год исторической памяти
брест
витебск
минск
могилев
гродно
гомель
Андрей Гецевич
заведующий кафедрой туризма и культурного наследия факультета истории, коммуникации и туризма УО "Гродненский государственный университет имени Янки Купалы"
Алла Казючиц
заместитель председателя Общественного объединения "Могилевский областной историко-патриотический поисковый клуб "Виккру"
Александр Шинкарев
Юрий Емельяненко
Кирилл Гавриленко
заместитель прокурора Гомельского района
заместитель начальника управления воспитательной и идеологической работы Национального института образования
учитель истории ГУО "Средняя школа г.п. Домачево"
Минск
военно-патриотический клуб "Рысь"
Генеральная прокуратура возбудила уголовное дело по факту геноцида населения Беларуси в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период
Генеральная прокуратура возбудила уголовное дело по факту геноцида населения Беларуси в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период
2021
Мы выявляем все новые факты и сопоставляем их с показаниями свидетелей. Список военных преступников пополняется и будет продолжать пополняться. Эти люди должны быть привлечены к ответственности за те преступления, которые они совершили против белорусского народа.
в процессе расследования список военных преступников постоянно пополняется
Александр Шинкарев
К расследованию уголовного дела подключились все органы прокуратуры, была создана большая прокурорско-следственная группа. Мы начали с допросов несовершеннолетних узников, потому что, как мы понимаем, это люди весьма преклонного возраста, и необходимо было зафиксировать их показания. Мы записываем показания с применением средств видеофиксации, потому как мы расследуем уголовное дело и должны действовать в четком соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства.
Впоследствии мы перешли к установлению сожженных населенных пунктов Беларуси. Эта работа уже практически закончена, но она будет продолжаться.

В рамках расследования уголовного дела также ведется большая работа по выявлению мест массового уничтожения и захоронения граждан и мест принудительного содержания населения.

александр шинкарев: мы ничего не скрываем - все могут посетить места раскопок
О геноциде устами очевидцев и историков, данными из малоизвестных архивных документов и уточненными цифрами
Раскопки в Ченковском лесу
гомельская область
3000
3000
человек было допрошено на территории Гомельской области в ходе расследования уголовного дела о геноциде белорусского народа
Согласно оценкам Генпрокуратуры, из мест захоронений извлекают останки исключительно мирного населения
Мы полностью отработали объект в Октябрьском районе Гомельской области. Сейчас военнослужащие 52-го батальона приступают к окончательной отработке Мозырского района. В планах Петриковский и Речицкий районы, то есть работа еще предстоит большая.
Более 140 мест массового расстрела и захоронения мирных граждан времен ВОВ обнаружили в Гомельской области
Александр Шинкарев
Раскопки в Ченковском лесу, одном из самых трагичных мест времен ВОВ на территории Гомельской области, были начаты еще в октябре прошлого года. Полевые поисковые работы приостанавливались на зимний период и были возобновлены 18 апреля. Раскопки ведутся до нынешнего дня. За прошлый год из 16 захоронений мы извлекли останки 489 человек, которые были достойно нами похоронены 11 июня на специально отведенном месте.
Там был поставлен памятный камень, создана капличка. Мы соблюли все: и воинские, и религиозные традиции. Работу в этом году мы продолжаем. Примерно такое же количество человек нами предположительно будет извлечено и за этот год. По концу полевого поискового сезона после проведения всех экспертиз мы перезахороним останки в этом же месте.
несовершеннолетних узников фашистских концлагерей записали в Гомельской области в рамках расследования уголовного дела о геноциде белорусского народа
1,7
1,7
тыс.
показания более
Мы понимаем, что в силу определенных заболеваний некоторые узники не могут давать нам показания, но об их жизни, их тяжелой судьбе нам рассказывают их родственники, друзья, иные свидетели. Мы допрашиваем в том числе и партизан, спрашиваем историков, представителей общественности - тех неравнодушных людей, которые хотят рассказать правду о событиях Великой Отечественной войны. Чтобы эту правду мы сохранили и донесли до потомков.
"ДВАЖДЫ ПЫТАЛИСЬ СПАЛИТЬ В КРЕМАТОРИИ, НО ЛОМАЛАСЬ ПЕЧКА"
Все допросы достаточно индивидуальны и ужасны в этой своей индивидуальности. Обо всем, о чем нам говорят люди, это зверства оккупантов и их пособников, это издевательства над ними, это те пытки и морение голодом, которые узники претерпели в концлагерях, это тяжелая дорога домой. Если говорить про допрос, который больше других запомнился мне, это разговор с женщиной преклонного возраста, которую дважды пытались спалить в крематории концлагеря, но дважды это не удалось по причине того, что ломалась печка. Так ей удалось выжить.
Александр Шинкарев: о неравнодушии людей и архивных документах из москвы
минск
17 военно-патриотических клубов для детей создано в Год исторической памяти
Особый акцент в работе всех учреждений образования разного уровня был сделан на поисково-исследовательскую деятельность.
Год исторической памяти активизировал такое важное направление, как военно-патриотическое воспитание, и такой его блок, как военно-историческое воспитание
Юрий Емельяненко
В стране создана система, которая позволяет использовать разные компоненты военно-патриотического воспитания. В нашей стране сохранен лучший опыт военно-патриотического воспитания, который был наработан в годы СССР, сохранена система кадетского образования, в каждой области и Минске есть кадетское училище.
У нас есть лицей МВД, лицей МЧС, есть кадетские корпуса. В стране функционирует система профильных военно-патриотических классов, где занимаются более 1200 учащихся, и я думаю, что эта цифра будет только расти.
Интересной и хорошо зарекомендовавшей себя формой работы является деятельность военно-патриотических клубов, которые создаются на базе воинских подразделений, на базе МВД, Минобороны, Погранкомитета.
Прекрасный опыт, который показывает, насколько можно заинтересовать детей практической составляющей деятельности. Этот процесс будет продолжен и в нынешнем учебном году. Такие военно-патриотические клубы будут создаваться на базе школ, дополнительных учреждений образования детей и молодежи. Я думаю, что этот процесс надо выстраивать индивидуально, исходя из особенностей социокультурной среды.
Например, рядом расположены воинские подразделения, которые имеют свои традиции, которые могут предоставить военную материально-техническую базу, что очень важно, также это наработки и опыт самого учреждения образования, поэтому плановый процесс здесь запустить нельзя. Этот процесс будет развиваться естественно и постепенно. Есть потребность, есть интерес, есть возможности - такие клубы будут создаваться.
Более 200 школьных музеев в Беларуси имеют военно-исторический профиль
Для полноценного гражданско-исторического воспитания учащихся важно активизировать работу школьных музеев. У нас в стране в учреждениях образования функционируют около 1,5 тыс. музеев. Из них чистый военно-исторический профиль имеют более 200. Остальные же музеи смешанного профиля, но практически у всех из них есть некий уголок или экспозиция, посвященная истории ВОВ и военной истории Беларуси.
Еще одним достижением системы образования в направлении военно-исторического воспитания молодежи является введение в школах с 1 сентября прошлого года должности руководителя по военно-патриотическому воспитанию. Прекрасный опыт, который существовал в советское время и очень много дал в плане подготовки к службе в армии. Я говорю больше о мужчинах, но и женщины многое получили в плане медицинской подготовки. Как правило, военруками становятся люди с опытом воинской службы. И это очень важно, потому как только человек, прошедший воинскую службу, познавший тяготы, каждодневные хлопоты этого сложного труда, может сформировать позитивное отношение к службе в армии и те морально-психологические и физические качества, которые нужны защитнику отечества.
Юрий Емельяненко: Определенный интерес у учителей и школьников вызывают учебные пособия патриотической направленности
поисковых отрядов в стране созданы на базе учреждений образования
ПОИСКОВЫХ ОТРЯДОВ В СТРАНЕ СОЗДАНЫ НА БАЗЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ
300
более
в прошлом году эти клубы
охватывали своей деятельностью
4
тыс. учащихся
более
могилевская область
Общественное объединение "Могилевский областной историко-патриотический поисковый клуб
Клуб "Виккру" существует уже более 28 лет, с 1994 года. Его основал военный историк и писатель Николай Борисенко, который до сих пор руководит клубом.
"ВИККРУ"
В клубе функционирует 23 поисковые группы. 150 профессиональных поисковиков являются официальными членами клуба. Все участники "Виккру" работают на общественных началах.
"Мы в принципе не стремимся к увеличению численности нашего поискового отряда, потому что у нас нет случайных людей. Мы люди, которые вносят свой посильный вклад на общественных началах в достойное дело. Никто не финансирует нам ни бензин, ни другие какие-то нужды.

Есть не только могилевская группа поисковиков, функционируют также группы в Быхове, в Осиповичах, в Бобруйске, в Кличеве, в Чауссах, в Славгороде. Это разные люди абсолютно разных профессий. У нас есть учащаяся молодежь, есть и рабочие, и бизнесмены, и предприниматели, учителя, историки, музейные работники, корреспонденты. Мы все разные."

(Алла Казючиц)
Останки более 1,6 тыс. жертв ВОВ были подняты из земли поисковиками клуба
Мы занимаемся этой темой постоянно, но, конечно, в Год исторической памяти у нас получилось провести немного больше и поисковых экспедиций, и общественной работы, и всевозможных выставок, и встреч разного уровня.
Нас объединяет неравнодушие к судьбам пропавших без вести в годы Великой Отечественной и военная история нашего родного края, Могилевщины
АЛЛА КАЗЮЧИЦ
Каждый год мы проводим поисковые экспедиции на местности. Это традиционно экспедиции в Быховский, Славгородский, Чаусский, Осиповичский, Шкловский, Дрибинский район. К сожалению, мы пока не охватываем всю Могилевскую область целиком, но тем не менее уже объехали большую часть территории. В сентябре закончилась наша крайняя экспедиция в этом году "Сожский рубеж - 2022. В результате экспедиции были извлечены останки 21 жертвы ВОВ и обнаружены десять медальонов, с помощью которых можно установить личность убитых.
Пока прочитаны четыре медальона, работа по установлению личности ведется. Наши ребята уже ищут родственников, и решается вопрос, будут эти останки захоронены на нашей земле либо их будут передавать родственникам.

За время существования клуба его участники восстановили из архивных документов 26,5 тыс. имен безымянных. Руками поисковиков клуба были подняты из земли останки 1614 человек, из которых на данный момент установлены имена 124 человек.
Силами клуба "Виккру" установлено 35 мемориалов ВОВ
Участники "Виккру" выступили с предложениями не только по установке и созданию памятников. По инициативе нашего клуба три улицы в Могилеве названы именами защитников города. Это улицы Златоустовского, Слепокурова и Терехина.

"Виккру" ведется огромная общественная работа. В прошлом году в декабре мы запустили свой проект "Научись помнить".
Еще даже не был объявлен Год исторической памяти, а наш проект уже был запущен. Он ориентирован на работу с учащейся молодежью и школьниками и состоит из трех циклов. Первый цикл - "Дорога к обелиску", второй цикл - "Погибшим возвращаем имена" и заключительный - "Марш памяти".

Возрастной ценз клуба - ребята в возрасте 14 лет и старше. Мы приезжаем к ним в школы, организовываем встречи в музеях и в библиотеках, выходим на контакт с молодежью, приезжаем со своими экспозициями, показываем и рассказываем, чем мы занимаемся. Мы ставим своей целью и пытаемся донести до ребят значимость нашей работы.
Проект
"Научись помнить"
Активную общественную работу, в рамках которой проводятся встречи со школьниками и учащейся молодежью, клуб "Виккру" реализует в проекте "Научись помнить". Мы приезжаем в школу и организовываем небольшую экспозицию. Берем с собой наших ребят поисковиков, которые одеты в форму солдат образца 1941-го или 1943-го года. Мы показываем школьникам предметы амуниции, какие-то примеры оружия и рассказываем про себя.
После окончания небольшого экскурса заинтересовавшихся ребят приглашают в поисковую экспедицию, где школьники не стоят в сторонке и не наблюдают, как поисковики работают, а сами принимают участие в раскопках. Ребята надевают перчатки, спускаются в раскоп, перебирают землю, ищут медальоны, на баннере выкладывают кости, то есть они принимают непосредственное участие в работе. После того как школьники побывали на раскопках, их приглашают на перезахоронение. Они видят результат своей работы. Когда приезжают родственники, например, и передаются останки им, либо родственники приезжают почтить память своих погибших. Такой ребенок уже не будет вести себя неприлично на братских могилах, он не будет участвовать в непотребных флешмобах.
Алла Казючиц о патриотическом воспитании детей: важны не лекции, а возможность увидеть и потрогать
гродненская область
Специалисты и преподаватели университета помогают прокуратуре Гродненской области в поиске и сборе информации по делу о геноциде белорусского народа. Историки обрабатывают информацию о людях, которые проходят по ряду дел и свидетелями, и жертвами, и обвиняемыми.
Гродненский регион - это не только немцы, немецкое зверство, это еще и Армия Крайова
Андрей Гецевич
Студенты исторических специальностей ГрГУ активно занимаются поисковой работой. Кроме того, в университете уже два года функционирует студенческая лаборатория "Память Великой Отечественной войны". Главное, что со студентами работают специалисты, которые сами погружены в эту тему.
Доктор исторических наук Эдмунд Станиславович Ярмусик - человек, который детально все эти вопросы изучает, и под его руководством проводится и поисковая, и исследовательская работа. Да, может быть, хотелось бы больше, и со временем так оно и будет, но начало положено.
Почему зумеры и миллениалы - сложные поколения?
Почему зумеры и миллениалы - сложные поколения?
Зумеры и миллениалы - достаточно сложные поколения, поскольку как информационные потоки оказывают на них сильное влияние, так и родители активно участвуют в их воспитании. Соответственно, одной теории в их воспитании и обучении недостаточно.
Да, теория должна быть. И в этом году мы получили новый учебник "История белорусской государственности", где вопросы исторической памяти рассмотрены с точки зрения новых выкладок, выработанных белорусскими историками. Они будут изучаться, и теоретическая основа должна быть. Но у нас учатся тысячи молодых студентов из разных регионов, с разной жизненной позицией, с юношеским максимализмом, которых нужно воспитывать действием. Спасибо школе, которая закладывает основы патриотического воспитания.
Давайте возьмем еще глубже, детские сады и начальные школы сейчас также активно задействованы в этом процессе. Очень важным шагом для воспитания патриотизма в подрастающем поколении стало активное использование государственной символики. Еще десять лет назад госсимволика использовалась только по государственным праздникам. Ее использование - это тот шаг, который надо было сделать давно с целью патриотического воспитания подрастающего поколения.
Андрей Гецевич о патриотическом воспитании в университете
бресткая область
Памятник "Протест" о расстрелянных в 1942-м году воспитанниках домачевского детдома
о трагедии в домачевском детдоме
о трагедии в домачевском детдоме
в Домачево в 1942 году произошла ужасная трагедия. 55 ребят из детского дома вместе с воспитательницами были расстреляны фашистами. Самому младшему воспитаннику детдома было два года. С тех пор ведется работа по увековечиванию жертв фашистского зверства.
1942
В память о невинных жертвах фашистского расстрела в детском доме в годы Великой Отечественной войны в Домачево установили два мемориала. Детей к ним приводят не только учителя, но и родители.
жители городского поселка не хотят забывать трагедию 1942-го и передают память о ней из поколения в поколение
Кирилл Гавриленко
Благодаря местным жителям добились того, что восстановили правду и установили второй мемориал в месте расстрела. В советское время памятник был поставлен там, где удобно, то есть ближе к дороге, чтобы можно было совершать мемориальные мероприятия, а не в чаще леса, куда очень сложно добраться. Во время одного из мероприятий местный житель показал настоящее место расстрела. В районе нашли возможность, нашли спонсоров, чтобы восстановить этот памятник. И каждый год теперь именно там проходят митинги, и, что самое важное, дети на этих митингах присутствуют.
На школьников митинги у мемориала производят очень сильное впечатление. Ежегодно 23 сентября у нас почему-то идет дождь. Детям тяжело, но они готовы идти к мемориалу и слушать то, о чем там говорят. Под впечатлением от услышанного и увиденного один из учеников в 2009 году написал стихотворение, которое легло в папку и забылось. В прошлом году, когда мы писали очередной сценарий реквиема, мы нашли этот стих, который стал важной частью мемориальных мероприятий. После выяснилось, что дочь автора стихотворения учится в нашей школе, а его брат заканчивает 11 класс. Этот стих стал традицией.
Кирилл Гавриленко: особое впечатление на школьников произвела встреча с живым свидетелем преступления
В школе в Домачево создали интернет-проект о трагедии детдома
Школьные учителя совместно с учениками и краеведами района создали интернет-проект, посвященный трагедии в домачевском детдоме. Для участия в одном из конкурсов школьники также создали календарь с достопримечательностями Домачево, центральное место в котором отведено мемориалам жертв расстрела.
Мы делаем вместе с детьми календарь памяти, и дети чувствуют свою сопричастность сохранению истории. В процессе работы мы выяснили, что для 12 месяцев в Домачевском районе памятников больше, чем нужно. Оказалось, что в маленьком сельсовете их 16, о многих из которых уже забыли. Шефство над ними разделили между собой организации и учреждения района.

За средней школой Домачево закрепили все два мемориала жертв расстрела в детском доме. Среди школьников существует вахта памяти, заключающаяся в уборке памятников и поддержании их в надлежащем состоянии.
Дети очень серьезно относятся к своему шефству над мемориалами. Каждый в школе знает, что 6, 7 и 8 классы - это года, когда ученики присматривают за мемориалами. Дети действительно шефствуют над ними, это не просто слова. Уборка памятников - важная составляющая воспитательной работы. Нет такого повода, не считая болезни, по которому школьник не поехал бы к памятнику. Может быть, сказывается аутентичная специфика региона, но информационные технологии не вымыли эти традиции, эту сознательность из детей.
Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента
© 2022 БЕЛТА
Ссылка на источник обязательна.