ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
ЭКСПЕРТЫ:
Вадим Гигин
декан факультета философии и социальных наук БГУ кандидат исторических наук, доцент
Алексей Дзермант
научный сотрудник Института философии НАН Беларуси, политический аналитик
Петр Петровский
эксперт РОО "Белая Русь"
Михаил Ковалев
профессор кафедры аналитической экономики экономического факультета БГУ
Вадим ГИГИН
В повестке VI Всебелорусского народного собрания поднималось много вопросов, накануне состоялись диалоговые площадки. Практически двое суток шла нескончаемая работа. Всебелорусское народное собрание - это не только трибуна, делегаты постоянно общались и в гостинице, где проживали региональные делегации, и на концерте. Была очень приподнятая атмосфера. Даже критики и оппозиционные аналитики отмечают высокий эмоциональный накал, который был на форуме и прорывался в выступлениях и у главы белорусского государства, и у докладчиков, и в интервью, которые давали на площадке ВНС. Что касается конкретной повестки, то она очень большая. Есть блок конституционной реформы, более широкие внутриполитические, внешнеполитические, идеологические, экономические блоки. Поэтому я предлагаю нашим экспертам высказаться по тому блоку, который им ближе.
Всебелорусское народное собрание - это тот институт "коллективного Лукашенко", который продолжит его дело.

Петр ПЕТРОВСКИЙ
эксперт РОО "Белая Русь"

Cамые важные части повестки ВНС - это трансформация внешнеполитической доктрины Республики Беларусь, предложения снять такой пережиток 90-х годов нашей Конституции, как стремление к нейтралитету. Последние два десятилетия продемонстрировали, что даже те страны, которые декларируют свой нейтралитет, на самом деле нейтральными не являются. И второй момент, это все-таки пересмотр концепции "интеграция интеграций". Приоритет делается максимально на Российскую Федерацию, на Евразийский союз. Мы отбрасываем все иллюзии насчет Восточного партнерства – это мяч на стороне Европейского Союза, который так и не был переброшен Республике Беларусь, и мы видим достаточно агрессивную реакцию ЕС и США в отношении нас.
Петр ПЕТРОВСКИЙ
Второй пункт - это конституционная реформа. Четко обозначены сроки ее выполнения, направления - сохранение сильной президентской власти, а с другой стороны - конституционный характер Всебелорусского народного собрания. Роль Александра Григорьевича Лукашенко огромна - и его философия, и принципы его управления, и подходы к строительству государства. Лукашенко должен быть институциализирован.
У нас теперь есть шанс переформатировать все общественно-политическое поле, но при этом сохранить традиционную белорусскую систему солидарной демократии, где не меньшинство решает, а большинство управляет страной.
ВНС поставило точку в политическом кризисе и обозначило новую веху в развитии белорусского государства, прежде всего во внешней и внутренней политике.
Алексей ДЗЕРМАНТ

Алексей ДЗЕРМАНТ
научный сотрудник Института философии НАН Беларуси, политический аналитик

Судя по информационной повестке, власть предложила ходы и решения, и сам ход обсуждения был таков, что оппозиционные, неопозиционные и зарубежные СМИ подхватывали фактически каждое знаковое заявление. Это, безусловно, уже успех.
Кроме того, Всебелорусское народное собрание пытались изобразить в качестве номенклатурного. Но, во-первых, чиновники, госслужащие не преобладали в зале форума, потому что те же самые депутаты - это далеко не госслужащие и не чиновники в подавляющем большинстве. И что бросалось в глаза - это, конечно, большое количество молодежи, которая только вступает во взрослую активную жизнь. Молодые люди много выступали с трибуны. И в зале, и в кулуарах чувствовался молодой задор. Поэтому можно сказать, что здесь тоже противники попали мимо.
Те, кто ожидал принятия Конституции, совершенно не разбираются в белорусской повестке. Всебелорусское народное собрание - это аналог вече, где идет откровенное обсуждение вещей, в том числе представителями от народа. Они напрямую могут обратиться к Президенту, к высшему руководству и обозначают основные направления, то есть какие-то большие эпохальные решения. Далее этот наказ госорганы, активисты, все присутствующие на собрании должны как бы реализовывать своей деятельностью: разъяснять в коллективах, в регионах. В этом смысл собрания, не все это понимают, но это такая белорусская аутентичная форма народовластия. На мой взгляд, она достаточно эффективна.
Информационные волны и какие-то идейные импульсы пошли по белорусскому обществу и за его пределы, а это значит - ВНС прошло успешно.
Президент не отвергает необходимость партийного строительства, он сделал акцент на необходимости естественного процесса роста снизу, а не искусственности. Но в ходе собрания в выступлениях мы услышали, что ряд общественных организаций, таких как "Белая Русь", уже созрели и даже перезрели для создания политической партии. Мне кажется, Президент этот тезис услышал. Нужно признать, что и с оппозиционной стороны была довольно сильная заявка. Выступление Юрия Воскресенского было достаточно убедительным. И, скорее всего, мы увидим появление каких-то политических легальных сил с этой стороны фланга: условно говоря, партий или движений умеренной, но системной оппозиции, которая, безусловно, нужна в нашем государстве. Эти посылы были очевидны, меня это радует.

Политическая жизнь оживляется.
Алексей ДЗЕРМАНТ
Главное достижение VI Всебелорусского народного собрания - конкретика в цифрах и планах.

Михаил КОВАЛЕВ
профессор кафедры аналитической экономики экономического факультета БГУ

Я уверен, что цифры, которые были озвучены на форуме, будут развернуты на области, на районы, на крупные предприятия. Аналоги Всебелорусского собрания надо провести на областном и районном уровнях, на крупных предприятиях. Обсудить поставленные цели и задачи и вклад каждого региона, тем более что региональная политика в этой пятилетке является одним из приоритетов. Это же должны сделать и бизнес-союзы, потому что сегодня вклад частного бизнеса в экономику почти равен вкладу государственного сектора.
Михаил КОВАЛЕВ
Я за то, чтобы сохранить белорусскую экономическую модель, внеся некоторые косметические улучшения. Ее главная черта, и о ней неоднократно говорил Президент на собрании, это социальная справедливость.
БЕЛОРУССКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ
СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ >>
Согласно данным ООН, коэффициент Джини (статистический показатель для оценки степени расслоения общества, в том числе по уровню богатства) Беларуси практически равен показателю Словакии - это 3-4 место в мире из 190 стран. То есть в Беларуси низкое имущественное расслоение общества.

Доля экономики Беларуси в мире за 19 лет увеличилась в 1,7 раза:
- 1995 год - 0,10%;
- 2014 год - 0,17%.
СОХРАНЕНИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ ГОССЕКТОРА >>
МИФ о том, что только госсектор имеет убыточные предприятия, НЕВЕРЕН.
Рентабельность продаж в 2020 году в госсекторе практически равна показателю в частном секторе:
- госсектор - 6,9%;
- частный сектор - более 7%.
Количество убыточных среди крупных компаний госсектора меньше, чем среди частных предприятий.

МИФ о чрезвычайной значимости госсектора для белорусской экономики НЕВЕРЕН.

По итогам 2020 года на госпредприятиях работали 38% занятых в экономике белорусов, остальные - в частном секторе.
ЭКСПОРТООРИЕНТИРОВАННОСТЬ >>
В 1995 году Беларусь экспортировала товаров на 5 млрд рублей, в 2012 году - на 52 млрд рублей. Показатель вырос в 10 раз. За 25 лет - в 7 раз.
Дополню о приоритетах следующей пятилетки и о том, чего мы уже достигли. Мы хотим сделать интеллектуальную страну, запланированы очень хорошие проекты с китайцами в биотехнологической корпорации. Даже в этот сложный год наше сельское хозяйство добавило почти 5% и наш экспорт молочки и мяса за счет Китая вырос почти на 5% по сравнению с доковидным годом. Поэтому понятно, что нам нужны новые корма, которые делает биотехнологическая корпорация.
Нужно, чтобы Парк высоких технологий, который стал одним из мировых лидеров по компьютерным программам, продолжал тот бурный рост, который выразился в этом году в сумме 2,5 млрд долларов. Уверен, что этот сектор экономики будет развиваться успешно.
Мало было сказано о том, как много мы стали получать от транзита услуг. Приведу только одну цифру. До того как мы перешли к президентской республике, экспорт транспортных услуг составлял всего 200 млн долларов, сегодня он уже 4 млрд долларов. Это, в первую очередь, благодаря полумиллиону контейнеров, перевезенных из Китая в Евросоюз по территории нашей страны. Резюмируя, хочу сказать, что белорусская модель доказала свою эффективность теми цифрами, которые я назвал, и, я надеюсь, она будет сохранена в будущем, но, понятно, как правильно сказал Президент, перемены и адаптация к ситуации всегда нужны.
Белорусская экономическая модель доказала свою эффективность.
Михаил КОВАЛЕВ
Внешнеполитическая доктрина корректируется - Беларусь избавляется от иллюзии многовекторности.
Вадим ГИГИН

Вадим ГИГИН
декан факультета философии и социальных наук БГУ кандидат исторических наук, доцент

Многовекторность теперь трактуется прежде всего в экономическом плане, но с корректировкой в пользу России. Идеалистическая теория "трех третей" белорусского внешнеторгового оборота тоже остается в прошлом. Очевидно, что Россия останется нашим доминирующим внешнеторговым партнером, и в этом нет ничего плохого. Например, Канада торгует с США, и США, естественно, доминируют в торговле с Канадой.
Есть общественный запрос на патриотизм, на популяризацию национального, государственного знамени.
Вадим ГИГИН
Четко прозвучало, что мы ориентируемся на лучшие достижения советского прошлого. Прозвучала идея о 17 сентября, либо 14 ноября, Дне народного единства. То есть дата воссоединения Западной Беларуси и БССР. Есть огромный запрос общества на то, чтобы эту дату более акцентировали. И целый ряд других инициатив - акцент на патриотизм, даже эмоциональный, что неплохо. Например, акция, которую запустил министр иностранных дел Владимир Макей, "Люблю Беларусь!", выступления, которые звучали от представителей молодежи на форуме. Помню сотрудника Белорусского металлургического завода и других ребят. Вот этот общественный запрос на патриотизм, все присутствовало, и было четко артикулировано конкретными поручениями органам власти проводить эту политику уже непосредственно на местах.
Прозвучало, что всегда необходимо видеть угрозы, которые возникают от оголтелого реформирования, к которому призывают. Кому-то может не нравиться жесткий, авторитарный, как они его называют, стиль правления Александра Лукашенко. Ничего плохого в этом нет. Все страны мира через это проходили на определенном этапе своего развития. Но бездумное реформирование может привести к возникновению олигархической республики. А что это значит? Это значит, что чрезмерно богатые люди просто будут скупать политические силы. И возникает иллюзия якобы демократии, в которую сам народ не верит. Когда демократия сводится только к формальному опусканию бюллетеней в урну. Мы это видим на примере наших соседей. Поэтому конституционное реформирование должно идти взвешенно. Президент обозначил эти угрозы. Другие выступающие сказали о том, что откладывать конституционную реформу не имеем права. Срок был обозначен. Местные выборы, скорее всего, будут сопряжены с республиканским референдумом. То есть в течение 11 месяцев должна работать конституционная комиссия.
Бездумное реформирование может привести к возникновению олигархической республики.
Вадим ГИГИН

Вадим ГИГИН
декан факультета философии и социальных наук БГУ кандидат исторических наук, доцент

Понятен запрос общества на стабильность. ВНС стало веховым, оно показало силу власти, наличие широкой общественной поддержки.
Вадим ГИГИН
Я не уверен, что можно говорить, будто точка поставлена в политическом кризисе, скорее можно говорить о завершении определенного этапа. И в этом плане Всебелорусское народное собрание стало веховым, оно показало силу власти, наличие широкой общественной поддержки. Это очень важно и на внешнеполитической арене для того, чтобы выстраивать стратегию, чтобы другие государства видели, с кем имеют дело в Беларуси, кто реально контролирует ситуацию, пользуется общественной поддержкой. Да, эта поддержка есть. Это должны признать и оппоненты власти.
Посыл собрания в контексте политики – власть не отрицает плюрализма мнений.
Вадим ГИГИН
Посыл собрания – нужно уважать точку зрения других людей. Президент начал с программы своих оппонентов – он ее раскритиковал, но обозначил, не проигнорировал. Нельзя игнорировать точку зрения другой стороны. Власть прислушивается, даже спрашивает у оппозиционеров. Те молчат, она сама за них начинает проговаривать их точку зрения, их идейную программу. Мы должны начать нормально разговаривать – различные политические силы. Где-то переступить через свои амбиции, и власть фактически протягивает руку своим оппонентам. Сейчас нужно искать формы диалога. Конечно, этот путь будет непростой: есть обиды, взаимные претензии, есть уже даже возникшие стереотипы, определенная мифологизация, которая всегда присутствует в любом политическом процессе. Это нам предстоит еще преодолеть. Нельзя выстраивать диалог ни с кем и нигде - всегда нужны конкретный представитель и конкретная площадка. Такие представители, легальные, в Беларуси есть. Это и политические партии, и общественные движения, это и профсоюзные организации - и этот список можно продолжать.
Конституционная реформа. Мне показалось, что есть желание, в том числе представителей некоторых политических партий, повышение роли партий несколько отложить. Дескать, они должны подрасти. Так не бывает. Либо мы сейчас уже приступаем к полноценному партийному строительству, и государство должно в этом плане задать параметры через Конституцию и другие законы. Либо мы упустим момент.
О конституционном статусе Всебелорусского народного собрания. Практически никто на собрании не сказал, как это будет. Видимо, откладывая вопрос до будущего. Сейчас в комментариях, которые выходят, очень много путаницы, с моей точки зрения. Потому что нужно четко понимать, что Всебелорусское народное собрание - это не парламент, это не партия, это не массовое движение. По своему характеру и так, как это прописано, это консультативно-общественный орган, то есть различные представители общественности, эксперты как бы консультируют правительство и рекомендуют те или иные решения, с которыми оно может либо согласиться, либо не согласиться. Основной документ - это резолюция. Даже если вы посмотрите программу социально-экономического развития, это тоже рекомендация, которая затем утверждается нормативно-правовыми нормами государства.
Конституционная реформа институциональна, создает возможность для диалога через подачу своих предложений по изменению в Конституцию и отрицание этих предложений.
Вадим ГИГИН
Вадим ГИГИН
Президент Беларуси на старте Всебелорусского народного собрания подробно остановился на так называемой программе оппонентов. Я бы хотел уточнить у наших экспертов, что это за программа, кому принадлежит ее авторство?

Петр ПЕТРОВСКИЙ
эксперт РОО "Белая Русь"

Эта программа не нова и формировалась еще в 70-80-е годы так называемыми "чикагскими мальчиками". Если мы затрагиваем ее экономическую часть, то это приватизация, понижение налогов, ликвидация социального государства. После распада социалистического блока эта программа была известна как "вашингтонский консенсус", я напомню, это: тотальная русофобия, ликвидация любых элементов русской культуры, геополитическая переориентация. Эта программа была известна уже с 90-х годов. Ее внедрили сначала в страны Центральной Европы, потом Восточной Европы (так называемое Восточное партнерство), Балтии. В этой программе полное игнорирование мнения общества по социально-экономическим пожеланиям. У белорусского народа есть запрос на социальное государство, социально ответственный бизнес, госсобственность на землю и стратегические ресурсы. Определенная мультикультурность и сохранение базовых связей с Россией, с русским языковым культурным пространством, геополитическая ориентация на Евразийский союз. Это глобальные отличия в предложениях Всебелорусского народного собрания и оппозиции.
Если бы эта программа была реализована, то из 38% занятых в экономике и работающих на госпредприятиях осталась бы половина. И если бы одновременно было выброшено почти полмиллиона людей на улицы, то это бы создало огромнейшие проблемы в обществе.

Оппозицией ставилась цель - любой ценой очернить проводимую в государстве экономическую политику и обвинить в любых, пусть даже самых мелких недостатках только одно лицо – главу государства.

Михаил КОВАЛЕВ
ЭКСПЕРТЫ ПОДВЕЛИ ИТОГИ:
Вадим ГИГИН
Нам предстоит большая политическая кампания. Эта кампания связана с реформой Конституции, политической трансформацией, а одним из ее проявлений - тестом для белорусской политической системы - станут местные выборы. Я бы эту повестку более актуализировал, поскольку местные выборы станут одной из главных политических тем. И это тоже звучало на собрании.
Петр ПЕТРОВСКИЙ
Я бы призвал наши оппозиционные партии и лидеров, прежде всего, не запрещать своим членам партии приходить на диалоговые площадки. Я столкнулся с тем, что многие рядовые члены оппозиционных партий оказались перед дилеммой: лишиться членского билета либо пойти на диалоговую площадку. Мне кажется, это не демократический путь.

Второй момент – надо привести в реальность чувство собственного величия, когда некоторые руководители политических партий, которые по всем нормам не соответствуют законодательству, требуют вести диалог только с Президентом. Давайте не будем ставить жестких ультиматумов, которые не соответствуют реалиям. Главный момент - что власть не боится идеологических посылов. Если мы в Конституции закрепим некие идеологические ценности, например социальную справедливость, традиционные ценности, ценности Победы в Великой Отечественной войне, мы четко очертим, на чем строится наша модель.

Еще один тезис – не надо бояться отделять нашу политическую модель от западной. Наша система - солидарной демократии.
Алексей ДЗЕРМАНТ
Этот и последующий период – это не возвращение к прошлому, к той всем милой стабильности. Мы входим в ревущие 20-е, и необходимо продолжать этот мобилизационный настрой у себя в стране. Президент очень четко уловил вот эту волну патриотизма, которая поднялась, он обратился к этим людям и сказал, что если вы уж в политике оказались, то не уходите из нее, вы будете востребованы, окажетесь нужными вот в этот момент трансформации системы, активного партстроительства. Это очень важно, потому что сработал социальный лифт, люди активизировались.

Патриотическое движение уже возникло, мы видим, как меняется облик белорусских СМИ. Мы как-то встрепенулись, проснулись, в мобилизационный некий режим вошли, и этот режим надо сохранять, потому что легче, по крайней мере в обозримой перспективе, не будет. Нам понадобится вот эта когорта идейных заряженных людей, действующих в интересах Родины, готовых создавать структуры, на которые потом будет опираться власть, вот этот самый «коллективный Лукашенко», поэтому все только начинается.
Михаил КОВАЛЕВ
На мой взгляд, данное собрание было максимально конкретным из всех предыдущих и мне лично понравились все экономические выступления, и особенно выступление нашего премьер-министра. После собрания я не видел, чтобы какие-то принятые положения и приоритеты кем-то опровергались.
Экспертная среда
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ VI ВСЕБЕЛОРУССКОГО НАРОДНОГО СОБРАНИЯ
видеоверсия