Закрепление молодых специалистов на местах:
предоставление первого рабочего места и социальных гарантий
эксперты
Мария Шапневская
председатель Комитета по труду, занятости и социальной защите Могилевского облисполкома
Алексей Дербин
директор департамента по ядерной энергетике Министерства энергетики Беларуси
Ольга Колюпанова
Начальник главного управления организационно-кадровой работы и профессионального образования Министерства здравоохранения Беларуси
Диана Лавринович
ВЕТЕРИНАРНЫЙ ФЕЛЬДШЕР ФИЛИАЛА "ПРАВДА-АГРО" ОАО "АГРОКОМБИНАТ "ДЗЕРЖИНСКИЙ"
Варвара Дордюк
Начальник управления труда и заработной платы Комитета по труду, занятости и социальной защите Брестского облисполкома
Ирина Акулович
генеральный директор белта
Сергей Пищов
начальник главного управления профессионального образования Министерства образования Беларуси
окончивших дневную бюджетную форму обучения специалисов распределены в этом году
около
тыс.
55
практически все распределенные молодые специалисты доехали до первого рабочего места
Сергей Пищов
Практически 100% окончивших дневную бюджетную форму обучения у нас в этом году распределены - это около 55 тыс. специалистов, рабочих с профессионально-техническим, средним специальным и высшим образованием. В этом году они получили первое место трудоустройства и практически все доехали до него. Те, кто поступают в учреждения профессионального образования нашей страны за счет средств республиканского бюджета, уже изначально понимают, что им предстоит распределение. Распределение - это то право, которое государство дает сегодня молодым специалистам, это те социальные гарантии, которые они получают, пребывая на первое рабочее место. Случаи, когда выпускники не отрабатывают распределение и возмещают стоимость обучения, - единичны. Бывает, молодой специалист решил поменять сферу деятельности, например. Поэтому он закончил, оплатил и потом еще раз пошел учиться.
Если он идет учиться на более высокий уровень образования за счет средств бюджета, например, получил профессионально-техническое образование и пошел учиться на среднее специальное, либо, поступил в вуз на дневную бюджетную форму обучения, то ему предоставляется возможность продолжить обучение, то есть здесь мы не теряем нашего молодого специалиста. И после окончания более высокого уровня получения образования он будет в любом случае распределен и прибудет на свое первое рабочее место. Таких случаев, когда возмещают оплату за учебу и меняют сферу деятельности или не работают по специальности, очень мало. В подавляющем большинстве выпускники, которые заканчивают обучение за счет средств бюджета, распределяются на работу, либо направляются на первое место работы, если это целевое обучение.
Что касается отработки, то Министерство образования видит перспективу увеличения ее сроков. В этом должен быть заинтересован как выпускник - молодой специалист, так и организация, которая его принимает. Сегодня в соответствии с законодательством у нас установлены сроки отработки: для профессионально-технического образования - один год, для среднего специального и высшего - два года. Ребята, которые обучаются на условиях целевой подготовки и заканчивают колледж, имеют три года отработки, целевики, получающие высшее образование, - не менее пяти лет. Законодательство и договор позволяют заказчикам продлевать эти сроки. Если обе стороны договорятся и решат увеличить срок отработки, в договоре можно это прописать. Почему бы и нет, это приветствуется.
акие случаи были по среднему специальному уровню образования. Например, в Брестской области в колледже при обучении на фельдшера срок отработки составляет три года, а у нас есть случаи, когда по договоренности этот срок продлевался до пяти лет.

Ольга Колюпанова
Сергей Пищов
ЗАКРЕПЛЯЕМОСТЬ КАДРОВ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ СОСТАВЛЯЕТ 70%
Министерство образования как республиканский орган госуправления, который регулирует как раз таки получение образования, также является одним из основных заказчиков большого количества молодых специалистов. Следует отметить, что в нашей отрасли закрепляемость кадров составляет порядка 70%, это достаточно высокий процент. У нас вопросы закрепляемости кадров начинают решаться еще со школьной скамьи, то есть с профориентации.
Речь идет, например, о классах педагогической направленности. В них ребята еще в школе начинают более близко знакомиться со своей специальностью, поэтому в профессию потом они идут осознанно. Кроме того, у них появляется ряд дополнительных траекторий поступления на данные специальности. А у целевиков вообще индивидуализируется образовательный процесс. С каждым годом процент поступающих по целевому направлению увеличивается.
Очень хороший пример этому - Министерство здравоохранения, у которого целевой набор абитуриентов уже в этом году проходил до 70%. В других сферах этот процент ниже. Например, в педагогике у нас он составляет около 50%. На инженерных специальностях, в сельском хозяйстве этот процент не самый высокий, но есть куда стремиться, потому что положительные примеры данной формы получения образования имеются.
ежегодно около тысячи выпускников-платников пользуются возможностью распределиться
Дополнительные возможности и преференции молодого специалиста
Запрещен необоснованный отказ в заключении трудового договора с прибывшим на распределение молодым специалистом.
Выплачивается денежная помощь в размере стипендии, предусмотрены различные компенсации.
При приеме на работу для молодого специалиста не назначается испытательный срок.
Есть дополнительная возможность встать на очередь на улучшение жилищных условий.
Сколько платят выпускники вузов, отказавшиеся от распределения
Сумма возмещения стоимости обучения при отказе от распределения определяется индивидуально в зависимости от того, в каком университете учился выпускник, на какой форме, по какой специальности. Следует учесть, что в случае отказа от распределения бюджетная форма обучения будет плюс-минус в два раза дороже, чем платная. Дело в том, что государство, республиканский бюджет за каждого студента платит больше, чем платит платник. Студенты на платной основе оплачивают только 75% стоимости обучения, остальное оплачивает государство.
Ольга Колюпанова
Как это происходит на примере здравоохранения
Действительно, у нас была проблема с возмещением стоимости обучения, особенно остро она у нас встала, когда были так называемые ковидные выплаты, что позволило людям возмещать средства. У нас много врачебных династий, дети из них, безусловно, поступают в те же медицинские университеты. И у нас была тенденция, особенно в 2020 году, когда за счет ковидных выплат семьи гасили стоимость обучения - боялись за детей. Это было порядка Br30 тыс., но правительством было принято решение об увеличении суммы благодаря тому, что вернули выплаты за стипендию, за материально-техническую базу, за модернизацию университетов. И на сегодняшний день эта сумма составляет уже порядка Br60 тыс. Это минимум, который надо заплатить за медицинское образование. Если до 2020 года у нас могло быть по стране порядка 130 подобных случаев, то сегодня это 13. А ежегодно медобразование выпускает около двух тыс. человек.
МОЖНО ЛИ МОЛОДОМУ СПЕЦИАЛИСТУ ПЕРЕРАСПРЕДЕЛИТЬСЯ К ИП
  • Сергей Пищов
    Законодательно это не запрещено.
    У нас есть базовые организации-заказчики кадров, которые формируют заказ. Каждое учреждение образования перед утверждением бюджетных цифр приема предоставляет перечень заявок от организаций, которым нужны будут специалисты через четыре или пять лет. Так вот, если у нас при перераспределении есть потребность в кадрах у базовых организаций, то комиссия по перераспределению будет рассматривать эти варианты в первую очередь. Приоритет будет за ними. Если заявок от этих организаций не будет, то возможно перераспределение и к индивидуальному предпринимателю.
  • Ольга Колюпанова
    Самой частой причиной перераспределения в здравоохранении является вступление в брак.
    В отрасли здравоохранения перераспределение молодых специалистов происходит так же, как и во всех остальных отраслях. Чаще всего причиной перераспределения является вступление в брак, также рассматриваем желания перераспределения из-за морально-психологического климата в учреждении. Все остальные вещи можно изменить. Можно улучшить материальную базу данного специалиста, можно дать ему лучшие условия для проживания, но если морально-психологический климат сложился неудачно, то, к сожалению, мы можем потерять молодого специалиста. Бывают ситуации, когда из-за обстановки в коллективе они говорят, что возместят средства и уйду. Мы этого не хотим, мы боремся за каждого, кто пришел к нам в отрасль. Бывают случаи, когда мы не даем согласия на перераспределение. Иногда бывает ситуация, когда мы заберем медика, и в данном учреждении не останется специалиста данного направления. Иногда желающим перераспределиться из-за вступления в брак приходится жить на два города до момента, пока мы не урегулируем данную ситуацию. Таких перераспределений у нас бывает немного - около 25%.
где и Каких специалистов не хватает
Сергей Пищов
В каких отраслях есть дефицит кадров
В агропромышленном комплексе, судя по тем цифрам, которые мы видим по итогам приема, действительно чувствуется некоторый дефицит кадров по специальностям, связанным с зоотехнией, агроинженерией, то есть связанным с техническим обеспечением сельского хозяйства. Также на некоторых специальностях инженерного профиля, может быть, и закрываются цифры приема, но там наблюдаются не самые высокие проходные баллы, что тоже говорит о необходимости дальнейшей работы как учреждений образования, так и организаций-заказчиков кадров.
Чтобы усиливать связку учреждений образования и предприятий, необходимо развивать все формы получения образования, в том числе целевую. Целевая подготовка кадров для конкретного предприятия в дальнейшем предполагает, что эти кадры будут распределяться именно на это предприятие, также оно предполагает выполнение в дальнейшем каких-то научно-исследовательских работ, направление на данное предприятие преподавателей на стажировки, открытие филиала кафедр и так далее. То есть связка производства и учреждения образования должна усиливаться. И по ряду направлений есть хорошие примеры, где эта связь достаточно сильна.
Что касается педагогических кадров, то система образования уже вышла на тот уровень, когда растут и проходные баллы, и конкурсы на данные специальности. По физико-математическому образованию относительно других специальностей еще есть некоторый дефицит, возможно, еще по дошкольному и начальному образованию. Но, например, по специальному образованию, которое пользуется большой популярностью среди абитуриентов, наблюдаются большие конкурсы и высокие проходные баллы. Я, работая в приемной комиссии еще в 2013 году, видел, какие были проходные баллы на педагогические специальности, если сравнивать их с сегодняшними, то прогресс очевиден. То есть педагогические специальности стали более популярными, целевая подготовка на них - более востребованной.
Ольга Колюпанова
Каких врачей не хватает в регионах
Мы выделяем так называемый топ-5 врачей-специалистов, которые находятся у нас на контроле. Это в первую очередь врачи анестезиологи и реаниматологи. В этом году мы распределили 83% потребности, то есть прибытие молодых специалистов позволит закрыть эту нишу. Также это врачи диагностического профиля. Мы видим развитие регионов, и уже в каждом региональном центре имеются высококлассные МРТ, КТ, ультразвуковые аппараты высокого класса. Безусловно, это требует притока и врачебных кадров.
Кроме того, в этой категории и стоматологи. Дело в том, что шесть лет назад у нас было сокращение приема на эту специальность, так как был сделан упор на поступление на платной основе, поэтому сейчас у нас идут маленькие выпуски в первую очередь на бюджете. Вот в прошлом году мы распределили небольшое количество бюджетников. Закрепляемость молодых медиков на рабочих местах составляет 79,5%. Здесь больше их отток идет не столько за пределы страны, сколько они хотят раньше, чем надо, перейти в частные центры. Этот сектор забирает особенно специалистов стоматологии и диагностического профиля.
Также это наши республиканские центры, куда мы стараемся не распределять молодежь, потому что в этих учреждениях самый высокий - четвертый - уровень оказания медицинской помощи и туда должны идти специалисты с опытом, владеющие уже какими-то хотя бы первоначальными навыками. Поэтому молодые специалисты, отработав два года, особенно целевики, могут ставить вопрос о том, чтобы возместить средства за учебу и поехать в столицу.
Гродненская и Брестская - самые укомплектованные медицинскими кадрами области
Самые укомплектованные регионы - это Гродненская и Брестская область, нельзя говорить, что там есть большая нехватка медиков. Там вполне хорошая ситуация. Гомельская область очень стабильно идет и держит фланг. Немного хуже укомплектованность по Могилевской и по Витебской областям, в остальных регионах ситуация стабильная на сегодняшний день. Что касается Витебской области, там существует проблема переманивания. Дети по Витебской области поступают в Смоленск, Питер, происходит как бы переманивание. Особенно одаренных детей, которые успевают выиграть олимпиады российских университетов. Поэтому такая проблема есть.
И в Витебск учиться приезжают из других регионов. Однако бюджетников мы все равно распределяем вне зависимости от того, откуда они приехали - отрабатывают там, где страна сказала. У нас распределение проводится по потребности регионов в медицинских кадрах. Мы стараемся не допускать ситуации, когда где-то много медиков, а где-то сильный недобор. В распределении у нас участвует лично министр здравоохранения, он контролирует ситуацию по каждому региону. И все заказчики кадров на уровне начальников главных управлений по здравоохранению, председателя комитета принимают непосредственное участие в распределения молодых специалистов.
В век нестандартных решений сфера здравоохранения приняла одно такое - это профориентация с первого курса. То есть на сегодняшний момент мы разработали дорожные карты профориентационной работы по каждому университету. Они предполагают, что уже с 1 сентября будут организовываться совместные мероприятия образования и здравоохранения, практического звена и университетов, направленные на выпускников школ, колледжей и вузов.
стоит задача - мотивированных детей оставить в стране
сергей пищов
Ряд возможностей и траекторий уже сегодня есть для данных выпускников. Мы отмечаем, что из года в год у нас растет количество ребят, которые поступают либо по целевому направлению, либо без вступительных испытаний. Это медалисты, выпускники колледжей, например, педагогических, которые имеют право без вступительных испытаний поступить на специальности педагогического профиля высшего образования. Поэтому профориентация у нас идет даже не с девятого, а с более ранних классов, потому что уже в десятом у нас есть классы профильной направленности.
Есть педагогические классы, спортивно-педагогические, аграрные, военно-патриотические классы. С этого года открылись инженерные классы. Рассматривается вопрос об открытии классов медицинской направленности. Все это делается для того, чтобы можно было уже на стадии 10-11 класса определяться не только с вузом, но и с профессиональной деятельностью, которой абитуриент планирует заниматься.
Варвара Дордюк
О дефиците кадров в Брестском регионе
Брестская область не исключение, как и везде, есть нехватка медиков, педагогов, швей, водителей, маляров, каменщиков. Это общая тенденция по всей стране. При этом где-то требуются специалисты с высшим образованием, где-то есть недостаток работников со средним специальным образованием. Для молодых специалистов одной из значимых социальных гарантий являются надбавки в заработной плате. На законодательном уровне в целях закреплении работников в агропромышленном комплексе, есть соответствующий Указ Президента, который гарантирует работникам повышение заработной платы в размере 0,46 базовой ставки, установленной правительством для оплаты труда бюджетников.
Базовая ставка у нас с 1 сентября повышенная и составляет Br235. Если молодые специалисты закрепляются на местах и продолжают работать после обязательного срока отработки, то эта выплата увеличивается в течении трех лет после обязательной отработки, размер ставки составляет 0,69, то есть это порядка Br150 на человека в месяц.
Что касается коммерческих организаций, то оплата труда нанимателем устанавливается самостоятельно. Согласно Кодексу, формы, системы оплаты труда, в том числе стимулирующие и компенсирующие выплаты, наниматель может установить сам. Если организация сильная, она может предусмотреть какие-то и преференции для молодого специалиста.
Контроль положения молодого специалиста, в том числе уровня его зарплаты, на протяжении срока отработки по распределению осуществляют учреждения образования, которые распределили своих специалистов
Учреждения поддерживают связь с предприятиями также в случае, например, если специалист не прибыл к месту распределения или уехал. Поэтому в рамках срока отработки учреждение образования отслеживает судьбу своего выпускника. В дальнейшем этим в большей степени занимается наниматель. Ведь он заинтересован продлевать трудовые отношения с нужным ему специалистом.
Для отслеживания профессиональной судьбы молодых специалистов в Могилевской области разработана анкета
Мария Шапневская
В этом году к нам пришло 77 молодых специалистов, я говорю про Комитет по труду, в область их пришло 3,5 тыс. в разные направления. Мы берем контроль над своими молодыми специалистами в социальной сфере в рамках наставничества. Здесь идет отслеживание проблем с заработной платой, с жильем других вопросов. У нас в области разработана карта молодого специалиста. Ее заполняет прибывший на работу, после этого идет работа и исследование проблем. Ведь мы заинтересованы, чтобы молодые специалисты чувствовали себя в своей профессии комфортно, уютно, чтобы им хотелось работать.
Молодой специалист, пришедший работать на БелАЭС, сразу обеспечивается жильем. У него есть все возможности для карьерного роста.
Алексей Дербин
Диана Лавринович
Как работается по распределению
Выбрала профессию я с первого класса. Я очень люблю животных, и мне хотелось им помогать, и не только котикам и собачкам. Сейчас многие, кто идут на ветеринарных врачей или фельдшеров, думают, что это только миленькие котики, собачки, кролики, но они приходят и понимают, что это и крупный рогатый скот, и лошади, и свиньи. Меня это не пугало, я знала, что буду работать с крупным рогатым скотом. После окончания учебы было распределение, считаю, что с первым местом работы - одним из передовых хозяйств - мне повезло. Мой непосредственный начальник - главный доктор очень помог мне в плане введения в профессию. В принципе, мне повезло со всем коллективом. Там взрослые люди, которые уже давно в этой профессии. К кому бы я ни обратилась, все могут подсказать, рассказать о нюансах.
Есть у нас и молодежь, в этом году к нам пришло еще два молодых специалиста (тоже ветеринарные врачи после академии) и еще один более опытный ветеринарный врач. Вообще, я считаюсь в хозяйстве местной, но живу отдельно - мне предоставили общежитие, то есть пошли на уступки. Хотя могли сказать, что я живу близко и есть возможность ездить из дома, но мне дали общежитие с хорошими условиями - там все есть. Поэтому в данном вопросе я не жалуюсь. Я послушала своих знакомых, у них заработная плата есть, но небольшая. У нас зарплата зависит от оклада, это несомненный плюс. Также смотрят, как ты работаешь. Если процент работы хороший, то могут какие-то премии добавлять. Когда я приехала, то сразу получила подъемные. Хватило. А вообще все зависит от воспитания, от того, в каких условиях человек жил. Есть такие люди, которым все преподносили на блюдечке с голубой каемочкой. Такие считают, что им все должны, и неважно опытный человек или неопытный. Поэтому когда они приходят куда-то на первое место работы, им хочется всего и сразу.

Важнее всего для молодого специалиста, наверное, жилье. Нужно, чтобы наниматель мог предоставить жилье, которое будет соответствовать хоть каким-то параметрам, потому что жить в общежитии с пятью людьми в комнате никто не захочет. Допустим, у нас предоставляют общежитие молодым семьям, если приезжают, квартиры со всеми условиями. От агрокомбината "Дзержинский" у нас в городе строятся дома, можно встать в очередь. В какой-то момент твоя очередь подойдет, и можно построиться. Я уже встала в эту очередь. Второе, что интересует, - заработная плата.

В настоящий момент я учусь на заочном отделении витебского вуза, позади уже первый курс. Впереди вторая сессия, учиться предстоит шесть лет.
  • Сергей Пищов
    Эта траектория получения образования является для молодежи сегодня одной из привлекательных. Ребята получают среднее специальное образование и устраиваются на первое место работы, то есть получают профессиональный опыт. Параллельно они получают высшее образование. О такой траектории получения образования нужно думать, начиная с 9-го класса. За такими ребятами - будущее.

    Существуют определенные требования к условиям, в которые приезжает молодой специалист. Наниматель должен предусмотреть решение ряда вопросов. Он должен либо компенсировать съём жилья, либо, например, предоставить арендное, место в общежитии. Здесь должна быть прямая заинтересованность нанимателя, чтобы специалист у него остался, а не начал через два года искать другое место работы. Это значит создать условия для закрепления специалиста. Тогда молодой человек, оставшись на этом предприятии, будет развиваться. А способствовать этому могут созданные материальные, социально-бытовые условия. Такой специалист, когда у него появится опыт работы, сможет дальше передавать приобретенный опыт таким же молодым специалистам, которые со временем будут приходить по такой же траектории на предприятие.
  • Мария Шапневская
    В Могилевской области создана комиссия, которая включает в себя разных представителей, в том числе профсоюзов, БРСМ. Она отслеживает, как молодые специалисты устроились на местах. Проводится мониторинг, проверяются условия проживания, закреплены ли наставники за молодыми специалистами, проверяются коллективные договоры, наличие преференций для удержания молодого специалиста. Вот мы говорили про жилье: многие хозяйства не могут позволить себе предоставить жилье, но тогда они продумывают дополнительные выплаты или компенсации за жилье. То есть разные хозяйства продумывают это и включают в коллективный договор эту преференцию. Поэтому такие мониторинговые группы узнают у молодых специалистов, как они устроились на местах и как им работается. Сейчас есть острая нехватка кадров во многих профессиях. Сельское хозяйство, промышленность, строительство - здесь на самом деле идет борьба за молодых специалистов, а за хороших тем более. Каждый наниматель заинтересован, чтобы к нему пришли работники и удержались. Поэтому здесь абсолютно меняется ситуация, и сейчас наниматель борется за молодых. В коллективных договорах начало появляться очень много интересных моментов, которых раньше не было. Да, они не закреплены на законодательном уровне, например компенсация за жилье, но есть коллективные договоры, в которых они прописаны. Например, "Могилевлифтмаш": чтобы ребята, которых забрали в армию после распределения, возвращались на предприятие, в коллективном договоре предусмотрены три минимальные заработные платы. Они выплачиваются при возвращении на предприятие. Во многих коллективных договорах рассматривается возможность по надбавке по ставкам, особенно для бюджетников. Эта надбавка предусмотрена постановлениями и образования, и здравоохранения, она позволяет укрепить молодых специалистов, сделав их заработную плату чуть повыше. Конечно же, если создать удобные условия для молодого специалиста, он будет заинтересован работать. Есть также такие преференции, как, например, кадровый резерв. Эта преференция не материальная, но она интересная. И амбициозные молодые специалисты, которые продолжают учиться, получать высшее образование, будут понимать, что они состоят в кадровом резерве, им будет интересно сохраниться в этом хозяйстве, построить квартиру, повысить свой профессиональный статус.
  • Варвара Дордюк
    На территории Брестской области принято решение областного Совета депутатов о компенсации затрат на наем жилых помещений. То есть на законодательном уровне это предусмотрено для бюджетников. Если организация не может обеспечить своих молодых специалистов жильем, то его съём им компенсируется.
Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента
© 2023 БЕЛТА
Ссылка на источник обязательна.