БЕЛАРУСЬ И КИТАЙ ПЕРЕД ЛИЦОМ СОВРЕМЕННЫХ ВЫЗОВОВ
БЕЛОРУССКО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ ТУРБУЛЕНТНОСТИ
КЛЮЧЕВЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ БЕЛОРУССКО-КИТАЙСКИХ
ОТНОШЕНИЙ В ПОСТГЛОБАЛИЗАЦИОННЫЙ ПЕРИОД
ТЕМА:
формат видеоконференции
ЭКСПЕРТЫ
Юрий Шевцов
директор Центра по проблемам европейской интеграции
Цзинь Синь
директор Китайского центра исследований современного мира при Международном отделе ЦК КПК
андрей андреев
генеральный консул Республики Беларусь
в Шанхае
Ван Сяньцзюй
профессор Народного университета Китая
богдан иодчик
аналитик Белорусского института стратегических исследований
Пан Давэй
директор Центра исследования России и Центральной Азии Шанхайской академии общественных наук
роман сокол
советник Посольства Республики Беларусь в Китайской Народной Республике
Ян Цзюнь
директор Центра изучения Беларуси при Сычуаньском университете иностранных языков
Ли Юнцюань
директор Института международных отношений Университета Китайской академии общественных наук
Цай Вэньхао
ректор Ланьчжоуского финансово-экономического университета,
директор Центра изучения Беларуси
Чжао Хуэйжун
заведующая отделом Беларуси, Украины, Молдовы Института России, Восточной Европы и Центральной Азии Китайской академии общественных наук
олег макаров
директор Белорусского института стратегических исследований доктор юридических наук
юрий шевцов
Сегодня мы находимся в очень сложном для Беларуси периоде, когда изменяется белорусская привычная нам за последние несколько лет геополитическая ориентация.
мнение
Подверглась пересмотру также внешняя политика. Как минимум в ближайшие несколько лет Беларусь не будет продолжать прежнюю политику моста между Россией и Западом, а будет выступать в качестве своего рода передового партнера России в Европе. Это значит, что в ближайшее время у нас скорее всего продолжится та напряженность, которая уже возникла в отношениях с соседними государствами.

Китайская тема может выступить важным элементом той геополитической системы, которая возникает сегодня в Восточной Европе после того, как Беларусь перешла вновь к тесному взаимодействию с Россией. Мне кажется, что здесь есть пространство для китайской миротворческой дипломатии и главное направление возможного белорусско-китайского взаимодействия во внешней политике в нашем регионе.

Возможно, нам вместе с китайскими коллегами придется в ближайшем времени сформулировать новую белорусскую доктрину относительно усиления взаимодействия с Китаем. В любом случае мы должны были выйти в белорусско-китайских отношениях на новый уровень развития, который потребует более внимательного отношения друг к другу.
ЦЗИНЬ СИНЬ
Мир в условиях пандемии показывает три тенденции развития. Во-первых, необходимость укрепления глобального управления в сфере здравоохранения. Во-вторых, мы должны непрерывно укреплять экономическую глобализацию, сохранять эту позитивную тенденцию с точки зрения регионов и международных организаций. Мы должны выступать против протекционизма, чтобы страны защищали интересы всего мира, а не только свои. В-третьих, в условиях пандемии актуальной становится проблема развития развивающихся стран. Поэтому международное сообщество должно помогать им успешно бороться с Covid-19, сохранять темпы или тенденции экономического роста.

Китайско-белорусское всеобъемлющее стратегическое партнерство взаимного доверия, сотрудничества и общего выигрыша продолжает интенсивно развиваться. Китай и Беларусь должны укреплять исследования на перспективу, чтобы искать новые точки роста экономики после пандемии.
Для строительства Пояса и пути необходимо >>
развивать КБИП как образец международного сотрудничества, превратить модель сотрудничества парка в трехстороннюю и многостороннюю;

привлекать больше высококачественных и инновационных проектов;

укреплять сопряжение политики и правил (снимать нетаможенные барьеры в торговле, поддерживать стабильность цепочек производства и поставок);

укреплять контакты и сотрудничество между мозговыми центрами двух стран не только в исследовании политики и безопасности, но также в рамках новых предложений по строительству новой экономики и инфраструктуры.
АНДРЕЙ АНДРЕЕВ
Огромную озабоченность вызывают попытки ряда стран политизировать повестку многосторонних организаций системы ООН и ее спецучреждений и отдельных органов.
мнение
Эти попытки направлены на многостороннюю легитимизацию внешнего давления, вмешательства в суверенные дела. Мы наблюдаем это на протяжении года, да и раньше, в отношении Беларуси, Китая, России, других стран. Причем это наблюдается не только в организациях, традиционно занимающихся правозащитной тематикой, таких как Совет ООН по правам человека, Третий комитет Генеральной ассамблеи ООН, Международная организация труда, но и в других структурах и спецучреждениях. Это происходит в том числе через манипулирование процедурными вопросами, нарушение регламента, игнорирование мандатов международных организаций и так далее.

Вопиющими, наиболее свежими, яркими примерами таких действий являются, например, темы коронавируса и Китая во Всемирной организации здравоохранения, России в Организации по запрещению химического оружия, попытки внести проблематику Беларуси в повестку МАГАТЭ и так далее.
Ван Сяньцзюй
Союзные Беларуси государства должны играть более активную роль в нынешнее время.
богдан иодчик
Страны Запада занимают выжидательную позицию в белорусском вопросе. Трансформация этой позиции будет зависеть от развития ситуации в Беларуси.
мнение
Есть определенная непредсказуемость развития наших отношений со странами Европейского союза и странами Запада в целом. При этом уже можно выделить ряд ключевых трендов.

Во-первых, можно говорить о консолидированной позиции ЕС в отношении непризнания результатов президентских выборов в Беларуси. Эта позиция отражена в коллективном заявлении государств-членов Евросоюза и в теории создает почву для непризнания легитимности руководства Беларуси.

В то же время в самой Европе существует два подхода к пониманию ситуации в Беларуси. Первый подход – это подход наших соседей (стран Балтии, Польши). Он заключается в более жесткой реакции на события в Беларуси. Второй подход разделяют государства Старой Европы, такие как Германия и Франция, которые говорят о необходимости сохранения каналов диалога с руководством Беларуси.

Можно говорить о том, что страны Запада занимают выжидательную позицию в белорусском вопросе. Трансформация этой позиции будет зависеть от развития ситуации в Беларуси. Запад также наблюдает за развитием отношений Беларуси с Российской Федерацией. В случае появления каких-либо угроз суверенитету Беларуси со стороны России, страны ЕС и США могут занять гораздо более жесткую позицию.

Наши партнеры как на Западе, так и на Востоке видят перспективу нормализации ситуации в Беларуси в проведении прямого диалога между властью и обществом, например, в формате конституционной реформы или в других формах.
Пан Давэй
Геополитическая турбулентность подталкивает Китай и Беларусь к более тесному сотрудничеству. Другого выбора не будет.
КЛЮЧЕВЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ БЕЛОРУССКО-КИТАЙСКИХ
ОТНОШЕНИЙ В ПОСТГЛОБАЛИЗАЦИОННЫЙ ПЕРИОД
Политическое сотрудничество – основа наших отношений с Китаем. Залог их успешного развития – сохранение внутри- и внешнеполитического курса Республики Беларусь.

роман сокол
Ли Юнцюань
Для Китая любая попытка превратить суверенное государство в пешку геополитической игры – это аморально.
мнение
Поствыборная ситуация в Беларуси идентична тому, что мы видели в Украине и Грузии. Для Китая любая попытка превратить суверенное государство в пешку геополитической игры – это аморально. Внутренние проблемы Беларуси – это ваше дело, но мы категорически против внешнего вмешательства. Стабильность Евразии также важна для Китая в контексте реализации проекта "Пояс и путь". Мост из Китая в Европу успешно идет через ряд государств, чей суверенитет необходимо уважать.

США требуют, чтобы Китай изменил свою систему, что неприемлемо для нас. Американской системе нужен враг. Поэтому, дорогие друзья, мы сегодня чувствуем одинаковое давление. Мы должны строго стоять на своих позициях, защищать свой суверенитет и свои интересы. В этом отношении мы в одном окопе.

Между нами существует очень широкое пространство для делового сотрудничества. Объем инвестиций Китая в Беларусь пока что меньше, чем инвестиции в Польшу и Украину. Для сотрудничества на практике нужны хорошие проекты, нам необходимо развивать сотрудничество в области науки и техники, проводить гуманитарные обмены.
Ян Цзюнь
Китайская позиция в отношении Беларуси открытая: смена власти в стране возможна только конституционным путем, отсекая любую возможность иностранного вмешательства в белорусские дела. Важно, чтобы произошла не просто смена власти, важно добиться такой ситуации, чтобы после этого в стране наступил мир и происходило развитие экономики. Это вполне соответствует пяти принципам мирного сосуществования, выдвинутым Китаем в 1954 году. В постглобальный период глобальное сотрудничество становится более важным и необходимым. Перед Беларусью и Китаем стоят общие угрозы. За антибелорусскими санкциями последуют антикитайские. Мы не боимся и активно к этому готовимся.
Цай Вэньхао
Мы внимательно следим за ситуацией в Беларуси. В то же время мы изучаем перспективы торгово-экономического сотрудничества между провинцией Ганьсу и Беларусью. Мы твердо убеждены, что Беларусь является чрезвычайно сплоченным народом, способным решать свои проблемы без вмешательства извне. Основываясь на исторических данных экономического и культурного сотрудничества между провинцией Ганьсу и Беларусью, мы полны надежд на более широкое масштабное и глубокое сотрудничество в будущем.
Чжао Хуэйжун
Оба государства поставили суверенитет, независимость, территориальную целостность, безопасность на первое место среди национальных интересов.
мнение
Мы проводим миролюбивую политику, выступаем против расширения НАТО на восток, против вмешательства во внутренние дела государств, против «цветных революций».

Мы практически поддерживаем друг друга согласно Договору о дружбе и сотрудничестве между Китаем и Беларусью. В третьей статье Договора говорится о взаимной поддержке выбранной другой стороной модели развития государства. В пятой статье говорится, что «мы отвергаем вмешательство внешних сил во внутренние дела государств под любым предлогом».

У обеих сторон есть общие интересы развития. Лукашенко высоко оценивает опыт реформ китайской экономики и выступает за его использование. Нам необходимо укреплять сотрудничество между правительственными ведомствами и правоохранительными органами обеих стран, чтобы создать благоприятные условия для развития предприятий и помочь им преодолеть трудности.