дополнительное образование
брест
витебск
минск
могилев
гродно
гомель
для детей и молодежи
надежда васильченко
директор уо "национальный центр художественного творчества детей и молодежи" министерства образования
марина купцова
директор гуо "средняя школа ш№1 г. барановичи им. с.и. грицевца"
анна трубецкая
белорусская певица, солистка группы jazz band
диана заянчковская
ольга синявская
Ирина акулович
мама троих детей-учащихся СШ №3 г. островца
педагог-психолог уго "витебский областной социально-педагогический центр"
генеральный директор "белта"
регион
смиловичи
"центр творчества детей и молодежи им. Хаима Сутина г.п. Смиловичи"
Ирина Акулович
Мы сегодня поговорим о дополнительном образовании, о кружках и секциях. Сколько они стоят? Как развивается эта система в государственном и частном секторе и какая разница в цене? Должен ли ребенок проводить детство в песочнице или его надо записать в восемь кружков, как это модно сегодня? Мы поговорим о том, что обсуждают на кухне мамы. Надо отметить, что система допобразования в Беларуси сохранена со времен Советского Cоюза. Много ли сегодня таких учреждений, и сколько детей там занимается?
Почти 400 тыс. детей в стране посещают учреждения дополнительного образования
Опыт работы Дворцов пионеров и школьников, столь любимых детьми, был осмыслен и взято самое хорошее. А с принятием в 2011 году профильного Кодекса, в котором была четко очерчена тема дополнительного образования, эти учреждения получили новую жизнь и не только в областных центрах, как это было раньше.
Мы стараемся сделать доступными качественные услуги центров творчества для детей и за пределами областных центров.
надежда васильченко
284
184
в стране
учреждения дополнительного образования
из них многопрофильные

техническое творчество в тренде
качество
востребованность
доступность
Говоря о востребованности. Данные учреждения посещают почти 400 тыс. детей – это внушительная цифра. То есть у детей есть возможность для самореализации и самоопределения, это в дальнейшем поможет с выбором профессии.
О качестве дополнительного образования говорят победы наших детей. То есть у каждого ребенка своя маленькая победа. Педагог старается обеспечить ему индивидуальную траекторию развития, чтобы у ребенка на каждом занятии возникала ситуация успеха, что он сделал шаг вперед.
Мы стараемся сделать так, чтобы качественная услуга была доступна для детей за пределами Минска и областных центров. Например, во время республиканской недели дополнительного образования демонстрировались успехи Центра творчества агрогородка в Гомельской области. Там есть народные коллективы в области изобразительного, декоративно-прикладного творчества, более того, его представители несколько раз становились победителями республиканского фестиваля-конкурса "Мельница моды".
Мы ставим задачу, чтобы в каждом населенном пункте осуществлялись выездные занятия либо подвоз детей к центрам творчества, и во многом мы достигли успехов. Более того, с этого года уточненная редакция Кодекса позволяет обеспечить нам дистанционное образование. Например, во время пандемии наше учреждение много выкладывало в YouTubeканал обучающих курсов для детей, были очень большие просмотры, и они до сих пор востребованы.
надежда васильченко
обучение творчеству онлайн
Направления деятельности Центров достаточно разнообразны, почти 50% - это художественное творчество. Но это не только вязание и шитье, это и хореография, и театральная деятельность, мода, изобразительное творчество. Есть туристическо-краеведческий и эколого-биологический профиль, этническое творчество, которое становится все более популярным.
Уже функционирует Национальный детский технопарк, который, я думаю, получит сильное развитие. Это очень важно для развития подготовки в области технического творчества начиная буквально с детского сада.
Ирина Акулович
Кроме дворцов и центров детского творчества, у нас можно дополнительно заниматься в школе, и для многих родителей это очень удобно. После занятий ребенка никуда не надо вести. Какой спектр дополнительных занятий сегодня есть в школе?
Наше учреждение образования находится в центре молодого микрорайона, и объединения по интересам посещают не только ученики нашей школы. Всего на дополнительные занятия приходят более 1300 ребят.
В нашей школе работает 70 объединений по интересам различных профилей.
марина Купцова
марина Купцова
ДИРЕКТОР гуо"СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1 Г. БАРАНОВИЧИ ИМ. с.и. гРИЦЕВЦА"
В прошлом году мы открыли многопрофильный центр дополнительного образования, кроме тех объединений по интересам, которые мы можем организовать с нашими педагогами, у нас открыт филиал третьей музыкальной школы искусств города Барановичи. Приходят специалисты из музыкальной школы и работают с нашими ребятами. Ребята учатся играть на семи музыкальных инструментах плюс есть самоокупаемая студия.
Кроме этого, на базе школы открыт филиал Центра детского творчества города Барановичи. Ребята не выезжают в центр города, а получают дополнительное образование у себя в школе. И эколого-биологический центр со своими замечательными животными также проводит у нас занятия. Таким образом в нашем учреждении мы развиваем детей во всех направлениях.
Ирина Акулович
Я недавно читала очень неприятные материалы о том, что в Беларуси ребенка записать в кружки чрезмерно дорого. Вы не поверите, приводилась цифра в 700 рублей. Есть государственное и частное образование. Насколько мы можем сегодня контролировать процессы, которые там происходят, адекватность цен? Недавно вопрос о государственном и частном образовании поднимался на уровне главы государства, правда в связи с другой проблематикой. Мне интересно ваше отношение к этим вещам.
У меня трое детей и все посещают не только бесплатные, но и платные кружки. Мой младший ребенок занимается подготовкой к школе, плюс платные занятия по английскому языку, хореографии. Старшая девочка бесплатно занимается в военно-патриотическом клубе, ей очень нравится. Средняя - занимается дополнительно математикой и английским. На троих детей стоимость платных кружков в месяц мне обходится в 100-120 рублей.
Я считаю, что все доступно.
диана заянчковская
Думаю, что в центре творчества и школе стоимость платных занятий будет примерно одинакова, поскольку присутствует государственная составляющая. Вопросы, которые касаются образования и детей, должны контролироваться государством. На мой взгляд, в стране созданы прекрасные условия для удовлетворения потребностей детей.
надежда васильченко
количество не бюджетных объединений составляет около 10%, остальные бюджетные.
У нас в школе бесплатны все объединения по интересам, кроме музыкальной школы, обучение в которой по всем музыкальным инструментам, кроме гитары и фортепиано, стоит 16 рублей в месяц. Фортепиано и гитара - 18. Цены фиксируются государством.
марина Купцова
Ирина Акулович
Часто бывает, что родители реализовывают амбиции через детей. Насколько страдают от этого дети? Анна Трубецкая в одном своем интервью сказала, что в детстве не очень хотела ходить в музыкальную школу. Получается, что надавили родители?
об амбициях родителей и желаниях детей
Да, родители пытаются реализовать свои желания, потребности через детей, хотя это неправильно, потому что ребенок - это личность, у которой есть свои желания. И выбирая кружок по интересам, прежде всего нужно исходить из интересов и особенностей ребенка, смотреть, к чему склонность: художественная, спортивная - и идти даже не за ребенком, а рядом с ним.
ольга синявская
Родитель, преподаватель и истинный интерес ребенка – три важных составляющих в вопросе дополнительного образования и развития ребенка.
анна трубецкая
будучи взрослой, я поняла, что тогда было очень важно не сдаться.
Не каждый ребенок способен здраво оценить необходимость дополнительного образования в своей жизни. Все-таки ребенок больше настроен на развлечения и отдых, не каждый готов собраться и пойти туда, где нужно приложить усилия. И в моей жизни была такая ситуация. В 1-м, 2-м, 3-м классе музыкальной школы – все было хорошо и успешно: сдавала зачеты, пела в хоре. Но мой преподаватель по фортепиано был достаточно суров и постепенно отбивал желание заниматься музыкой. И однажды я сказала: "Мама, все, я больше не хочу, не могу, не буду". В истерике в слезах.
И моя мама нашла правильные аргументы, чтобы убедить меня в том, что это временная сложность, слишком много пройдено, чтобы сдаваться. Она убедила меня в том, что я должна остаться и продолжить обучение. Мы просто поменяли педагога, перешли с фортепианного отделения в вокальное. Уже будучи взрослой, я поняла, что тогда было очень важно не сдаться. Тогда я еще не могла оценить, что теряю любимое дело и не стала бы той, кем сейчас являюсь.
анна трубецкая: До 9 класса я хотела быть хирургом
Ирина Акулович
Сегодня в школе тоже есть допобразование по выбору, возможность подтянуть знания по математике, английскому. Это платная вещь, хотя и по низкой стоимости. Для школы это тоже очень важно с точки зрения привлечения дополнительных средств. Учитель занимается этим после уроков, это не его основная нагрузка, поэтому должно оплачиваться. Как вы относитесь к таким дополнительным вещам в начальной школе? Я лично была за.
Есть запрос на определенные предметы, когда родители просят открывать групповые занятия. А групповые занятия по внебюджетной деятельности – это группы до 7 человек. Если говорить о стоимости, то это 5 руб. Она будет такая по всей стране, не только в Барановичах. Индивидуальные занятия дороже, они проводятся 45 минут и только по заявлению законных представителей, не по желанию классного руководителя. Для того, чтобы оформить внебюджетную деятельность, родители пишут заявление, заключают договор на сотрудничество. В прейскурантах это прописано как дополнительный урок, занятие.
марина Купцова
Ирина Акулович
Не выгорит ли ребенок? Это одна из проблем, которую часто обсуждают уже в подростковом возрасте, когда ребенок очень много отдает себя занятиям, у него возникает ощущение успеха, есть многозадачность, но когда он взрослеет, вдруг понимает, что выгорел. Очень часто дети-вундеркинды выпадают из общества. Как рассчитать личностный резерв?
Все зависит от ребенка, от его темперамента. И не нужно перегружать ребенка, потому что тем самым отбивается мотивация уже и к учебной деятельности, ребенок устает после пяти часов занятий в школе, еще кружки, домашнее задание. Не нужно забывать про режим, сон никто не отменял, 8-9 часов ребенок должен высыпаться. Есть ребята, которые хотят охватить все кружки, а кому-то хватает и одного.
главное сбалансировать периоды отдыха и занятий ребенка.
ольга синявская
Старшая дочь начала петь с садика. Я благодарна воспитателю, она занималась с ней с 4 лет. Естественно, я направляла ее, чтобы она занималась в музыкальной школе. Были победы, которые радовали всю семью и стимулировали ее. Сейчас она тоже продолжает заниматься в музыкальной школе. Честно скажу, возможно, она уже устала от этого. Я считаю, что дополнительное образование необходимо. Возможно, это в будущем определит выбор профессии. Возможно, это перейдет в хобби. Она у нас девочка активная. Она успевает в музыкальной школе, ходит на военно-патриотические занятия, готова ходить еще на какой-нибудь кружок. Ребенку это нравится, она со всем справляется, поэтому я не запрещаю.
диана заянчковская
Наша система дополнительного образования достаточно оснащена материальными ресурсами, и, самое главное, она богата нашими уникальными педагогами.
надежда васильченко
ТАКОЙ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, КАК У НАС, НИ У КОГО НЕТ. В Европе это называется неформальное образование, оно совсем другое, во-первых, это платность, во-вторых, разовость.
Зачастую в учреждения допобразования приходят не только для того, чтобы получить знание, умение в определенном виде деятельности, а приходят за друзьями, здесь общность интересов. На педагога приходят, который даже, может быть, не столько ставит учебные задачи, а вопросы социализации. И это тоже сегодня очень важно для наших детей. Поверьте, что есть проблема и в этом. И я думаю, что социализирующая роль тоже достаточно важна.

Сегодня большое внимание уделяется техническому творчеству, IT-технологиям. Очень хорошо, что национальный технопарк получает свое развитие и на местах поддерживается техническое творчество, я думаю, что это должно приносить дивиденды в виде каких-то открытий, в виде развития научно-технического прогресса в целом нашей страны. Смотрите, какого высокого уровня наши дети достигли на всех международных мероприятиях, они очень заметны.
Я хочу пожелать каждому ребенку и каждому родителю, чтобы для каждого ребенка нашелся свой педагог, который бы смог раскрыть его талан. Нет неспособных детей, это абсолютная истина, нужно только, чтобы в свое время в своем месте нашелся педагог. У нас достаточно талантливых педагогов, чтобы помочь ребенку раскрыть его потенциал и реализовать, и это очень важно.

Если есть педагог, который способен реализовать программы дополнительного образования по тому или иному направлению деятельности, то, как правило, находятся ресурсы, потому что мы очень поддерживаем талантливых инициативных педагогов, за ними идут дети.
Наше государство дает возможность дополнительно развиваться. Это очень важно понимать и ценить.
анна трубецкая
Детская музыкальная школа, дополнительные кружки, эту возможность давало государство. Родители и бабушка вкладывали в конкурсы, и благодаря дополнительному образованию я выбрала свою профессию. Полгода назад я с гордостью представила Беларусь на международном конкурсе. Все это прекрасная цепочка в выстраивании большой любви к стране.
В День учителя хочу отметить неоценимый вклад педагога в будущее многих спортсменов, артистов, актеров и представителей других специальностей, потому что педагог закладывает в тебя основу, и только в твоих руках затем это приумножить.

В последнее время я столкнулась с просьбами: "Аня, пожалуйста, начните преподавать. Мы хотим, чтобы наш ребенок занимался с вами". А я понимаю, что сейчас не готова отдаваться до конца.
У меня по жизни такая установка – или во все тяжкие с головой и полностью, или никак. Я не терплю полумер ни в своей профессии, ни в других. Открывать студию ради коммерции – не хочу. Я слишком люблю свое дело. Я считаю, что педагог должен любить детей и с головой быть в своей профессии. Именно по этой причине я не иду в преподавание. И призываю всех молодых педагогов - четко давать себе ответ, готов ли ты преподавать детям искренне со всей отдачей?
  • Марина Купцова
    Настраивая молодых педагогов на работу, я говорю: "Ребенок вам должен сказать: учитель, я тебя люблю не за то, кто ты, а за то, кто я, когда ты рядом со мной". Личность ребенка прежде всего.
  • Надежда Васильченко
    Есть заслуженный любительский коллектив "Радуга", руководитель – Нелли Бордунова (Могилев). Практически вся наша эстрада вышла оттуда. Нелли Николаевна живет этим делом и воспитала целую плеяду педагогов, которые работают в этом коллективе. У нее порядка 500 детей – это немаленький коллектив. Когда есть такие педагоги и воспитывают себе смену, можно говорить о хорошем будущем нашей системы дополнительного образования и наших детей.
  • Я хочу всех поздравить с Днем учителя. Мне кажется, это праздник для всех: педагогов, психологов, мам, которые тоже являются в какой-то мере педагогами. Пожелать всех благ и понимания того, что развитие любой системы, школьного, дополнительного образования, творческой личности, психологической помощи невозможно без любви и горящих глаз.
Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента
© 2022 БЕЛТА
Ссылка на источник обязательна.