Законопроекты
"О Всебелорусском народном собрании" и "Об изменении Избирательного кодекса Республики Беларусь"
брест
витебск
минск
могилев
гродно
гомель
татьяна красакова
начальник отдела идеологической работы и по делам молодежи, спорта и туризма администрации Первомайского района Витебска, член Белорусского союза женщин
сергей калиновский
Заместитель министра юстиции Сергей Калиновский (Брестское региональное представительство Центральной избирательной комиссии)
вадим ипатов
светлана варяница
игорь завалей
заместитель председателя Центральной избирательной комиссии Республики Беларусь, директор Национального центра законодательства и правовых исследований
заместитель председателя Гродненской областной организации РОО "Белая Русь"
член Постоянной комиссии по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике Палаты представителей
Минск
Лукашенко провел совещание по вопросам формирования ВНС и проведению выборов

Законопроекты "О Всебелорусском народном собрании" и "Об изменении Избирательного кодекса Республики Беларусь" были вынесены на общественное обсуждение
24
ОКТЯБРЯ
-2
НОЯБРЯ
530
530
предложений поступило от граждан
450
450
предложений поступило в элетронном виде
из них
Общественное обсуждение законопроектов "О Всебелорусском народном собрании" и "Об изменении Избирательного кодекса Республики Беларусь" - возможность отрегулировать все вопросы до мелочей.
АКТИВНОСТЬ ГРАЖДАН НА ДИАЛОГОВЫХ ПЛОЩАДКАХ И ПРАВОВОМ ФОРУМЕ ПРИЯТНО УДИВИЛА. люди хотели докопаться до самой истины той или иной нормы
Вадим Ипатов
Что волновало граждан при обсуждении законопроектов о ВНС и изменениях Избирательного кодекса?
Очень широко обсуждалась компетенция, требования к кандидатам в делегаты, механизм формирования прежде всего от местных Советов депутатов и гражданского общества. Обсуждались вопросы прекращения полномочий делегатов Всебелорусского народного собрания, его руководящих органов. Даже вопросы задавались в том числе и по такому органу, который у нас прописан сейчас в проекте, как секретариат Всебелорусского народного собрания.

Иногда предложения человека, который не имеет юридического образования, гораздо более насыщенные по своему жизненному предназначению, чем предложения юриста, который уже находится в рамках каких-то базовых знаний, принципов, привык работать в своей сфере.

Люди предлагали: давайте не больше двух сроков будет. Это все надо взвесить. Второй момент, который вызывал дискуссии и на диалоговых площадках, и в ходе обсуждения проекта закона на Правовом форуме - это делегаты Всебелорусского народного собрания от трудовых коллективов. То есть многие, помня нормы Конституции о том, что трудовой коллектив может выдвинуть своего кандидата в депутаты Палаты представителей, говорят, а почему бы и нет от трудового коллектива?
Конечно же, задавали вопросы, в том числе и по паритету формирования делегатов Всебелорусского народного собрания от гражданского общества. Есть очень многочисленные субъекты, которые говорили, что нас же больше всех, значит, мы должны иметь превалирующее место во Всебелорусском народном собрании от гражданского общества. Но это тоже, наверное, не совсем правильно. И на уровне работы с Конституцией, и после этого Президент говорил, что Всебелорусское народное собрание - это орган народовластия и оно называется всебелорусским. Соответственно уровень представительства должен и разный быть, и паритетный.

Если мы говорим о составе ВНС, который заложен в проект закона, то это 1/3, упрощенно говорим, по должности, 1/3 - депутаты советов различного уровня и наконец 1/3 - от гражданского общества. И это обеспечит в том числе баланс и снятие возможного конфликта.
в обществе необходимость внс не вызывает сомнения
в обществе необходимость ВНС не вызывает сомнения
Люди ответили в феврале этого года четко и однозначно, что этому конституционному органу быть.
Обновленная Конституция, которая принята 27 февраля 2022 года, уже очертила определенные контуры нашего нового государственного устройства. И если Всебелорусские народные собрания, которые проходили у нас до этого, носили консультативный характер, то здесь речь идет о высшем представительном органе народовластия.
Это совсем другой правовой статус, и люди, прочитав Конституцию, хотели уже увидеть детали. Дело в том, что Конституция - это акт прямого действия. Но в то же время она не регулирует все вопросы до мелочей.
Если говорить об уникальности ВНС, то это действительно так. Некоторые пытаются проводить аналогии со Всекитайским собранием народных представителей. Копии никакой нет на самом деле. И наша история Беларуси, если мы внимательно посмотрим, содержит эти элементы народовластия. Древнее вече, толока, в момент Советского Союза, это историки знают, формировались соответствующие представители, которые собирались и решали судьбу будущей Беларуси.
История Беларуси содержит элементы народовластия
вадим ипатов
Чем будет отличаться ВНС от Национального собрания
Национальное собрание Республики Беларусь - это законодательный орган. И его функция самая главная - принятие законов. Читаем Конституцию в части, что такое ВНС - это тот орган, который должен обеспечить преемственность, защищенность конституционного строя, поступательное движение вперед, стратегическое направление страны. То есть это не тот орган, который принимает закон.
Когда работали еще над Конституцией и думали о том, как вписать в нее Всебелорусское народное собрание, именно тогда и говорили, что это не должен быть перекос ни с главой государства, ни с парламентом, ни с исполнительной властью, ни тем более ни с какой судебной властью. Ответы все есть в той же Конституции даже в формулировке, что такое Всебелорусское народное собрание. Поэтому здесь, на взгляд и специалистов, и политологов, тех, кто занимается этим вопросом более плотно, - никаких перекосов в этом плане и каких-то коллизий нет.
вадим ипатов: В Беларуси короткий шаг от обсуждения норм законопроектов до их правоприменения
Работа по законопроекту о ВНС еще предстоит огромная.
самая интересная работа по законопроекту о ВНС предстоит между первым и вторым чтением
Игорь Завалей

Сейчас по новой Конституции сессия парламента проходит практически круглый год, за исключением небольшого перерыва. Это нам позволяет работать в режиме нон-стоп. Сейчас все предложения по законопроекту обработаются. Что-то может быть дошлифовано, что-то добавлено, и законопроект будет уже внесен в Палату представителей для рассмотрения в первом чтении. Но не менее важная работа начнется позже. Просто надо понимать, что такое первое чтение. Это когда мы голосуем о том, будет ли законопроект принят в авторской редакции и пойдет ли дальше в работу. Да, до конца года мы планируем его рассмотреть в первом чтении. Но самое интересное начнется в промежутках между первым и вторым чтением. Ведь здесь будет основная работа депутатов.
Обсуждение законопроекта не завершилось 2 ноября. В рамках подготовки ко второму чтению основная задача депутатов будет собраться с заинтересованными и еще раз это все обсудить уже постатейно, может быть, внести какие-то замечания и предложения. Мы представители народа и любой может к нам обратиться. Пускай через социальные сети, можно в письменной форме, как обращение со своими предложениями. И наша работа потом - отстаивать интересы граждан, потому что иногда на земле виднее какие-то нюансы, подводные камни. И потом депутату можно будет отстоять за трибуной конкретно каждое изменение.
Вопрос механизма формирования Всебелорусского народного собрания волнует граждан, особенно представителей политических партий
В рамках диалоговых площадок представители партий вставали и говорили: а почему в самом главном законе ничего не сказано о нас? Но тут я хочу сказать: послушайте, есть представители депутатского корпуса от Национального собрания, от местных советов депутатов.
Насколько ваша партия активна, настолько много ваших людей прошло в советы депутатов - это уже, в свою очередь, будет вытекать из того, сколько представителей вашей партии будет из этих 1200 делегатов ВНС. Все здесь зависит именно от активности той или иной политической партии. Это может быть и 300 человек, и 500, может и 1 тыс. Если, грубо говоря, какая-то из партий будет широко представлена в местных советах депутатов, в Национальном собрании и соответственно она будет достаточно широко представлена и в ВНС.
В этом есть свои преимущества. Конечно, могут быть и недостатки. И вот эти диалоговые площадки с участием в том числе членов участковых комиссий, других образований, общественности уже в какой-то степени их определили.
25 февраля 2024 года мы впервые В ИСТОРИИ НАШЕГО СУВЕРЕННОГО ГОСУДАРСТВА опробуем опыт проведения электоральной кампании в один день
Сергей Калиновский
Какие преимущества. Во-первых, представляется необходимым уже провести избрание новых членов Совета Республики составом депутатов нового 29-го созыва. Но начинается с нового состава и новый отсчет пойдет в том числе этого института государственности. Поскольку выборы членов Совета Республики проводятся депутатами местных советов, соответственно этот элемент должен быть совмещен. Далее, коль члены Совета Республики являются по статусу делегатами ВНС, значит, они тоже должны уже присутствовать на момент создания вот этого органа.

Немаловажным является упоминание в Избирательном кодексе, что первое заседание вновь образованного ВНС проводится не позднее 60 дней после проведения единого дня голосования.
Собственно говоря, вот в этом массиве с момента опубликования даты проведения выборов до проведения первого заседания ВНС должны произойти выборы депутатов местных советов, образоваться рабочие органы, произойти выдвижение членов Совета Республики, их избрание, потом уже опять выдвижение делегатов во Всебелорусское народное собрание. Поэтому вот этот массив призывает нас в обязательном порядке это комплектовать и максимально быстро организовать для проведения.

В связи с предстоящим единым днем голосования в проекте Избирательного кодекса также изменена система избирательных комиссий: предложено не образовывать окружные и районные в Минске комиссии по выборам депутатов областных и Минского городского советов. Их функции передадут 110 окружным комиссиям по выборам депутатов Палаты представителей. А это уже минус 360 комиссий.
В обновленном Избирательном кодексе закрепят новые требования к кандидатам в президенты
Кандидатом в президенты не могут быть лица, которые имеют иностранное гражданство либо имели, имеют либо имели вид на жительство либо другие какие-то преимущества, связанные с принадлежностью к другому государству или выдаваемые другим государством. Кстати, это ограничение вводится и в отношении делегатов Всебелорусского народного собрания.
Кто согласно обновленному Избирательному кодексу не сможет принимать участие в выборах
В нынешнем законопроекте существуют две категории. Это ограниченные решением суда в дееспособности, а также осужденные по приговору суда к лишению свободы. Ранее еще существовала такая категория, как находящиеся под стражей.
Сейчас Минюст работает над двумя законопроектами. Об основах гражданского общества, а также об изменении законов об общественных объединениях и политических партиях. На мой взгляд, это будет тот достаточный минимум, который мы должны оформить законодательно, причем заблаговременно. Потому что, сами понимаете, от этого будет зависеть дальнейшая трансформация тех же институтов гражданского общества, их реализация в соответствии с уставными целями, задачами и приведением законодательства.
Поскольку обязательным условием является их создание в соответствии с законодательством. Кроме этого, упомяну, что Министерство юстиции должно будет составить списки и оно же будет иметь право контролировать избирательный процесс с применением этих институтов, которые мы сегодня определим в гражданском обществе.
Нередко сами трудовые коллективы выступали с инициативой проведения у них диалоговой площадки.
визитная карточка нашей власти - прямое общение с населением
Татьяна Красакова
Конечно же, мы провели эти 10 дней в режиме нон-стоп, как и вся страна. Визитной карточкой для белорусской власти стало прямое общение с населением, трудовыми коллективами. Мы проводили диалоговые площадки по обсуждению обновленной Конституции, и поэтому в этот раз наш приход уже не воспринимается как что-то новое. Наоборот, люди понимают, что сейчас, как минимум, повысится их политическая, правовая культура. Многие приходили с проектами законов и задавали конкретные вопросы. Это удивило и порадовало одновременно. Так или иначе усилиями всех мы придем к абсолютно грамотному политическому обществу.

Хочу выразить большую благодарность трудовым коллективам, которые сами звонят и приглашают. И таких коллективов достаточно много. Поэтому мы, конечно же, старались всех обойти. Но и руководители, главные идеологи предприятий, организаций сами проводят эту работу. К этой же работе подключены не только общественные организации, но и депутаты различного уровня, местная исполнительная власть. Поэтому, по большому счету, вся Витебская область точно охвачена этой правовой информацией.
Некоторые предложения уходили сразу на Правовой форум. Конечно же, звучали вопросы. Как обычному человеку стать делегатом ВНС? Сколько заместителей будет в президиуме? Такой интересный вопрос прозвучал: а будет ли возрастной ценз? То есть предельный возраст делегатов Всебелорусского народного собрания. Потому что у многих вызывает усмешку возраст президента Соединенных Штатов Америки, чтобы мы не получили такого же делегата. Вопросы достаточно интересные. Конечно, они касались не только законопроекта о Всебелорусском народном собрании, но и изменений в Избирательный кодекс. В частности, когда речь идет о местных советах депутатов, там оговорка есть - жители Республики Беларусь и граждане Российской Федерации, длительное время проживающие на территории Республики Беларусь. Длительное время - это сколько, просили уточнить.
Тенденция к тому, что люди хотят, чтобы с ними разговаривали, разъясняли и даже в чем-то, возможно, разубеждали, советовались, тоже аргументирована.
Наше общество растет не только в правовом плане. Мы становимся старше и готовы брать ответственность перед самими собой и будущими поколениями
Светлана Варяница
Живое общение не обыграешь, реакция людей видна, выражение лица и внимание, с которым слушают, вопросы, которые задают, как они их формулируют. Люди сами звонят, руководители и лидеры первичных организаций приглашают. Коллектив хочет знать какие-то моменты законопроектов. Это на самом деле очень важно. Наше общество растет не только в правовом плане. Мы становимся старше и готовы брать на себя ответственность в первую очередь перед самими собой и будущими поколениями. То, что заложено в основу смысла создания ВНС, - преемственность поколений. Значит, нам надо сейчас подтянуть молодежь, чтоб она напиталась этим самосознанием общества. Что мы уже взрослые, самостоятельные, ответственные и мы хотим страну передать в состоянии не то чтобы не хуже, а гораздо лучше уже следующему поколению.
Сегодня люди, получив аргументы, вполне себе могут пересмотреть свой взгляд на какие-то вещи. И опыт последних двух лет, когда нас просто нашпиговали вбросами в социальные сети. Это ведь многих заставило сомневаться, а разъяснительная работа, убеждения, аргументы, ответы на вопросы людей, возможность их услышать - все это имеет огромное значение. Я об этом говорю давно, еще со времен, когда мы обсуждали довольно такой резонансный законопроект, связанный с неуплатой налогов на содержание государства. Уже тогда люди в коллективах говорили: спасибо, что приходите и разъясняете. Важно, что вы нас слушаете. Поэтому сейчас получилось. И в следующий раз, когда мы будем обсуждать какие-то крайне важные для нас вопросы, обязательно нужно идти к людям и советоваться с ними, слушать и слышать, что говорят люди на местах.
Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента
© 2022 БЕЛТА
Ссылка на источник обязательна.