичей - самых больших городов региона. В основном это проблема новостроек, где проживают молодые семьи. Там же существует проблема детских садов. В новых микрорайонах названных городов ведутся проектные работы по строительству школ.
на подготовку учреждений образования к новому учебному году выделили свыше

300
млн
Br
на закупку школьных автобусов в 2024 году выделят Br126,6 млн

Ирина Каржова
В проект бюджета на 2024 год также закладываются деньги на закупку школьных автобусов - Br126,6 млн. Планируется закупить (из республиканского бюджета. - Прим. БЕЛТА) еще около 100 школьных автобусов на всю республику. К 1 сентября в учреждения образования республики будет поставлен 151 новый школьный автобус. До конца года за счет средств республиканского бюджета будет закуплено еще 124 школьных автобуса, из них 87 - с подъемниками.
Важно обеспечить безопасный и бесперебойный подвоз учащихся. Для организации подвоза к учреждениям образования в этом году будет задействовано 1,6 тыс. школьных автобусов. По поручению правительства 112 автобусов находятся в резерве. В каждом районе определен резервный фонд, который будет оперативно выводится. Предусмотрено совмещение маршрутов и привлечение автобусов от автопредприятий, чтобы оперативно принимать меры по замене и подвозу учащихся транспортом, к техническому состоянию которого нет вопросов.
Органы управления системы образования при организации подвоза работают под потребности. В какую школу, какой район поставить эти автобусы, несмотря на то, что они закупаются из республиканского бюджета, решения принимают облисполкомы. Министерство образования осуществляет закупку, дальше автобусы идут в те точки, где они необходимы.
Наталья Калиновская
Основная проблема с подвозом школьников в сельской местности заключается в необходимости заменить транспорт
Основная проблема - замена транспорта, потому что свыше 70 единиц транспорта либо десять лет, либо свыше десяти лет эксплуатируется. в Брестской области задействовано 313 школьных автобусов для подвоза школьников в сельской местности. Ожидаем в этом году закупки из республиканского бюджета шести школьных автобусов, поскольку имеющиеся выходят из строя. Есть ряд автобусов, которые превышают 10-летний срок эксплуатации, поэтому требуется замена. В лизинг из областного бюджета 20 автобусов мы приобрели в этом году. Кроме того, 17 единиц транспорта, оборудованного подъемниками, будет закуплено до конца 2023 года из республиканского бюджета.
Востребованы автобусы, оборудованные подъемниками. Численность детей, которым нужны такие автобусы, увеличивается с каждым годом, поэтому есть специальный транспорт для подвоза центрами коррекционно-развивающего обучения детей с инвалидностью. Тема подвоза детей актуальна, в том числе в связи с закрытием в сельской местности учреждений образования из-за небольшого количества учащихся.
Если говорить о городе, пока законодательство не разрешает по городу Бресту или Пинску подвозить детей. Однако необходимо будет пересматривать законодательство. Как вариант мы рассматриваем подвоз даже по городу Бресту в те учреждения (где меньше детей. - Прим. БЕЛТА). Впрочем, заметила она, понятно желание родителей отправить ребенка в школу поближе к дому.
В Могилеве и Могилевском районе к 1 сентября заменят все окна в учреждениях образования

о питании B школах
Организация пилотного проекта позволила детям и родителям участвовать в составлении рационов

Люция Михальчук
Во время проведения пилотного проекта по питанию изучались вкусовые предпочтения школьников. Неоднократно в учреждениях образования проводилось анкетирование, во время которого каждый ребенок указывал блюда, которые ему нравятся. В школах Могилевской области, например, предлагали два-три вида салатов на выбор. Дети, сидящие за одним столом, могли кушать понравившийся. Каждый ребенок хотел определенные блюда. Понятно, что на каждого из более 22 тыс. (столько детей принимали участие в пилотном проекте. - Прим. БЕЛТА) блюд не разработаешь и не приготовишь.
К школьным рационам предъявляются определенные санитарно-эпидемиологические требования. Безоговорочно должно соблюдаться требование о соотношении белков, жиров и углеводов, а также нормы по калорийности. На сегодня нормы определены для детей 6-10 лет и 11-18 лет, т.е. двух возрастных категорий. Ранее было три возрастные категории. По результатам научно-исследовательской работы, которая проводилась в 2020 году, уже в 2021 году мы ввели эти два возраста. И нормы будут действовать.
Нормы включают 33-34 позиции продуктов, которые дети должны получать в течение двух недель. Одни продукты включаются ежедневно, другие - раз в два-три дня. Однако дети должны получать полный спектр продуктов. Отклонение от норм допускается плюс-минус 10% при выполнении физиологической потребности. В пилотном проекте, который проводился в прошлом учебном году, были задействованы шесть сельских учреждений образования и 17 городских. Его цель состояла в апробации новых технологий и принципов организации питания, в том числе разработке рационов питания с учетом вкусовых предпочтений обучающихся.
Нормативными документами обязательность питания не установлена. Если ребенок категорически отказывается (есть. - Прим. БЕЛТА) по каким-то причинам, никакого заявления не нужно. Просто необходимо информировать классного руководителя или работника, который отвечает за питание в школе. Вместе с тем, заметила она, родители должны обеспечить ребенка горячим питанием. Возможно, школьник будет обедать дома в перерывах между уроками. Питание в учреждениях образования полноценное и сбалансированное. Разрабатываются новые рецепты. Поварской состав на постоянной основе проходит повышение квалификации.

Жестких правил не установлено
Методическими рекомендациями определено, каким образом в школах, принимающих участие в пилотном проекте, будет предоставляться питание. Вместе с тем жестких требований на этот счет не установлено. Напомню, что в ходе пилотного проекта первый прием пищи школьники получали через 3-3,5 часа после начала работы учреждения образования. В этом учебном году мы определялись в пределах 2-2,5 часа, но жестких правил не установлено. В методических рекомендациях, которые сейчас утверждаются, прописано, каким образом будет предоставляться питание. Вместе с тем учреждениям образования дано право самостоятельно определять время приема пищи. Понятно, что это будет не 8.00 и не после первого урока, а с учетом интервалов, которые определены санитарно-эпидемиологическими требованиями. Интервал между приемами пищи - 3-4 часа.
  • Валерий Малашко
    В Могилевской области новые принципы организации питания с 1 сентября внедрят более 60% школ. Учреждения образования полностью готовы к этому.
    В ходе анкетирования дети выбирали сосиски, сардельки, блинчики, пельмени. Вместо нарезного хлеба отдавали предпочтение булочкам. В советских сборниках не было ничего другого, кроме соли и сахара. А наши дети привыкли и к кетчупу, и различным видам соусов. И наши предприятия эти соусы начали производить. Важно не просто накормить ребенка, удовлетворить пищевые потребности, дать сбалансированную еду, но также научить питаться традиционной для белорусов пищей. Пищей той страны, в которой мы живем, которой питались наши предки. Как доктор, педиатр не могу по-другому рассуждать.
  • Наталья Калиновская
    Шашлычок куриный дети полюбили, а вот салаты - не очень, поэтому в школах перешли на нарезку овощей. В итоге отходов стало меньше.
С нового учебного года 68% школ по республике перейдут на новые принципы организации питания. Поэтапно пилотный проект внедрят во всех школах республики.

о школьной форме
Школьника допустят к занятиям и без школьной формы, но с родителями поговорят
Ирина Каржова
Не имеют права не пустить. Однако далее педагоги будут работать с родителями этого школьника, обращая их внимание на то, как может чувствовать себя ребенок в коллективе. При необходимости будет предложена материальная помощь, отметила начальник управления. В школу пустят и без сменной обуви. Но опять же - будут работать с родителями. Родители, приходя на работу в зимних сапогах, переобуваются, поскольку провести в них целый день в помещении не удобно и не здорово.

Здесь, как и с питанием: можно отказаться (от школьной формы. - Прим.БЕЛТА). Но в то же время надо разъяснять, что для здоровья ребенка съесть горячий суп лучше, чем булочку с соком. Сейчас на местах спрашивают, можно ли носить в школу, например, спортивную обувь. Мы же на работу так ходим - в спортивной (обуви. - Прим.БЕЛТА), но не в спортивном костюме.
На сайте Министерства образования размещен каталог школьной одежды, разработанной предприятиями "Беллегпрома". Некоторые варианты школьной одежды вполне сочетаемы, например, с модными кроссовками или кедами.
О введении второго элемента школьной формы
Первый элемент школьной формы уже в прошлом году дополнялся вторым. Работа по деловой школьной одежде началась не сегодня, не вчера и даже не позавчера. Это были 2008-2009 годы. Мы говорим, что школа не только учит. Школа воспитывает и на внеклассных, внешкольных мероприятиях, и на уроках. Воспитательный потенциал проявляется и во внешнем виде. Школьники должны понимать, что внешний вид для спортзала, урока, кафе и ресторана отличается. К тому же надо уметь компоновать, создавая из различных элементов красивый образ.
В прошлом году, когда был утвержден Государственный школьный стандарт, еще раз более активно вернулись к вопросу внешнего вида. Очень многие школьники пошли в учреждения образования с таким первым элементом школьной одежды, как галстук или бабочка. Раз школа выбрала галстук, нужна и рубашка. Ведь майку с галстуком, наверное, уже не скомпонуешь. То же самое и сейчас. Если мы говорим о жилетке, то к ней подойдет гольфик, блузочка, юбочка.
В этом году школьницы отдавали предпочтение жилету, юбке, блузе и брюкам, а мальчики - жилету, брюкам, рубашке. Она согласилась с тем, что сегодня дети и родители очень требовательны к внешнему виду. Вместе с тем сегодня есть школы, где введена единая школьная форма. Работа по формированию единого образа в этих учреждениях образования началась еще в 2009 году. На сайте Министерства образования размещен каталог школьной одежды, созданной предприятиями "Беллегпрома".
В прошлом году, когда шла речь о первом элементе школьной одежды, в министерство поступали многочисленные обращения родителей. Они жаловались, что в школах якобы заставляют покупать ту или иную одежду для школьников. В течение года активно проводилась разъяснительная работа. Минобразования обращало внимание, что выбор школьной формы должен быть совместным решением. Да, должна быть одежда для этой школы, но это должно быть совместное решение родителей, учащихся, педагогов. Вырабатывайте коллегиально.
Белорусская одежда для школьников безопасна, удобна, легка в уходе
Анастасия Кутищева
Белорусские производители учитывают требования Государственного школьного стандарта, согласно которому одежда должна быть безопасная, удобная, легкая в уходе и не стеснять движения. Поэтому при производстве используются материалы с вложением натуральных волок - шерсти, хлопка, вискозы, что позволяет соблюсти гигиенические требования. При этом все модели классические, лаконичные.
Около 35-45% - это натуральное вложение, а остальное - это полиэфир. Но он нужен, чтобы сохранить формоустойчивость. Чтобы изделия легко стирались, возможно, даже не мялись в процессе эксплуатации. Не надо пугаться: в рамках гигроскопичности, воздухопроницаемости все требования соблюдены. Сейчас пользуются популярностью инновационные трикотажные полотна с вложением эластана и хлопка.
Совместно с Министерством образования и МАРТом разработан навесной ярлык "рекомендовано к школе". Изделия, которые помечены таким ярлыком, полностью соответствуют всем требованиям, предъявляемым к одежде для детей. Что касается отпускной цены, по сравнению с прошлым годом она увеличилась на 7%, что связано с ростом затрат на сырье, материалы, комплектующие. Выросли и затраты на логистику: на ткани отечественного производителя приходится около 30%, остальное - аналоги из Турции и Китая.
Сарафанов и юбок сшили больше
Есть модели, объемы производства которых мы сейчас увеличили, - это сарафаны и юбки для девочек. Этими элементами одежды дополняются жилеты, которые составляют основной ассортиментный перечень. К этому учебному году разработано 350 новых моделей одежды, 130 моделей обуви и 50 моделей сумок и рюкзаков. Вместе с тем в течение многих лет отработаны универсальные наиболее востребованные модели, которые повторяются из года в год. Например, востребованы классические брюки для мальчика с регулировкой по линии талии с помощью резинки синего и черного цветов.

Объемы производства планировались с учетом результатов проведенного анализа потребности учреждений образования. Такая потребность составляет 1 млн 150 тыс. швейных и трикотажных изделий, около 100 тыс. обуви и 22 тыс. рюкзаков и сумок ученических. По состоянию на 22 августа предприятия-производители вышли на финишную прямую. Было произведено около 95% от запланированных объемов, около 85% отгружено в организации торговли. Но при дополнительных потребностях и заявках от организаций торговли предприятия готовы возобновить производство. И каждый родитель, каждый ученик будет удовлетворен в полной мере школьной одеждой и одеждой делового стиля.
Самым популярным цветом школьной формы в этом году стал синий. Синему цвету отдали предпочтение в 55% случаев, черному - в 33%.
На основании аналитики маркетинговых исследований, анкетирования синий цвет был выбран как наиболее востребованный. Далее представлен черный цвет. Серый, бордовый - это дополнительные цвета. Некоторые учреждения образования выбирают их как основные, но не в большинстве своем. Цвет школьной формы выбирали совместно родительский комитет и дирекция школы. Это происходило прозрачно, открыто, доступно.
Перечень наиболее востребованных ассортиментных групп по результатам проведенного с Министерством образования анкетирования среди учреждений образования был представлен предприятиям-производителям школьной одежды. В соответствие с этим была выстроена продуктовая матрица. Наиболее востребованными были жилеты в текстильном и трикотажном исполнения, они наиболее оптимальны по цене и качеству.
В наличии есть жилеты в хлопковом и полушерстяном исполнении, то есть на разные сезоны. Они дополняются различными моделями блузок. Ребенок может менять сорочки, блузки, но при этом, надевая жилет, иметь единый стиль, соответствующий требованиям учреждения образования к цветовой гамме и общему деловому стилю в одежде.
Ирина Каржова
В правилах внутреннего распорядка в школах прописаны требования к внешнему виду педагога
Учитель должен воспитывать не только содержанием урока, но и своим внешним видом. В некоторых школах существует практика введения единых элементов в одежде для педагогов. Единый образ создан как для учеников, так и для учителей. Наша задача - воспитать личность. И здесь все средства хороши. Что касается единого образа для школьников, задача одеть всех ребят в синий, черный или коричневый цвета не стояла - должна быть индивидуальность. Поэтому Министерство образования не пошло по пути введения единой школьной формы по всей стране. Каждое учреждение образования принимает решение на своем уровне, взаимодействуя с родителями и учениками.
Руководство школ, по сути, является мини-мэрами на местах
Валерий Малашко
Школа сегодня становится не только центром общественной жизни своего района, она решает многие вопросы жизнедеятельности. Руководство школ, по сути, является мини-мэрами на местах. Медицинский работник тоже нагружен, в том числе социальными функциями. И педагога мы воспитываем как человека, ответственного за жизнь в том регионе, в котором он живет. У меня высокая нагрузка. Но я понимаю, что у меня ненормированный трудовой день. И суббота, и воскресенье - это абсолютная рутина, и я вне дома. Педагогов привлекают на диалоговые площадки, к работе с трудовыми коллективами. Но учителя воспринимают это как элемент саморазвития.
Основная масса тех, кто пошел в педагогическую, медицинскую профессию, в том числе ищет общественного признания. Они привыкли отдавать. Конечно, должны действовать определенные нормы (по нагрузке. - Прим. БЕЛТА), и переборов быть не должно. По сути, педагог - это профессия, которая не только в классе, но и в обществе, за пределами школы играет свою роль. Для меня с детства педагог остается возвышенным человеком, который несет людям знания и которого не касаются бытовые проблемы. Это мое детское наивное восприятие, но я его сохранил до сих пор.
Подготовить и к школе, и к жизни
Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента
© 2023 БЕЛТА
Ссылка на источник обязательна.