Сергей КАНДЫБОВИЧ
председатель Федеральной национально-культурной автономии белорусов России (член рабочей группы по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию РФ), доктор психологических наук, профессор
Время очень быстрых решений - политическая цифровизация
События начали развиваться стремительно с того момента, как глава российского государства обратился с посланием Федеральному собранию не традиционно весной, как всегда было принято, а в начале года.
В Российской Федерации действует Конституция 1993 года. Люди старшего поколения помнят, что после распада Советского Союза это были непростые для России и Беларуси годы, политический строй менялся с одного на другой. Нужны были конституционные основы совершенно нового формата. С 1993 года произошло очень много изменений. И я хотел бы вспомнить красивое выражение Александра Григорьевича Лукашенко, который несколько лет назад, характеризуя нынешнюю эпоху, сказал: "то время, когда Россия встает во весь свой исторический рост". Я думаю, что те вопросы, которые Россия сегодня решает в мировой политике и экономике, изменения в обществе, которые наблюдаются, привели главу государства Владимира Владимировича Путина к решению – посмотреть, как конституционно закреплены нормы, гарантии.
Российский законодатель - представитель разных политических партий, движений и взглядов. При обсуждении законопроектов всегда есть полярные мнения. А здесь тот редкий случай, когда 450 депутатов голосовали единогласно.
Общество с интересом восприняло это решение, все горячо обсуждается, самая читаемая книга - это Конституция Российской Федерации. Те 28 поправок, которые Президент внес в Государственную думу для рассмотрения, являются не то чтобы ключевыми. Они не затрагивают первую, вторую и девятую главы. Поэтому сегодня мы говорим не о новой Конституции, не о пересмотре базовых вещей, мы говорим о поправках в Конституцию Российской Федерации.
Была информация, что он напряженно работает над текстом. Сейчас время очень быстрых решений. Все мы говорим, что вступили в эпоху цифровизации. Так, может, какая-то политическая цифровизация сейчас и наблюдается в этих процессах, которые мы обсуждаем?
Мы говорим не о новой Конституции, мы говорим о поправках в Конституцию РФ
Первое, что очень важно для простого человека, – это гарантия социальной защищенности, определен минимальный размер оплаты труда. Это право будет гарантировано конституционно. Второе - изменение формата формирования кабинета министров. Президент идет на то, чтобы эти функции и полномочия перераспределить — наделить этой ответственностью депутатов, Государственную думу: ответственность за действия правительства ляжет на избранников народа.
Задается вопрос: зачем надо было вообще формировать рабочую группу при наличии прописанного в Конституции механизма принятия поправок? Но идет параллельно всенародное обсуждение и затем всенародное голосование.
С 1993 года приняты четыре поправки к Конституции. Они носили абсолютно технический характер, а сейчас поправки очень интересные.