Служба "одно окно"
Служба "одно окно".
векторы развития
эксперты
Валентина Якимович
заместитель министра юстиции
Андрей Столяров
Начальник главного управления юстиции Могилевского облисполкома
Андрей Гуржий
Первый заместитель начальника главного управления юстиции Гомельского облисполкома
Денис Жуков
Заместитель директора РУП "Национальный центр электронных услуг"
Анастасия Золотухина
Заместитель начальника главного управления - начальник управления методологии осуществления административных процедур и координации деятельности службы "одно окно" главного управления обязательной юридической экспертизы нормативных правовых актов Министерства юстиции
Василий Матвеев
Первый заместитель генерального директора БЕЛТА

служб "одного окна" насчитывается в беларуси
156
в службе "одно окно" можно подать заявления более чем на 200 админпроцедур
Валентина Якимович
Сама идея "одного окна" как некий такой важный механизм дебюрократизации появилась в начале 2000-х годов, когда делались попытки в различных структурах максимально сократить количество хождений граждан по кабинетам и обеспечить решение их потребностей в рамках одной организации. Идея создания была не только в тех службах "одно окно", которые сегодня существуют, но и в различных государственных органах. А если уже говорить о службе в современном понимании, то она у нас появилась где-то в 2010 году. Тогда началось ее формирование в том виде, в каком сегодня службы представлены. Связано это было с изменениями в первую очередь Директивы №2 о дебюрократизации государственного аппарата и принятием тогда закона об основах административных процедур, где как раз таки в качестве важного принципа осуществления административных процедур был заложен принцип "одного окна".
Службы представлены в рамках каждого районного и городского исполнительного комитета, то есть их сегодня 156. Работают там порядка 600 человек. Обязанность создания службы при исполкомах заложена в указе главы государства №202, но при этом он не ограничивает возможности местных органов создавать дополнительные. Поэтому могут создаваться службы и в рамках других местных исполнительных и распорядительных органов. Сегодня у нас создана такая служба в Заславле, Фаниполе и уже есть предложение по ее созданию, например, в рамках Боровлянского сельского совета с учетом того, что это действительно достаточно населенный район и там ведется много строительства. Уже второй десяток лет работают службы "одного окна", чтобы максимально охватывать админпроцедуры местных исполнительных органов.
Количество доступных в службе "одно окно" админпроцедур ежегодно увеличивается
В службе "одно окно" сейчас доступны не все админпроцедуры, которые в целом есть в стране. Если мы говорим о физических лицах, то сейчас в Беларуси таких процедур свыше 600. Если говорим о юридических лицах - свыше 1 тыс. Их регламентируют два документа - указ главы государства №200 и постановление правительства №548. То есть получается, что всего в стране их свыше 1,5 тыс. В отношении службы "одно окно" можно на данном этапе обратиться по 219 административным процедурам - 146 по физлицам и 73 по юрлицам. Подчеркну, что юрлица в большей мере входят именно в систему республиканских органов госуправления либо в сами министерства. Это минимальный перечень, который закреплен на уровне правительства.
С учетом специфики местных органов указ №202, который определяет правовое положение служб "одно окно", позволяет руководителям исполкома самостоятельно принимать решение о дополнительных процедурах, которые передаются для рассмотрения в службы. Это определяется исходя из востребованности этих админпроцедур, кадровых вопросов в исполкоме и других факторов, поэтому в целом их количество может в каждом регионе варьироваться. Когда мы проводим мониторинги, параллельно выявляем и берем для себя на заметку процедуры, которыми в последующем можно расширить перечень. А также доводим информацию о них до руководителей местных органов, чтобы, пока мы скорректируем перечень, они масштабировали это в рамках своих полномочий.
Минюст работает над тем, чтобы перечень доступных процедур в рамках "одного окна" масштабировался. Ежегодно у нас анализируется практика работы с административными процедурами в службах "одно окно", и мы постоянно дополняем этот перечень, чтобы максимально вовлекать службу в вопросы решения административных процедур. Думаю, что этому будет способствовать и повышение уровня автоматизации деятельности служб, которым занят Национальный центр электронных услуг. Чем больше мы будем упрощать работу службы "одно окно" и чем проще сотрудникам будет осуществлять сбор документов, тем больше времени у них будет оставаться на работу с гражданами.
Денис Жуков
Как программный комплекс "Одно окно" упростил коммуникацию госорганов и граждан
Программный комплекс "Одно окно" - это автоматизированное рабочее место, которое изначально создавалось для упрощения процессов принятия заявлений от заинтересованных лиц. При этом необходимо было обеспечить быструю работоспособность со стороны сотрудников служб, а также принятие заявлений по установленной форме с форматно-логическим контролем, без ошибок, опечаток, потому что все это, естественно, влекло за собой риски отказа в последующем принятии административных решений либо принятии заявлений на обработку.
Но жизнь не стоит на месте и в последующем при развитии программного комплекса были реализованы соответствующие функции для сотрудников местных исполнительных и распорядительных органов, которые непосредственно уже рассматривают эти пакеты документов, а также для сотрудников различных госорганов, в полномочия которых входит принятие конкретных административных решений. Пару лет назад насчитывалось чуть более 2 тыс. пользователей программного комплекса "Одно окно". На сегодняшний день - это 8158 сотрудников. При этом сотрудники службы "одно окно" составляют менее 25%, а все остальное количество - это как раз сотрудники местных органов власти и разных государственных органов.
В общей сложности на данный момент к программному комплексу подключено 2115 государственных органов и организаций служб "одно окно" по всей стране. При этом, если мы говорим о том, что все они работают в единой цифровой среде, естественно, обеспечивается и то, что они работают по одним правилам, с одними форматами, с одними документами и с одними и теми же электронными сервисами и запросами в те или иные государственные информационные ресурсы для аккумулирования необходимой им для принятия решений информации.
Валентина Якимович
Сроки исполнения админпроцедур
Сроки по выполнению очень разные, но для каждой админпроцедуры они четко зафиксированы в законодательстве. У нас есть два правовых акта, которые определяют перечни административных процедур. В рамках этих перечней применительно к каждой конкретной процедуре определяется уполномоченный орган, исчерпывающий перечень документов, которые должен принести гражданин или юридическое лицо, срок осуществления административной процедуры и вид платы - платная, бесплатная, госпошлина. То есть сроки строго зафиксированы и каждый уполномоченный орган должен принять административное решение по заявлению заинтересованного лица. Что касается служб "одно окно", то у них основная цель - принятие документов. Дальше необходимо сделать необходимые запросы и передать эти документы на исполнение в уполномоченный орган, определенное структурное подразделение исполкома. Потом решение готовится структурным подразделением.
Контроль за соблюдением сроков осуществляется самими службами, а делать это позволяет программный комплекс "одно окно", где работники отслеживают соблюдение сроков и в случае нарушения ставят вопрос перед руководством исполкома о том, что наблюдается нарушение сроков. Такие факты имеют место быть. Поэтому в данном случае служба выступает контролирующим органом по отношению к уполномоченным, чтобы они вовремя приняли это решение. Есть ряд процедур, которые осуществляются день в день. Универсальный срок - не более 15 рабочих дней, но если есть необходимость запроса, то это может быть до месяца.
Сейчас у нас проводится серьезная работа совместно с Агентством сервисизации и реинжиниринга по оптимизации админпроцедур, и мы проводим анализ сроков. С учетом сегодняшних реалий и возможности оперативного получения запрашиваемой информации вырабатываются меры по сокращению этих сроков. Поэтому очень значительная часть административных процедур уже у нас со сроками до 15 рабочих дней, но есть и 3-5 дней.
Почему вам могут отказать в выполнении админпроцедуры
В рамках закона об административных процедурах четко регламентированы основания для отказа классические и наиболее общие - если не представлены документы либо если это документы недействительные. Иные критерии отказа у нас могут быть установлены законодательными актами и постановлениями Совмина. Сегодня уполномоченный орган произвольно, по каким-то своим причинам не может отказать в осуществлении административной процедуры. Есть конкретные админпроцедуры, когда отказать в выполнении могут по критериям, которым должно соответствовать заинтересованное лицо. Например, если мы говорим о процедуре "постановка на учет нуждающихся", то должны быть соблюдены все требования. Если одного нет, то вот и основание для отказа. Отказ в приеме заявления может быть обжалован в вышестоящем органе (исполкоме). А если и там проблему не решили, то дальше - суд. Несмотря на то, что Минюст не ведет статистики по отказам в целом по стране, в регионах такая практика есть.
Андрей Гуржий
В Гомельской области количество отказов составляет менее 1%. Из вот этого процента десятая часть - это отказы в принятии заявления, остальное - отказы в осуществлении административной процедуры. Отказы есть, и они обоснованы. Например, "постановка на учет нуждающихся" - очень распространенная процедура, и достаточно много граждан за ней обращаются. Тем не менее не всегда люди являются нуждающимися. Когда мы делали срез, то больше всего отказов было при выделении арендного жилья, и они объективны. На одну квартиру может быть подано до 20 заявлений. Естественно, арендное жилье получит только один - нуждающийся и тот, кто стал раньше на очередь. Соответственно, всем остальным в предоставлении данного жилья будет отказано.

Показатель обращаемости в службу "одно окно" в Гомельской области за пять лет вырос в 1,5 раза.
В 2019 году в полной мере заработал указ №202 о службе "одно окно", и за весь этот год в службы Гомельской области поступило 120 тыс. заявлений. За 9 месяцев этого года уже 140 тыс. По итогам года будет порядка 180 тыс. Соответственно за 5 лет показатель обращаемости в службу вырос в полтора раза. Увеличение количества обращений связано в первую очередь с ростом числа самих процедур. С другой стороны, информационная составляющая также очень важна. Про службу "одно окно" мы постоянно говорим, постоянно выступаем не только в Министерстве юстиции и главном управлении юстиции облисполкома.
У всех райисполкомов, администраций районов есть свои средства массовой информации, есть Telegram-каналы, они выступают на радио, телевидении. Мы посчитали, что в месяц это около ста выступлений и публикаций в целом по области на тему работы служб "одно окно". Считаю, что такое широкое информирование о службе, конкретных процедурах, о плюсах данной службы в том числе влияет и на рост обращений граждан за осуществлением процедур службы.
Требования по организации работы служб единые по всей Беларуси, и специфики по регионам нет, кроме, возможно, самых популярных заявлений. В Гомельской области мы выделили пять наиболее популярных административных процедур для граждан. Это принятие решения о постановке на учет нуждающихся, регистрация договора найма жилого помещения частного жилфонда, принятие решения о предоставлении адресной социальной помощи, постановка на учет детей в детсад. Что касается специфики, то в нашей области одна из самых востребованных административных процедур - выдача удостоверения пострадавшего от катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В Гомельской области работает 26 служб "одно окно", где трудятся 88 человек.
Андрей Столяров
Службами "одно окно" в Могилевской области за 2023 год было принято более 136 тыс. заявлений об осуществлении админпроцедур, было отказано в их осуществлении 6255 раз (немногим менее 5%). Основная причина отказа - несоответствие требованиям админпроцедуры. В регионе при обращении в службу "одно окно" востребованы процедуры, которые касаются жилищных правоотношений, то есть это постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление арендного жилья. Также это вопросы осуществления админпроцедур в сфере социальных льгот и социальной защиты - адресная социальная помощь, предоставление различного вида иных льгот, которые дает государство. В Могилевской области есть районы, которые пострадали от катастрофы на Чернобыльской АЭС, поэтому админпроцедура по выдаче удостоверения пострадавшего востребована в некоторых районах.
Загруженность служб напрямую зависит от количества населения, которое проживает на соответствующей административно-территориальной единице. И существенно различается. Например, если это город Могилев - областной центр, где проживает большое количество населения, то ежегодно оказывается порядка 20 тыс. админпроцедур. Если это небольшой район, например, Краснопольский, Хотимский, Глусский, то это немного более 1 тыс. На территории Могилевской области в соответствии с требованиями указа Президента №202 функционирует 27 служб "одно окно", в которых работают чуть более 80 сотрудников.

"Одно окно" - в любой точке страны
граждане могут обратиться за подачей заявлений в любую службу "одно окно" вне зависимости от места жительства
Валентина Якимович
С 17 июня 2024 года службы "одно окно" принимают заявления заинтересованных лиц и осуществляют выдачу решений по административным процедурам независимо от подведомственности этих админпроцедур по перечню, установленному правительством. Теперь граждане могут обратиться за подачей заявлений в любую службу "одно окно" вне зависимости от места жительства, как это было ранее (принцип экстерриториальности). Перечень таких админпроцедур установлен постановлением Совета Министров №740. Экстерриториальный принцип службами реализуется посредством использования программного комплекса "Одно окно". Граждане могут обратиться в "одно окно" с вопросами справок о размере пособия, разрешения на строительство, жилищного права, семейного капитала, назначения адресной социальной помощи, чеков "Жилье". "Служба "одно окно" принимает эти документы и перенаправляет, поскольку решение у нас может принимать только уполномоченный орган. Возможна передача этих документов в электронном виде через программный комплекс "Одно окно", и он доработан для этих целей. Параллельно, поскольку у нас в принципе еще сохраняется делопроизводство на бумажных носителях, по почте отправляются документы в бумажном виде. Возможность работы с документами появляется быстро, как только документы приходят по программному комплексу.
Идея о создании такого принципа родилась, когда Министерство юстиции готовило изменение в закон об основах административных процедур. Доступность осуществления административных процедур - это важный показатель дебюрократизации и повышения возможности гражданина реализовать свои права. Поэтому появилась идея экстерриториального принципа.

Уже 17 июня служба города Минска сообщила, что к ним пришел человек по экстерриториальному принципу. У нас есть граждане, которые мониторят состояние законодательства, и в этом плане Минск наиболее задействован, даже просто потому, что большинство живет в столице, при этом прописаны многие в регионах. Основная часть обращений по экстерриториальному принципу осуществляется в Минске. По октябрю уже было порядка 700 обращений по республике и основная часть в столице.
с внедрением принципа экстерриториальности ролевая модель не изменилась
Денис Жуков
Количество принимаемых через программный комплекс "Одно окно" заявлений исчисляется миллионами, и понятно, что добиться эффективности и производительности со стороны сотрудников службы и местных исполнительных и распорядительных органов без надлежащей автоматизации этих процессов было бы невозможно. Поэтому ПК создавался не только как автоматизированное рабочее место непосредственно специалистов, но и как связующее звено при коммуникациях сотрудников службы и местных органов власти, которые уполномочены на принятие административных решений и передачу их заинтересованным физическим лицам. По сути, с внедрением принципа экстерриториальности ролевая модель не изменилась.
Единственное, что нам пришлось по согласованию с Министерством юстиции наделить сотрудников службы "одно окно" полномочиями по передаче принятых заявлений, пакетов, документов, являющихся основанием для осуществления административных процедур в другие службы.

К слову, для реализации экстерриториальности больших доработок в программном комплексе "Одно окно" не потребовалось. Процесс развития комплекса поступателен, и он продолжался на протяжении достаточно значительного периода.

  • Андрей Столяров
    В Могилевской области был сделан срез за сентябрь по тому, насколько эффективен и востребован этот принцип. Несмотря на достаточно непродолжительный период с момента введения экстерриториального принципа, за сентябрь в службу "одно окно" Могилевской области за осуществлением административных процедур поступило 24 заявления, а для осуществления уже пришло 17 админпроцедур. Наше население постепенно начинает узнавать, что это можно сделать, как это можно сделать и что это действительно работает. Этот принцип будет востребован.
  • Андрей Гужий
    Процесс уже пошел, люди пользуются принципом экстерриториальности. Мы не анализировали конкретные процедуры, по которым чаще всего обращаются не по месту жительства либо не по месту нахождения недвижимого имущества. Думаю, что по итогам года мы обязательно посмотрим, какие процедуры наиболее востребованы для принципа экстерриториальности.
развитие службы "одно окно" идет к новой тенденции - единые службы
Анастасия Золотухина
Сейчас развитие службы "одно окно" идет к новой тенденции - единые службы. Такая практика внедрена в Минске, Брестской и Гомельской областях. Ее спецификой является то, что помимо службы "одно окно", которая размещена в помещении, там еще и располагается расчетно-справочный центр. Гражданину очень удобно решить комплекс вопросов, связанных с реализацией его жизненных ситуаций в одном месте. Такие единые службы, возможно, будут и дальше создаваться в стране. Например, если мы говорим про опыт создания такой службы единой на территории города Бреста. Ранее существовало три службы, которые были территориально разрознены по администрациям Бреста и горисполкому, а сейчас в новом отремонтированном просторном помещении эта служба объединена и размещается в центре города. Это очень удобно в части решения каких-то вопросов, особенно гражданам, которые изменили место своего жительства, переехав на территорию другого района Бреста. Им не нужно думать о том, в какую службу следовало бы обратиться. Конечно, этому способствует и внедренный принцип экстерриториальности, но при этом созданы комфортные условия в этой единой службе.
Точно так же реализован масштабный проект переустройства и усовершенствования службы в Гомельском регионе. Конечно, ее стоит популяризировать и на территории всей республики, потому что идет модернизация службы с учетом требований главы государства. Подобные единые службы - пилотные проекты, которые реализованы по инициативе руководителей регионов, и они нашли положительный отклик со стороны населения.

В целях удобства граждан для понимания, где располагаются службы "одно окно" создана интерактивная карта, которая размещена на сайте Министерства юстиции. В удобном формате, подсвечивая нужный регион, гражданин может понять, куда ему обратиться. Там указан конкретный адрес, время, режим работы службы, ну и, собственно, с учетом внедренного экстерриториального принципа можно выбрать оптимальный вариант обращения в ту нужную службу, которая ближе к нему.

Какие услуги белорусы смогут получить онлайн в ближайшем будущем
процесс перевода админпроцедур в цифру проходит планово
Валентина Якимович
Постановлением правительства на каждый год определен перечень процедур, подлежащих переводу в электронную форму. Ежегодно Министерство связи и информатизации совместно с органами-регуляторами контролирует процесс выполнения и по итогам года мы готовим проект постановления. В этом году добавится еще 40 административных процедур, которые будут переведены в электронный вид и их станет около 370.
Год еще не завершен, думаю, к концу года еще добавится. В целом в год прибавляется более ста админпроцедур. Здесь такая динамика достаточно положительная. Ежегодно формируются планы мероприятий, где за каждым госорганом закрепляется совершенствование законодательства и меры по доработке информационных ресурсов.
К ПК "одно окно" подключены некоторые информационные системы и их количество будет расти в будущем
Денис Жуков
В первую очередь, сейчас интегрированы те информационные ресурсы, которые по классификации являются базовыми. Это ключевые информационные ресурсы Министерства внутренних дел, регистр населения, АИС "Паспорт", регистрационный учет, единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, единый государственный регистр недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, реестр административно-территориальных и территориальных единиц, АИС "Расчет-ЖКУ", банки данных социальных выплат. В перспективе мы ждем ключевые базы. Допустим, на данный момент соответствующими министерствами и ведомствами проводится работа в отношении нескольких систем, и они не интегрированы до сих пор только по причине того, что требуются определенные доработки со стороны этих ресурсов и систем.
Это АИС "ЗАГС" - очень важная, одна из ключевых информационных систем. Это платформа здравоохранения, потому что многие каскадные административные процедуры начинаются именно с информации, которая появляется в первую очередь именно в учреждениях здравоохранения. Это информационные ресурсы, связанные с образованием, потому что в отношении них тоже информация часто является ключевой для последующих административных решений. Также сюда можно отнести "Госстройпортал", потому что на нем завязана информация в отношении всех объектов строительства, реконструкции и реставрации. В перспективе 2-3 лет эти системы будут интегрированы на портал.
Через личный кабинет на портале "Е-Паслуга" можно получить 320 электронных услуг
Традиционно взаимодействие граждан и служб "одно окно" заключалось в том, что человек, который заинтересован в получении той или иной административной процедуры, приходил в службу, подавал заявление и дальше посредством программного комплекса шла внутренняя обработка этого пакета документов. Сейчас в рамках программ цифрового развития государство позаботилось о том, чтобы в Беларуси для граждан и субъектов хозяйствования была создана инфраструктура электронных удобных коммуникаций. НЦЭУ активно изучает международный опыт и обращает внимание в том числе на то, по какому вектору развиваются страны постсоветского пространства.
Абсолютно очевидно, что все-таки население наше постепенно переходит на цифровую коммуникацию с государством. Это удобно, быстро, в большинстве случаев дешевле. Кроме того, все административные решения, принятые в электронной форме и направленные в виде электронных документов, аккумулируются в личном кабинете и всегда под рукой у человека. Сейчас перед всеми стоит задача максимизировать перевод административных процедур в электронную форму. Для этого нужна не только разработка определенных сервисов, но и нужно всем поработать в плане цифровизации определенных информационных ресурсов в Республике Беларусь.
На данный момент в электронную форму переведены все базовые государственные информационные ресурсы, которые являются первоисточниками для принятия тех или иных последующих административных решений уже уполномоченными государственными органами. И еще достаточно много ресурсов нужно в электронную форму либо переводить, либо оптимизировать их с точки зрения качества данных.
Почему белорусы не спешат пользоваться личными кабинетами онлайн-услуг
Сейчас в Беларуси активно используется порядка 250 тыс. личных кабинетов на портале "Е-Паслуга", который позволяет получать онлайн-услуги. И мы, безусловно, будучи оператором соответствующей инфраструктуры электронного правительства, интересуемся, по каким причинам это всего лишь 250 тыс., а не миллионы людей, которые проживают в Беларуси. И здесь есть несколько предпосылок. Одна из них это то, что определенные категории населения просто не хотят коммуницировать с государством в электронной форме. Им удобнее как раз прийти в службу "одно окно" физически, задать интересующие вопросы и получить сопутствующие консультации. Особенно это связано с тем, что человек может обратиться не за конкретной административной процедурой, а просто в рамках определенной жизненной ситуации, для разрешения которой нужно получить несколько государственных услуг.
Допустим, у человека родился или ожидается рождение малыша. Понятно, что с рождением ребенка может быть связан целый ряд различных административных решений и государственных процедур. И человеку нужно тогда получить информацию о том, в какой последовательности и с какими документами куда обратиться, для чего обращаться нужно. Но есть и одноступенчатые административные процедуры, электронные услуги, по которым как раз наиболее удобно коммуницировать через цифру, т.е. удаленно. Можно из дома зайти в личный кабинет, заказать определенный вид справки, подать документы на регистрацию, получить информацию в отношении интересующего лица либо объекта приобретаемого и так далее. Такое маленькое количество активно используемых личных кабинетов связано с тем, что для его активации человеку нужно использовать электронную цифровую подпись (ЭЦП). ЭЦП приобретается в определенных регистрационных центрах, которых в стране на данный момент функционирует 44, и на возмездной основе. В зависимости от срока действия ЭЦП это стоит от Br94 до Br130. Срок действия - от года до трех лет, т.е. Br94 за год, а Br130 на три года. Понятно, что человеку нужно в год два или три раза обратиться за сервисом, он не будет платить эти деньги, ему это просто невыгодно.
Поэтому, проанализировав всю эту ситуацию, государство сделало ставку на развитие ID-карт, в которых встроена ЭЦП. ЭЦП, которая находится в ID-карте, действительна в течение 10 лет, - это достаточно продолжительный период. Он гораздо продолжительнее, чем период действия стандартной ЭЦП. Сейчас любой владелец ID-карты без каких-либо дополнительных нагрузок может активировать кабинет, и ему становится доступно порядка 630 различных государственных электронных услуг, внутри которых есть и административные процедуры, и обычные цифровые сервисы.

Человек, имея активированный личный кабинет на портале "Е-Паслуга", может обратиться за определенной административной процедурой и электронной услугой в службу "одно окно", если ему так удобнее. У нас нет какой-то цифровой диктатуры и какой-либо нормы, которая говорила бы о том, что если человек выбрал цифровую коммуникацию с государством, то он ограничен в возможностях. В определенных жизненных ситуациях человеку все-таки гораздо удобнее прийти в службу "одно окно".
Андрей Гуржий
Помимо того, что информационные технологии используются не только при подаче заявлений, но и для сбора всех необходимых для этого документов
Есть те, документы, которые должен запросить местный исполнительный и распорядительный орган, хотя гражданин может их все равно принести сам. Тем не менее, мы проводили статистику, предоставление документов не по запросу в программный комплекс "Одно окно", а лично гражданами происходить только в 1,5% случаев. В 98,5% работает служба, грубо говоря, собирая эти документы за человека.
Анастасия Золотухина
Рбота службы "одно окно" значительно упростилась с появлением налаженной системы оплаты за процедуры посредством системы ЕРИП. Она позволяет сразу внести плату за оказанную административную процедуру, хотя большинство из них и являются бесплатными, но при этом для юридических лиц зачастую плата предусмотрена. Соответственно, не требуется представление дополнительного документа или какой-то платежки, как было ранее. То есть достаточно оплатить соответствующее оказание административной процедуры в ЕРИП и уполномоченные органы этими средствами располагают, соответственно, это существенно упрощает процесс осуществления административной процедуры.

мониторинг работы служб "одно окно"
основной эффект в том, что нас не ждут
Валентина Якимович
Куратором направления работы службы "одно окно" является Министерство юстиции. Соответственно, процесс мониторинга для дальнейшего совершенствования также лежит на плечах специалистов ведомства. Процесс мониторинга мы связываем именно с выявлением каких-то проблемных моментов в работе службы, содействием их разрешению. Также благодаря мониторингам выявляем положительный опыт для масштабирования в рамках республики, чтобы между службами было взаимодействие. В рамках мониторинга мы смотрим внешнюю составляющую, потому что главой государства поставлена задача о создании комфортных и благоприятных условий для осуществления административных процедур. С точки зрения организации работы службы "одно окно" мы смотрим, насколько оборудованы рабочие места сотрудников, посетителей, наличие зон ожидания, зоны обслуживания, соблюдение конфиденциальности обращения гражданина. Кроме того, мы обращаем внимание на наличие детских уголков, потому что много людей приходит с детьми, а также на какие-то элементарные вещи такие, как питьевая вода, компьютер для самостоятельной подачи заявления, если у гражданина нет его дома.
Помимо этого, практикуются проверки тайным посетителем. Здесь основной эффект в том, что нас не ждут. Мы даже не предусматриваем даты командировок, когда они формируются, чтобы регионы не ориентировать на то, что в каком-то месяце к ним ожидается посещение Министерства юстиции. В данном случае специалист ведомства приезжает в службу "одно окно", заходит под видом обычного гражданина и обращается за осуществлением административной процедуры, просит консультацию. Это основной момент, для чего мы его ввели, потому что задача службы - максимально проконсультировать заинтересованное лицо, уточнить, какой пакет документов ему нужен и может ли он решить в рамках этой административной процедуры свои вопросы. Именно это должна делать служба "одно окно". Но когда мы только начинали этот эксперимент с тайным посетителем, а он уже идет второй год, действительно было много случаев, когда специалисты отправляли граждан в уполномоченный орган, в комитет по труду. Также были вопросы истребования документов, не предусмотренных перечнем. Они выявлялись на первоначальном этапе мониторинга.
Нынешний год проведения такого эксперимента доказал свою эффективность. Сейчас уже редко выявляются такие перенаправления и истребования, это единичные случаи. В прошлом году во взаимодействии с главными управлениями юстиции было свыше 70 таких выездов. Мы берем регион один и обрабатываем его, обобщаем все проблемные вопросы, и информация доводится до сведения председателя облисполкома, чтобы что-то улучшить. В рамках мониторинга основная проблема служб состоит в том, что не всегда информация, которая размещается на сайтах, достоверна и учитывает все изменения законодательства. Это стандартно, и мы боремся с этим, но законодательство мобильно, поэтому периодически эти проблемы возникают. Есть вопросы по деловому стилю одежды, тем же перенаправлениям и истребованиям. Многие области пошли по пути единой униформы, поэтому мы обращаем внимание на внешний вид сотрудников. Это в том числе требования законодательные.
Кроме того, в рамках мониторинга рассматривается работа программного комплекса "одно окно" - насколько хорошо работает, какие проблемы возникают в рамках с документами. Мы обобщаем эти вопросы, доводим их до органов, регуляторов, чтобы корректировать законодательство и устранять эти нюансы. Мониторинг - это не контроль, а больше методология, координация, выявление каких-то практических проблем и содействие в их разрешении. Но если есть действительно вопиющие факты, то принимаются меры дисциплинарного взыскания к сотрудникам, были и случаи увольнения. Были больше не вопиющие случаи, а скорее просто небрежное отношение к работе, когда сотрудник ответила: "У меня рабочий день закончился, я целый день разговаривала и я уже устала с вами разговаривать".
Что повлияло на улучшение работы служб "одно окно"
Когда мы только начинали мониторинги, у служб "одно окно" был стандартный вид. Когда вы заходите в здание исполкома, на первом этаже стоит пост милиционера, а рядышком такая отгороженная стекляшка, даже двери нет. И гражданин, стоя на такой узенькой стоечке, что-то заполняет на этом сквозняке, где все ходят. Сейчас таких служб уже, думаю, практически нет благодаря тому, что Минюст проводит планомерную работу в том числе с исполкомами. Есть и другие моменты, которые повлияли на улучшение работы служб. Второй год уже мы проводим конкурс "Лучшая служба "одно окно", где учитываются не только законодательные критерии, но и начисляются баллы, когда есть какие-то свои фишки. Также мы проводим республиканский семинар. Главные управления юстиции организовывают областные семинары, где им показывают лучшие службы, и они уезжают с запалом. Мол, нам тоже так хочется.
Образцовых служб в стране сейчас очень много. Я, например, впечатлилась службой в Новополоцке, потому что там все обустроено с интерактивными экранами и отдельной комнатой для весьма конфиденциальных административных процедур. Также отмечу новую службу в Бресте и в Березе. Сейчас очень много действительно исполкомы в этом плане работают и стараются.
  • Андрей Столяров
    На сегодняшний день есть обязательные требования, которые должны быть соблюдены в помещениях служб "одно окно". Это касается зон ожидания и приема граждан. Кроме того, к обязательным требованиям относятся комфортные парковочные места для посетителей. Но надо двигаться дальше, и сейчас создаются детские уголки, которые законодательно не предусмотрены, но в то же время находят положительный отклик у нашего населения. Когда граждане приходят за решением своих проблем в службу вместе со своими детками, то у детей есть возможность, например, поиграть с игрушками, порисовать и так далее". Такие детские уголки в службах "одно окно" Могилевской области реализованы повсеместно. "Служба "одно окно" - это определенный стандарт качества. Электронная очередь есть не во всех службах, потому что она нужна при высоком потоке людей. Для тех районов, где это количество не сильно высокое, например в небольших районах, где в год обращается порядка 2 тыс. человек, электронная очередь не совсем целесообразна. Но там, где служба действительно востребована, например в администрации Ленинского района г.Могилева, куда обращаются почти 20 тыс. человек, электронная система установлена.
  • Андрей Гужий
    В Гомельской области стараются обеспечить единый подход для всех служб. Мы ездим по мониторингам, стараемся ежегодно бывать в каждой службе и видим, что каждый год что-то улучшается, меняется, становится красивее. Не обязательно, чтобы это были переезды.
    Но и без переездов не обошлось. В прошлом году в новое помещение переехала служба Новобелицкого района Гомеля, а в этом - Речицкая, а также службы горисполкома, Центрального и Железнодорожного районов областного центра. Те службы, которые находятся в городе Гомель, мы объединили в одном здании. Можно сказать, что подступаемся к созданию объединенной службы. Пока посмотрим, как будет лучше для граждан. Электронная очередь действительно неактуальна для небольших районов области, но в городских службах крупных городов, таких как Мозырь, Жлобин, Речица, они есть. Детские уголки также обновляются и меняются, добавляется что-то новое. Например, кроме рисования дети теперь могут и полюбоваться на какие-то фотографии.
Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента
© 2024 БЕЛТА
Ссылка на источник обязательна.