избирательная кампания в беларуси:
итоги единого дня голосования, формирование Совета республики VIII созыва и подготовка к внс
эксперты
Валерий Мицкевич
Начальник секретариата Всебелорусского народного собрания
Игорь Голубицкий
начальник управления конституционного и международного права Национального центра законодательства и правовых исследований
Елена Балдовская
секретарь Центральной избирательной комиссии
Наталья Карпович
Заместитель Председателя Конституционного Суда
Ирина Акулович
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР БЕЛТА

деятельность ВНС будет способствовать устойчивости государственной власти
Мы здесь первопроходцы
Валерий Мицкевич
Во многих вещах наша страна — первопроходец. Мы в свое время создали первую эталонную электронную базу законодательства. Да, в разных странах по-разному было, но такой полноценной эталонной базы не было ни у кого.
И здесь в таком виде ВНС — мы первопроходцы тоже. В том или ином виде есть в разных странах — посмотреть на КНР, Казахстан. Но там в любом случае по-другому. У каждого свои особенности. Но на уровне Конституции, со своими полномочиями — это только у нас.
ВНС — уникальный государственный орган, отражающий наши национальные, исторические традиции
наталья карпович
Придание статуса конституционного органа обеспечивает встраивание его в систему государственной власти. В настоящее время интерес к проведению Всебелорусского народного собрания, его конституционному статусу огромен. Его статус изучается и на уровне международных организаций, юристов. Можем найти огромное количество публикаций по этим вопросам.
Очень большое внимание к деятельности Всебелорусского народного собрания и каким образом в дальнейшем пойдет его развитие. Формы связи власти с народом могут быть абсолютно разными в различных странах. Мы избрали вот такую и придали ей четкую правовую форму.
как формируется внс
Это должны быть люди с активной гражданской позицией
Валерий Мицкевич
Это должны быть люди, которые видели жизнь, потому что те решения, которые будут приниматься,— очень серьезные, и к их принятию нужно подходить очень взвешенно. И часто каждому делегату необходимо будет обращаться к своему опыту и своей жизненной позиции. Уже очень много сделано. Работает организационный комитет под руководством премьер-министра.
Соответственно идет интенсивная подготовка. Сейчас завершается этап выдвижения кандидатов в делегаты ВНС и в члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь восьмого созыва. Ведется подготовка соответствующих документов и решается множество организационно-технических вопросов на этой стадии. Я думаю, что все они будут решены.
В данный момент работает очень много структур. Это правительство, Администрация Президента, секретариаты обеих палат парламента, облисполкомы. Задействованы все необходимые структуры и специалисты. В рамках оргкомитета можно привлекать любых специалистов из структур для этой работы, что собственно и делается. Многие решения принимаются именно организационным комитетом и уже потом претворяются в жизнь.
Игорь Голубицкий
ВНС формируется из представителей трех ветвей власти:
законодательной, судебной и исполнительной. Плюс делегаты от местных советов депутатов и гражданского общества. Такой представительный состав. Местные советы депутатов — это люди, которые уже получили поддержку населения. В делегаты ВНС будут избраны самые достойные из тех, кто попал в местные советы. Если говорить о гражданском обществе, то это наиболее многочисленные общественные объединения, численностью более 100 тыс. Из рядов таких общественных объединений будут выдвигаться кандидаты, представители в ВНС. Будут рассматриваться их биографии, их дела, будут судить по тому, насколько они успешные люди, чтобы представлять интересы таких масштабных, крупных организаций на этом высоком уровне. ВНС — это высший представительный орган. Однозначно там будут достойные люди, потому что сама процедура избрания в этот орган — процедура избрания лучших из лучших.
Баланс в составе Всебелорусского народного собрания позволит стабилизировать при необходимости ситуацию и принимать взвешенные, ответственные решения.

о компетенциях ВНС
Всебелорусское народное собрание —
орган, который не позволит власти оторваться от народа
Наталья Карпович
Основная идея придания ВНС статуса конституционного органа — это ввести его в круг конституционно-правовых отношений, когда у нас есть такая структура, посредством которой обеспечивается выявление подлинных интересов народа и обеспечение учета этих интересов в деятельности органов государственной власти. То есть дублирования здесь на самом деле не может быть, и об этом говорил глава государства на встрече, посвященной 30-летию Конституции Республики Беларусь. Президент подчеркнул, что Всебелорусское народное собрании — это орган, который не позволит власти оторваться от народа. Вместе с тем, он обратил внимание на недопустимость дублирования каких-то функций, полномочий.
То есть на сегодняшний день закреплены важнейшие функции и полномочия Всебелорусского народного собрания именно как органа народного представительства, в том числе по обеспечению преемственности поколений, гражданского согласия, определения стратегических направлений развития общества и государства. Но при этом, все полномочия Всебелорусского народного собрания носят не повседневной характер, а стратегический. В законе о Всебелорусском народном собрании прямо закреплена норма о том, что ВНС при реализации своих функций и полномочий не вправе подменять другие государственные органы, препятствовать либо каким-то иным образом вмешиваться в их деятельность.
То есть система государственной власти должна работать, а у Всебелорусского народного собрания — свои четко определенные Конституцией функции. И основная из них — при принятии всех решений обеспечить максимальный учет интересов различных слоев населения. Для этого и существует такое широкое представительство. На мой взгляд, деятельность ВНС будет способствовать устойчивости государственной власти. Кроме того, все решения ВНС у нас принимаются на основе широкого коллективного обсуждения, что позволяет всем высказать свою позицию, свой вариант желаемого решения. Но и тем представителям, например, законодательной и исполнительной ветвей власти, местным советам, путем участия в работе ВНС предоставляются дополнительные инструменты для повышения эффективности реализации своих собственных конституционных полномочий.
Например, статья 79 Конституции прямо возлагает на Президента функции обеспечения взаимодействия и преемственности государственной власти. Если обратиться к полномочиям парламентариев — в силу представительной сути деятельности парламента, очень важная задача парламентариев — работа с населением, избирателями, выявление нужд и потребностей своих избирателей, защита, в определенной мере содействие реализации их интересов. Конечно, на площадке Всебелорусского народного собрания при определении, например, основных направлений внутренней и внешней политики, направлений социально-экономического развития, как раз депутат может наиболее эффективно обозначить наиболее общие нужды и проблемы с тем, чтобы в этих концептуальных документах проблемы, волнующие многих членов общества, также были учтены.
Участие местных советов позволит учесть какие-то особенности, интересы территорий. Ну и что касается представителей субъектов гражданского общества. Это не только повышение открытости власти для народа, не только возможность для представителей субъектов гражданского общества выразить интересы определенных групп населения, но, конечно, и усиление легитимации решений государственной власти, обеспечение широкой народной поддержки концептуальных решений, которые будут приниматься ВНС, и которые будут определять развитие нашего общества и государства как минимум на ближайшую перспективу и на пятилетие.
Валерий Мицкевич
Придание ВНС конституционного статуса высшего представительного органа народовластия — новая веха в развитии. Это новый орган, который, конечно, будет по-другому принимать те или иные решения. Даже если взять процедуру назначения судей Конституционного и Верховного судов. Кстати, они тоже входят в состав собрания как делегаты. Это очень опытные, подготовленные люди, которые прошли многолетнюю профессиональную и жизненную подготовку. Так вот, на ВНС будут избирать судей Конституционного и Верховного судов. Это процедура, когда 1200 человек избирают и надо будет кандидату себя представить, что-то рассказать о себе. Наверняка будут в зале люди, которые знают, как кандидат работал в предыдущие годы на предыдущих своих должностях. Естественно, это всегда был сложный процесс. Но ранее Президент принимал решения, ему вносили на рассмотрение кандидатуры. А теперь будет приниматься коллективное решение. Процедуру тоже никто не отменял. Она будет достаточно сложная и скрупулезная.
Важнейшими в повестке предстоящего заседания ВНС будут вопросы обороны и безопасности
На утверждение ВНС вынесут обновленные Концепции нацбезопасности и Военную доктрину Беларуси. Кроме того, будут определяться задачи на очередную пятилетку, решаться кадровые вопросы. Первое собрание начнется с того, что будут избраны соответствующие рабочие органы — в данном случае счетная комиссия. Будет утверждена повестка дня, избраны председатель, заместители и Президиум Всебелорусского народного собрания, без которых сам этот конституционный орган функционировать полноценно не может.
Предельная численность делегатов ВНС — 1200 человек. Президиум — не более 15 человек. Количественный состав президиума и заместителей будет определять собрание на своем первом заседании для того, чтобы затем избрать уже непосредственно конкретных людей и в состав Президиума, и в качестве заместителей. Постоянно будет работать секретариат, который будет обеспечивать работу и в процессе проведения собрания, и в перерывах между заседаниями. Будет работать в перерывах Президиум Всебелорусского народного собрания, у которого тоже есть своя компетенция. Потому что ВНС у нас по закону не реже одного раза в год должно собираться. Но есть какие-то текущие вопросы, которые будет решать Президиум. Если говорить про секретариат ВНС, который будет обеспечивать работу и в перерывах, и в том числе постоянно Президиума ВНС, — это не более 10 человек.
доверие народа выразилось в поддержке проекта Конституции
Наталья Карпович
Первое Всебелорусское народное собрание имело огромное историческое значение для развития государства. Конституция Республики Беларусь была принята в 1994 году. Первые изменения и дополнения в Основной закон внесены в результате проведенного 24 ноября 1996 года республиканского референдума, на который были вынесены два проекта обновленной Конституции. В итоге был поддержан проект, предложенный Президентом Беларуси Александром Лукашенко. На основании результатов референдума Конституция была принята в новой редакции. В частности, были перераспределены полномочия между Президентом, парламентом и правительством, расширены некоторые права и свободы. К тому моменту (1996 год. - Прим. БЕЛТА) сложилась такая определенная общественно-экономическая ситуация. Мы уже об этом слышали, когда проходило празднование 30-летия Конституции. Конституция 1994 года, конечно, отвечала передовым стандартам в части определения прав и свобод граждан. Вместе с тем она закрепляла впервые в нашей истории статус Президента и положение о разделении властей. Но сам баланс полномочий этих властей до конца последовательно не был в Конституции прописан.
И, по сути дела, когда шло становление молодого белорусского государства в начальном этапе развития на основании положений вновь принятой Конституции, конечно, шла определенная притирка полномочий органов государственной власти, определение себя в новой системе государственной власти. И к 1996 году, к сожалению, вследствие непоследовательного определения баланса сдержек и противовесов в конституционных нормах, по сути дела, инициативы Президента, направленные, например, на преодоление сложившейся к тому времени достаточно тяжелой экономической ситуации, блокировались парламентом. То есть парламент предлагал свои инициативы, которые иногда были экономически где-то и не подкреплены возможными финансовыми ресурсами. И фактически получилось противостояние, то есть определенная борьба. Нужно было искать какие-то механизмы разрешения этих противоречий для того, чтобы государство могло устойчиво развиваться, последовательно. И парламент разработал свои поправки в Конституцию, и был разработан президентский вариант Конституции.
Но надо было объяснить народу, в чем состоит суть предложений, которые выносит Президент, почему необходимо внести эти поправки в Основной закон, и в чем состоит суть основных позиций сторон. И как раз на Всебелорусском народном собрании народ выразил свою поддержку Президенту, и в дальнейшем при голосовании на общереспубликанском референдуме доверие народа к своему избранному главе государства выразилось в поддержке проекта Конституции, предложенного Президентом, где четко прописывался механизм разделения властей, где Президент, его прерогативы как главы государства были существенно усилены. Образовался двухпалатный парламент — Национальное собрание, основная функция которого была — обеспечение законодательной деятельности и, конечно, представительные полномочия. Ну и соответствующий статус был уточнен применительно к правительству. Поэтому, конечно, первое Всебелорусское народное собрание имело огромное историческое значение для дальнейшего развития государства. И по нашей Конституции с поправками 1996 года мы жили несколько десятилетий, и успешно развивалось наше демократическое государство.
об избирательной кампании
изменения Избирательного кодекса показали свою эффективность
Игорь Голубицкий
Парламент избран — каких-то проблем, накладок или вопиющих фактов мы не наблюдали. Поэтому можно сказать, что сама кампания прошла успешно, эффективно. Те изменения, которые были внесены в избирательное законодательство — действительно были правильными. Это стало результатом большой коллективной работы всех заинтересованных. То, что в принципе получилось внести корректные и правильные изменения - это заслуга не только нашего центра, который разрабатывал проект (Избирательного кодекса. - Прим. БЕЛТА), но и практиков. Потому что мы непосредственно контактировали с представителями Центризбиркома, другими представителями госорганов. Не только менялось законодательство, исходя из положений Конституции, чего требовал, допустим, ЕДГ, выборы делегатов ВНС и другие положения, которые необходимо было реализовать в избирательном законодательстве. Но этот момент, когда вносились изменения в Избирательный кодекс — был подходящим и для того, чтобы исправить какие-то практические проблемы предыдущих кампаний.
И поскольку представители Центральной избирательной комиссии хорошо владеют вопросом в практической части, были даны хорошие советы, как эти моменты, механизмы реализовать в Избирательном кодексе. Я думаю, что результат получился хороший. Действительно изменения были масштабные в избирательном процессе. Начнем с того, что единый день голосования — это новый для нас институт. Обсуждались разные вопросы, разные механизмы. Опять же выборы в Совет Республики — проводить их так, как проводили раньше — будут ли их избирать депутаты местных советов предыдущего созыва или все-таки нового созыва? Логично проводить выборы, когда уже полностью обновился весь депутатский корпус. Время сократилось. Но в принципе, наблюдая за кампанией, вовремя и довольно эффективно все эти процедуры проходят. Действительно, это были серьезные, масштабные изменения, но как показывает практика, они успешно реализуются без каких-либо серьезных проблем.
  • Валерий Мицкевич
    Выборы состоялись с высокой явкой. А явка — это как раз-таки один из индикаторов активности избирателей.
  • Наталья Карпович
    Еще несколько лет назад многие белорусы были в определенной мере аполитичны. Но вот за тот период, который прошел в последние три-четыре года, каждый из нас, наверное, уже пришел к такому внутреннему осознанию необходимости определения своего отношения к тем событиям, которые происходят. И такая активность граждан в Единый день голосования на выборах местных советов депутатов, депутатов Палаты представителей, на мой взгляд, как раз является выражением вот этих изменений в сознании людей. Осознание ими, принятие и выражение поддержки тому курсу, который проводится сегодня государством на противостояние этим вызовам нашей эпохи, на необходимость защиты нашего суверенитета. Потому только наше государство на самом деле гарантирует нам реализацию наших конституционных прав и свобод, т.е. мы хозяева и граждане этой страны, и наши граждане, это осознав в достаточной степени, выражают свою поддержку и понимание необходимости следовать этим курсом. Что и проявилось в том числе в результатах голосования.
единый день голосования проведен на высоком организационном и информационном уровне
Елена Балдовская
Исходя из той оценки, которая была дана организации выборов и руководством страны, и международными наблюдателями, которые присутствовали в нашей стране, были озвучены заключения миссий СНГ и ШОС, независимых экспертов — избирательная кампания проведена на высоком организационном и информационном уровне. Говоря, скажем так, о внутренней кухне выборов и единого дня голосования, то было достаточно сложно, потому что много новых норм в законодательстве появилось. И для Центральной избирательной комиссии было важно, как закон будет реализован на практике и отработан членами избирательных комиссий.
Выборы в местные советы — это технически сложные выборы. Потому что задействовано огромное количество людей, необходимо совершить большое количество процедур по выдвижению и регистрации кандидатов в депутаты, информационному обеспечению выборов. Проверка документов кандидатов в депутаты — большой и ответственный участок работы в деятельности избирательных комиссий. Сейчас у нас еще наслоился верхний, четвертый уровень проведения выборов, увеличилось количество бюллетеней, более сложной стала процедура подсчета голосов.
Необходимо учитывать, что по закону в выборах местных советов участвовали и граждане Российской Федерации. Но, в принципе, мы отработали эту кампанию достаточно гладко, без каких-то происшествий и казусных ситуаций. Все было абсолютно понятно. На самом начальном этапе кампании всегда составляется календарный план в первую очередь для нижестоящих комиссий, чтобы у них была настольная книга, какие действия, в какой последовательности и в какие сроки необходимо совершать. В парламент всегда избираются достойные люди. Мне кажется, в эту кампанию, в единый день голосования наши избиратели сделали обдуманный выбор. Люди выбирали своего депутата, к которому они завтра смогут пойти с каким-то вопросом. Думаю, все слушали выступления по телевидению парламентариев. Можно было дать оценку выступлениям людей, которые умеют выступать на публике, умеют говорить о нужном, о том, что людей сегодня волнует.
На мой взгляд, парламент очень сильный, компетентный и очень опытный. 73% избранных парламентариев — это люди, которые занимали руководящие должности. Это говорит о том, что у людей уже есть накопленный профессиональный опыт работы. Очень большой процент руководителей непосредственно предприятий и государственных органов. Понятно, что это люди с большим потенциалом, с огромным багажом знаний и опыта за плечами. вновь избранный депутатский корпус представляет самые разнообразные сферы деятельности. У всех не одно высшее образование. Многие окончили Академию управления при Президенте на базе высшего образования. У 10 человек есть ученые звания и степени. У 38% парламентариев есть государственные награды. Эти цифры о многом говорят. Они говорят о том, какие люди избраны в Палату представителей.
Говоря о преемственности, 20 человек переизбрались на новый срок. Это люди, имеющие бесценный опыт законотворческой деятельности. Потому что после республиканского референдума все помнят, какое огромное количество нормативных правовых актов пришлось пропустить через себя парламенту. Эти люди поделятся, конечно, своим бесценным опытом с новыми парламентариями. А новые парламентарии, что естественно, внесут свои новые веяния, взгляды, идеи со своих рабочих мест, руководствуясь своим опытом.
Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента
© 2024 БЕЛТА
Ссылка на источник обязательна.