Проект БЕЛТА и Белорусского института стратегических исследований. Известные аналитики, политологи, экономисты обсуждают актуальные вопросы из жизни Беларуси и мира
ТЕМА
ПРОЕКТ
ВЫЗОВЫ И РИСКИ
ЛЕГКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ БЕЛАРУСИ
ЭКСПЕРТЫ:
  • Михаил Жигало
    начальник управления организации торговли и общественного питания Министерства антимонопольного регулирования и торговли
  • Светлана Кахро
    начальник управления внутренней торговли и выставочной деятельности концерна "Беллегпром"
  • Иван Турчак
    генеральный директор ОАО "Барановичское производственное хлопчатобумажное объединение" ("Блакiт")
  • Андрей Шашков
    заместитель начальника Главного управления организации таможенного контроля Государственного таможенного комитета
  • Анна Суша
    председатель ОО "Белорусское общество защиты потребителей"
  • Андрей Сериков
    генеральный директор ООО "Марк Формэль"
Тема "ЛЕГКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ БЕЛАРУСИ: вызовы и риски"
Сейчас в мировых СМИ основной темой, вокруг которой закручивается большинство сюжетных линий, является коронавирус. Эксперты анализируют, как он отразится на мировой экономике, экономике отдельных стран и отраслей. Государства закрывают границы, рвутся производственные цепочки, и Беларусь, как открытая страна, не может игнорировать происходящее вокруг. Как коронавирус повлиял на отечественные предприятия легкой промышленности?
Юрий ПРОКОПОВ (модератор)
заместитель директора Белорусского института
стратегических исследований
ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ
НАСЕЛЕНИЯ МАСКАМИ И
МАРЛЕВЫМИ ПОВЯЗКАМИ
  • Светлана Кахро
    Наши предприятия очень быстро включились в эту работу, и около 15 предприятий концерна сегодня производят марлевые повязки. Они четырехслойные в соответствии с техническими условиями и СТБ. Барановичское производственное хлопчатобумажное объединение производит марлю для повязок. Есть еще могилевское предприятие "Лента", которое выпускает маски из марли и бинтов. Сейчас перед нами стоит задача - обеспечить собственное население и собственные потребности, чтобы люди имели возможность приобретать маски в аптечных сетях как государственной формы собственности, так и частной. На этом мы в первую очередь делаем акцент. Сейчас подключаем и частный бизнес, у кого есть швейное оборудование, но не загружены мощности. Быстро перепрофилируем их на выпуск масок. Стремимся выпускать 500 тыс. масок в день.

  • Иван Турчак
    Мы увеличили выпуск марли в 2,5 раза. Дополнительно выпустили на рынок ткань со специальной обработкой, которая заменяет марлю. Если ажиотаж останется, объемы выпуска повязок увеличатся в десятки раз. Работа организована почти в круглосуточном режиме. Отгрузки идут и в субботу, и в воскресенье.
    Есть дополнительные вызовы в части обеспечения базовым сырьем. Европа фактически приостановила его отгрузки. Запасов у нас где-то на 1,5-2 месяца. Там, где отгрузки еще есть (Средняя Азия), все упирается в карантинные мероприятия на границах. Если раньше товар доходил из Средней Азии в течение недели или 10 дней, то сегодня - не менее месяца. Пока мы стараемся компенсировать внутренними мероприятиями, но проблема есть.

  • Андрей Шашков
    Практически все страны закрыли свои границы. Движение физических лиц в принципе закрыто, движение грузовых транспортных средств пока еще открыто. Естественно, многие контрактные отношения под вопросом, но таможня делает все возможное. У нас в первую очередь оформляются транспортные средства, которые везут товары вроде повязок и тому подобное.

  • Михаил Жигало
    Если говорить в целом о потребительском рынке, то на данный момент мы не наблюдаем какого-то повышенного спроса. Понятно, за исключением масок, по объективным причинам. Что касается оптового звена, то мы мониторим в рамках своей компетенции товаропотоки, и наблюдаем определенные сбои в поставках. Но это обусловлено объективными факторами. Нельзя сказать, что сырья нет вообще либо оно не поступает в страну. Присутствуют объективные логистические сбои, то есть где-то возможна задержка поставки.
АНАЛИЗ ПРИЧИН ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОТЕРЬ В ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
17 марта Президент провел совещание с экономическим блоком. В приоритетах по-прежнему остаются экспорт и импортозамещение. Могут ли наши предприятия воспользоваться шансом — найти новую нишу в условиях, когда традиционные поставщики либо импортеры нашей продукции уходят на карантин, сворачивают производства? Ведь рано или поздно эпидемия пройдет и кризис закончится.
БОЛЕЕ 5 ТЫС. РАБОЧИХ МЕСТ ПОТЕРЯНО
2019 г.
от общей численности
работников отрасли
10%

Светлана КАХРО
начальник управления внутренней торговли и выставочной деятельности концерна "Беллегпром"

Предприятия хорошо понимают емкость белорусского рынка и развивают товаропроводящую сеть, чтобы в полном объеме удовлетворять покупательский спрос. Хотя в последнее время очень непросто удерживать позиции на рынке. Согласно совместному мониторингу с МАРТ, последние три года продажи отечественных товаров снижаются.
В условиях нынешней конкуренции на внутреннем рынке предприятиям непросто.
Удельный вес товаров легкой промышленности уменьшается. Особенно это касается обуви и трикотажных изделий, и это заставляет нас задуматься. Предприятия используют все свои ресурсы и маркетинговые рычаги, чтобы присутствовать больше на внутреннем рынке. Но здесь нужно понимать, что 55% объема производства легкой промышленности предназначено для экспорта.


Иван ТУРЧАК
генеральный директор ОАО "Барановичское производственное хлопчатобумажное объединение" ("Блакiт")

Наверное, возможности будут появляться. Но мы не производим продуктовые или медицинские товары, за исключением масок. И в этой ситуации рынок будет очень быстро падать и медленно восстанавливаться.
Правила игры на рынке в этот период надо пересмотреть.
Сегодня потребность в этом чувствуют в первую очередь производители, отчасти ретейл. Мы находимся в рамках международных договоренностей. В данной ситуации non-food страдает в первую очередь и восстанавливается медленнее, чем остальные рынки. Понятно, что надо поддерживать, чтобы экономика, промышленность сохранялась, с одной стороны. С другой - хотя бы на короткое время поменять правила игры. Если мы будем относиться к собственному рынку, как мы относились до этого, в том числе в работе секонд-хенда с контрафактным товаром, то, наверное, в период снижения спроса многим добросовестным производителям будет очень тяжело.
СЕКОНД-ХЕНД
за 4 года объем ввоза вырос в
5 раз
в 2019 году в страну ввезено
48,5 т
секонд-хенда
Госкомстат РБ
ЭТО БОЛЬШЕ, ЧЕМ ВСЕГО ПЕРЕРАБОТАНО СЫРЬЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Анна СУША
председатель ОО "Белорусское общество защиты потребителей"

Приобретая товары в секонд-хенде, потребитель не выбрал отечественного производителя.
Около 13 лет назад мы в Беларуси начинали такой проект – устойчивое потребление для улучшения качества жизни. Это сейчас в устойчивом развитии как раз одна из целей, 12-я, - это устойчивое потребление. Мы были новичками, и зарубежный эксперт нам сказал: "А что плохого, что товары секонд-хенда реализуются?". Они прошли санитарную обработку, и почему нет: снижается нагрузка на производство, энергетические затраты.
Поэтому наши производители всегда экономят на чем-то, в первую очередь на рекламе. Следуя принципу устойчивого потребления я стараюсь обдумывать. Случайно я зашла в магазин отечественного производителя. Там были такие красивые вещи, что я не удержалась, за Br26 купила для своей маленькой внучки три платья. Еще преимущество: у тебя есть право, предоставленное законом о защите прав потребителей, заменить или обменять товар, или получить свои деньги обратно.


Андрей СЕРИКОВ
генеральный директор ООО "Марк Формэль"

Для того, чтобы организовать производство, необходимо инвестировать в основные средства, оборудование, обучение персонала, здания и сооружения. Потом при производстве промышленные предприятия занимаются перекрестным субсидированием. Они получают энергетические ресурсы в разы дороже, чем физические лица Республики Беларусь. Условно говоря, $265 за тысячу кубов, или 12 центов за киловатт электроэнергии. То есть, они уже субсидируют потребителей.
Почему предприятия секонд-хенда существуют в рамках одинакового правового поля с производителями?
За последние 4 года количество ввезенного в страну секонд-хенда увеличилось в пять раз - до 48,5 т. Это в два раза больше, чем все сырье, которое было переработано в Беларуси всеми предприятиями, включая текстильные.

АНДРЕЙ СЕРИКОВ

Михаил ЖИГАЛО
начальник управления организации торговли и общественного питания Министерства антимонопольного регулирования и торговли

Если мы говорим об ограничениях именно в отношении товаров, бывших в употреблении, то мне риторика производителей не совсем понятна. Это нормальная сложившаяся практика, которая в принципе сформирована во всех странах, и принимать революционные меры не совсем корректно. При этом существует проблематика, как я понимаю, по стоковой одежде. Она ввозится в Беларусь под видом товара, бывшего в употреблении. Соответственно, к этой продукции при поступлении на территорию страны применяются определенные пониженные льготные ставки при ввозе. У нас как бы путаница началась в этой части.
Что является проблематикой – товары, бывшие в употреблении, либо товары именно стокового характера?
И вот тут нужно принимать меры по регулированию. Необходимо вынести магазины за черту города и так далее, эти меры немножко революционные в сегодняшних реалиях. Потому что это магазины повышенного спроса. Их любят потребители. Нужно ввести какое-то определенное регулирование с точки зрения распределения этих форматов. Если магазин позиционирует себя как секонд-хенд, то продавайте товары, бывшие в употреблении, не под видом стоковой одежды. Если вы позиционируете себя как стандартный магазин, то там может реализовываться и стоковая одежда. Сегодня у нас этого разграничения, к сожалению, нет. И, возможно, здесь определенный правовой пробел, который создает определенные схемы для ухода от уплаты таможенных пошлин и так далее. Так создается нечестная конкуренция нашим производителям.
Некоторые магазины, которые позиционируют себя как секонд-хенд, фактически реализуют именно стоковую одежду.
На законодательном уровне не установлены требования безопасности поступающей из-за рубежа продукции легкой промышленности, бывшей в употреблении.

СВЕТЛАНА КАХРО
Хотелось бы, чтобы на рынке были правила, одинаковые для всех.

ИВАН ТУРЧАК

Иван ТУРЧАК
генеральный директор ОАО "Барановичское производственное хлопчатобумажное объединение" ("Блакiт")

С точки зрения поддержки как частного, так и государственного производителя и защиты потребителя могу сказать, что если белорусский секонд-хенд завести в Европу, просто ради интереса, я вас уверяю, что разговор был на 100% противоположный. И вот эти моменты. Но мы сейчас говорим про секонд-хенд.

Как было сказано, 55% всей произведенной продукции - это экспорт. Предмет разговора - защита внутреннего рынка.
Любая война начинается с отвоевывания своей территории, а потом уж можно воевать за чужие.

Юрий ПРОКОПОВ (модератор)
заместитель директора Белорусского института
стратегических исследований


Мы четко обозначили проблемы, которые надо решать предприятиям. Важно, что мы здесь услышали: что необходимо для того, чтобы наши предприятия легкой промышленности работали, уплачивали налоги, дарили эстетическое удовлетворение покупателям, приносили пользу тем, кто работает на этих предприятиях. Это добросовестная конкуренция. Это проходило красной линией в обсуждении.
Тема "ЛЕГКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ БЕЛАРУСИ: вызовы и риски"
Экспертная среда
ЛЕГКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ БЕЛАРУСИ: вызовы и риски
видеоверсия