ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
.
ЭКСПЕРТЫ:
Александр Шевченко
начальник отделения обеспечения правоприменительной деятельности ГУ ГАИ МВД РБ
Ирина Довгало
член Постоянной комиссии по законодательству Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь
Виталий Уткин
член Постоянной комиссии по законодательству Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь
Сергей Добриян
начальник кафедры административной деятельности органов внутренних дел Академии МВД
С 1 марта вступят в силу два обновленных кодекса – Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) и Процессуально-исполнительный кодекс об административных правонарушениях (ПикоАП). Почему возникла необходимость в изменении?

Ирина ДОВГАЛО
член Постоянной комиссии по законодательству Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь

Уже давно говорилось о необходимости привести действующие законы в соответствие с ритмом и образом жизни граждан. Мощный толчок дал Президент своим поручением, обозначив моменты, касающиеся либерализации данного законодательства. Проделана колоссальная работа многих ведомств – на разных этапах к ней подключались ученые, законодательные органы, прокуратура, МВД. Фактически все субъекты хозяйствования приняли в этом участие.
Основное действие данного системообразующего документа направлено на защиту прав человека.
Виталий УТКИН

Виталий УТКИН
член Постоянной комиссии по законодательству Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь

Летом прошлого года мы стали свидетелями попыток посягать на права граждан – свободу передвижения, право на труд и др. Важно подчеркнуть, что этот документ носит защитный характер для всех нас, граждан. Поскольку в новом кодексе также появляется глава в отношении несовершеннолетних, то его отличает еще и воспитательная, профилактическая направленность.
Во Франции, скажем, если проводите без соответствующего разрешения массовое мероприятие, получаете суровое наказание – год лишения свободы и 15 тысяч евро штраф. А у нас в первый раз – штраф до 20 базовых величин, во второй – от 20 и выше.
Белорусское законодательство отличает демократичность в отношении к человеку, направленность не на наказание, а на защиту.
Если взять меры ответственности, которые связаны с массовыми беспорядками и митингами, несогласованными с госорганами, то наш административный кодекс занимает куда более демократическую и щадящую позицию, чем многие зарубежные.
Вся работа над этими документами строилась под девизом либерализации.

Сергей ДОБРИЯН
начальник кафедры административной деятельности органов внутренних дел Академии МВД

Действующие Кодексы вступили в силу в марте 2007 года. За 14 лет они подверглись большим изменениям. Но и тогда они явились результатом коренной реформы законодательства об административных правонарушениях, и по сравнению с кодексом 1984 года они были жестче. Потому что там были установлены такие основания ответственности, как соучастие, покушение, были дифференцированы сроки наложения административного взыскания, была закреплена процедура упрощенного ведения административного процесса, в том числе с использованием средств фото- и видеофиксации, работающими в автоматическом режиме. Все это привело к увеличению количества выявляемых и регистрируемых административных правонарушений.
Сергей ДОБРИЯН
Кара никогда не являлась целью административной ответственности.
Статистика 2019 года: совершено более 4 млн административных правонарушений и почти 1,7 млн зарегистрировано с помощью средств фото- и видеофиксации.
СТАТИСТИКА
Поэтому возникла необходимость пересмотра подхода, и действительно, работа комиссии, в которую входили представители всех ведомств, строилась под девизом либерализации.
Поэтому на совещании у главы государства поставлена задача провести реформу законодательных норм, чтобы они стали понятными не только правоприменителям, но и простым людям. Предстояло избавиться от лишних норм, которые устанавливают повышенные запреты, поэтому достаточно много статей "ушло".
НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИМЫЕ НОВАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
впервые введена категоризация административных правонарушений >>
Они разбиты на три группы: административные проступки, значительные административные правонарушения и грубые административные правонарушения. Это наложило отпечаток на формирование санкций административно-правовых запретов, позволило дифференцировать сроки, по истечении которых лицо считается не привлекавшимся к ответственности. Теперь, если человек совершает проступок, после уплаты штрафа он уже считается не привлекавшимся к ответственности. При значимом правонарушении этот срок составляет полгода, при грубом – год. В отношении несовершеннолетних эти временные промежутки уменьшены еще в два раза. То есть, даже совершив грубое правонарушение, по прошествии 6 месяцев он будет считаться не привлекавшимся к административной ответственности. Важно подчеркнуть – срок исчисляется не с момента совершения административного правонарушения, а с момента, когда лицо понесло установленную законом ответственность. К примеру, после того, как заплатил штраф, отбыл положенные сутки ареста и т.д.
Расширен круг деяний, которые влекут ответственность по требованию потерпевших >>
То есть когда только заявление лица является основанием для начала процесса.
Исключены институты характерные для уголовного законодательства >>
Соучастие и покушение на совершение административного правонарушения уже не являются основанием для административной ответственности.
Появилась самостоятельная глава – профилактические меры воздействия >>
Они будут применяться вместо административного взыскания и в определенных случаях императивно, что позволит не вешать ярлык правонарушителя на лиц, которые впервые совершили административное правонарушение, а ограничиться мерами воздействия, которые не влекут никаких негативных правовых последствий.



Нужно обратить внимание на то, что именно является объектом посягательства при административном правонарушении.
Виталий УТКИН
член Постоянной комиссии по законодательству Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь
Еще в 90-е годы я работала в комиссии по делам несовершеннолетних, тогда в КоАП существовала 162-я статья - ответственность родителей за невыполнение обязанностей по воспитанию и обучению своих детей, законодательство по несовершеннолетним имело свое отражение в целом ряде статей. Сейчас ответственности несовершеннолетних посвящена целая глава, причем законодательство не просто либерализировано, даже появилось понятие освобождения подростка от ответственности и применение мер воспитательного характера. То есть ему можно разъяснить законодательство, и это тоже является мерой воздействия, можно ограничить досуг, можно принести извинения потерпевшему – такие меры действительно дают ребенку шанс, возможность подумать - что ты делаешь.
Меры воспитательного характера: законодательство, регулирующее ответственность подростков либерализировано.
Ирина ДОВГАЛО
Что касается родителей, то они облагаются исключительно штрафными санкциями и должны понимать: нельзя с себя перекладывать ответственность на учреждение образования или кого-то еще. В работе с подростками должен быть тройственный тандем школы или учреждения внешкольного типа, семьи и самого несовершеннолетнего.

Ирина ДОВГАЛО
член Постоянной комиссии по законодательству Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь


К подростоку вне зависимости от того, какую категорию правонарушения он совершил, будь то проступок либо грубое правонарушение, в качестве замены административного взыскания могут применяться профилактические меры воспитательного взаимодействия.
Сергей ДОБРИЯН
начальник кафедры административной деятельности органов внутренних дел Академии МВД
Изменился подход в части сроков, в течение которых за лицом закрепляется статус правонарушителя.
Сергей ДОБРИЯН
Например, за значительные правонарушения лицо в течение полгода считается привлеченным к административной ответственности, и это влечет правовые последствия при совершении новых правонарушений. За грубое нарушение, после того, как лицо исполнит положенные обязанности, связанные с конкретной мерой административной ответственности, оно считается привлеченным в течение года, но при условии, если не совершаются новые правонарушения. Самое важное - срок исчисляется не с момента совершения административного правонарушения, а с момента, когда лицо исполнило свою обязанность, заплатив штраф, отбыло положенные необходимые сутки ареста и др.

Сергей ДОБРИЯН
начальник кафедры административной деятельности органов внутренних дел Академии МВД

Устное замечание будет применяться в случаях, когда очевидна малозначительность деяния. Оно не оформляется, никуда не заносится. Обязательным условием профилактических мер (освобождение с предупреждением или устное замечание) является, во-первых, признание своей вины и, во-вторых, согласие лица на применение к нему таких мер. Если лицо не согласно с инспектором, не признает свою вину, не согласно с освобождением его от ответственности, административный процесс будет осуществляться в полном объеме с составлением протокола, с собиранием всех необходимых доказательств и рассмотрением передачи материалов для рассмотрения в компетентные органы.
Мы первые на постсоветском пространстве ввели меры профилактического и преду­предительного характера в законодательство, закрепили их в КоАП.
Да, о таких законотворческих инициативах говорят уже несколько лет, в том числе и в Российской Федерации, но именно наши парламентарии стали первопроходцами.
Данный порядок вынесения предупреждения распространяется также за нарушения, зафиксированные автоматическим средством фиксации, то есть в автоматическом режиме.

Александр ШЕВЧЕНКО
Новые КоАП и ПИКоАП коснутся водителей и владельцев автомобилей. Усилена ответственность для тех, кто садится за руль в нетрезвом состоянии. Наказание здесь дифференцировано, в зависимости от степени опьянения. Новый документ дает нам возможность привлекать владельцев транспортных средств за мелкие нарушения, зафиксированные на камеры. Скажем, проезд на красный сигнал светофора, остановка за стоп-линией, езда по полосе, предназначенной для общественного транспорта. На сегодня законодательно можно привлечь к ответственности в таком порядке лишь за превышение скорости и нарушение правил остановки и стоянки.

Усилена ответственность для тех, кто садится за руль в нетрезвом состоянии.
Александр ШЕВЧЕНКО
Нововведением является и то, что теперь за езду без техосмотра и страховки не всегда будет отвечать водитель. Если этот автомобиль принадлежит организации, то за подобные нарушения ответственность понесет не нанятый водитель, а непосредственно юридическое лицо.

Александр ШЕВЧЕНКО
Такой вид наказания как общественные работы, тоже был достаточно резонансным и имел широкую линейку обсуждения.
The Team teachable
Ирина ДОВГАЛО
Этот вид наказания стал резонансным, его широко обсуждают в соцсетях. Общественные работы будут налагаться судом и только с согласия лица, совершившего административное правонарушение. Новый вид административного взыскания касается только грубых административных правонарушений и применяется в качестве альтернативы административному аресту и штрафу. То есть человек, который не может его оплатить, дает добровольное согласие на выполнение общественных работ.
Сергей ДОБРИЯН
КоАП определяет, что общественные работы применяются только с согласия лица, на срок от 8 до 60 часов, и выполняются не более четырех часов в день. Порядок и места, где они будут проходить, устанавливаются решением местных распорядительных органов. В КоАП появилась также статья за уклонение от общественных работ. Она предусматривает штрафные санкции.

НОВЕЛЛА законодательства - фиксация возможности превышения скорости на основании расчета средней скорости движения на определенном участке.
Александр ШЕВЧЕНКО
начальник отделения обеспечения правоприменительной деятельности ГУ ГАИ МВД РБ
The Team teachable
Сергей ДОБРИЯН
Две новые меры обеспечения административного процесса: ограничение выезда за границу лица, в отношении которого идет административный процесс и временное ограничение права лица, в отношении которого ведется процесс, на управление транспортным средством или правом охоты. Они внесены в кодекс для того, чтобы сократить процедуру принудительного взыскания штрафа. Применяться они будут только при совершении административных правонарушений предусмотренных 24-й главой. Налагаться могут только судом на стадии рассмотрения дела. Судья, приняв решение по делу, дополнительно может применить одну или две сразу эти меры ограничения и только для уплаты штрафов. Как только лицо уплатило штраф, с него все эти ограничения снимаются.
Ирина ДОВГАЛО
Безусловно, есть целый ряд непопулярных мер, но закон не красна девица, чтобы всем нравиться. Ни в одной стране нет такого законодательства, чтобы оно устраивало буквально всех. При подготовке законопроекта КоАП и ПИКоАП приходило очень много предложений от наших граждан, и я выражаю им огромную благодарность за такую активность и неравнодушие.