итоги вступительной кампании-2024
эксперты
Александра Петрова
Заместитель начальника главного управления профессионально образования - начальник управления профессионально-технического и среднего специального образования Министерства образования беларуси
Сергей Касперович
Ректор Брестского государственного технического университета
Ирина Акулович
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР БЕЛТА
Сергей Пищов
начальник главного управления профессионального образования Министерства образования Беларуси
Геннадий Козлов
директор УО "Гомельский государственный автомеханический колледж"

3
тыс.
человек
увеличился прием в ВУЗы на "бюджет"
практически на
растет популярность специальностей физико-математического профиля
Сергей Пищов
На уровне высшего образования самыми популярными стали "стоматология" в БГМУ, "мировая экономика" в БГУ и "программная инженерия" в БГУИР, проходной балл на которые составил 395 из 400. Чуть меньше, 391 балл, - на специальность "прикладная информатика" в БГУ. Но тут есть такая особенность, что в медицинские вузы в этом и прошлом году до 80% ребят поступали на условиях целевой подготовки. Из-за этого количество мест для поступления на общих основаниях было небольшим. На специальность "графический дизайн и мультимедиадизайн" Гродненского государственного университета им.Янки Купалы зафиксирован конкурс более 20 человек на место.
Также, традиционно, большие конкурсы на IT-специальности и на специальности в области физической культуры и спорта. Конкурс - не совсем объективный показатель популярности специальности. Например, если на какую-то специальность объявлено пять бюджетных мест и документы подает 20 человек, то конкурс получается четыре человека на место. А, например, на специальность "лесное хозяйство", где план приема на бюджет 100 человек, чтобы получился конкурс пять человек на место, должны подать документы 500 человек.
В этом году в вузы практически на 3 тыс. увеличился прием на бюджетную форму. На 2,5 тыс. больше ребят набрали на бюджетные места. На платные места, соответственно, прием абитуриентов был сокращен. Рост бюджетных мест обусловлен востребованностью педагогических, медицинских и инженерных специальностей. На уровень высшего образования на "бюджет" зачислены около 30 тыс. студентов, а на платное обучение - около 16 тыс. Необходимо добавить, что приемная кампания в сельскохозяйственные вузы на заочную форму обучения будет продолжаться. Планируется принять еще порядка 2,5 тыс. абитуриентов и на бюджетную, и платную формы обучения.

как на ЦТ и ЦЭ сделали более объективной оценку знаний самых подготовленных ребят
Сергей Касперович
Прошлый год был переходным
Была определенная критика подходов, которые были реализованы в части заданий. Внедрялся централизованный экзамен как вид выпускного. В этом году определенные ошибки прошлого были учтены. В задания ЦТ и ЦЭ были возвращены задания пятого уровня сложности. Появилась большая объективность оценки знаний наиболее подготовленных учеников. Те из абитуриентов, кто проходит тестирование на ноль баллов, часто приходят не с целью сдать его. Они хотят испытать систему на прочность, попробовать себя в своеобразной лотерее, а цели поступления в ВУЗ у них нет. Это ежегодная практика. Таких ребят не так много, но они всегда есть. Одно правильно выполненное задание в части А, где нужно выбрать правильный вариант ответа, дает как минимум один балл. Поэтому здесь человек просто расставляет ответы не думая, не решая. Уровень подготовки даже очень слабого школьника позволяет набирать определенное количество баллов.
В Брестской области всего четыре вуза. С какой-то стороны это хорошо, потому что ни в одном из учреждений высшего образования Брестчины недобора не зафиксировано. Выполнены все контрольные цифры приема и планы на целевую подготовку.
Сергей Пищов
Нет никакой разницы, где учился школьник
Все задания на тестировании основываются на школьном стандарте и нет никакой разницы, где учился школьник. Те знания, которые ребята получают в школе, и проверяются на тестировании. Поэтому разницы, где именно учился абитуриент, нет никакой. 100 баллов получают ребята и из сельских школ, и из городских школ. В данной ситуации все зависит от старания и желания ученика и его учителя, который преподает предмет.
В 2024 году 695 работ получили 100 баллов на ЦТ. В прошлом году таковых было 600. При этом с экзаменационной работой не справились 324 участника тестирования. Они получили 0 баллов. Им не выдали сертификат ЦТ и они не принимали участия во вступительной кампании на общих основаниях. Максимальную оценку, в основном, получали по русскому языку и математике, то есть по тем предметам, которые являются первыми профильными для поступления в учреждения образования. При этом ноль баллов тоже, в основном, получали по этим предметам, так как их сдает наибольшее количество абитуриентов. В этом году больше всего зарегистрированных и сданных работ было по английскому языку - около 14 тыс., по физике - около 13 тыс., по математике и русскому языку - около 9,5 тыс.
В 2024 году на ЦТ зарегистрировались около 55 тыс. абитуриентов. Это коррелирует с прошлым годом. При этом в тестировании приняли участие около 53 тыс. абитуриентов. 2 тыс. зарегистрировавшихся не приняли участие в ЦТ по разным причинам. Кто-то не пришел по уважительным причинам и позже прошел тестирование в резервные дни, кто-то, возможно, принял решение поступить в университет на условиях целевой подготовки. Это ежегодная нормальная практика, когда определенный процент зарегистрировавшихся на ЦТ абитуриентов его не проходит.

о распределении студентов
  • Сергей Пищов
    В этом году мы зафиксировали около 100 случаев, когда выпускники отказались от распределения. В зависимости от специальности и вуза будет отличаться сумма, которую студент должен будет возместить за обучение. Самые затратные специальности те, которые связаны с большим материальным обеспечением, в первую очередь - медицинские. К тому же там очень индивидуализированный процесс обучения, большое количество практических лабораторных занятий.

    ЧТО СТАЛО СО СТУДЕНТАМИ ДВУХ ПРЕКРАТИВШИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВУЗОВ?

    С 1 сентября у нас 47 вузов. До этого было 49. Два частных вуза с нового учебного года прекращают свою образовательную деятельность. Руководством этих вузов и их учредителями было принято такое решение. Соответствующие письма они направили в Минобразования. На улице никто не остался. Всем студентам были предложены варианты перевода целыми группами в другой университет, а также есть случаи, когда обучаемые переводились в индивидуальном порядке. Преподаватели вузов также были переведены на новые места работы. По информации прекращающих свою деятельность университетов, из других учреждений образования уже приходили запросы на преподавателей. Поэтому те из них, кто нужен нашим университетам, останутся работать.
  • Сергей Касперович
    Из своего опыта могу сказать, что при распределении отмечается очень интересная тенденция: приходят заявки, например, с МАЗа, но наши выпускники не хотят туда. Несмотря на то, что машиностроение в Брестской области еще только развивается, все хотят здесь остаться. Ребята проходят здесь практику, видят реальные возможности для роста и развития.

    ОТЧИСЛЯЮТ ЛИ ЦЕЛЕВИКОВ?

    Это достаточно редкое явление. За два года еще никого не отчислили. Это связано с тем, что целевик лучше, чем обычный абитуриент, знает куда он идет. К тому же он несет ответственность перед третьей стороной - предприятием.
  • Геннадий Козлов
    Играет роль тот фактор, что если целевик не хочет учиться, то он должен возместить потраченные на его обучение средства. Они знают об этом заранее, поэтому не только мотивированны, но и понимают возможную ответственность.

об учебных программах выузов
изменения в учебные программы вузов вносятся ежегодно
Сергей Касперович
Для понимания процесса изменений нужно представлять иерархию частей программ обучения. Есть специальность и образовательный стандарт, который содержит часть дисциплин государственного компонента. Эти дисциплины изучаются во всех вузах, где есть определенная специальность. Это такой фундаментальный базис, ведь в высшем образовании решается одна очень сложная проблема - стык практикоориентированности и фундаментальности. Количество часов всегда ограничено и нужно найти разумный баланс. Фундаментальность позволяет специалисту развиваться на протяжении всей жизни, учиться и учить других. Практикоориентированность позволяет сразу эффективно решать производственные задачи. И государственный компонент это и о фундаментальности, и об отдельных прикладных вопросах, которые унифицируются. В вопросе совершенствования программы, отметил эксперт, вузы должны постоянно взаимодействовать с предприятиями.
Здесь абсолютно прав глава государства, что вузы должны это делать, приходя на предприятия и задав им конкретные вопросы. Пройтись по темам и разделам учебной программы. Определиться, что уже потеряло актуальность, а что будет актуально не сегодня, а завтра. На примере Брестского государственного технического университета я могу сказать, что мы регулярно проводим советы директоров предприятий, раза два в год. Помогают и администрации и облисполком, который координирует эти процессы. Также наши преподаватели, в режиме стажировок, идут на предприятия и точечно отрабатывают определенные моменты. После всей этой проделанной работы и происходит изменение программы вуза. Изменения в учебные программы вносятся ежегодно. Учебно-методические комплексы, которые отражают содержание конкретной дисциплины, также обновляются каждый год. Также корректируются и программы практик.


27
тыс.
человек поступили на дневную форму профессионально-технического образования
порядка
Во многих странах эту систему развалили
Александра Петрова
Профессионально-техническое образование - уникальный уровень, в котором с первых дней начинается производственное обучение. Это традиция, которую мы поддерживаем. Во многих странах эту систему развалили, потому что она высокозатратна. Ведь система профессионально-технического образования - это не просто система привития рабочих навыков, это еще и система воспитания. Надо понимать, какой контингент раньше традиционно был на уровне профессионально-технического образования. И надо понимать, что государство еще брало на себя воспитательную функцию.
Поэтому существует особая роль мастера производственного обучения. Сегодня эта традиция, когда этот профессионал с первого дня обучения рядом с учеником не только в учебных мастерских, но и воспитательном плане, сохранена. Мастер фактически становится "дополнительным" родителем. Наше государство в свое время, несмотря на трудности, поддержало эту систему. И она себя оправдывает. При этом стоит отметить сохраняющуюся востребованность заочного и вечернего обучения в ПТУ. Таким вариантом пользуются те, кто уже работает и хочет получить диплом.
Сергей Пищов
Сегодня профориентации уделяется серьезное внимание
В последние годы предприятия активно включились в профориентационную работу. Они участвуют в днях открытых дверей учреждений образования. И сегодня абитуриент, приходя на такое мероприятие в колледж или в университет, видит не только то, где он будет учиться, но и понимает, где и какое место будущей работы. И исходя из этого, он уже выбирает направление и специальность, по которым будет учиться.
Сергей Касперович
Профориентацию нужно начинать с детского сада?
Есть теория, что ее нужно начинать с детских садов, и определенные действия уже осуществляются. Например, проект "Информатика без розетки". Вместе с другими программами и кружками это позволяет понять, чего ребенок хочет и что ему интересно. Исходя из опыта работы в школах представителей университета, я считаю, что 5-6-е классы - это та возрастная группа, где можно начинать серьезную и основательную профориентационную работу. Не только в режиме игры или шутки.
Геннадий Козлов
У нас практика с первого дня
На первом курсе учащиеся получают первоначальные навыки. На втором курсе они уже делают деталь, которую производят на предприятии. Учащийся знакомится с тем рабочим чертежом, который он действительно увидит на заводе. Он производит эту деталь и получает за нее определенную сумму денег. На третьем курсе учащийся уже полностью работает на предприятии, где не только совершенствует свои навыки, но еще и зарабатывает деньги.
Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента
© 2024 БЕЛТА
Ссылка на источник обязательна.