каких изменений ждать белорусам
Эксперты
дмитрий кийко
первый заместитель Министра финансов Республики Беларусь
Элла селицкая
заместитель Министра по налогам и сборам Республики Беларусь
Андрей ковалевский
начальник главного управления налогообложения физических лиц Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь
жанна тарасевич
сопредседатель Правления, директор Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С.Кунявского
Александр
швец
председатель Республиканского союза предпринимателей и промышленников
В Беларуси уже несколько месяцев активно обсуждают новый проект Налогового кодекса. В частности, дискуссии вызывают вопросы появления налога для владельцев квартир, а также изменения, касающиеся бизнеса, индивидуальных предпринимателей и самозанятых. Многие высказывают мнение, что поправки приведут к значительному снижению деловой активности и уходу от уплаты налогов. Да и в целом опасаются каких-либо изменений сложившейся практики налогообложения. В чем заключаются нововведения и для чего они необходимы?
дмитрий кийко
Мы смогли внедрить механизмы взимания налогов, которые позволяют учитывать инвестиционную составляющую, необходимость финансирования расходов бюджета и не создают препятствий для внешней торговли.
Становление налоговой системы Республики Беларусь происходило в несколько этапов
этапы
Удалось отказаться от дублирующих друг друга сборов, оборотных платежей, которые в принципе имели неплохой фискальный эффект, но тем не менее были вредны для экономики с точки зрения аккумуляционного эффекта, инфляционных процессов, двойного налогообложения. Поэтому с 2010 года мы перешли к стандартному перечню налогов и сборов, которые применяются в большинстве развитых стран, экономики которых не связаны с офшорными зонами и не завязаны на сырьевых товарах. Это классическая экономика, близкая к рыночной.
В ежегодном рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса» оценивается в том числе и качество налоговой системы. Мы долгое время занимали по этому параметру достаточно низкое место, и как раз- таки упрощение подходов к налоговому администрированию (сокращение сроков уплаты налогов, электронное декларирование) нам позволило значительно подняться по этому показателю.
1
2
Основной этап пришелся на 2010 год
Введена в действие особенная часть Налогового кодекса. Этому предшествовала большая работа рабочей группы по упрощению налоговой системы, которая функционировала при Совете Министров и включала масштабный срез экспертов и участников. В результате диалога, который шел несколько лет, в 2010 году были определены состав и структура налоговой системы.
упрощение налогового администрирования
Тем не менее, процессы, которые происходят в экономике, заставляют вносить определенные корректировки, правда, они уже не носят системный характер: они касаются налогового администрирования, повышения справедливости налогообложения, нейтральности, отмены налоговых льгот.
стандартный перечень платежей
Установлен стандартный перечень платежей, которые позволяют формировать уровень доходов бюджета для финансирования государственных расходов: налоги на потребление (НДС, акцизы), налоги на доходы и прибыль, налог на прибыль корпоративных организаций, подоходный налог, имущественные налоги (на землю и недвижимость для организаций и граждан), таможенные платежи, а также ряд платежей, которые носят разовый, периодический характер (государственные пошлины, процентные платежи и платежи в фонд защиты населения, которые у нас не входят в налоговую систему, они регистрируются отдельно).
/Уровень налоговой нагрузки на экономику Беларуси к ВВП
Один из показателей, который характеризует налоговую систему, - уровень налоговой нагрузки. Данный показатель формируется исходя из подходов, которые страна определила в качестве развития, а также уровня расходов, которые необходимо финансировать. К слову, по уровню налоговой нагрузки мы крепкие середнячки среди стран Европы. У нас нет значительных природных ресурсов, которые бы формировали большую доходную базу. В связи с этим у нас преобладает модель налогообложения потребления и НДС - самый значимый налог в бюджете.
23,5%
2021 г.
2022 г.
36%-37,5%
С учетом отчислений в Фонд социальной защиты населения
22,6%
2021 г.
Наша налоговая система конкурентоспособна и позволяет производителям внутри конкурировать с импортными товарами и присутствовать на рынках третьих стран за счет тех механизмов, которые обеспечивают взимание косвенных налогов, налогов на потребление.
дмитрий кийко
корректировка налоговой политики
дмитрий кийко
В законопроект Налогового кодекса заложены меры концептуального характера, которые связаны с регулированием деятельности малого и среднего предпринимательства.
Налоговый кодекс корректируется ежегодно – это один из законопроектов в пакете основных документов развития страны. Утверждается прогноз социально-экономического развития, закон о бюджете, меры по денежно-кредитной политике, и все это сопровождает, как правило, законопроект по внесению изменений в налоговое законодательство, которое в том числе учитывает доходно-расходные обязательства бюджета.
Поэтому тот законопроект, который сегодня подготовлен, включает в себя традиционные меры корректировки налоговой политики, кроме того в нем заложены и меры концептуального характера, которые связаны с регулированием деятельности малого и среднего предпринимательства.
Традиционные меры корректировки налоговой политики
Концептуальные меры корректировки налоговой политики
нововведение для индивидуальных предпринимателей
самозанятые
от разрешительного принципа -
к заявительному
Основное нововведение косвенно касается индивидуальных предпринимателей. Так, институту самозанятых предполагается дать больше возможностей по осуществлению простой индивидуальной предпринимательской деятельности. Как предусматривает кодекс, трансформация должна осуществиться в течение 2022-2023 гг.
1
С 2023 года возможно осуществление данной предпринимательской деятельности без использования наемного труда, также предполагается уйти от разрешительного принципа, который сегодня применяется, к заявительному. Что это значит? Предполагается, что с 2023 года самозанятый сможет заниматься любым не запрещенным видом деятельности.
ставка - 10% от полученного дохода
Основная ставка предполагается в размере 10% от полученного дохода. Расчет налоговых обязательств будет проводиться автоматически через цифровое приложение. Важное нововведение: эта совокупная ставка будет включать в себя в том числе отчисления в ФСЗН.
2
Есть определенные ограничения в работе с организациями. Они обусловлены необходимостью препятствовать использованию самозанятых в качестве наемных работников. Поэтому для работы с организациями для самозанятых предполагается установить предельную сумму выручки до Br60 тыс. в год (чтобы уплачивать ставку 10%), при превышении этого предела самозанятый сможет продолжать отношения с организацией, но для него автоматически будет увеличиваться ставка.
цифровая платформа
Налоговые органы занимаются разработкой цифровой платформы, которая позволит осуществлять все необходимые процедуры: от регистрации до прекращения деятельности и уплаты налогов. Согласно требованиям к функционалу, цифровая платформа должна обеспечить отношения с потребителями и банками без каких-то дополнительных кассовых суммирующих аппаратов (терминалов).
3
Гражданин, установив у себя на цифровом устройстве (смартфон или планшет) цифровое приложение, сможет зарегистрироваться, пройти все процедуры, работать с потребителями, принимать платежи, выдавать чеки, строить взаимоотношения с налоговыми органами, с органами фонда социальной защиты.
статистика
В стране около 269 тыс. индивидуальных предпринимателей и порядка 84% из них работают без привлечения наемного труда. Это потенциальные предприниматели, которые могут перейти в усовершенствованную простую форму ведения бизнеса (самозанятые).
индивидуальные предприниматели
С 2023 года также предполагается сокращение видов деятельности, которые можно осуществлять индивидуальным предпринимателям. Здесь будет реализован обратный подход: будут определены несколько видов деятельности, при осуществлении которых можно будет регистрироваться как ИП с привлечением наемных лиц не более трех человек.
1
С учетом сокращения сфер деятельности индивидуальных предпринимателей и того, что основная их масса перейдет в самозанятые, предполагается корректировка условий налогообложения для ИП.
С 2023 года работать в качестве ИП можно будет только по определенным видам деятельности с привлечением наемных лиц не более трех человек
С 2023 года для индивидуальных предпринимателей будет установлен единый режим налогообложения
С 2022 года для отдельных видов деятельности ограничивается возможность применения упрощенной системы налогообложения, сокращаются сферы применения единого налога. Предполагается, что с 2023 года для ИП останется возможность применения только общей системы налогообложения, то есть с уплатой подоходного налога с разницы между доходами и расходами.
2
Несколько причин, почему необходимо это делать. Многообразие налоговых режимов в последние годы вело к росту количества субъектов малого предпринимательства, но, к сожалению, не отмечался адекватный рост налоговых доходов от этой категории. Например, если сравнивать рост заработной платы в экономике и темпы поступлений от субъектов малого предпринимательства, то последние отстают.
О повышении эффективности вклада в бюджет субъектов малого и среднего предпринимательства
дмитрий кийко
В течении 2022 года большинству индивидуальных предпринимателей надо будет принять решение, в каком статусе он будет осуществлять свою деятельность с 2023 года.
дмитрий кийко
Либо он станет самозанятым, где предусмотрено значительное упрощение административных процедур, либо продолжит свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя в определенных для этого видах деятельности, например, в розничной торговле. Есть третий вариант в рамках дополнительных мер - переход в микроорганизацию.
Если такая концепция будет одобрена, будут разработаны меры по упрощенному переходу ИП в микроорганизацию, если у него достаточно масштабный бизнес и он планирует расширять возможности применения наемного труда. В рамках уже этой организационно-правовой формы можно применять упрощенную систему налогообложения. Для ее усовершенствования мы предлагаем повысить предельный размер выручки, при котором эта упрощенная система может применяться.
цифровизация налогового администрирования
В рамках законопроекта по упрощению администрирования налогового учета при упрощенной системе налогообложения налоговые органы реализуют задачу по цифровизации налогового учета. Предлагается также отменить уплату налога на добавленную стоимость при применении упрощенной системы налогообложения и унифицировать все ставки.

элла селицкая
Наша задача - это автоматизация упрощенной системы налогообложения.
Перед налоговыми органами главой государства поставлена задача цифровизовать налоговое администрирование, и мы активно работаем в этом направлении. Мы стараемся фактически всех наших плательщиков, в первую очередь субъектов хозяйствования, перевести на бесконтактное обслуживание и уже сегодня имеем неплохой результат: порядка 85-90% субъектов хозяйствования работают с нами в электронном режиме через личный кабинет.
Мы наблюдаем определенный прогресс и по привлечению граждан к электронному взаимодействию. По итогам прошлого года у нас порядка 180 тыс. налогоплательщиков подали декларации в электронном виде. Сегодня все делается для того, чтобы выйти на единое извещение, которое мы выставляем непосредственно физическим лицам по оплате имущественных налогов. Транспортный налог также будет включен в автоматизированное единое налоговое извещение.
Наша задача - это автоматизация упрощенной системы налогообложения. Цель какая? Если мы говорим про налог на профессиональный доход, то там будет единая цифровая платформа, и для плательщиков упрощенной системы налогообложения мы создаем сервис, который будет автоматически считать этот налог для микробизнеса (субъектов хозяйствования с численностью до 50 человек и выручкой 2 млн 150 тыс.).
Мы ставим задачу к 2023 году сделать этот сервис
элла селицкая
С 2022 года мы планируем ввести налоговую декларацию для налоговых агентов по подоходному налогу.
Сегодня налоговые агенты предоставляют нам информацию о численности работников, о фонде оплаты труда, о заработной плате работников в налоговых декларациях по основным налогам (прибыль, упрощенная система налогообложения) как справочные данные. Со стороны правоприменительной практики отмечается, что не все субъекты хозяйствования своевременно и в полном объеме перечисляют сумму подоходного налога в бюджет. Мы видим это как отдельную налоговую декларацию, где четко прописывается сумма удержанного подоходного налога, перечисленного в бюджет.
И если будем видеть, что подоходный налог в бюджет перечисляется не в полном объеме, то на основании налоговой декларации сможем оперативно взыскать непоступившую сумму. Это позволит не начислять пеню налоговому агенту, размер которой через несколько лет может достигнуть суммы подоходного налога либо превысить ее.
Мы хотели бы, чтобы наши плательщики видели это все в Налоговом кодексе и со своей стороны тоже могли контролировать правильность действий налоговых органов
элла селицкая
андрей ковалевский
Контроль доходов и расходов - это одна из дополнительных мер по выявлению "неправильных" налогоплательщиков.
Декларация доходов и имущества физических лиц - это одна из мер по выявлению доходов, которые ранее были сокрыты от налогообложения (заработная плата в конвертах, начисления от предпринимательской деятельности без госрегистрации). В практике работы налоговых органов неоднократно встречаются случаи, когда руководитель организации и их наемные работники получают доходы в пределах минимальной заработной платы, но при этом обрастают дорогостоящей недвижимостью, транспортными средствами и так далее.
Им будет предложено официально заявить реальные источники доходов, но если лица не могут подтвердить легальность происхождения источников дохода, им придется уплатить подоходный налог по повышенной ставке (в текущем году эта ставка составляет 16%, что на 3% больше установленной). Ставка 16% соответствует ставке налогообложения доходов ИП.
В Налоговом кодексе предлагается максимальная цифровизация процесса контроля и избежание излишних административных барьеров
андрей ковалевский
андрей ковалевский
Планируется перейти на уплату налога на недвижимость и земельного налога по завершении года.
Дополню о налогообложении физических лиц. Подоходный налог физических лиц в доходной части бюджета - второй по значимости показатель после налога на добавленную стоимость. Система налогообложения доходов граждан сложилась достаточно давно. В последние годы значительных изменений не происходит, так как налогообложение подоходным налогом соответствует ведущим мировым тенденциям. Ставка налога (составляет 13%) одна из самых низких в мире. В Российской Федерации, во многих европейских странах, даже в странах СНГ ставки от 20% и выше.
Планируется перейти на уплату налога на недвижимость и земельного налога по завершении года. На данный момент налоговые органы считают налог на недвижимость и земельный налог в текущем году за текущий год. Если человек, например, продал недвижимость, он вынужден обращаться в налоговый орган для перерасчета, поскольку извещения вручаются до 1 сентября, это забирает время человека и налоговых органов. Плюс - этот переход будет сопровождаться уплатой авансового платежа, поэтому в следующем году налогоплательщики фактически уплатят только половину суммы налога, но с обязательной доплатой через год.
Опасения предпринимателей
жанна тарасевич
С точки зрения социальной справедливости изменения в НК, касающиеся деятельности индивидуальных предпринимателей, верны, но есть психологический аспект.
Мы пока четко не понимаем, у кого будет возможность остаться индивидуальным предпринимателем?
Изменения Налогового кодекса, прежде всего, коснутся субъектов малого и среднего бизнеса в части режимов налогообложения. Больше всего на слуху тема индивидуальных предпринимателей, которые должны переформатировать свой бизнес. Ставки налогообложения, которые предлагаются в проекте изменений Налогового кодекса выравнивают в определенной сфере предпринимательскую среду. И здесь есть опасения. Первое, индивидуальный предприниматель, который определяется, по какому пути идти, должен четко изучить новые режимы налогообложения и решить оставаться ИП, самозанятым либо преобразовываться в коммерческую организацию. И вот здесь, наверное, не хватает пакетного принципа. Мы пока четко не понимаем, у кого будет возможность остаться индивидуальным предпринимателем? Хотя есть еще 2022 год, но в любом случае программировать свой бизнес необходимо. Надо сесть и просчитать выгоды.
опасения
Есть определенные опасения, что к индивидуальным предпринимателям, которые возможно будут в 2022-2023 гг. менять статус, будут настороженно относиться субъекты хозяйствования, которые с ними взаимодействуют. Например, лизинговая компания или кредитное учреждение, которые не знают, в каком статусе ИП будет через год-два.
вопрос информированности
С другой стороны, индивидуальный предприниматель становится самозанятым и платит 10%. Сегодня он платит 5% от выручки, если он на упрощенной системе. С точки зрения социальной справедливости - это все верно, но есть психологический аспект. И здесь важен вопрос информированности: хорошо или плохо делает государство для общества, для более организованного бизнеса юридических лиц и непосредственно для индивидуального предпринимателя и самозанятого.
влияние на финансовую и инвестиционную состоятельность организации
Что касается субъектов хозяйствования и тех изменений, которые были анонсированы (упрощенная система налогообложения). Здесь несколько смущает то, что у нас увеличивается нагрузка на субъекты малого бизнеса. Вместо 5% мы должны платить 6%. Конечно, с точки зрения расходов и доходов бюджета, это вполне реальная схема. Но для отдельного субъекта хозяйствования увеличивается налог, что может повлиять на финансовую и инвестиционную состоятельность организации либо ляжет в цену. И если государство в дальнейшем будет регулировать ценообразование во многих отраслях, то здесь есть вопросы.
Никто не против отчетности, но вопрос в администрировании отчетности
элла селицкая
Для субъектов упрощенной системы налогообложения с тем подходом, который мы предлагаем с 2023 года, налоговая нагрузка не должна увеличиться.
новый порядок исчисления и уплаты уСН
Упомянули момент, что увеличивается ставка по упрощенной системе налогообложения до 6%. Я хотела бы здесь отметить, что когда мы предлагаем новый порядок исчисления и уплаты упрощенной системы налогообложения, из нее мы практически исключаем налогообложение всех внереализационных доходов. И у нас основной объект - это оборот по реализации товаров и услуг, имущественных прав. И раз мы несколько сузили объект налогообложения, чтобы не было потерь бюджета, мы предложили ставку поднять. Поэтому я склонна верить, что для субъектов упрощенной системы налогообложения с тем подходом, который мы предлагаем с 2023 года, налоговая нагрузка не увеличится.
Наша задача - превратить налоговую декларацию в электронный сервис, где только нужно будет подтвердить правильность определения налогового обязательства.
элла селицкая
александр швец
Налоговый кодекс, который мы приняли 1 января 2019 года, - это действительно совместные документы с бизнесом.
Полемизирую с министром финансов Юрием Михайловичем. Он говорит, что цель малого бизнеса - это доходы бюджета, а мы говорим: нет, цель малого бизнеса - это решение проблемы занятости, и через самозанятость мы уже помогаем бюджету. У нас принципиально иная парадигма подхода к этому вопросу.
Единственный, на наш взгляд, вопрос, по которому были допущены перекосы – это п.4 ст.33, который предполагает, что любая хозяйственная операция формально может быть признана незаконной, если ведет к системному уклонению от налогов. Эта статья была принята без согласования с нами, но мы ее поддерживаем, потому что современные технологии уклонения недобросовестным плательщиком от налогообложения сильно совершенствуются. Проблема заключается в одном - в перекосе правоприменения.
С другой стороны, много сделано позитивного. Налоговый кодекс, который мы приняли и изменили с 1 января 2019 года, - это действительно совместные документы с бизнесом. Мы пришли к фактически единодушному пониманию, шла разъяснительная работа, поэтому он воспринялся достаточно позитивно.
У бизнеса есть своеобразный страх, а не будет ли перекосов?
александр швец
В порыве либерализма в налоговом законодательстве в налоговом администрировании допустили конкурентный перекос.
александр швец
Перекос заключается в том, что законодательство не запрещало ИП быть самозанятым и распределять потоки: вот я - самозанятый, вот я - ИП, применяю УСН. На этом фоне работать юридическому лицу в любой категории (ЧУП, ООО) конкурентно тяжелее, нагрузка на него выше. Поэтому юрлица начали встраивать индивидуального предпринимателя (налоговых агентов) в свою экономическую систему, понижая тем самым налоговую нагрузку.
Наступило время выстроить ступенчатость: начальная стадия приобщения человека к бизнесу – самозанятый; потом он переходит в статус индивидуального предпринимателя и идет по трем направлениям (единый налог, упрощенная система налогообложения и общая система налогообложения). Уперся в потолок, должен понимать, что у тебя путь один - в юрлицо, а не клонироваться на три-четыре ИП.
александр швец
Фактически индивидуальные предприниматели остались великовозрастными школьниками.
Этой реформой государство говорит, что такая форма бизнеса, как индивидуальное предпринимательство, в ближайшее время трансформируется либо в самозанятые, когда ты своим профессиональным трудом получаешь доход, облагаешь его налогом в простой, но административной форме, либо, если ты нашел свою нишу, должен трансформироваться в юридическое лицо.
Про уровень инвестиций. Соглашусь, определенные плюсы Минфин предусмотрел, повышены инвестиционные вычеты, но они кардинально не решают вопрос.
Вызывают беспокойство 2%, которые могут местные органы власти добирать в налог на прибыль. У нас один только регион из семи является самодостаточным, это город Минск, все остальные дотационные и, конечно, они применят эти 2%.

Нам важно все эти изменения изучить и провести консультации с Минфином и Министерством по налогам и сборам в части их имплементации. Важнейшая составляющая - это консультационная поддержка, и здесь важна роль палаты налоговых консультантов в районах после принятия уточнений в Налоговый кодекс.
Мы отвечаем за бюджет, вы отвечаете за интересы бизнеса. Понятно, что чем меньше налоговая нагрузка на бизнес, тем больше инвестиционные возможности. Поэтому у нас сложная задача – найти баланс и продолжать работать в рамках той концепции, которая предложена, пока она в виде проекта. Необходимо искать пути, чтобы применение этих мер не привело к искажающему влиянию на конкуренцию, на некоторые категории бизнеса, чтобы они не были простым изъятием средств. Общая задача - повышение нейтральности налоговой системы и поиск внутренних резервов.
Дмитрий Кийко
Дискуссия, которая у нас в последнее время есть, приводит к реальным результатам. Налоговое законодательство одно из самых подвергаемых изменению в силу того, что мы вынуждены искать баланс интересов как плательщиков, так и непосредственно бюджета. Естественно, хотелось бы больше получать преференций в результате вложений в инвестиции, но могу сказать, что мы тоже стараемся. С 2019 года у нас действует 5-летняя поддержка по имущественным налогам, действует льгота для тех, кто работает первый год, и четыре года действуют понижающие коэффициенты. Суммы достаточно немалые и помогают поддержать бизнес-проекты. Мы стараемся после принятия законопроекта проводить активную разъяснительную работу и в следующем году сделаем особые акценты на ИП и разъяснении подходов по совершенствованию механизма работы в статусе самозанятого.
Элла Селицкая
Я очень рада тому, что по непростым вопросам существует определенный диалог и площадки для их обсуждения
элла селицкая