Каждому ребенку нужна семья
эксперты
Елена Симакова
заместитель начальника управления социальной, воспитательной и идеологической работы главного управления воспитательной работы и молодежной политики Министерства образования
Наталья Сергеева
Родитель-воспитатель отдела по образованию администрации Октябрьского района г.Могилева
Ирина Акулович
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР БЕЛТА
Ольга Столерова
Главный специалист отдела образования Речицкого райисполкома
Татьяна Кожемяко
Директор гУО "Социально-педагогический центр Слонимского района"
Татьяна Белевич
Директор Национального центра усыновления Министерства образования

в
раз
в беларуси за последний годы уменьшилось количество детей, воспитывающихся в интернатах
10
В Беларуси делается многое для того, чтобы дети имели возможность воспитываться в родной семье
Елена Симакова
В последние годы почти в два раза снизилось количество выявленных детей, так называемых социальных сирот.
В нашей стране принят Декрет №18, согласно которому все государственные органы работают на то, чтобы сохранить родную семью для ребенка. И в этом вопросе нам многого удалось достичь, поскольку если сравнивать 2007 и 2023 годы, то почти в два раза снизилось количество выявленных детей, так называемых социальных сирот, которые остались без попечения родителей при живых родных родителях. Так, в 2007 году их было 4 тыс., в 2023 году - 2 тыс.
Главное в этой работе - вовремя заметить семейное неблагополучие и принять меры, чтобы семья сохранилась. Мы и сейчас продолжаем эту работу. Было сформировано постановление правительства, согласно которому каждый государственный орган знает свои полномочия в том, чтобы информировать об опасности для ребенка, если она возникает в семье.
В Беларуси в настоящий момент функционирует 10 детских домов. Они есть в каждом регионе за исключением Минской области, где остались только детские деревни, как одна из форм воспитания, которая является промежуточной между детским домом и семейными формами воспитания. Сегодня эти детские дома в своей структуре приближены к семейным формам, то есть мы стараемся не разлучать ребят из одной семьи, позволяем им воспитываться в одной группе, стараемся приближать условия проживания к семейным, но тем не менее есть дети, которые пока нуждаются в семейном устройстве и находятся в детских домах. Задачи сократить эту сеть перед системой образования не стоит. Мы не работаем на показатели, мы работаем на то, чтобы каждому ребенку было хорошо. Если необходимо поддержать родную семью, то лучше мы туда средства и наши усилия направим, если необходимо поддержать приемного родителя, мы постараемся его поддержать и дать ему возможность получить новое дыхание.
Пока есть потребность в детских домах, они будут существовать. Как только у нас не останется ни одного ребенка, который бы нуждался в устройстве, детские дома будут закрыты. И за последние годы почти в 10 раз уменьшилось количество детей, которые воспитываются в интернатах.
Школ-интернатов для детей-сирот в начале 2000-х годов было 29, на сегодняшний момент их вообще не осталось в нашей стране. Мы привлекаем кандидатов на должности приемных родителей, родителей-воспитателей, поддерживаем этих людей, повышаем престиж их труда.
Ежегодно в стране в среднем проходит около 14 тыс. социальных расследований
По их результатам не во всех случаях дети признаются находящимися в социально опасном положении. Во многих случаях родителям даются рекомендации по тому, как построить внутрисемейные отношения для того, чтобы ребенок не страдал. Если необходимо, им оказывается помощь в трудоустройстве либо в выделении жилья, материальная помощь. В 2024 году был принят закон, которым нормы декрета №18 имплементированы в законы. С 1 января 2025 года все государственные органы будут работать уже в рамках законодательства, декрет утратит свою юридическую силу. Это потребует небольших изменений наших подходов, но в целом, можно сказать, что подходы останутся прежними. Будет соблюдена междисциплинарность и межведомственность в нашей работе. А это и раннее выявление того, что у ребенка что-то не так, и ранее оказание помощи таким семьям. Все эти подходы сохранятся, и после нового года мы будем работать также скоординированно и сообща.
От кого чаще всего поступает сигнал о неблагополучии семьи
Обычно первыми понимают и сигнализируют о том, что с ребенком в семье что-то не так, соседи, просто неравнодушные граждане, местные исполнительные комитеты, сельские исполкомы на местах, органы внутренних дел, которые сталкиваются с семьями на выездах на семейные конфликты, представители системы образования (они играют огромную роль, видя ежедневно детей в школах и детских садах), безусловно, это органы по труду, занятости и социальной защите населения, которые работают с многодетными семьями и семьями, воспитывающими детей-инвалидов, и это здравоохранение, которое ежегодно, ежедневно видит детей, приходящих в поликлиники. В нашей стране сформирована определенная система того, кто кому и как сообщает об этом, кто и как это проверяет, каким образом делается вывод о том, что действительно есть опасность для ребенка.
Психологическое давление, как показатель социально опасного положения семьи, является одним из самых труднопроверяемых, его выявить достаточно сложно, но в то же время, конечно, его маркеры существуют. Например, когда ребенок приходит в школу, он постоянно замкнут, не общается с другими детьми или когда ребенок в детском саду начинает бояться прикосновений того же воспитателя.
Это все - показатели того, что с ребенком что-то происходит, возможно, это происходит именно в семье или по отношению к нему со стороны других лиц. И такие случаи были. Для того, чтобы все проверить и не принять преждевременные меры по отобранию ребенка, сформирована система социальных расследований, в рамках которых совместно делается вывод о том, действительно ли есть опасность для ребенка и необходимо ли принимать какие-то меры.
О новациях закона по регулированию брачных и семейных отношений
Система нашей работы останется в принципе такой же, единственное, что с 1 января декрет утратит свою юридическую силу и все государственные органы будут трудиться уже в рамках законов. Что касается самой работы, все будут заострены, заточены на то, чтобы работать с родной семьей. Если по каким-то причинам родная семья лишится родительских прав, то ставка будет делаться на замещающее родительство. Хочу, чтобы наши приемные родители - мамы, воспитатели, - чтобы они почувствовали, что мы очень заинтересованы в их труде. Мы очень надеемся на то, что люди придут в эту профессию, а те, кто в ней, продолжат выполнять свою важную миссию. Приемные родители остаются важными и востребованными профессионалами. В некоторых районах есть потребность именно в приемных родителях.
В Беларуси повышается престиж труда приемных родителей и родителей-воспитателей.
Мы рады тому, что есть у нас приемные родители, есть родители-воспитатели детских домов семейного типа, которые берутся за эту сложную и достаточно ответственную работу. Они свое тепло, доброту и родительский опыт отдают детям, которые не имеют возможности расти в родной семье. Повышать престиж их труда нам помогают СМИ, которые рассказывают о положительных примерах таких семей и о поддержке государства, которая этим семьям оказывается. Безусловно, ежегодно анализируется уровень их заработной платы, а также уровень их, скажем так, напряженности труда - насколько их профессиональные семьи переполнены.
Проблема переполненности профессиональных семей - это исключительные случаи. Такая проблема есть в некоторых районах. Если для приемной семьи предусмотрен максимум - 4 приемных ребенка, то там встречаются семьи, где воспитываются и 5, и 6 приемных детей. Но это исключительные случаи. Эти цифры неслучайно в свое время были заложены в нормативные документы. Ведь тут многое завязано на том, чтобы детям было хорошо, чтобы были созданы условия для подготовки уроков, чтобы было место, где поиграть, почитать, даже побыть одному. Потому что каждый ребенок должен иметь уголок в семье, где он может почувствовать какое-то уединение.
Ольга Столерова
Кто помогает приемным родителям и замещающим семьям
На социально-педагогические центры возложены очень большие функции. Именно они занимаются сопровождением. Мы не говорим сегодня о контроле. Контроль, как функция работы с замещающими родителями, должна быть немножко преломлена, она должна быть более мягкой. Это сопровождение и ненавязчивая работа, которая заключается в том, чтобы сформировать какие-то профессиональные компетенции приемного родителя, который должен понимать, как вести себя в ситуации, когда ребенок проявляет какие-то трудности поведения, например, в подростковый период.
Существуют определенные формы работы, они могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Например, в Речицком районе с замещающими родителями, с приемными, с опекунами, с детскими домами семейного типа ведется работа по формированию каких-то определенных знаний, умений, навыков. Каждый последний вторник месяца в социально-педагогическом центре проходят методические объединения, где мы обсуждаем проблемы, узнаем новое в законодательстве, общаемся.
Плюс ко всему у нас есть клуб детских домов семейного типа, встречаемся раз в квартал. Такие встречи являются не только местом общения с коллегами, в них принимают участие и узкие специалисты учреждений здравоохранения, например, психиатры.
В случае, если семье необходимы деньги, например, на замену сломавшейся стиральной машины, обращаться следует в органы опеки и попечительства. Там можно написать заявление о выделении средств из районного исполнительного комитета, если для этого есть основания. Оснований может быть несколько, в первую очередь это лечение ребенка, в этом случае средства могут быть выделены из бюджета. Если есть какие-то другие потребности, это можно обсудить с представителем органа опеки и попечительства, который подскажет, как следует поступить в этой ситуации. В детских домах семейного типа часто возникают такие проблемы, как, например, поломка стиральной машины. Для этого есть отдел образования, они всегда обращаются к нам с заявками. В последнее время мы очень много средств выделили именно на укрепление материально-технической базы детских домов семейного типа. Туда были приобретены и стиральные машины, и телевизоры, и ноутбуки.
  • Ольга Столерова о квадроберах
    Начало движения квадроберов идет ведь не от детей, есть даже взрослые, которые надевают маски, открыто в соцсетях говорят, что они квадроберы, и готовы познакомиться с себе подобными. Одно дело - это детская игра, а другое, когда подобное движение приобретает не очень правильные формы. У каждой детской игры должны быть границы. Сначала про движение говорилось, что это своеобразный вид спорта, когда дети получают физическую нагрузку. Приводился в пример хоббихорсинг. Позже стало понятно, что это не спорт, а стиль мышления, в рамках которого дети ведут себя, как животные, уподобляются им. Они готовы ходить по улице на поводке и делать неприемлемые для человека вещи. Это неправильно, с этим нужно бороться. Начинать нужно с родителей. Дети всегда воспринимают то, что говорят их родные и близкие. Важно, чтобы родители дома рассказали детям, что неприемлемо в этой игре. Ребенок должен знать, что поиграть в котика или собачку можно, но это не должно переходить границы нормального. Когда, например, бабушка выгуливает внука на поводке по городу, это что-то за гранью. Это потакание капризам ребенка, которые непонятно во что могут вылиться.

Национальное усыновление является приоритетной формой устройства детей в замещающую семью
Татьяна Белевич
Несмотря на то, что у нас очень успешно развиваются все формы устройства в семью детей, в том числе профессиональное, политика нашего государства такова, что у нас национальное усыновление является приоритетной формой устройства детей в замещающую семью. В Беларуси создаются все условия для того, чтобы наши дети оставались у нас, получали образование, социализировались в обществе и жили полноценной жизнью. Для этого у нас есть все условия. При этом в словосочетании "национальное усыновление" главное слово - "усыновление (удочерение)".
Во-первых, это исторически сложившиеся традиции, это наш менталитет. Во-вторых, на первый план выходит юридический аспект. Все-таки усыновление - это более долгосрочная и крепкая форма замещающего родительства, поскольку между усыновителем и усыновленным ребенком возникают точно такие же юридические права и обязанности, как между родителем и его кровным биологическим ребенком. Поэтому эта форма устройства самая оптимальная, и депривированному, травмированному ребенку, который в свое время пережил трагедию, это очень хорошее подспорье для его социализации в обществе.
После усыновления в приоритете опека и попечительство. Опека и попечительство чаще всего бывают родственными, а психологи утверждают, что все-таки свои корни, свою кровь надо знать. И когда человек знает, откуда он, кто его родственники, кто его родители, несмотря на то, какие они, он намного лучше социализируется и чувствует себя в жизни. Греет душу каждому ребенку то, что он остается в своей родной семье. Если говорить о цифрах, то на сегодня в семьях усыновителей проживает около 7 тыс. несовершеннолетних детей, я сейчас не говорю про выросших усыновленных. Примерно такое же количество детей у нас находится на опеке и попечительстве. Это большие цифры, которые говорят о том, что мы работаем в этом направлении для того, чтобы все-таки в приоритете были эти формы семейного устройства.
Кто может взять ребенка из детского дома
Усыновителями имеет право стать как семейная пара, так и каждый отдельный гражданин. У нас есть случаи, когда усыновителем хотят стать мужчины, но это очень редкая практика. Перед тем, как принять ребенка, человеку нужно пройти долгий путь. Система у нас построена таким образом, что перед тем, как стать усыновителем, надо пройти большой путь. Надо собрать документы, пройти психологическую диагностику, которая длится 2-3 месяца, получить заключение для того, чтобы суд принял решение отдать тебе ребенка. Как правило, некоторые люди в процессе этой диагностики, обучения, сбора документов начинают понимать, что, возможно, они не готовы принять ребенка. Это своеобразное сито.
Наши дети уезжают за рубеж только в тех случаях, когда мама меняет место жительства, например выходит замуж за иностранца.
Таким образом ребенок начинает проживать за рубежом. Либо бывают ситуации, когда граждане иностранных государств, имеющие постоянное место жительства на территории Беларуси, усыновляют детей. Это является международным усыновлением, но ребенок остается на территории страны. Все, больше ни в каких случаях детей за границу мы не даем. В любом случае судьба ребенка тщательно отслеживается.
В течение нескольких лет уполномоченные за рубежом организации предоставляют всю отчетную информацию в Национальный центр усыновления не реже одного раза в год. Эти отчеты предоставляются не только в письменном виде, мы получаем и фото, и видео. Кроме того, в обязательном порядке у нас есть контакт с самим ребенком. Сейчас есть возможность выходить и общаться напрямую в любых мессенджерах. Был случай недавно, мы нашли ребенка из Украины, с которым связь была потеряна, установили видеосвязь по мессенджеру. Мальчик уже взрослый. Мы убедились, что с ним все относительно нормально, вернуться он не хочет.
  • Елена Симакова
    Впрочем, случаи, когда дети хотели вернуться на родину, были. Они возвращались в том числе и с международного усыновления. Возвращались домой в том числе из Италии. Усыновление - это договорные отношения, усыновители обязаны обеспечивать доступ к ребенку представителей посольства нашей страны. Были случаи, когда дети, повзрослев, возвращались в нашу страну, решали, что дома лучше. Речь идет о том, что в некоторых западных странах вместо мамы и папы появляются родитель №1 и №2, также на выбор там предоставляется шесть гендеров и так далее. Это заставляет многих родителей, которые заботятся о своих детях, возвращаться в Беларусь, где все понятно и четко, где есть определенные традиции и традиционный взгляд на то, кто такой мальчик, кто такая девочка, кто такой мужчина, кто такая женщина. Люди видят, что в Беларуси не надо гадать, что будет с твоим ребенком через несколько лет, в каких условиях он будет воспитываться, в каком окружении он будет жить, учиться и так далее. Возвращаются те, кому не все равно, как формируется их ребенок и под воздействием чего.
Татьяна Белевич
В Беларуси за последние годы более чем в 6 раз увеличилось количество детей-инвалидов, устроенных в замещающие семьи
Благодаря выстроенной за последнее время системе - это материальная, психолого-педагогическая поддержка, информационно-просветительская работа, которая проводится всеми заинтересованными субъектами различных уровней, - нам удалось развеять множество мифов. И у нас сегодня большее количество детей с особенностями, в том числе детей-инвалидов, идут на воспитание в замещающие семьи. Я сейчас говорю не только про усыновление. Например, в 6 раз увеличилось количество детей-инвалидов, которых мы смогли устроить в замещающие семьи: в 2018 году это было 10 детей, в 2022 году - 56, а в 2023-м - уже 65. Статистика за 2024 год пока не готова, но, я думаю, это тоже будет весомое количество детей. У наших людей появляется больше и моральных, и физических, и материальных, и психологических возможностей взять ребенка и помочь ему. Больше людей готовы преодолевать трудности, это в том числе говорит о том, что у них вырабатывается правильная мотивация.

Благодаря порталу Dadomu.by более 5 тыс. детей обрели семьи.
Мы работаем над активизацией процессов устройства детей в семьи. Для этого у нас происходит много различных мероприятий. Одной их эффективных форм, которую координирует Национальный центр усыновления, является Республиканский информационный портал Dadomu.by. Он работает уже почти 11 лет. Этот портал необходим для того, чтобы именно активизировать семейное устройство детей. Модераторами являемся мы, однако на этот портал может представить свою информацию любой орган опеки и попечительства, любое интернатное учреждение, у которого есть ребенок, подлежащий устройству в замещающую семьи.
Портал работает не только на усыновление, но и на все формы замещающего родительства. Ресурс пользуется большой популярностью. На сегодня на нем зарегистрировано и активно просматривает информацию более 42 тыс. человек. Ежегодно мы фиксируем, что регистрируется около 3-4 тыс. новых пользователей. Это говорит о том, что действительно портал пользуется спросом. Конечно же, мы отслеживаем статистику, благодаря порталу более 5 тыс. детей нашли семьи.
Татьяна Белевич
О приоритетных задачах Национального центра усыновления
Сейчас перед Национальным центром усыновления стоят более широкие задачи, чем ранее. Миссия, как прежде, у нас осталась - каждый ребенок должен жить в семье. Но мы уже не говорим о том, что должны устроить каждого ребенка в замещающую семью. Мы ведем общую республиканскую методическую работу со специалистами всех регионов и создаем единое информационное пространство для того, чтобы профилактировать семейное неблагополучие в родных семьях. Надо начинать решать проблему с самого низа - с фундамента. Для помощи родителям и детям Национальный центр усыновления недавно создал телеграмм-канал "Компас".
Мы не только устраиваем детей в семьи, но мы пытаемся грамотно их сопровождать вместе с родителями. Это канал для социализации. Там мы размещаем информацию в том числе юридического и экономического характера, говорим о финансовой грамотности. Канал "Компас" - путеводитель во взрослую жизнь.
На сегодняшний момент у нас уже более 3 тыс. подписчиков, информацию просматривают от 3 тыс. до 13 тыс. человек, некоторые посты набирали более 16 тыс. просмотров, это результат. Поэтому мы будем развиваться в этом направлении, возможно, будем расширять функции своего канала.
Ольга Столерова
Как в Речицком районе помогают нуждающимся детям найти семью
Телерадиокомпания "Гомель" при поддержке Национального центра усыновления, Главного управления образования Гомельского облисполкома, Рогачевского молочно-консервного комбината на территории нашей области реализует телевизионный проект "Я ищу маму". В Речицком районе мы уже отсняли 14 деток. Цель проекта - создать небольшой видеоролик о ребенке, который ищет семью. За кадром это, конечно, же непростая, тяжелая, иногда трагическая история каждого ребенка, а на экране это замечательные дети, которые поют, рисуют, играют, и рассказ об их мечтах.
Такие дополнительные возможности для поиска семьи нуждающемуся ребенку работают. У нас получается - детей забирают. Ведь каждый ребенок хочет получить благополучную семью, это заложено в подсознании каждого человека - он хочет иметь маму и папу, хочет воспитываться в нормальных условиях, чувствовать себя счастливым. Этот проект действительно помогает детям обрести семью. Всего в течение года в Речицком районе на усыновление уходит около 10 детей. Тенденция более-менее стабильная. Что касается замещающих семей, то, как везде в Беларуси, у нас уменьшается количество детей в замещающих семьях. Ведь мы все работаем на профилактику социального сиротства. Это радует. Если брать статистику, то лет 15 назад замещающих семей у нас было намного больше. На сегодняшний момент в Речицком районе их осталось только 28, а когда-то было около 200. У нас в районе функционирует два детских дома семейного типа, сегодня там 16 деток, 28 приемных семей и 75 опекунских.
В Гомельской области остался только один детский дом - Мозырский. Условия там просто замечательные, там находятся в том числе дети нашего региона. В настоящий момент в Мозырском детском доме находится большая семья из шести детей. Мы работаем на то, чтобы не разлучать детей. Для шестерых мы не смогли найти семью в Речицком районе, детский дом семейного типа не смог взять такое количество детей. А ребята были очень сильно привязаны друг к другу, и Мозырский детский дом нас просто спас. Они все вместе сейчас, и им хорошо. Мы связываемся с учреждением, отслеживаем их судьбу, видим, как они растут и замечательно там развиваются. Их фотографии мы даже показали их родственникам, потому что родные не смогли взять себе такое количество детей и очень переживали по этому поводу.

Татьяна Кожемяко
Как организован досуг приемных семей в Слонимском районе
В настоящее время в Гродненской области функционируют 26 детских домов семейного типа, в которых воспитывается 215 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (44 родителя-воспитателя), в 148 приемных семьях проживает 350 детей, в 770 опекунских семьях - 1020 детей. По цифрам видно, что у нас большое количество детских домов и приемных семей, поэтому организовано их сопровождение. В каждом районе Гродненской области существует методическое объединение приемных родителей и родителей-воспитателей, работают клубы замещающих семей как для детей, так и для самих замещающих родителей, есть и совместные клубы. Там происходит основная работа по организации досуговой деятельности.
Наш районный клуб называется "Родник", работает он с 2007 года, его девиз - "В кругу семьи рождается душа". Совместно с приемными родителями и родителями-воспитателями мы разрабатываем сценарии праздников - проведение 8 Марта, Дня матери, Дня отца и так далее, планируем спортивные мероприятия, тут же и спектакли, инсценировки. Стараемся проводить наши мероприятия в интересных местах города. Самыми излюбленными являются экскурсии. Слонимщина богата историческими местами, поэтому это посещение Жировичкого монастыря, крепости церкви 16-го века в деревне Сынковичи, костела Святого Андрея.
В организации экскурсий очень помогает управление образования Слонимского района - выделяет денежные средства, организовывает транспорт. А вообще у нас очень творческие и увлеченные приемные родители и родители-воспитатели - они много шьют, делают поделки своими руками, и это все в рамках клуба. в целом в районе становится меньше неблагополучных семей. Эта ситуация контролируется. Проводится работа профилактического характера, как на предприятиях, так и в организациях города. Также идет трансляция позитивного опыта родительства через региональные средства массовой информации - телевидение и газеты.
Наталья Сергеева
О семейных традициях, помогающих адаптации детей в их замещающей семье
Детей мы брали в семью разного возраста. Сейчас у нас воспитываются четыре девочки - родные биологические сестры. Одной, когда мы ее брали, было 2,7 года, второй - 3,4 года. Мы их брали и знали, что у них есть еще сестры повзрослее - на тот момент одной было 8 лет, другой - 9. Их мы тоже взяли в нашу семью, чтобы девочки росли вместе. Мы стараемся, чтобы им было хорошо. Что касается традиций, часто дети, приходя в семью (я первое время из-за этого даже плакала), первый раз в жизни отмечают свой день рождения. Поэтому отмечаем все, особенно дни рождения. У нас заведено, что 8 марта девочки не делают вообще ничего, а мальчики в этот день готовят завтрак, плавно перетекающий в обед, а затем в ужин.
Особенно дети любят Новый год. Мы заранее готовимся к этому празднику, продумываем, что наденем, что обуем, что приготовим, украшаем дом. Дети этого ждут. Для наших ребят это очень важно, они хотят получить чувство семейного праздника. В сентябре, например, у нас два дня рождения было. Мальчику исполнилось 16 лет, девочке - 12. Мы поехали на дачу, готовили там шашлыки, украшали беседку. Самое главное, что дети все в обязательном порядке готовят подарки, каждый индивидуально от себя лично. Это важно, без этих праздников нет семьи. Все это способствует успешной адаптации детей в замещающей семье.
Ведь это дети-травматики, каждому нужен какой-то период для того, чтобы адаптироваться. Претерпевает адаптацию не только ребенок, но и вся семья. Иногда может и год трясти, причем всех. Но есть детки, которые приходят и просто вливаются. Мне проще с малышами. Хотя один мальчишка пришел к нам уже достаточно взрослым. Ему уже 17, а пришел он к нам 5 лет назад. Сложный, угловатый подросток. Я не знала: получится, не получится. Сейчас я понимаю, что он - моя правая рука. Ему поступать в БНТУ на военно-технический факультет через год, уедет в Минск, я даже не представляю, как буду без него.
Он у нас командир военно-патриотического класса, участвует во всех мероприятиях, особенно военно-патриотических, он у нас просто звезда. Я уже начинаю тосковать по нему. Они все свои, я их люблю. Я не говорю, что у нас все всегда прекрасно и безоблачно, всякие ситуации бывают, ведь в семье воспитываются четыре ребенка с особенностями психофизического развития. Это тоже накладывает свои моменты. В семье воспитываются две девочки с особенностями, а выяснилось это только на школьной линейке. Девочек мы взяли в августе, а 1 сентября надо было вести их в школу: одну в 1-й класс, другую в 3-й. На линейке в День знаний я поняла, что не все у нас будет легко, потому что первоклассница прорыдала всю линейку, а педагог той, что пошла в 3-й класс, на второй день учебы вызвал меня к себе. Девочка пишет в зеркальном отображении, вообще ничего не считает, не читает.
К счастью, у нас в стране выстроена система работы центров коррекционно-развивающего обучения и психолого-педагогическая поддержка. Поэтому для нас были избраны другие образовательные маршруты, и уже со второй четверти девочки ушли в специализированные школы. Со стороны специалистов учреждений образования была очень большая поддержка, дефектологическая служба у нас работает хорошо. На сегодняшний момент у меня эти девочки счастливы, они самодостаточные, они звезды школы, участвуют во всех программах и конкурсах. Они учатся по своим образовательным маршрутам, и все удалось.
Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента
© 2024 БЕЛТА
Ссылка на источник обязательна.