Какие изменения внесены
в законодательство по вопросам
предпринимательской деятельности
эксперты
Ирина Акулович
генеральный директор белта
Андрей Ковалевский
начальник главного управления налогообложения физических лиц Министерства по налогам и сборам
Петр Арушаньянц

Генеральный директор Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей
Ирина Бабаченок
замдиректора Департамента по предпринимательству Министерства экономики
Елена Прохорова
председатель крыла предпринимателей Белорусского союза женщин
Жанна Тарасевич
директор Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С.Кунявского

250
порядка
тыс.
Индивидуальных предпринимателей
более
100
тыс.
зарегистрировано
в беларуси на
1 января 2024 г.
юридических лиц
закон о предпринимателях позволяет более гибко реагировать на запрос бизнеса и времени

Ирина Бабаченок
Нас всегда обвиняли в некой косности инструментов и направлений государственной финансовой поддержки. Государственная финансовая поддержка регулировалась нормативным правовым актом высокого уровня. Это достаточно стабильный документ, где были определены все нюансы госфинподдержки: виды, формы, направления, цели. Разнообразия в зависимости от потребности региона, специфики времени, к примеру, в ковидные времена, не было. Документ не совсем позволял придать госфинподдержке необходимую гибкость, а закон меняет вот эти все условия. Закон о поддержке малого и среднего предпринимательства - это верхнеуровневый документ, который всего лишь фиксирует виды поддержки, а дальше все регулирование спускается на правительственный уровень. И вот здесь как раз-таки законодательные изменения позволяют более гибко и оперативно реагировать на запрос бизнеса и времени.
Сейчас направления и цели государственной финансовой поддержки, которая представляется за счет средств республиканского бюджета, определяется правительством.При возникновении дополнительных запросов от бизнеса или непредвиденных обстоятельствах, учитывая нововведения, будет возможность намного быстрее отвечать изменениям. В рамках оказания финансовой поддержки, которая предоставляется за счет средств местных бюджетов, значительно повышается роль местных органов власти. Они могут самостоятельно, с учетом специфики региона и приоритетов определять направления и цели, которые разнятся от региона к региону. Это их зона ответственности. К слову, появился еще один новый инструмент государственной финансовой поддержки за счет местных бюджетов - гранты. Это безвозмездная и безвозвратная поддержка.
каждому предпринимателю предоставляются дополнительные возможности
Законодательные изменения затрагивают каждого предпринимателя. По состоянию на 1 января 2024 года в Беларуси было зарегистрировано чуть более 250 тыс. индивидуальных предпринимателей и порядка 100 тыс. юридических лиц, субъектов малого и среднего предпринимательства.
Законодательные изменения направлены прежде всего на сектор малого бизнеса, а также на самозанятых, количество которых на начало года было 140-150 тыс. - это лица, осуществляющие ремесленную деятельность, субъекты агроэкотуризма и прочие.

Преобразования затрагивают достаточно широкий спектр субъектов МСП, потому что закон - это не только перечни, но и поддержка МСП. Мы можем сказать, что она затрагивает каждого, потому что предоставляются и дополнительные возможности для каждого из игроков этого сектора. Речь идет о нововведениях, которые предусмотрены законом №365-З "Об изменении законов по вопросам предпринимательской деятельности".
Закон №365-З "Об изменении законов по вопросам предпринимательской деятельности" опубликован на Национальном правовом интернет-портале 26 апреля. Документ направлен на установление простых, понятных условий и стимулов для организации и масштабирования своего дела, создания конкурентной среды между различными организационно-правовыми формами малого бизнеса. Основные положения правового акта вступают в силу с 1 октября 2024 года.
дополнительные возможности и поддержку в том числе получат
О предпосылках механизма упрощенного перехода ИП в юрлица
Механизм упрощенного перехода из индивидуальных предпринимателей в юридические лица, утвержденный законом №365-З "Об изменении законов по вопросам предпринимательской деятельности", - новый для постсоветского пространства. У закона есть два целевых ориентира. Первый - это выравнивание конкурентной среды в сфере ведения бизнеса для различных организационно-правовых форм. Второе ключевое направление - это создание понятных стимулов для укрупнения и масштабирования бизнеса. Что касается первой целевой установки, то реализация либерализационного пакета, который был принят в конце 2017 года - начале 2018 года, сыграл свою роль и помог вывести из теневого сегмента большое количество экономических агентов. Речь идет о принятом главой государства в 2017 году так называемом либерализационном пакете правовых актов, главным из которых стал декрет №7 "О развитии предпринимательства".
В то время в Беларуси было определенное количество экономических агентов, которые не проявляли себя. Это какие-то элементарные виды деятельности, которые были во все времена. Если мы вспомним свое детство, мам, бабушек, то у каждой уважающей себя женщины, в том числе в советский период, всегда был свой парикмахер, маникюрщица, портниха и так далее. Поэтому на самом деле ничего не изменилось. Для того, чтобы люди работали в легальном поле, им необходимо было предложить условия для перехода в это легальное поле. Поэтому появился сектор, который условно называют самозанятыми, - для тех людей, которые осуществляли определенный вид экономической деятельности на системной основе, за деньги (парикмахеры, швеи, заводчики котят и щенков, пекари). Нельзя очень строго ограничить какие-то виды деятельности или как-то их описать. Они все пересекаются, где-то взаимодополняют друг друга или взаимно перетекают.

Для нашего славянского ума нормально искать какие-то интересные ходы, и в такой ситуации часть лиц предпочли сменить вид деятельности с индивидуального предпринимателя, на самостоятельную профессиональную деятельность. Если кто-то работал в качестве юридического лица, например те же парикмахерские услуги, то им было выгоднее стать ИП или самозанятым. Поэтому появились определенные перекосы, когда один и тот же вид деятельности, который формирует у субъекта совершенно разные издержки, предлагает рынку совершенно разные цены. Например, парикмахер, который работает на дому, выставляет цены намного ниже, чем тот, который оказывает услуги в салоне. Когда мы уже начали понимать с чем работаем, пришло время предпринять меры, которые бы помогли выравнять предпринимательское поле, и при этом предложить людям механизмы простого перехода.
Условно, при масштабировании бизнеса индивидуальный предприниматель не может нанять более трех наемных работников, сохраняя при этом свой организационно-правовой статус. Для этого необходимо сменить его на коммерческую организацию, что по сути означает полное прекращение деятельности в роли ИП и старт в статусе юрлица с самого нуля. У предпринимателя всегда есть наработанный бизнес-пакет за весь период работы, клиенты, а еще могут быть кредиты, лизинги и еще какие-то обременения. ИП должен исполнить все обязательства досрочно, свернуться, прекратить все договорные отношения, зарегистрироваться в качестве коммерческой организации и начать свою жизнь с нуля, а не развиваться дальше от достигнутого уровня. Поэтому задача по упрощению перехода из ИП в юрлица ставилась во главу угла при формировании соответствующего законопроекта, который теперь уже стал законом.
Закон №365-З "Об изменении законов по вопросам предпринимательской деятельности" предложил тот самый механизм перехода из статуса индивидуального предпринимателя в статус коммерческой организации без прекращения деятельности и потери всего наработанного бизнеса-пакета. По большому счету это новый инструмент. Причем он новый не только для Республики Беларусь, но и в целом для постсоветского пространства, для которого характерен такой институт как индивидуальный предприниматель.

Мы в этом плане первопроходцы, поэтому совершенно понятно, почему он вызывает некоторую настороженность в предпринимательской среде. Поверьте, мы точно также испытываем определенные беспокойства по этому поводу. Поэтому мы везде говорим, что госорганы ни в коем случае, особенно на первоначальных этапах, не оставят предпринимателя один на один с вот этим переходным порядком.
Микроорганизации не упраздняются
*В законе есть нововведение, которому нет аналогов. Некоторые пытались вызвать волнения по поводу того, что в законе исчезла такая категория, как микроорганизация. Мол, что для категории юридических лиц были созданы определенные условия, которые отличались от всех остальных, что мы рассматривали этот сегмент как некий старт для организации своего дела, а вот теперь государство упразднило эту стартовую площадку. На самом деле, это совершенно не так. Когда выстраивался механизм трансформации из индивидуальных предпринимателей в коммерческую организацию, то все отдавали себе отчет, что сегодня правила ведения бизнеса у ИП и юрлица по многим параметрам отличаются. И когда мы предлагаем ИП, вид деятельности которого не вошел в перечень, перейти в юрлицо, мы понимаем, что это будет серьезный стресс для субъекта хозяйствования.
*Именно поэтому в законе выделена категория коммерческих организаций до 50 человек включительно - взамен микроорганизациям (до 15 человек). С учетом научно-технического прогресса и новых форм ведения хозяйствования - это уже нормальная такая организация, для которой мы, по сути, выстраиваем тот самый "лайт" режим для становления и разгона. Для таких организаций применяются требования и правила, существующие для индивидуальных предпринимателей или микроорганизаций. Были выбраны условия, которые лучше с точки зрения субъекта хозяйствования. Безусловно, у нас всегда все в пользу субъекта. Основополагающий принцип четвертой директивы никто не отменял. На этапе перехода в юрлицо у субъекта хозяйствования могут быть какие-то непреднамеренные нарушения, о которых он даже не подозревал.


С точки зрения КоАП, за допущенные экономические правонарушения для ИП предусмотрены совершенно другие санкции, как правило, в два, а то и в пять раз ниже, чем у коммерческой организации. Закон четко установил изменения, внесенные прямо в Кодекс об административных правонарушениях, в отношении санкций к коммерческим организациям численностью до пятидесяти человек. К ним применяются штрафные санкции как для индивидуальных предпринимателей или предупреждения. Более того, когда индивидуальный предприниматель трансформировался в коммерческую организацию, у него заново начинает течь двухгодичный мораторий на включение его в план выборочных проверок.

подготовка бизнеса к нововведениям
упрощенно перейти из ИП в юрлицо могут все желающие предприниматели
Ирина Бабаченок
*Порядок перехода индивидуальных предпринимателей из статуса ИП в статус коммерческой организации - универсален и носит постоянный характер. Это значит, что ИП, вид деятельности которого вошел в список разрешенной, все равно может воспользоваться возможностью бесшовного перехода в юрлицо. Мы много общались с бизнесменами, которые сами перешли, услышали проблемные вопросы. И переоформление арендных документов еще не самое страшное. Если у ИП есть какие-то свои заключенные контракты, кредиты, лизинг, разрешения, ЭЦП, доменное имя и др., созданная им коммерческая организация в течение 12 месяцев с момента регистрации может работать на документах, которые выданы на имя ИП. То есть их даже не надо бежать и переоформлять. Можно составить для себя нормальный график.
Более того, предусмотрена и норма о том, что это именно переоформление документов, а не получение новых. Все, что надо, - подать заявление. Уполномоченный орган самостоятельно сверяется с данными Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГР), удостоверяется, что это действительно коммерческая организация, которая создана индивидуальным предпринимателем. Коллеги из Министерства юстиции уже дорабатывают этот ресурс, все будет в открытом доступе. Спустя три дня заявитель получает новый документ на новом бланке с именем юридического лица. Если это, например, не документ, а лицензия, то там участие субъекта хозяйствования вообще не требуется. Вся нагрузка смещена на госорганы.
  • Елена Прохорова
    Многие забывают о немаловажном факторе - индивидуальный предприниматель будет исключен из ЕГР. В случае, если бы закон не существовал, то при масштабировании индивидуальный предприниматель должен был бы пройти налоговую проверку, что очень для некоторых субъектов хозяйствования болезненно. Поэтому для многих это реальный шанс обнулиться и приобрести новый статус, масштабируя свой бизнес. Многие субъекты хозяйствования нуждаются в перерегистрации в юридическое лицо, не имея для этого оснований по нормам закона, но имея другие основания. Ранее переход прав на имущество и передача этого имущества юридическому лицу являлась формой отчуждения. Сейчас же это имущество передается по передаточному акту, не является отчуждением и не влечет за собой уплату налогов, связанных с реализацией имущества, что тоже немаловажно.
Ирина Бабаченок
Минэкономики организовало масштабную информационную кампанию с разъяснениями норм закона
Министерство экономики взяло на себя обязательства сопровождать внедрение законодательных нововведений, предусмотренных законом №365-З "Об изменении законов по вопросам предпринимательской деятельности", а также привлекать к их реализации все органы госуправления в соответствии с компетенциями. Плюс у нас есть местные исполнительные и распорядительные органы - это первая точка, куда и приходит конкретный субъект хозяйствования, где его должны встретить с пониманием и сопроводить на протяжении всего пути. Мы готовы помогать местной вертикали, готовить соответствующие методические рекомендации, чем и занимаемся.
Для выполнения этой задачи Минэкономики организовало масштабную информационную кампанию по стране с разъяснениями норм закона. Мы встречаемся с субъектами хозяйствования и местными органами власти по всей территории страны. Мы используем все возможные доступные средства коммуникации, в том числе и удаленные разъяснительные работы. Старое всегда кажется более удобным просто потому, что оно понятно и привычно, а любое новшество априори воспринимается как что-то чуждое.
Именно поэтому одним из самых полезных инструментов для подготовки предпринимателей к нововведениям стала скрупулезная работа с разъяснениями, сопровождением, методическими рекомендациями, а также подготовка субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства. К слову, эти субъекты являются еще одним проводником нововведений в бизнес-сообщество, который призван донести суть и смысл всех механизмов и инструментов до каждого конкретного бенефициара. Сегодня в стране более ста субъектов инфраструктуры поддержки МСП, которые равномерно рассредоточены по всей территории страны. В них мы тоже видим вот, скажем, послов доброй воли и помощников в проведении этой реформы.

Ирина Бабаченок
Новый переход из ИП в юрлицо предполагает минимум стресса для игроков на рынке
Реформа выстраивалась с той мыслью, чтобы при переходе из ИП в юрлицо было минимум стресса и практически ничего не изменилось для этого игрока на рынке. Для государства важно, чтобы предприниматели сохранили свой бизнес и увеличивали доход. Любой стресс негативно влияет не только на человека, но и на бизнес. В этом случае может быть не то что стагнация, но и откат назад, поэтому мы старались предусмотреть все нюансы.
Однако, говоря без прикрас, всегда найдется то, чего предусмотреть нельзя. Поэтому уже начался процесс по приведению законодательства в соответствие с законом. Мы изначально говорили, что это большой пласт работы. По сути, нужно пересмотреть весь массив законодательства, который сформирован в стране, а это сотни тысяч нормативно-правовых актов различного уровня.
Стоит задача до 1 октября привести в соответствие законодательные акты. Положение, которое определяет порядок перехода, - это уже некая структурированная система, которая предусмотрела очевидные моменты, которые нужны будут при этом переходе. Всего на осознание и раздумья предпринимателям дано полтора года.
речь идет о справедливости
Жанна Тарасевич
Когда об этом законе только начинали говорить, то всем было очень страшно. Ходили разные слухи: индивидуальных предпринимателей не будет, им не разрешает деятельность, предпринимателей, самозанятых сократят и так далее и тому подобное. Как только появился нормативно-правовой акт, где было определено, что и самозанятые остаются, и ИП остаются, и микроорганизации переходят в малые предприятия, стало все ясно. Очень хорошей практикой стало вынесение на обсуждение проекта постановления об утверждении разрешенных для ИП и самозанятых видов деятельности. Каждый человек мог посмотреть и внести свои предложения.
На Правовом форуме, где тогда еще законопроект активно обсуждался бизнес-сообществом, было высказано более 400 практических предложений. Плюс ко всему, в наш бизнес-союз по несколько раз в день были звонки с вопросами. Очень важно, чтобы люди могли прочитать и найти в документе именно свой вид деятельности, потому что по классификатору это было сделать сложно. Но при разъяснениях все вопросы отпадали. Здесь очень хорошо помогла информационная кампания Министерства экономики, центров поддержки предпринимательства, бизнес-союзов и так далее.
В Беларуси на начало года насчитывалось 250 тыс. индивидуальных предпринимателей и только 100 тыс. юрлиц. Если посмотреть даже в рамках ста тысяч этих юридических лиц 88% - микроорганизации, то есть до 15 человек по действующему законодательству. Если посмотреть среднюю численность у организаций - это 3-4 человека. То есть, по большому счету, микроорганизация равно индивидуальный предприниматель. До принятия закона №365-З "Об изменении законов по вопросам предпринимательской деятельности" возможности для юридического лица и индивидуального предпринимателя одного и того же вида деятельности были совершенно разные. Безусловно, со стороны юридических лиц было лоббирование к выравниванию условий. Когда мы говорим о равных условиях хозяйствования, речь идет и о справедливости.
Я даже могу сказать по своему союзу: когда встал вопрос о том, нужно ли привлекать в члены союза индивидуальных предпринимателей, то наши юридические лица сказали нет. Это произошло из-за возможности конфликта интересов. При выравненных условиях мы можем говорить уже о некой единой политике, которой не было до этого момента.
Задача закона - сделать условия хозяйствования прозрачными, равными и понятными. В свое время мы изучали опыт Германии. Там, как только человек нанимает хотя бы одного работника, он тут же де-факто приравнивается к юридическому лицу.

Да, он не переходит в юрлицо, но все налоги и практически все обязательства несет как юрлицо. Бесшовный переход, который сейчас стал доступен ИП в Беларуси, дает возможность перенести ответственность на юридическое лицо. Без этого предприниматель платит как юрлицо, но несет еще ответственность практически своим личным имуществом. Мы можем конечно сравнивать, говорить о преимуществах и недостатках этих вариантов, но вместе с тем это и есть равные условия хозяйствования для всех субъектов бизнеса.


В рядах крыла предпринимателей БСЖ была жаркая дискуссия во время обсуждения закона
Елена Прохорова
Компиляция информации произошла перед общественно-консультативным советом, который состоялся в Министерстве экономики. Было достаточно полезным то, что мы смогли донести Минэкономики, мы услышали и малый бизнес, и микробизнес, и крупный бизнес. Зачастую мнение на дискуссионных площадках меняется: малый бизнес прислушивается к крупному и понимает, что все-таки надо делать. У нас женщины начинают разговаривать на языке цифр. И когда более крупный бизнес начинает учить малый, как правило, приходим к единому знаменателю - не всегда при масштабировании ты уплачиваешь большее количество налогов. Многие вещи в принятом законе разъяснены, в том числе касаемо налоговых платежей, кредитных и иных обязательств.
При масштабировании был не разрешен вопрос с переходом прав на недвижимое имущество, находящееся в госсобственности. Каждый раз при смене арендатора проходил аукцион на нового владельца данного имущества. Закон предусматривает абсолютное правопреемство в части обязательств по арендным отношениям. Соответственно, тот индивидуальный предприниматель, который на площадках госсобственности размещался, понимает, что он может прирастать без потери этого пространства, без потери вложенных в это имущество инвестиций. Это очень важные вещи.
БСЖ также разъясняет малому бизнесу, что в нынешних условиях есть очень хорошая возможность к масштабированию. Нужно просто обратиться к правильным специалистам, чтобы не иметь никаких дополнительных издержек, в том числе и финансовых, которые потом могут быть повлечены условно неправильной подготовкой документов. Рзъяснительная работа с бизнесом проводится тщательная. Это правильно с точки зрения госорганов. Такая работа нужна, чтобы бизнес понимал, что никто не разворачивается спиной, мы готовы идти навстречу.

9
млн
выдал малому и среднему бизнесу
Фонд финподдержки
за три года
Br
становится больше видов поддержки

Петр Арушаньянц
В Беларуси впервые реализовывался экспериментальный инструмент поддержки бизнеса - механизм поручительства. Поддержку по нему фонд оказывал три года, а в рамках закона этот вид встает в ряд с уже традиционными займами и лизингом. На базе пилота по поручительству мы выдавали сумму до Br300 тыс., которая могла обеспечивать до 60% от суммы кредита. То есть, если кредит, условно говоря, Br500 тыс. и не хватает Br200-300 тыс., то можно получить вот это обеспечение. Пилот оказался успешным. Мы отработали расчет методологии, оценку рисков, оценку кредитоспособности, вопросы гарантийного случая. Теперь этот механизм пошел, как говорится, в промышленную эксплуатацию.

Это будет уже государственный инструмент в рамках государственной программы развития малого и среднего бизнеса, и здесь уже совсем другие масштабы. Во-первых, это будет не до Br300 тыс., а уже в 4 раза больше - Br1,2 млн, и покрывать эта сумма будет до 80% от суммы кредита. Такая возможность будет предоставлена малым и средним предприятиям. Кроме этого, расширяется целевое назначение кредитов, на которые выдается поручительство. Например, раньше такая поддержка выдавалась, если кредит связан с приобретением капиталовложений, а теперь это будет более широкая сфера деятельности, то есть там, где нужны оборотные средства в рамках инвестиционного проекта.
Нет никаких сомнений, что принятие закона положительно отразиться на предпринимательской деятельности, в частности на поддержке бизнеса. Закон предусматривает возможности для расширения инструментария, то есть становится больше видов поддержки, они становятся более объемными. Также расширяются возможности для постоянного роста юридических лиц, и это происходит не только благодаря стимулированию перехода из индивидуального предпринимателя в юрлицо, но и за счет последовательного роста таких организаций. Поддержка оказывается на протяжении всего жизненного цикла, пока юрлицо не станет крупным предприятием, тогда это уже будет вне рамок действия закона.
Закон предусматривает несколько видов поддержки. Есть республиканский бюджет и местные бюджеты. По местным - это субсидирование. По республиканскому - сохраняются традиционные инструменты, такие как лизинг, займы, а также появляется новый механизм - поручительство. В течение трех лет мы проводили апробацию поручительства, потому что это очень высокорисковая деятельность.

За это время по поручительству мы выдали сумму почти в Br9 млн. В Беларуси это первый опыт, и он проводился на базе Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей. Мы пока единственная гарантийная организация. Этот опыт оказался успешным, и механизм себя оправдал - все довольны, выросли объемы, реализовано много проектов, которых бы не было без этого инструмента поддержки.
Фонд финансовой поддержки предпринимателей в этом году планирует выдать Br16 млн по займам и лизингу
За прошлый год по займам и лизингу фондом выдано поддержки на Br8 млн, а в этом году планируется в два раза больше - Br16 млн. На следующий год тоже предусматривается дальнейший рост, то есть как минимум это будет не ниже этого года с учетом инфляции. Думаю, что на 2025 год это будет не менее Br20 млн, но мы сейчас говорим только об отдельных программах фонда. В рамках страны масштаб, конечно, больше, потому что есть еще проекты Банка развития, местные бюджеты и так далее.
Что касается фонда, то займы и лизинг на сегодняшний момент самые востребованные механизмы. В рамках закона №365-З "Об изменении законов по вопросам предпринимательской деятельности" по ним увеличивается максимальная сумма выдачи поддержки и сферы применения. Ранее это было Br600 тыс., а теперь - Br1 млн.

Что касается целевого назначения, то раньше, например, мы не могли финансировать, когда субъект приобретал услуги, только если это строительство. А вот если необходимо сделать какие-то работы по подряду, то нет. Сейчас этот вопрос изменен - теперь поддержка будет оказываться практически на все, кроме кредита на выплату налогов, зарплаты и перекредитование.
Основная программа - содействие производственной кооперации
*Фонд является не просто бюрократическим аппаратом, который собирает документы и подает заявки. У нас есть четкие методики, мы проводим оценку кредитоспособности, у нас оцениваются объекты обеспечения обязательств, финансовой составляющей. Весь этот функционал, которого нет в госорганах, выполняют наши специально обученные работники. В рамках фонда также предусмотрена значительная часть нефинансовой поддержки. Основная программа - содействие производственной кооперации. Мы постоянно работаем с вовлечением малого и среднего бизнеса в кооперационные цепочки крупных производственных предприятий.
*У нас есть база всех заказов крупных предприятий, которая размещена и на сайте. С ней могут ознакомиться все желающие субъекты хозяйствования и, если видят, что могут закрыть какую-то товарную позицию, то уже обращаются к нам. Два раза в месяц мы проводим контактные диалоговые площадки онлайн, и сводим субъекты и компании для кооперации.
Ежегодно порядка 500 субъектов хозяйствования проходят через такие контактно-кооперационные биржи, организованные фондом. Таким образом, они встречаются с крупным бизнесом и становятся поставщиками. Для тех, кто заключает контракты в рамках кооперационных проектов, у фонда отдельные ставки. Субъекты, которые задействованы в таких проектам, имеют преимущество.
снижения поступлений из-за изменений в предпринимательской деятельности не будет

Андрей Ковалевский
*Все нюансы в этой части просчитывались еще на стадии подготовки законопроекта. Мы понимаем, что тот бизнес, который готов работать в нашей стране, в большинстве честен. Соответственно, снижения поступлений наблюдаться не будет. Есть большой отложенный спрос у предпринимателей, которые уже выросли и у которых есть три наемных работника, но им хочется больше.

Все, что их останавливало от того, чтобы стать организацией, - сложные процедуры перерегистрации бизнеса. Новый механизм закона позволит ряду предпринимателей удовлетворить отложенный спрос на масштабирование - они станут организациями, прирастут наемными работниками, увеличат бизнес, доход, выручку, соответственно, вырастут и налоговые отчисления.

предпринимательницы чувствуют ответственность за страну
Елена Прохорова
Предпринимательницы, вступившие в ряды Белорусского союза женщин, чувствуют ответственность за страну и стремятся выразить свою позицию
*Компиляция информации, которую мы получаем посредством Белорусского союза женщин, происходит на площадке возглавляемого мной бизнес-инкубатора, а это инфраструктура поддержки предпринимательства. Крыло предпринимателей представлено в очень широком объеме, в том числе индивидуальными предпринимателями, самозанятыми и представителями юридических лиц, причем из крупного, мелкого и среднего бизнеса. Мы этим отличаемся - видим весь срез.
Самое важное, что Белорусский союз женщин в принципе объединяет социально активную часть женского сообщества. Женщины, которые вступают в БСЖ, изначально несут в себе социальную нагрузку - они чувствуют ответственность за свою страну. Поэтому они всегда очень жарко участвуют во всех дискуссионных площадках, стремятся выразить свою позицию. Крыло предпринимателей Белорусского союза женщин - уникально.

Это действительно какой-то новый вид взаимодействия в рамках гражданского общества. Наши девочки общаются в группе, обмениваются информацией и потом уходят в личные чаты, где мы уже их не контролируем. Реальную помощь они получают друг от друга, и это замечательно. То есть бизнес начинает общаться между собой, что очень хорошо.
Ирина Бабаченок
Минэкономики призывает предпринимателей не затягивать с принятием решения о переходе в юрлицо
*Министерство экономики сейчас занимается визуализацией нововведений, которые установлены законом №365-З "Об изменении законов по вопросам предпринимательской деятельности". Мы показывали, что у ИП есть не только один путь - в коммерческую организацию. Закон ни в коей мере не устанавливает безальтернативное правило о том, что индивидуальный предприниматель должен пойти в коммерческую организацию. Нет, это выбор каждого. Это всего лишь возможность, которая предоставлена. Например, можно сменить вид деятельности и остаться ИП, стать самозанятым, несмотря на то, что переход в юридическое лицо предпочтительный.
*С 1 июля 2024 года по 1 января 2026 года - период, когда уже можно определиться, как действовать дальше, как реализовывать свой потенциал. Призываем всех не ждать 31 декабря 2025 года. Все-таки переходный период дан именно для того, чтобы спокойно осознать и пойти. Безусловно, необходимы определенные телодвижения и время для того, чтобы произошел переход. Как минимум, необходимо согласовать наименование юридического лица, уведомить своих кредиторов, что ты регистрируешь юридическое лицо, к которому переходят все права и обязанности, подготовить передаточный акт, чтобы не попасть на двойное налогообложение и так далее. Большая часть положения о переходе посвящена налоговым вопросам.
В ведомство часто поступают вопросы от ИП об отсутствии каких-либо документов на товар или имущество. В это время можно решить все вопросы, обратившись к специалистам.
Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента
© 2024 БЕЛТА
Ссылка на источник обязательна.