депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь
ирина мартинович
начальник отдела торговли и услуг Оршанского районного исполнительного комитета
ольга дмитриева
кирилл слабко
яна рогальская
заведующая отделом социального партнерства и трудовых отношений Гродненского областного объединения профсоюзов
начальник главного управления Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь
заведующая сектором контроля потребительского рынка и сферы услуг Комитета госконтроля Минской области
Минск
совещание о ценовой ситуации в стране
МАРТ с 7 по 10 октября обследовал более 240 торговых объектов
МАРТ анализирует, как непосредственно результаты своих мониторингов, так и информацию, которая поступает в рамках обращений граждан, юридических лиц. Пока обращений не так много - порядка 40.
в онлайн-режиме отслеживаем, что происходит в торговых объектах и интернет-магазинах
Кирилл Слабко
После совещания у Президента МАРТ, другие контролирующие органы, профсоюзы, депутатский корпус начали мониторинг ценовой ситуации в целях соблюдения выполнения требований главы государства. В частности, МАРТ с 7 по 10 октября обследовал более 240 торговых объектов. В рамках этих мониторингов фиксировались цены, которые сложились по состоянию на 5 октября. Нарушения нами были выявлены только в одном торговом объекте, еще в четырех - установлены признаки нарушений, по которым мы сделали дополнительные запросы субъектам хозяйствования. Сейчас они анализируются, им будет дана правовая оценка и будут приняты соответствующие меры реагирования. Кроме того, на сайте у нас работает онлайн-платформа, посредством которой можно представить эти данные. К ней все наши контролеры имеют прямой доступ, и в онлайн-режиме мы отслеживаем, что происходит в тех или иных стационарных торговых объектах, интернет-магазинах и т.д.
Если брать информацию, которую МАРТ проверил по онлайн-платформе, только в трех случаях выявлены признаки нарушений. Сейчас эти случаи мы отрабатываем более детально, часть сведений не нашла своего подтверждения. Дело в том, что заявители не всегда предоставляют точную информацию, что замедляет оперативность ее рассмотрения и принятие мер реагирования. Типология нарушений довольно банальна - цена оказалась выше, чем по состоянию на 5-е октября. Что касается признаков нарушений, в двух случаях они связаны с ростом цены. Например, зафиксированы случаи, когда цена в течение дня при мониторинге интернет-сайта магазина менялась, мы сделали запросы, чтобы субъект пояснил, что это было. Возможно, факта реализации и не было, но какие-то изменения проводились. Были случаи, когда нам сообщали, что в магазине меняют ценники, однако мы приходили и видели, что замена ценников была в обратную сторону - цены приводились в соответствие с 5-м октября.
минская область
В Минской области проверено более 360 торговых объектов по фактам завышения цен
По фактам необоснованного повышения цен в торговых объектах Минского района возбуждено уголовное дело. На сегодня разговор короткий. Есть поручение Президента. Если выявлено нарушение, оно будет зафиксировано.
Больше всего ценовых нарушений выявлено в торговых сетях
Яна Рогальская
Также поступают жалобы по автозапчастям. Сообщается, что в интернет-магазине одна цена, а в когда физическое лицо приезжает покупать товар - цена по факту оказывается совершенно другая. По этим нарушениям правоохранительные органы тоже ведут расследования. Каждое дело индивидуальное. Завышение цен может быть не только из-за самого субъекта. У нас есть случаи, когда повышали цены и поставщики. Поэтому перед правоохранительными органами стоит задача - выяснить причину, почему поставщик увеличил цену. Мониторинги проводятся ежедневно, в том числе и в выходные дни. Просьба ко всем субъектам обращать на это внимание и относиться с пониманием.
На сегодня в крупных торговых сетях нами была запрошена и получена информация об остатках и ценах на 5 октября. Мы можем проконтролировать и отследить цены, на какие товары были повышены. Чаще всего мы обращаем внимание на социально значимые товары - хлеб, молоко, колбасные изделия, стиральные порошки - все то, что у нас в постоянном обиходе. Но также не забываем и о другой продукции.
Разъяснения, которые поступили от МАРТ, дают нам возможность правильно оценить работу субъектов. В первые дни возникали некоторые вопросы. Сегодня же картина ясна, и мы понимаем, как нам дальше работать.
о поступающих обращениях
необходимо детально излагать информацию
необходимо детально излагать информацию
из поступающих обращений по фактам повышения цен подтверждается 5-6%
Очень много информации мы получаем без конкретики. Хотелось бы получать более точные факты, с конкретными магазинами, торговыми объектами, нарушениями.
Достаточно много жалоб поступает по автолавкам. На сегодня ни один из фактов, который поступил по автолавкам, не подтвердился. По данным вопросам в основном обращаются люди пенсионного возраста. Тоже бы хотелось, чтобы они сообщали более точные сведения - номер автолавки, в каком населенном пункте она осуществляет торговлю.
Для проведения мониторингов созданы специальные рабочие группы
Цены не растут уже неделю, а дефицита не наблюдается.
ДЕПУТАТЫ ВКЛЮЧИЛИСЬ В РАБОТУ ПО МОНИТОРИНГУ ЦЕН В СВОИХ РЕГИОНАХ
депутаты включились в работу по мониторингу цен в своих регионах
Мониторинг цен уже стал практически неотъемлемой частью работы депутатского корпуса. Буквально в конце сентября мы проводили большой мониторинг цен по аптечной сети.
Ни в государственной сети аптек фармации, ни в частной сети, которую мы смотрели, повышения цен на медпрепараты не было
Ирина Довгало
Мы прекрасно понимаем, что в осенне-зимний период идет рост респираторных заболеваний, поэтому мы обратили внимание на линейку медицинских препаратов. После того, как вышла директива Президента и постановление правительства, мы изучили цены и были приятно удивлены. Ни в государственной сети аптек фармации, ни в частной сети, которую мы смотрели, повышения цен на эти же медицинские препараты не было. При этом ассортиментный перечень был абсолютно соблюден.
Также мы решили изучить овощную продукцию, посмотреть ценовые параметры, так сейчас люди активно заготавливают продукцию на зимний период. Отмечу, что на рынке представлена широкая линейка продукции для людей самого разного достатка. Цена на картошку варьировалась от 80 копеек до Br1. Неделю назад она стоила Br1,1-Br1,2, то есть пошло снижение цен, так как рынок насыщается сезонными овощами. В целом, было приятно отметить, что нарушений по ценообразованию не было выявлено.
Сейчас ведется очень плотная работа с МАРТ по разъяснениям. Должен быть единый подход для координации работы местных исполнительных и распорядительных органов, которые будут регулировать и оказывать содействие в решении вопросов по ценообразованию той новой продукции, которая будет поступать в торговую сеть независимо от формы собственности.
Действие постановления №669 не распространяется на магазины беспошлинной торговли, на внешнеторговые договора (то есть на поставку товаров на экспорт). документ будет действовать до особого распоряжения правительства.
В МАРТ поступило уже более 200 обращений субъектов хозяйствования
Предписание действует до 31 октября. Но мы не исключаем того, что оно будет продлено.
Мониторинги, которые проводит непосредственно МАРТ, будут длиться до конца месяца
кирилл слабко
Мониторинги ценовой ситуации проводятся ежедневно. В данном случае мы больше ориентируемся на конкретные факты, которые к нам поступают. В первую очередь отрабатываем их для того, чтобы полностью владеть ситуацией и оперативно реагировать.
Согласно постановлению №669, недопустимо любое повышение цен, в том числе связанное с отменой или завершением проводимых 5 октября акций, распродаж, скидок, независимо от сроков проведения акций.
В документе прописано, что независимо от того, меняется акция или продолжается, цена после 5 октября не должна быть повышена. То есть отмена акции не должна привести к росту цены, зафиксированной 5 октября. Фактически получается следующее: субъекты торговли либо продолжают акцию совместно с производителями, либо отменяют акцию, но цену товара фиксируют на том уровне, который был на 5 октября.
С момента принятия постановления №669 в МАРТ поступило уже более 200 обращений субъектов хозяйствования. Это оптовики, импортеры, розничная сеть. По поводу разъяснений тех или иных норм документа, с учетом применяемых субъектами бизнес-моделей, данные обращения аккумулируются, готовятся официальные разъяснения. Часть из них уже размещена на официальном сайте.
Под регулирование подпадало порядка 50 наименований групп товаров (постановление правительства №214). С принятием постановления №669 необходимость деления товаров на социально значимые отпала. По сути все товары на сегодня ограничены в росте цен.
ОТПАЛА НЕОБХОДИМОСТЬ ВЫДЕЛЯТЬ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ ТОВАРЫ ПРИ РЕГУЛИРОВАНИИ ЦЕН
кирилл слабко
гродненская область
Люди на мониторинги цен реагируют положительно, настроены доброжелательно. Специалисты в торговых объектах также относятся с пониманием, нет никакого негатива.
Помимо цен, мы также мониторим качество и количество товаров, на все обращаем внимание
Ольга Дмитриева
Мониторинг цен на социально значимые товары мы проводим с 2017 года. В выполнении директивы №10 "О недопущении роста цен" профсоюзы принимают активное участие. Что касается Гродненской области, при областном исполнительном комитете создана областная рабочая группа, при Комитете госконтроля - 19 рабочих групп и две группы в Гродно. В них включены председатели районных объединений профсоюзов. Также мы отправили в наши райисполкомы письма о том, что они дополнительно могут привлекать не только наших председателей районных объединений профсоюзов, но и председателей райкомов первичных профсоюзных организаций.
В целом работа ведется очень большая, наш профсоюзный актив работает ежедневно, в том числе в выходные дни, совместно КГК, МАРТом во всех районах области.
С 7 по 11 октября включительно, мониторинг проведен в 160 торговых объектах, на 12 октября - в планах более 40 торговых объектов. Мы посещаем различные магазины - и шаговой доступности, и гипермаркеты. Мониторим цены на продукты питания, бытовую химию, услуги. Нарушений пока не было выявлено. Мы тесно взаимодействием с КГК, если возникают какие-то вопросы, связываемся и консультируемся со специалистами комитета.
Все торговые сети предупреждены о том, что, если какой-то поставщик, импортер решит отказаться от поставок, то соответствующая информация должна быть направлена в МАРТ. Ведомство будет давать правовую оценку действиям поставщика, импортера и будет принимать соответствующие меры реагирования по данным фактам.
проблем с ассортиментом товаров на полках не будет
кирилл слабко
Уже в первые дни руководством министерства проводились рабочие совещания с розничными сетями, импортерами, производителями, где была доведена позиция государства в части постановления правительства №669 и поручения главы государства. Те субъекты, которые не планировали повышение цен, продолжают работать и дальше, никаких проблем у них нет. Вопросы возникли именно у тех субъектов, которые планировали увеличить цену, а также у субъектов, которые собирались поставлять новые товары.
Постановлением эти вопросы урегулированы, даны соответствующие полномочия облисполкомам и отраслевым государственным органам. Мы не видим в долгосрочной перспективе каких-то проблем, связанных с ассортиментом товаров на полках. И если где-то и произошло краткосрочное вымывание какого-то ассортимента, то в ближайшие дни он появится на полках в полном объеме.
Перекосов в ценах на части тушки курицы быть не должно
Президент во время совещания много времени уделил вопросам регулирования цен на тушки птицы. Вопрос, связанный с разделкой и порядком ценообразования на данный вид продукции, решен. Он отражен в нормативно-правовом акте, который регулирует эти моменты. В постановлении прописано, если разделить тушку пополам, то цена должна быть не больше данного товара целиком.
Как сообщалось ранее, с целью предупреждения необоснованного повышения цен на разделку тушек кур и цыплят-бройлеров МАРТ принято постановление от 7 октября 2022 года №61 "О регулировании цен на мясо кур, цыплят-бройлеров в виде частей тушки". Документом установлено, что при разделке тушек кур, цыплят-бройлеров на части цены на них должны формироваться с учетом отпускных цен (цен приобретения) на тушки, норм выхода, коэффициентов пищевой ценности частей тушки. При этом стоимость двух полутушек, передней и задней четвертин тушки не должна превышать стоимости самой тушки, а стоимость иных частей - стоимости тушки, увеличенной на 10%. На куриное филе установлены предельные максимальные оптовая надбавка, торговая надбавка (с учетом оптовой надбавки) в размере 15%. Также в Беларуси установлено ограничение на продажу частей тушки птицы, за исключением изготовленных мясоперерабатывающими, сельскохозяйственными и птицеводческими организациями. Для обеспечения потребительского рынка тушкой птицы и удовлетворения покупательского спроса принято соответствующее постановление Совмина. Документом запрещается продажа в торговых объектах свежих, охлажденных или замороженных частей тушки птицы (включая полутушку, четвертину переднюю и заднюю, грудку, филе, окорочок, голень, бедро, крыло, спинку), за исключением изготовленных мясоперерабатывающими, птицеводческими и сельскохозяйственными организациями. В соответствии с указанным ограничением в торговых объектах запрещается продажа частей тушки птицы, разделка которой осуществлялась в том числе в объектах общественного питания, включая заготовочные объекты (цеха). Вместе с тем запрет не распространяется на продажу полуфабрикатов в виде частей тушки, готовых для непосредственного употребления и (или) подвергнутых предварительной обработке (предварительно отваренных, приготовленных в масле, соусе (маринаде, рассоле) или с другими ингредиентами, сушеных, соленых, копченых или в ином подобном виде).
витебская область
оршанский район
В Оршанском районе насчитывается больше 1 тыс. торговых объектов
Если раньше торговые объекты делали надбавку на молоко 15%, то сейчас у них всего лишь 2%. Все они относятся с пониманием и пока согласны работать на таких условиях.
магазины товаром обеспечены, о закрытии речь не идет
Ирина Мартинович
Анализ формирования розничных цен в торговых объектах субъектов хозяйствования, зарегистрированных в Оршанском районе, мы вели и в прошлом году, и в течение этого года по решению КГК Витебской области. Наши специалисты приходили в торговые объекты, смотрели перечень социально значимых товаров, который был определен постановлением №214, изучали порядок формирования цены. При выявлении нарушений мы направляли информацию в МАРТ для принятия мер реагирования. После 6 октября в Оршанском райисполкоме была создана рабочая группа по мониторингу цен, в которую вошли сотрудники прокуратуры, РУВД, депутаты, профсоюзы.
У нас много сетевых магазинов, которые включают в себя около 60 торговых объектов. Начиная с 6 октября, мы начали мониторинг продовольственных магазинов. По просьбе покупателей, которые звонили на горячую линию, мы посещали торговые объекты, где, по их мнению, цены были завышены. Также покупатели сообщали, где меняют ценники в магазинах. Но ценники меняли в меньшую сторону в тех торговых объектах, про которые нам говорили. На сегодня мы промониторили около 50 торговых объектов. Серьезных нарушений не было выявлено.
Рабочая группа высокого уровня работает над новым механизмом по совершенствованию ценового регулирования. В ближайшее время он будет озвучен и передан в правительство
Ирина Довгало
Данное постановление будут читать не только узкие специалисты, которые им занимаются, но и бизнес-сообщество, простые граждане. Они хотят увидеть принцип справедливости. Еще один важный момент, когда мы проводим мониторинг, мы видим уже конечную цифру на ценнике. Надо, чтобы стоимость не ложилась бременем только на объекты торговли, чтобы они не были вынуждены держать цену только за счет снижения торговой надбавки, ведь к ним поставщики могут прийти уже с другой ценой. Нужно решать вопросы и с поставщиками, с логистикой, так как они вносят свой вклад в конечную цену. Баланс должен быть соблюден. Покупателю совершенно без разницы, от чего зависит цена и как формируется. Он должен прийти в магазин и купить то, что ему нужно, по приемлемой цене.
Кирилл Слабко
Работа ведется очень активно, стоят сжатые сроки. Содержание документа пока раскрывать преждевременно. Но, если в целом рассматривать ситуацию, то требование сдерживать цены можно разделить на две составляющие. Во-первых, не поднимать цены. Понятно, что это определенные издержки для субъектов, но есть и вторая сторона медали - предприятия могут повышать прибыльность еще и за счет сокращения издержек. Надо об этом думать, так как получать прибыль исключительно за счет увеличения цены - это дорога в никуда. Нужно делать свою продукцию конкурентоспособной, в том числе за счет снижения издержек на ее производство. Эта "вилка" в дальнейшем позволит предприятию без роста цены работать в прибыль.
Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента