Проект БЕЛТА и Белорусского института стратегических исследований. Известные аналитики, политологи, экономисты обсуждают актуальные вопросы из жизни Беларуси и мира
ТЕМА
ПРОЕКТ
ПАМЯТЬ О ВОЙНЕ
ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
ЭКСПЕРТЫ:
Сергей Трахименок
член Союза писателей Беларуси и России, доктор юридических наук, профессор
Сергей Клишевич
депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, член Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке
Вячеслав Данилович
директор Института истории НАН Беларуси, кандидат исторических наук, доцент
Степан Темушев
ведущий научный сотрудник лаборатории историко-обществоведческого и социокультурного образования Национального института образования Министерства образования Республики Беларусь, кандидат исторических наук, доцент
Игорь Валаханович
аналитик Белорусского института стратегических исследований, кандидат исторических наук, доцент
Юрий Прокопов (модератор)
заместитель директора Белорусского института стратегических исследований

Юрий ПРОКОПОВ (модератор)
заместитель директора Белорусского института
стратегических исследований

Мы собрались в канун важной даты – 75-летия Великой Победы. Значение этого события для мировой истории трудно переоценить, хотя многие и пытаются это сделать. До сих пор это событие в фокусе внимания не только историков, но и политиков. Мы сегодня поговорим, что такое историческая политика и политика памяти. И чем отличаются подходы Беларуси и сопредельных стран при оценке Великой Отечественной войны или Второй мировой войны, как чаще говорят в Европе, в Америке. Мое поколение знало о войне с детства, со школьной скамьи, мы читали о подвигах пионеров-героев. Позже мы знакомились с комсомольцами-подпольщиками, «Молодой гвардией», нас окружала литература и фильмы о войне. И главное: рядом с нами были наши дедушки и бабушки – живое олицетворение тех событий, о которых мы слышали, о которых мы читали. Словом, Великая Отечественная война была частью нашей жизни.
Тема " ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА :
память о войне"
Я хотел бы начать нашу дискуссию с вопроса Сергею Михайловичу. Вы принадлежите к генерации, которую принято называть поколением независимой Беларуси. Я рассказал, как мое поколение, которое родилось еще в Советском Союзе, воспринимало войну. А как воспринимается людьми вашего возраста, которые родились и выросли в независимой Беларуси, Великая Отечественная?
?

Сергей КЛИШЕВИЧ
депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, член Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке

Для меня – это огромная часть жизни, потому что я этим интересовался с ранних лет, расспрашивал своих бабушек, дедушек, которые принимали участие в Великой Отечественной войне. Но, общаясь сегодня с молодежью, мы, к сожалению, видим, что для многих из них Великая Отечественная война – это одно из исторических событий наравне с другими войнами, которые проходили на нашей территории.
Нужно оперативно с общественностью думать, как вернуть молодежи память о ВОВ.
Потому что для нас Великая Отечественная война – это не просто одно из исторических событий. Это наша независимость, наша государственность. И День Независимости напрямую связан с этой датой. Но мы не сможем этого сделать без привязки каждого человека к его родным героям, которые есть в каждой белорусской семье.
Сергей Александрович, Вы автор книг и киносценариев. У меня вот книга "Эхо забытой войны" 2004 года. С удовольствием перечитываю. Люди моего поколения читали о пионерах-героях с завистью: такой у ребят был уникальный шанс совершить подвиг. А что хочет узнать молодое поколение из книг о войне? Может ли современный писатель достучаться до молодого читателя?
?


Сергей ТРАХИМЕНОК
член Союза писателей Беларуси и России, доктор юридических наук, профессор

Они-то уже немолодые, не могли это сделать самостоятельно, ну и написать эти книги, которые я написал.
В 90-е этим людям пришлось испытать большую боль от того, что во время перестройки многое было дискредитировано по отношению к этой великой войне, меня это побудило заступиться за них.
Я не совсем современный писатель. Я принадлежу к послевоенному поколению. Мы мальчишками росли рядом с теми, кто прошел войну. Можно смотреть через статистику, можно через описания больших и малых событий, а можно через личности. И я хорошо помню, как после войны эти ребята пришли, они учились в вечерних школах, техникумах и вузах. Они не доиграли, поскольку их детство и юношество выпало на войну.
Мой отец прошел всю Беларусь, до Белостока, подорвался на мине, в госпиталь попал уже инвалидом, ему не было еще 20-ти. Фактически отвоевал в действующей армии год с лишним. Как-то я читал дневник его друга. Все тогда увлекались футболом. Он, естественно, бегать не мог, но стоял на воротах на двух костылях и всем говорил, что 11-метровый легче брать, удобнее, когда у тебя одна нога и два костыля.
Многие смотрят на войну через сериал "Штрафбат", "Окопную правду", которая опять же в 90-е широко публиковалась. Как им донести, что то, что они видят на экранах кинотеатров, в телевизорах, в интернете, это такой доходчивый, съедобный фаст-фуд, а война была несколько другой?
?


Степан ТЕМУШЕВ
ведущий научный сотрудник лаборатории историко-обществоведческого и социокультурного образования Национального института образования Министерства образования Республики Беларусь, кандидат исторических наук, доцент

Для школьников Великая Отечественная война – это далекое прошлое. Прошло несколько поколений, и они воспринимают зачастую эти события как то, о чем пишется в учебных пособиях.
В учреждениях общего среднего образования периоду ВОВ уделяется значительное внимание.
Историю ВОВ согласно новым учебным программам учащиеся должны изучать дважды. В 9 и в 11 классах на уровне нового проблемно-теоретического обобщения.
В 9 классе на изучение истории ВОВ отводится 6 часов плюс 1 час обобщения, плюс час – на наш край, посвященный региональным особенностям своего родного края в более узком значении. То есть до 8 часов, а еще по всемирной истории 5 часов. При этом при последовательном изучении сначала учащиеся изучают общую проблематику войны, в широком контексте по всемирной истории, затем – какой же вклад внесла наша страна в общую победу. И в 11 классе – на базовом и повышенном уровне.
Вячеслав Викторович, вы один их членов редколлегии, автор 5-томной истории белорусской государственности, где целый том посвящен истории белорусской государственности во время и после войны — наша научная база, которая рассказывает правду о войне. Но пойдет ли школьник искать правду о войне в библиотеку? Обложится огромными фолиантами и будет искать нестыковки с тем, что он прочитал в интернете с тем, что написано в книге, и делать выводы? Он скорее возьмет телефон, найдет первое, что ему предложат алгоритмы поиска – короткое, броское, максимально упрощенное. На каком языке нам разговаривать с разными генерациями – школьниками, студентами, чтобы донести свою позицию?
?

Вячеслав ДАНИЛОВИЧ
директор Института истории НАН Беларуси, кандидат исторических наук, доцент

Необходимо разговаривать с разными социальными группами на их языке, если адаптировать тот материал, который наша отечественная наука наработала по истории Второй мировой.
Причем этот пласт подаем в последние двадцать лет через призму белорусского народа. Что значила эта война для народа и нашей государственности? Могу заявить, что если бы не победа в ВОВ – не было бы ни нашего народа, ни белорусской государственности. Вполне закономерно, что у нас 3 июля и День Независимости, и освобождения Минска.
НАН Беларуси объявила важную патриотическую всебелорусскую акцию "Вспомним всех!" 13 марта состоялась презентация этой акции. Она предусматривает сбор сохранившихся воспоминаний, фотографий о людях, которые участвовали в событиях ВОВ и внесли свой вклад в нашу общую победу. Акция нацелена на широкую общественность.
В перспективе нацелены на создание электронной базы народной летописи ВОВ.
Мы как ученые прекрасно понимаем: необходимо свои научные разработки довести до широкой общественности. Много внимания поэтому уделяем популяризации наших научных исследований – через проведении региональных научных форумов, которые посвящены истории регионов Беларуси в различный исторический период, в том числе Второй мировой.
Любой человек, если он помнит что-то о своих предках и хотел бы это рассказать, может это записать и выслать нам в Институт истории, есть заставка на сайте, которая рассказывает об этой акции. И так человек сам соприкоснется с событиями ВОВ и Второй мировой. На сегодняшний день уже более 100 обращений поступило к нам в институт. Мы аккумулируем обращения – воспоминания и фотографии.
ПРОЕКТЫ БЕЛТА
И БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЕЯ ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
В архиве я нашел протоколы допросов, уголовные дела и создал некую картину диверсионных групп, в которые вербовали подростков. В своей повести я воссоздал историю одного из них.

СЕРГЕЙ ТРАХИМЕНОК
Чем дальше уходят в историю военные годы, тем больше требуется усилий для защиты исторической правды. Казалось бы, еще совсем недавно во всем мире знали, что советский народ победил самое страшное зло в истории человечества. Сегодня Советский Союз приравнивают к нацистской Германии и обвиняют в развязывании войны, подвиг советского солдата принижают, памятники сносят. Я хочу узнать, почему происходит такая ревизия истории, чем подвиг советского солдата так не угодил, что его понадобилось втоптать в грязь и сделать это официальной политикой ряда стран?
?
НАПРАВЛЕНИЯ ФАЛЬСИФИКАЦИИ ИСТОРИИ
1
Отрицание всенародного характера борьбы
Некоторые источники (как на Западе, так и в странах бывшего СССР) называют партизан "террористами". Требуют привлекать к ответственности за вовлечение в боевые действия гражданского населения.
2
Создание мнимых образов
На Западе применялся щадящий термин "коллаборационизм" (с фр. — сотрудничество с оккупантами), который в 1990-е годы прочно вошел в обиход и на постсоветском пространстве. В СССР данное явление трактовалось однозначно как предательство Родины.
3
Манипулирование сознанием
Внедрение в сознание мировой общественности антиисторических идей о схожести целей внешней политики СССР и Германии.
4
Преуменьшение миссии СССР
Преуменьшение значения освободительной миссии СССР в Европе.
5
Искажение данных
Преувеличение данных о потерях советских войск в целях обвинения командования в бессмысленных жертвах.
6
Искажение образа советских воинов
Советские воины представляются в виде насильников и мародеров, принесших в Европу не освобождение, а якобы оккупацию.
Историческая политика используется сейчас определенными политическими силами в своих интересах. Модно хайпануть, поднять какую-то тему, тем более используя для обоснования своей позиции историческое прошлое, в частности события, связанные с Великой Отечественной войной.

ИГОРЬ ВАЛАХАНОВИЧ

Игорь ВАЛАХАНОВИЧ
аналитик Белорусского института стратегических исследований, кандидат исторических наук, доцент

Есть четкие красные линии, за которые никто не должен переходить. Еще в 45 году было определено, что нацизм – это беда, это страшно. Сторонники подобной политики признаны военными преступниками, сейчас идет попытка прямо либо косвенно перейти за эту красную линию. Сказать, что черное — это белое, а белое — это черное и так далее. Вот применительно к истории Беларуси, скажем, вопрос о роли и значении тех же самых национал-коллаборационистов, которые участвовали в реализации нацистской оккупационной политики. Попытка представить их не как военных преступников, не как проводников нацистской политики геноцида, а как борцов со сталинским тоталитаризмом.
Выстраивая собственную историческую политику, у нас нет стремления что-то приукрасить, подогнать исторические факты под какие-то политические доктрины.
Вячеслав Викторович, вы один из авторов статьи в журнале "Беларуская думка", опубликованной в августе прошлого года. В этой статье перечисляются пункты, вокруг которых строятся инсинуации. Пытаются привнести раскол. И тема Великой Отечественной войны занимает значительную часть. Вы пишете (я имею в виду группу авторов), что проблема Беларуси в том, что мы находимся на геополитическом изломе между западом и востоком, и вокруг нас идут баталии о фальсификации истории. Россия и Запад транслируют собственную повестку. И это все оказывает большое психологическое воздействие на наш народ. И нам важно не допустить, чтобы в белорусском обществе начались "войны памяти". Нам нужно активизировать собственную историческую политику. Вот это словосочетание: историческая политика. В чем ее суть? И чем она отличается от исторических политик сопредельных стран.
?


Игорь ВАЛАХАНОВИЧ
аналитик Белорусского института стратегических исследований, кандидат исторических наук, доцент

Я могу сказать, что историческая политика — это по сути дела действие государства по закреплению в общественном сознании исторического нарратива, который способствует национальной консолидации. Это не попытка навязать какую-то политическую волю большинства меньшинству или наоборот, это продолжение эволюционной политики памяти о войне, которая была заложена еще в советский период.
В отличие от других стран, мы не сбрасываем из нашего нарратива то хорошее, что было наработано в советскую эпоху в плане написания военной истории, партизанского движения, отражения всех потерь, которые понес белорусский народ.
В плане мемориализации, создания мемориалов, которые были в Советском Союзе, они продолжают существовать и сегодня. Плюс Республика Беларусь, скажем, эволюционно логически развивает эти наработки. У нас собственное видение и национально исторические школы. У нас новые памятники о войне, которые не противоречат тому, что было создано ни в Брестской крепости, ни Хатыни. Тот же тростенецкий памятник — мемориал жертвам не только Великой Отечественной и Второй мировой войны. Вот в этом, наверное, и заключается особенность нашей исторической политики.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
!
Германо-советский договор
от 23 августа 1939 г.
Достигнутые договоренности между Германией и Советским Союзом не делали их союзниками ни формально, ни фактически, хотя некоторые сегодня доказывают обратное.
Воссоединение Западной Беларуси с БССР
сентябрь 1939 г.
Беларусь стала целостным государством. Благодаря приросту населения и территорий, нападение Германии произошло на более выгодных для СССР рубежах.
Геополитический результат победы
В 1945 году БССР стала одним из основателей ООН, получив мировое признание. Запад безоговорочно признал решающую роль СССР в разгроме нацистской Германии.

Вячеслав ДАНИЛОВИЧ
директор Института истории НАН Беларуси, кандидат исторических наук, доцент

Мы руководствуемся объективным подходом и смотрим на исторические события с точки зрения Беларуси и белорусского народа, что они дали для нашего народа либо государства.
Мы смотрим объективно. Мы не стремимся противопоставить один исторический период другому. Как это часто, например, бывает у наших польских, прибалтийских, украинских коллег, которые считают, что советский период – это сплошной мрак, что там ничего хорошего не было, одно угнетение и прочее. Мы же смотрим с точки зрения нашего белорусского народа, и такой объективный подход нам позволяет видеть то ценное, что было в том числе и в советском обществе.
Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом. Советский Союз был последней европейской страной, которая заключила подобный договор, он был в русле тенденций той политики, которая осуществлялась в Европе фактически целое десятилетие в тридцатые годы. И Мюнхенский сговор — яркий тому пример.

Вячеслав ДАНИЛОВИЧ

Сергей КЛИШЕВИЧ
депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, член Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке

Если историческая политика наших сопредельных государств носит наступательный характер, они стараются влиять своей исторической политикой на нашу и других соседних государств, то мы часто как будто бы оправдываемся за какие-то факты, которые нам пытаются навязать сегодня. Мы не создаем альтернативных социальных сетей, телеграмм-каналов, не делаем информационные вбросы на соседние государства, у нас такой задачи нет.
У нас историческая политика носит больше оборонительный характер.
Соседние государства это делают без проблем и влияют на нас, на нашу молодежь с помощью в том числе современных технологий. И понятно для чего это делается — геополитика, политика, это понятно. Но в основе всего лежит экономика. Потому что сегодня идет борьба в том числе и за наше государство.
Настает время, когда нам нужно думать над тем, как жестче обороняться. Не допускать каких-либо чуждых нам идей, которые действительно влияют на молодежь и на наше будущее. И по сути дела влияют на нашу оборону и в конечном счете на экономику нашего государства.

Сергей КЛИШЕВИЧ


Игорь ВАЛАХАНОВИЧ
аналитик Белорусского института стратегических исследований, кандидат исторических наук, доцент

Понятие историческая политика у нас впервые получило социальное закрепление в прошлом году в контексте информационной безопасности. И я бы не говорил о том, что наша историческая политика оборонительная. Я согласен с тем, что у наших соседей она носит порой скажем навязчивый характер, когда через свой исторический нарратив они пытаются навязать некие идеи и интегрировать их в информационную плоскость Республики Беларусь.
Я бы увязал нашу историческую политику с понятием информационного нейтралитета, который закреплен в той же концепции информационной безопасности.
Информационные нейтралитеты не как какая-то пассивность, не как возможность отсидеться, а, скажем, невозможность использовать наше информационное пространство как площадку для проведения агрессивных действий.
Коллеги, как вы для себя формулируете простой понятный месседж, с которым белорусские историки, белорусская историческая политика должна идти к человеку?
?
Вячеслав ДАНИЛОВИЧ
В любом историческом периоде мы можем гордиться тем, что было сделано нашими предками, которые формировали различные государства на нашей территории, благодаря энергии и силам которых мы пришли к современному, независимому, суверенному государству – Республике Беларусь. Месседж был бы у меня такой: нам есть, чем гордиться, мы должны гордиться историей Беларуси.

Степан ТЕМУШЕВ
Сама цель системы образования – дать представление о том, что было. Поэтому я бы немножко скорректировал: мы помним подвиг наших предков. Помним, знаем, сохраняем эту память. История имеет не только функцию памяти, но и функцию, призванную не допустить подобных ошибок в будущем.
Игорь ВАЛАХАНОВИЧ
Кто-то сказал, если бы мы не умирали, мы бы умерли. Это в отношении нашего народа в годы войны. Если бы была избрана некая пассивная тактика, не противодействия агрессору, мы бы как нация перестали существовать. Наши предки выстояли в той войне, понеся серьезные людские и материальные потери, это позволило дальше развиваться и нации, и народу, и белорусскому государству.
Сергей ТРАХИМЕНОК
Если мы посмотрим с позиции больших высот, существует десяток цивилизаций, их условно можно разбить на 3 группы – цивилизации выгоды, долга и правды. Мы относимся к последней, поэтому правда, какой бы она горькой ни была, только правда, и с ней мы выживем.
Сергей КЛИШЕВИЧ
Я бы тут еще вернулся к словам нашего главы государства: Беларусь помнит. Беларусь помнит не только историю Великой Отечественной войны, но и всю свою историю. В первую очередь, конечно, историю Великой Отечественной войны, своих героев. В преддверие праздника, несмотря на все эпидемиологические ситуации, мы придем к могилам героев, возложим цветы, уберем. Беларусь помнит, соответственно будет дальше процветать, развиваться.

Юрий ПРОКОПОВ (модератор)
заместитель директора Белорусского института
стратегических исследований


Дискуссия получилась содержательной. Что касается исторической политики, памяти о войне, впереди у нас важное событие - 75-летие Великой Победы. Нет ни одного человека в Беларуси, через которого не прошла бы война. И правильно мы здесь говорили, что память о войне начинается с семьи.
Тема "ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА:
память о войне"
Экспертная среда
ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА: память о войне
видеоверсия