Проект БЕЛТА и Белорусского института стратегических исследований. Известные аналитики, политологи, экономисты обсуждают актуальные вопросы из жизни Беларуси и мира
ТЕМА
ПРОЕКТ
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ДРАЙВЕРЫ РОСТА
11 ЦЕНТРОВ ПРИТЯЖЕНИЯ
ЭКСПЕРТЫ:
  • Николай Шевчук
    председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по аграрной политике
  • Михаил Русый
    председатель Постоянной комиссии Совета Республики по региональной политике и местному самоуправлению
  • Александр Чубрик
    директор Исследовательского центра Института приватизации и менеджмента
  • Андрей Чернобай
    аналитик Белорусского института стратегических исследований
  • Олег Макаров
    директор Белорусского института стратегических исследований, доктор юридических наук
  • Юрий Прокопов (модератор)
    заместитель директора Белорусского института
    стратегических исследований
В 11 ГОРОДАХ СТРАНЫ РЕАЛИЗУЮТСЯ ПЛАНЫ УСКОРЕННОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ПОЛОЦК
НОВОПОЛОЦК
МОЗЫРЬ
ОРША
БОРИСОВ
МОЛОДЕЧНО
ЛИДА
БАРАНОВИЧИ
СОЛИГОРСК
ПИНСК
БОБРУЙСК
В Послании к народу и парламенту 19 апреля 2019 года Президент поручил ускоренно развивать 11 городов с численностью населения 80 тысяч человек и более. В списке — Орша, Барановичи, Пинск, Новополоцк, Полоцк, Мозырь, Лида, Борисов, Солигорск, Молодечно и Бобруйск.

Юрий ПРОКОПОВ (модератор)
заместитель директора Белорусского института
стратегических исследований


Сегодня мы обсуждаем тему, которая важна для развития нашей страны и особенно для 10% населения, проживающего в городах с населением более 80 тысяч человек, а также для жителей прилегающих районов. Речь идет об 11 региональных центрах, которые по поручению Президента и согласно принятому комплексному плану ускоренного развития должны стать региональными драйверами роста.
В Белорусском институте стратегических исследований предварительно прошел круглый стол на данную тему. Обсуждалась реализация комплексного плана, были выделены группы вопросов, на которые необходимо найти ответы. Олег Сергеевич, вы были на круглом столе, как вы охарактеризуете проблематику развития 11 центров притяжения?

Тема "11 ЦЕНТРОВ ПРИТЯЖЕНИЯ. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ДРАЙВЕРЫ РОСТА"


Олег МАКАРОВ
директор Белорусского института стратегических исследований, доктор юридических наук

БИСИ занимается изучением тем, которые связаны со стратегическим развитием. Это вопросы о том, насколько система управления может быть мобилизована для решения крупной задачи в рамках страны? У нас есть положительный опыт, вспомним даже национальную библиотеку. А насколько система управления готова к выполнению таких крупных задач? Что будет следующим шагом? Мы говорим о том, что идем к целям устойчивого развития или наступаем по каким-то основным направлениям?

Мы привыкли к решению задачи методом жима, за счет высокого административного давления. А можем ли мы через какое-то время развития проекта наблюдать элементы саморазвития?
Для нашего общества важны два момента: само движение, как некая надежда на то, что мы не отстанем от других стран, и некая позитивная история. Нам нужен яркий и четкий успех для того, чтобы были ориентиры.
Эти города рассматриваются как драйверы или доноры?
МНЕНИЯ
  • Они пока и не доноры, и не драйверы, с ними надо работать, чтобы они вышли на эти показатели. Есть человеческий ресурс, есть прекрасная инфраструктура - и транспортная, и логистическая, и торговая, и промышленная...
    Михаил Русый
    председатель Постоянной комиссии Совета Республики по региональной политике и местному самоуправлению
  • Невозможно всех обеспечить работой там, где они живут. Люди готовы ездить, и для них необходимо создать логистику и транспортное сообщение.
    Александр Чубрик
    директор Исследовательского центра Института приватизации и менеджмента
  • Система образования должна быть подвижной и идти за точками развития нашей экономики.
    Николай Шевчук
    председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по аграрной политике
  • Надо дать шанс динамичнее развиваться региональным вузам, чтобы адаптироваться под условия каждой области.
    Андрей Чернобай
    аналитик Белорусского института стратегических исследований

Михаил РУСЫЙ
председатель Постоянной комиссии Совета Республики по региональной политике и местному самоуправлению

Олег Сергеевич комплексно обрисовал и проблему, и задачу. Что касается 11 городов и регионов с населением более 80 тысяч человек - это огромный объем населения. Чем эти города должны стать? Мы используем термин "точка роста".
Например, Мозырь и Мозырский район получат развитие. В частности, совхоз-комбинат "Заря". Они под себя создали базы, построили два свиноводческих комплекса, молочно-товарные фермы. Все это разместили на землях Наровлянского района, у которого пока недостаточно ресурсов, но есть прекрасная земля, и он может развиваться. Дали туда свои технологии. Наровлянский район стал точкой притяжения рабочей силы. Есть рабочие места, есть заработная плата, есть условия для жизни, прекрасный городок. То есть, данный регион стал своего рода донором.
Эти регионы — один из элементов создания устойчивой среды, которую мы должны обеспечить людям в предстоящей пятилетке.
Есть человеческий ресурс, есть прекрасная инфраструктура, и транспортная, и логистическая, и торговая, и промышленная. Есть очень мощные предприятия, уже дающие тот объем прибыли, который в последующем позволит выйти на уровень точек роста.
Задача местных органов власти и парламента - создать условия. У нас, в принципе, и законодательной, и нормативно-правовой базы достаточно, чтобы обеспечивать необходимые для жизни условия. Но что еще мешает? Есть целый ряд мелких вопросов, которые надо оперативно решать. Например, пустующие здания, которые можно реализовать. Но пока человек получит удостоверение, зарегистрирует его, создаст проект, уйдут время и деньги. Здание осталось, а инвестор ушел. Есть много несостыковок в работе местных органов власти и предприятий республиканской формы собственности. Поэтому в рамках таких круглых столов, изучения мнений всех слоев населения, органов управления, хозяйственных обществ и сообществ нужно выработать подход к снятию таких барьеров. И все начнет двигаться.
Они пока и не доноры, и не драйверы, с ними надо работать, чтобы они вышли на эти показатели.
Впереди новая пятилетка. Обсуждается программа устойчивого развития. По поручению главы государства правительство заглянуло до 2035-го года.

В программе устойчивого развития есть целый ряд направлений, которые уже приняты в стране: программа ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС; готовится продление указа №235 (семь районов по юго-востоку Могилевской области); программа по 31-му региону с неустойчивой экономикой. Вот это все надо увязать в одно целое.
Возить с городов? Это не хорошо. Вот для этого предприятия должны там создать свои подразделения с высокопроизводительными рабочими местами, которые не надо городить у себя. Например, "Красный пищевик" построил производство на 100 мест. И они дадут развитие этому региону.
Людям необходимы рабочие места. И сразу у нас появляется эта гигантомания, надо какое-то предприятие. Вопрос: а кто работать будет?
Эти районы - точки притяжения экономики, а также других депрессивных районов, хотя я бы их так не называл. Здесь живут прекрасные люди, просто условия не созданы.


Михаил
РУСЫЙ

Александр ЧУБРИК
директор Исследовательского центра Института приватизации и менеджмента

Если посмотреть на динамику развития регионов, то становится заметно, что такие центры притяжения возникают естественным образом. Понятно, что они формируются вокруг крупных городов, но есть исключения. Например, Островец. Район был небольшой, но сейчас темпы миграционного прироста сопоставимы с темпами прироста в Минском районе. Но в целом ситуация непростая. Если посмотреть на все районы и разбить последние 20 лет на две десятилетки, то картина следующая.
Вопрос: что заставляет людей уезжать? Это даже для крупных районов большой вопрос. Что должно удержать человека на конкретной территории? Во-первых, образование. Во-вторых, здравоохранение. Понятно, что старение – это в целом проблема для Беларуси, но для небольших районов, которые сейчас теряют людей, она актуальнее. Интересно, что через 10, 15, 20 лет эти же проблемы будут и на тех территориях, которые сейчас выглядят относительно благополучно. Сейчас эти регионы привлекают рабочую силу, потом эти люди достигнут пенсионного возраста и предъявят спрос на здравоохранение. Соответственно, что меня заставляет жить здесь? Образование, здравоохранение и самое главное - работа.
Невозможно всех обеспечить работой там, где они живут. Люди готовы ездить, и для них необходимо создать нормальную логистику и транспортное сообщение.
В первую десятилетку районы, которые быстрее всего теряли людей по естественному и миграционному приросту, продолжили эту тенденцию и во второй. Эти устойчивые долгосрочные тенденции сломать практически невозможно. Это потребует фокусировки таких ресурсов на конкретной территории, что окажется совершенно неэффективно.
Имеет смысл ориентироваться на развитие территорий, которые естественным образом берут на себя роль драйверов роста большего региона.
Фундаментальные вещи не меняются, но прикладные должны меняться. И здесь мы ни в коем случае не должны бояться того, что люди, которые получат образование в Солигорске, уедут работать, допустим, в Туркменистан. Это нормальная динамика. Вопрос в том, что этот вуз будет привлекать людей отовсюду. Получится динамичный университетский город - а это уже развитие туризма.
Развивать высшее образование, привязанное к компаниям, на местах - перспективная тема. Но при одном условии: если дать возможность компаниям формировать программу с учетом запросов. Потому что пока программы будут формироваться сверху, динамично будут меняться потребности рынка.
Государство привлекает инвесторов, они создают условия. Государство обеспечивает логистику, систему здравоохранения, чтобы к ней был быстрый доступ у любого жителя региона - это уже территориальное планирование. Получается, мы уходим от нынешнего подхода, когда у нас каждый район рассматривается как страна в миниатюре.

Александр ЧУБРИК

Николай ШЕВЧУК
председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по аграрной политике

На местах, я считаю, сделали все. Во-первых, указ своевременен. На местах его с радостью восприняли, появился энтузиазм, понимание, что города сейчас наберут новые обороты, будут вложены инвестиции в предприятия.
По итогам первого года 90% средств – деньги самих предприятий и организаций, которые защищали эти программы. 10% - средства инновационных фондов, или дешевые кредиты, или деньги, которые сегодня привлекли предприятия, иностранная помощь. И эти 10% дали максимум 1%,2%,3% роста экономики в этих городах. Есть ограниченные ресурсы, но мы должны получить точки роста, какой-то прорыв в этих 11 городах для того, чтобы они потом стали донорами для развития всего региона.
Предприятия защитили бизнес-планы, города - свои программы. Теперь районы понимают, что надо делать.
Развитие промышленности – это сегодня локомотив экономического роста любого города или региона. Если есть нормальные предприятия, где человек зарабатывает и может содержать семью, тогда он с этого места никуда не поедет. Почему 11 городов? И что сегодня там не сработало?
Нам надо пересмотреть работу наших вузов. Требуются рабочие места для Солигорска? Необходимо здесь создать филиал факультета, который готовит кадры для горнодобывающей промышленности за счет средств университета. Они у нас практически государственные. Помещений хватает, аудиторий хватает, преподаватели приедут, лекции почитают, а мастера-практики потом создадут свои кластеры. Появится своя ученая среда, которая будет работать на это предприятие.

Тогда надо как-то совместить эти понятия, потому что перемены тоже могут быть разными - либо конструктивными, либо могут повлечь за собой дестабилизацию системы. Но тем не менее считаться с этим запросом надо.

Николай ШЕВЧУК
председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по аграрной политике

Система образования должна быть подвижной и идти за точками развития экономики.

Андрей ЧЕРНОБАЙ
аналитик Белорусского института стратегических исследований


У нас были заводы-втузы при ключевых предприятиях. Студенты обучаются, получают первые рабочие специальности, проходят по всем ступенькам: от рабочего, мастера до инженера. Получают навыки и закрепляются за этим предприятием. Я не вижу особых проблем, со своей точки зрения. Может быть, Минобразования по-другому скажет, но если у нас есть БНТУ и там есть факультеты, которые готовят по данным специальностям, то почему бы не сделать филиал, допустим, в том же Солигорске. Пусть это будет многоуровневое образование. На первом уровне - какой-нибудь профессиональный лицей, на втором – колледж и потом уже высшее образование. И пусть работают, учатся.
Но опять же, у нас были примеры, когда открывались филиалы вузов, а потом закрывались. Мы ориентировались на то, что к нам приедут преподаватели из Минска и почитают лекции. Но кто приедет из Минска? Люди должны расти на местах. Я думаю, что направление перспективное, но тут принципиальный вопрос автономности от Министерства образования. Есть ситуации, когда из центра виднее, но это не тот случай.
Надо дать шанс динамичнее развиваться региональным вузам, чтобы адаптироваться под условия каждой области.
Мне кажется, есть слабое информационное сопровождение ускоренного социально-экономического развития регионов местными органами власти. Я проанализировал сайты: около половины из них освещают данную деятельность.


Андрей ЧЕРНОБАЙ

Я хотел предложить экспертам вот такой вопрос. А что в вашем понимании идеальный город? Есть ли пример, на который надо равняться, а если его нет, то давайте его смоделируем. Мы представляем решением задачи - когда все 11 городов выстрелят? Или хотя бы увидим пример, а остальные будут к нему тянуться?

Олег МАКАРОВ
  • Михаил РУСЫЙ
    Это должен быть бездотационный город, который обеспечивает повышенные стандарты проживания людей. Когда есть заработная плата, есть куда пойти, куда потратить, куда поехать. Есть рабочие места, есть будущее. Такие регионы уже они вырисовываются.

    Вопрос по местному самоуправлению один из интересных. Он будет получать постоянное развитие, и я думаю, очередной шаг будет сделан в самое короткое время. А именно - по созданию условий для реализации своих возможностей. Нам даны поручения. Мы работаем с разными вариантами. В Беларуси более 18 тыс. депутатов местных Советов разного уровня. Люди все подготовленные. Это своего рода резерв - кадров и развития территорий.
  • Андрей ЧЕРНОБАЙ
    Образ города сложно обрисовать, потому что все 11 городов разные. Разное экономическое развитие (та же нефтехимия в Новополоцке и Мозыре), есть промышленно развитые Бобруйск, Борисов, у каждого своя история. Мы не сможем какой-то эталон сделать, какую-то модель. Но по этим городам и регионам мы должны выйти на средний по республике уровень заработной платы. Это уже будет первый этап. Во-вторых, социальные стандарты, которые существуют для населения, - образование, здравоохранение - они должны быть четко выдержаны по этим городам. Насколько мы сможем развить промышленность, сельское хозяйство - мне сложно судить. Тогда мы можем сказать: да, мы что-то сделали.

Юрий ПРОКОПОВ (модератор)
заместитель директора Белорусского института
стратегических исследований


Мы обсудили очень важную тему, которая касается городов с 80 тысячами и более жителей. Понятно, что ими не ограничивается - есть родственники, есть бизнес-партнеры, да у любого белоруса-горожанина есть сельские корни. Поэтому экономика нашей страны во многом будет зависеть от развития этих регионов.
Тема "11 ЦЕНТРОВ ПРИТЯЖЕНИЯ. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ДРАЙВЕРЫ РОСТА"
Экспертная среда
11 ЦЕНТРОВ ПРИТЯЖЕНИЯ. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ДРАЙВЕРЫ РОСТА
видеоверсия