Строительство, ремонт и реконструкция
республиканских и местных автодорог, мостов
эксперты
Владимир Цылько
заместитель генерального директора по экономике КУП "Гроднооблдорстрой"
Артем Ганчар
Заместитель генерального директора по содержанию объектов благоустройства ГПО "Горремавтодор Мингорисполкома"
Олег Кунделев
Заместитель начальника главного управления контроля за работой отраслей сферы материального производства Комитета государственного контроля
Валентин Вовченко
начальник отдела содержания дорожной сети и безопасности движения КУП "минскоблдорстрой"
Григорий Глазко
начальник главного управления автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций
Ирина Акулович
генеральный директор белта

тыс.
3
В этом году в Беларуси отремонтируют
не менее
дорог
км
дополнительные большие средства выделяются не только на дороги общего пользования, но и на улично-дорожную сеть
Григорий Глазко
В начале 2023 года планировалось направить порядка Br800 млн. Это давало нам возможность отремонтировать 1,5 тыс. км автомобильных дорог и 3,5 тыс. мостовых сооружений. Однако в начале года глава государства сделал ряд замечаний в части дорог общего пользования и поручил привести эти дороги в надлежащее транспортно-эксплуатационное состояние. Правительство достаточно оперативно нашло дополнительные средства, и в результате сейчас сумма на эти цели составляет около Br1,4 млрд. За эти средства по итогам года планируется отремонтировать не менее 3 тыс. км автомобильных дорог и 4,5 тыс. погонных метров мостовых сооружений. Нет никаких сомнений в том, что все средства будут освоены и все работы будут выполнены.

Часть этих денег идет на республиканское дорожное хозяйство, а часть на местные дороги. Итого на республиканские дороги из этой суммы пойдет порядка Br800 млн (не менее 1,3 тыс. км дорог), а на местную сеть около Br430 млн (не менее 1,7 тыс. км дорог). Распределение финансирования ремонта дорог в Беларуси зависит от приоритетных объектов. Ежегодно у нас проходят обследования автомобильных дорог общего пользования, а по республиканским еще проводятся диагностики, по итогам которых формируется определенный перечень автодорог, требующих ремонта. В этом году с учетом поручений главы государства о повышении внимания к ремонту дорог мы для себя ввели определение "дороги, требующие первоочередного ремонта", перечень которых также составили.
Такие перечни формируются как по местной, так и по республиканской сети дорог. Далее мы продолжаем работать с учетом выделенного финансирования. На республиканские дороги средства выделяются из бюджета республиканского дорожного фонда. Что касается местной сети, то средства выделяются как из этого фонда, так и облисполкомами. С этого года совместно с Министерством финансов мы попытались выработать подход софинансирования - то есть республиканский и областной бюджет вкладывают одинаковое количество средств. Дополнительные большие средства выделяются не только на дороги общего пользования, но и на улично-дорожную сеть. Как дорожное хозяйство, так и ЖКХ работают и средств хватает всем в настоящее время.
ранее был существенный перекос в сторону республиканского дорожного фонда
Олег Кунделев
На мой взгляд, некоторые облисполкомы немного злоупотребляли своим правом распределения денег и направляли большую их часть на ремонт дорог в населенных пунктах, а не в области. Маленькие местные дороги - очень острая тема, и эта проблема сейчас начала решаться. За счет средств республиканского дорожного фонда необходимо решать вопросы в основном с местными дорогами.
Сейчас также реализуется большой проект "М-3 Мосты", в который входят 13 достаточно больших и значимых для страны мостов. Это основные сооружения, расположенные на республиканских автомобильных дорогах. В 2022 году мы уже ввели четыре, еще пять планируем в этом году и оставшиеся четыре - в следующем. Как только финансирование международных финансовых институтов остановилось, оно сразу же было заменено бюджетным.
В 2022 году в Беларуси было отремонтировано 80 мостовых сооружений, а в этом - уже 119
Когда формируется программа работ, кроме автомобильных дорог общего пользования огромное внимание уделяется мостовым сооружениям. Это прописано и в государственной программе "Дороги Беларуси", и в перспективном плане, который утвержден Советом Министров.
В следующем году планируется отремонтировать около 100 тыс. кв.м дорожного покрытия на МКАД
Артем Ганчар
Для обеспечения комфортного проезда транспорта и безопасности движения в столице в следующем году на специализированные работы планируется выделить порядка Br80 млн. Запланировано выполнить ремонт покрытия на площади более 1,2 млн кв.м. Уже за 10 месяцев этого года ремонт выполнен на площади более 1,8 млн кв.м покрытия. Из них 1 млн кв.м - это полная замена покрытий, чуть менее 400 тыс. кв.м - поверхностная обработка, а также другие работы. В этом году план уже выполнен почти на 150%. В этом году проводился текущий ремонт на путепроводах на улицах Тимирязева, Матусевича и Притыцкого. Сбавлять темпы объединение не намерено. В следующем году будем идти в таком же темпе. Больше внимания планируем уделить защитным слоям, а также герметизации трещин как профилактическим мерам для поддержания дорог в соответствующем качестве.
В рамках текущего ремонта в следующем году на МКАДе планируется поменять 2,5 км дорожного ограждения, а также порядка 100 тыс. кв.м асфальтобетонного покрытия. Невозможно выполнить эти работы без дискомфорта для участников дорожного движения. На центральных проспектах города и на МКАД дорожники пытаются выполнить все работы в ночное время, когда интенсивность движения транспорта меньше. В этом году так было. Если взять некоторые участки проспектов, то они начинали ремонтироваться в пятницу вечером, а открывались в воскресенье. То есть, дорожники работали в то время, когда горожане уезжали на дачу или в отпуск. Мы стараемся подстроиться под режим города. На официальном сайте предприятия можно посмотреть список участков, где выполняются работы. Также эта информация объявляется в СМИ. Люди могут своевременно увидеть ее и посмотреть участки объезда.
Финансирование на ремонт дорог в Минской области увеличилось до Br135 млн
Валентин Вовченко
"Минскоблдорстрой" обслуживает местные дороги Минской области. Что касается распределения средств на ремонт этих дорог, то это зависит от некоторых факторов. В первую очередь нельзя забывать про интенсивность движения. На республиканских дорогах это может быть от 10 тыс. автомобилей в сутки и выше, у нас - от 3 до 10 тыс. А в маленьких населенных пунктах порой и тысячи автомобилей в сутки нет. Также среди таких факторов можно выделить количество зарегистрированных автомобилей. Из 16 тыс. км дорог, которые обслуживаются предприятием, только 8,5 тыс. км с твердым покрытием (асфальт и цементобетон). Остальная часть - это дороги с гравийным и грунтовым покрытием.
Там в основном выполняются грейдирование и подсыпка заниженных мест, потому что эти дороги также нужно содержать в надлежащем состоянии. На такие дороги, где интенсивность совсем маленькая, соответственно и финансирование будет меньше. По программе "Дороги Беларуси" на этот год в Минской области необходимо отремонтировать 380 км дорог, выполнено уже порядка 290 км. На содержание, реконструкцию, капитальный и текущий ремонт дорог в Минской области было выделено порядка Br135 млн с учетом дополнительного финансирования, которое предусмотрено корректировками в госпрограмму. Уверен, что все целевые показатели мы выполним и даже будет задел на следующий год.
В Гродненской области планируется отремонтировать около 250 км дорог
Владимир Цылько
На обслуживании предприятия находится 10,5 тыс. км дорог. Мы в основном работаем на восстановление асфальтобетонных покрытий и текущий ремонт на гравийных дорогах, потому что они размываются, выветриваются. К слову, у нас есть хорошая база в этом направлении, потому что в Гродненской области имеются хорошие месторождения гравия. Мы закупаем материалы, но и много производим сами.
На этот год госпрограммой "Дороги Беларуси" предусмотрен ремонт и реконструкция 169 км дорог с учетом дополнительного финансирования по госпрограмме - 222 км. За 10 месяцев этого года мы уже почти выполнили этот объем - не хватает буквально 600 м до этого показателя. Продолжается работа по асфальтобетонному покрытию, мы уже скоро должны закончить эту работу. Думаю, всего порядка 250 км дорог мы должны отремонтировать до конца года.
Правильное расходование средств и качественное выполнение всех работ в дорожной отрасли находится под пристальным вниманием контролирующих органов
Олег Кунделев
Мы, безусловно, держим эти моменты под контролем. Ситуация не так хороша, как бы того хотелось. К примеру, за последние два года выявлено около Br5-6 млн, которые были незаконно получены из бюджета либо использованы с нарушением законодательства. Это завышение стоимости выполненных работ, неправильно составленные документы и прочее. Также у нас ограничена рентабельность при приобретении строительных материалов для дорожных работ. Условно, приобретая один и тот же стройматериал для ремонта дороги либо для ремонта улично-дорожной сети производитель может заложить 12% или 20% соответственно. Для Минска это будет переплата. На примере одной из организаций мы сделали вывод, что это свыше Br3 млн за несколько лет при закупке только асфальтобетонных смесей. Выявляемые нарушения устраняются, как правило, чуть ли не в ходе проверки. Речь идет о государственных организациях, где есть дисциплина.
Все указанные нарушения без вопросов устраняются. Необходимо решить ряд вопросов на законодательном уровне - нужно приводить все к равным условиям и обеспечивать контроль не со стороны специализированных органов, а внутренний контроль и дисциплину на предприятиях, чтобы было понимание, какая рентабельность адекватна.
Мы здесь также говорим и об экономии бюджетных средств. Как только здесь будет наведен порядок, то и в части финансовой дисциплины будет порядок. Если где-то будет экономия, то эти деньги освободятся и их можно будет направить на дополнительные работы.
"Проекты не остановились". Минтранс о прекращении западного финансирования в дорожной отрасли
Еще буквально пару лет назад Беларусь работала с европейскими банками по вопросам финансирования проектов в дорожной отрасли, но в определенный момент оно остановилось. Для нашей дорожной отрасли это были достаточно комфортные кредиты. Но те проекты, которые начинались с этими банками, не остановились. Мы сразу же нашли другое финансирование. Сейчас совместно с Минфином и Минэкономики прорабатываются вопросы привлечения кредитов из Китая и России. Работа в этой части продолжается.
В основном белорусские дорожники экспортируют услуги в Россию

о состоянии республиканских и местных дорог
остаточная ямочность на дорогах сократилась вдвое, критической почти нет
Григорий Глазко
В этом году в Беларуси устранено на 100 тыс. кв. м. больше ямочности, чем в прошлом году. В 2022 году за этот период она была устранена на площади 680 тыс. кв. м, а в этом году - уже 780 тыс. кв. м. Вместе с тем, остаточная ямочность сократилась в два раза и практически нет критической. Это говорит о том, что мы идем в правильном направлении.
Если у граждан есть замечания и предложения, то можно позвонить на официальный номер телефона. Любой пользователь дорог может сказать, что на каком-то участке есть проблемы. Это будет зафиксировано.
Есть некоторые службы, которые занимаются ежедневным сбором информации. Ежедневно в центральную диспетчерскую стекается вся информация - количество посыпок, количество устраненной ямочности, ДТП по республиканским автомобильным дорогам.
Что касается местной сети то у нас такой есть предприятие "Белдорцентр", которое координирует эту работу в рамках технического надзора. В Минтранс ежемесячно приходит определенная сводка, в том числе по местной сети. Она расписана в разрезе каждого облдорстроя, каждого автодора - где и сколько чего выполнено, где и какие технологии нарушены или не нарушены, на какие суммы выполнены работы. В этом плане статистика прозрачная.
  • Валентин Вовченко
    Гарантия на строительство и ремонт автомобильной дороги составляет от 2 до 5 лет.
    Человеческий фактор никто не отменял, для этого у нас есть статистика, а также осенне-весенний осмотр комиссии в составе РУП "Белдорцентр", Госавтоинспекции и местной исполнительной власти.
  • Григорий Глазко
    За последний год отмечается снижение случаев повторных ремонтных работ.
    В последние годы мы активно боролись с этим. Негарантийными случаи ремонта могут быть признаны только в каких-либо чрезвычайных ситуациях, например, когда прорвало теплотрассу под дорогой. В целом, большинство дорожных участков выдерживают срок в два года и более.
Цементобетонные дороги в Беларуси: о преимуществах и сложностях
  • Григорий Глазко
    Количество таких дорог должно увеличиваться из года в год.
    Себя хорошо показала вторая кольцевая дорога, которая построена из цементобетона. Мы пришли сейчас к тому, что стоимость километра асфальтобетона и цементобетона уровнялись. Что из этих материалов лучше выбрать зависит от требований и условий строительства.
  • Валентин Вовченко
    Цементобетон в Беларуси используется больше на республиканских дорогах.
    Нового строительства, особенно цементобетонного покрытия, крайне мало. К мелким населенным пунктам, агроусадьбам и др. ведет зачастую только одна дорога. Чтобы построить цементобетонное покрытие, движение по этой дороге надо ограничить как минимум на 28 суток. Если нет другой подъездной дороги, то этот населенный пункт будет отрезан. Это один из факторов отсутствия цементобетонного покрытия на местных дорогах.
современные технологии позволяют выполнять ремонт дорог при неблагоприятных погодных условиях
Артем Ганчар
Хотя здесь есть несколько "но". Если говорить о ямочном ремонте, то до температуры минус 10 градусов используются литые горячие асфальтобетонные смеси. При этом одно из самых главных требований - карта под асфальтирование должна быть выдута, выметена, вычищена, то есть она должна быть действительно подготовлена. Если там будут лужи или будет идти дождь, то класть покрытие нельзя. Когда идет снег - это проще. Но работы проводятся и при температуре ниже минус 10 градусов, потому что бывают аварийные выбоины, что очень сильно влияет на безопасность дорожного движения. Тогда используется органоминеральная смесь, которая называется "холодный асфальтобетон". Они выпускаются в различных вариациях, мы предпочитаем пакеты по 20 кг, которые разогреваются до комнатной температуры, закладываются в ямку и уплотняются.
В Минске этой зимой протестируют менее агрессивную соляную смесь
В зимний период в Минске обрабатывать улицы против гололеда будут традиционно - песко-соляной смесью и галитом марки А. Но есть и нововведение. В этом году в Минске на улицах Свердлова и Ульяновской будет проходить пилотный проект Академии наук. Был разработан ингибитор для галита марки А, который на 30-40% снизит агрессивное воздействие соляной смеси. У нас уже заключены договоры с БелдорНИИ и Институтом экспериментальной ботаники НАН. Мы хотим посмотреть, как эта соляная смесь с ингибитором будет влиять не только на обувь, но и на железобетонные изделия, зеленые насаждения. Также Академия наук будет проводить исследования, и ученые расскажут о результатах, наверное, в конце лета. Мы посмотрим, как расцвели деревья, какое влияние эта смесь оказала на почву и другое.
С учетом этого ингибитора одна тонна соли становится в 2,5 раза дороже, добавил заместитель гендиректора. Вопрос не в стоимости. Благодаря этому проекту мы хотим посмотреть на экономическую составляющую - насколько использование этой смеси будет выгоднее. Эффект мы посчитаем за счет снижения влияния как минимум на зеленые насаждения.
Этот ингибитор был разработан по поручению Президента, но мы хотим видеть экономическую обоснованность. БелдорНИИ будет отслеживать влияние ингибитора на почву, металлические, железобетонные сооружения, а Институт экспериментальной ботаники НАН будет давать заключение по влиянию на деревья, кусты, саженцы.

проверка
качества дорог
продолжается повседневный контроль за качеством дорог с максимальным охватом всех регионов
Олег Кунделев
Особое внимание планируем уделить тем объектам, в отношении которых поступают жалобы, где есть какие-то недостатки. Ни одна жалоба не останется без внимания и без изучения ее обоснованности. Соответствующие планы уже сформированы и в стадии реализации. Специалисты комитета стараются минимально вмешиваться в работу предприятий при проведении мониторингов. Мы аккуратно смотрим и беседуем с работниками. Основная задача - не найти нарушения и наложить штрафы, а найти и выявить негативные тенденции, переплаты, чтобы в дорожной отрасли был максимальный эффект за минимальное количество средств. Мы вместе все работаем для выполнения поручений главы государства по ремонту дорог и обеспечению надлежащего их качества.
Комитет госконтроля в сентябре организовал трехдневную горячую линию по вопросам качества автодорог, на которую поступило порядка 500 обращений. В результате мы узнали, что как раз на республиканских и местных асфальтированных дорогах более-менее порядок, по крайней мере, претензий у людей к этим дорогам не так много. Проблема - дороги без асфальтного либо цементобетонного покрытия, то есть там, где нужно проводить грейдирование, профилирование. Акценты в этом направлении четко расставил глава государства. Он сказал привести в порядок все дороги, под которыми мы, конечно же, понимаем все-таки асфальтированные автомобильные дороги и трассы. Нужно уделять большее внимание и таким маленьким дорогам, потому что здесь есть запрос общества. В основном это, наверное, будут либо облдорстрои, либо ЖКХ.
Здесь есть вопрос периодичности проведения всех необходимых работ, потому что из-за погоды песок размывается, на дорогах грязь и прочее. Думаю, эти проблемы будут решаться. По результатам горячей линии все было систематизировано и упорядочено по областям, с отдельными облисполкомами мы наладили фотообмен информацией для подтверждения обращений. Пусть из 10 обращений пять не подтвердится, но зато остальные случаи подтвердятся и неисправность будет устранена, благодаря чему удастся избежать ДТП.

Согласно статистике органов внутренних дел, за последние 2,5 года свыше 50 дорожно-транспортных происшествий произошло со смертельным исходом либо травмированием людей из-за состояния дорог или ненадлежащего их содержания.
  • Олег Кунделев
    Финансовая дисциплина среди вопросов, на которые в первую очередь обращают внимание специалисты комитета.
    Это оценка законности получения и использования средств бюджета. Мы смотрим детальные расходы наших дорожных государственных предприятий, на что они тратят, нет ли переплат посредникам, выявляем этих посредников, пытаемся пресечь взаимодействие с необоснованными посредниками там, где можно закупать напрямую. Помимо этого, мы осуществляем контроль за технологией выполнения работ. Но, поскольку мы больше экономисты, то для этого привлекаем специализированные госорганы и организации. Контрольные мероприятия - не секрет для предприятий. Мы планируем нашу деятельность по всей стране, смотрим и выявляем системные проблемы, информируем Минтранс, правительство либо направляем предложения главе государства в зависимости от того, что мы выявили. Но, когда мы приходим в следующий раз, то выплывает какая-то другая проблема. Возможно, из-за устаревания технологий, каких-то других причин, например, использования иного источника финансирования. Все проблемы мы оперативно решаем напрямую с субъектами и госорганами.
  • Валентин Вовченко
    Хочу привести пример, когда дефект произошел из-за человеческого фактора. Представители Комитета госконтроля выявили ямочность буквально на километре уложенного асфальтобетона. Оказывается, при производстве укладки покрытия в смесь попала ветошь, грубо говоря чья-то перчатка. Она перемешалась с материалом, утрамбовывалась, со временем вылетела и там образовалась яма. Это человеческий фактор, который говорит о том, что где-то не хватило операционного контроля и мы не заметили незначительного дефекта, который потом проявился.
За 9 месяцев этого года специалистами, которые профильно смотрят качество производства дорожных работ, в среднем на одном объекте устанавливается до 12 недостатков и дефектов. Это не всегда какие-то сложные проблемы, бывают и просто мелочи.
  • Валентин Вовченко
    КУДА ОБРАТИТЬСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ, ЕСЛИ ДОРОГУ ЗАВАЛИЛО СНЕГОМ
    (В Беларуси работает единый номер дорожной службы 125)

    Дежурная диспетчерская служба есть в каждом автодоре, облдорстрое. В каждом районе Минской области есть филиал нашего предприятия и в каждом из них есть свой дежурный диспетчер, а центральная диспетчерская находится в Минске. Она работает круглосуточно, там есть вся информация о том, что происходит на местных дорогах Минской области. Даже, если человек позвонит ночью, то диспетчер сообщит о проблеме в 5 утра. Дорожники не спят и оперативно выезжают для устранения проблемы. Звонить по любым вопросам, связанным с качеством дорог или их состоянием, нужно именно по телефонам, которые размещены на сайтах областных служб. Зачастую люди звонят, говорят о той или иной проблеме. Допустим, завалило снегом деревню, не пройти не проехать. Диспетчер пытается максимально уточнить, где она находится (потому что в одном районе может быть несколько деревень с одинаковым названием), у кого на балансе дорога. Диспетчер созванивается с местным филиалом. Выезжает патрульная служба, которая периодически курсирует по району, и если она видит проблему, то приезжает специализированная техника и производится обработка либо очистка дороги.
  • Григорий Глазко
    В Гомельской области установили механизм для предупреждения водителей о животных на дороге.
    На объектах строительства и реконструкции в 100% случаев в проект закладывается устройство барьера, так называемой сетки. Как показывает практика, этого не совсем достаточно. В прошлом году утвержден комплекс мер, который позволит минимизировать выход животных на проезжую часть, а также количество ДТП с участием диких копытных животных. Количество копытных животных из года в год увеличивается. В рамках комплекса мер стояла задача разработать по итогам этого года и ввести в действие определенный механизм. В Гомельской области на автомобильной дороге М-10 мы впервые месяц назад запустили такой механизм для пересечения в одном уровне. То есть, справа и слева на дороге есть камеры и датчики движения, которые уже специально запрограммированы. Если животное выходит на дорогу, то за 250 м с каждой стороны на табло загорается информация об этом. Особенно это важно в ночное время. Этот экспериментальный участок мы запустили на участке примерно в 500 м. Система расположена в опасных зонах, то есть в местах большой концентрации животных и частых случаев ДТП. Ставилась задача загнать животное в определенный коридор. Мы подсмотрели этот пример у наших российских коллег, сделали апгрейд и сейчас будем смотреть на его эффект.
Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента
© 2023 БЕЛТА
Ссылка на источник обязательна.