Проект БЕЛТА и Белорусского института стратегических исследований. Известные аналитики, политологи, экономисты обсуждают актуальные вопросы из жизни Беларуси и мира
ТЕМА
ПРОЕКТ
ПАМЯТЬ О ВОЙНЕ
ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
ЭКСПЕРТЫ:
  • Сергей Трахименок
    член Союза писателей Беларуси и России, доктор юридических наук, профессор
  • Сергей Клишевич
    депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, член Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке
  • Вячеслав Данилович
    директор Института истории НАН Беларуси, кандидат исторических наук, доцент
  • Степан Темушев
    ведущий научный сотрудник лаборатории историко-обществоведческого и социокультурного образования Национального института образования Министерства образования Республики Беларусь, кандидат исторических наук, доцент
  • Игорь Валаханович
    аналитик Белорусского института стратегических исследований, кандидат исторических наук, доцент
  • Юрий Прокопов (модератор)
    заместитель директора Белорусского института стратегических исследований

Юрий ПРОКОПОВ (модератор)
заместитель директора Белорусского института
стратегических исследований

Мы собрались в канун важной даты – 75-летия Великой Победы. Значение этого события для мировой истории трудно переоценить, хотя многие и пытаются это сделать. До сих пор это событие в фокусе внимания не только историков, но и политиков. Мы сегодня поговорим, что такое историческая политика и политика памяти. И чем отличаются подходы Беларуси и сопредельных стран при оценке Великой Отечественной войны или Второй мировой войны, как чаще говорят в Европе, в Америке. Мое поколение знало о войне с детства, со школьной скамьи, мы читали о подвигах пионеров-героев. Позже мы знакомились с комсомольцами-подпольщиками, «Молодой гвардией», нас окружала литература и фильмы о войне. И главное: рядом с нами были наши дедушки и бабушки – живое олицетворение тех событий, о которых мы слышали, о которых мы читали. Словом, Великая Отечественная война была частью нашей жизни.
Тема " ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА :
память о войне"
Я хотел бы начать нашу дискуссию с вопроса Сергею Михайловичу. Вы принадлежите к генерации, которую принято называть поколением независимой Беларуси. Я рассказал, как мое поколение, которое родилось еще в Советском Союзе, воспринимало войну. А как воспринимается людьми вашего возраста, которые родились и выросли в независимой Беларуси, Великая Отечественная?
?

Сергей КЛИШЕВИЧ
депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, член Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке

Для меня – это огромная часть жизни, потому что я этим интересовался с ранних лет, расспрашивал своих бабушек, дедушек, которые принимали участие в Великой Отечественной войне. Но, общаясь сегодня с молодежью, мы, к сожалению, видим, что для многих из них Великая Отечественная война – это одно из исторических событий наравне с другими войнами, которые проходили на нашей территории.
Нужно оперативно с общественностью думать, как вернуть молодежи память о ВОВ.
Потому что для нас Великая Отечественная война – это не просто одно из исторических событий. Это наша независимость, наша государственность. И День Независимости напрямую связан с этой датой. Но мы не сможем этого сделать без привязки каждого человека к его родным героям, которые есть в каждой белорусской семье.
Сергей Александрович, Вы автор книг и киносценариев. У меня вот книга "Эхо забытой войны" 2004 года. С удовольствием перечитываю. Люди моего поколения читали о пионерах-героях с завистью: такой у ребят был уникальный шанс совершить подвиг. А что хочет узнать молодое поколение из книг о войне? Может ли современный писатель достучаться до молодого читателя?
?


Сергей ТРАХИМЕНОК
член Союза писателей Беларуси и России, доктор юридических наук, профессор

Они-то уже немолодые, не могли это сделать самостоятельно, ну и написать эти книги, которые я написал.
В 90-е этим людям пришлось испытать большую боль от того, что во время перестройки многое было дискредитировано по отношению к этой великой войне, меня это побудило заступиться за них.
Я не совсем современный писатель. Я принадлежу к послевоенному поколению. Мы мальчишками росли рядом с теми, кто прошел войну. Можно смотреть через статистику, можно через описания больших и малых событий, а можно через личности. И я хорошо помню, как после войны эти ребята пришли, они учились в вечерних школах, техникумах и вузах. Они не доиграли, поскольку их детство и юношество выпало на войну.
Мой отец прошел всю Беларусь, до Белостока, подорвался на мине, в госпиталь попал уже инвалидом, ему не было еще 20-ти. Фактически отвоевал в действующей армии год с лишним. Как-то я читал дневник его друга. Все тогда увлекались футболом. Он, естественно, бегать не мог, но стоял на воротах на двух костылях и всем говорил, что 11-метровый легче брать, удобнее, когда у тебя одна нога и два костыля.
Многие смотрят на войну через сериал "Штрафбат", "Окопную правду", которая опять же в 90-е широко публиковалась. Как им донести, что то, что они видят на экранах кинотеатров, в телевизорах, в интернете, это такой доходчивый, съедобный фаст-фуд, а война была несколько другой?
?


Степан ТЕМУШЕВ
ведущий научный сотрудник лаборатории историко-обществоведческого и социокультурного образования Национального института образования Министерства образования Республики Беларусь, кандидат исторических наук, доцент

Для школьников Великая Отечественная война – это далекое прошлое. Прошло несколько поколений, и они воспринимают зачастую эти события как то, о чем пишется в учебных пособиях.
В учреждениях общего среднего образования периоду ВОВ уделяется значительное внимание.
Историю ВОВ согласно новым учебным программам учащиеся должны изучать дважды. В 9 и в 11 классах на уровне нового проблемно-теоретического обобщения.
В 9 классе на изучение истории ВОВ отводится 6 часов плюс 1 час обобщения, плюс час – на наш край, посвященный региональным особенностям своего родного края в более узком значении. То есть до 8 часов, а еще по всемирной истории 5 часов. При этом при последовательном изучении сначала учащиеся изучают общую проблематику войны, в широком контексте по всемирной истории, затем – какой же вклад внесла наша страна в общую победу. И в 11 классе – на базовом и повышенном уровне.
Вячеслав Викторович, вы один их членов редколлегии, автор 5-томной истории белорусской государственности, где целый том посвящен истории белорусской государственности во время и после войны — наша научная база, которая рассказывает правду о войне. Но пойдет ли школьник искать правду о войне в библиотеку? Обложится огромными фолиантами и будет искать нестыковки с тем, что он прочитал в интернете с тем, что написано в книге, и делать выводы? Он скорее возьмет телефон, найдет первое, что ему предложат алгоритмы поиска – короткое, броское, максимально упрощенное. На каком языке нам разговаривать с разными генерациями – школьниками, студентами, чтобы донести свою позицию?
?

Вячеслав ДАНИЛОВИЧ
директор Института истории НАН Беларуси, кандидат исторических наук, доцент

Необходимо разговаривать с разными социальными группами на их языке, если адаптировать тот материал, который наша отечественная наука наработала по истории Второй мировой.
Причем этот пласт подаем в последние двадцать лет через призму белорусского народа. Что значила эта война для народа и нашей государственности? Могу заявить, что если бы не победа в ВОВ – не было бы ни нашего народа, ни белорусской государственности. Вполне закономерно, что у нас 3 июля и День Независимости, и освобождения Минска.
НАН Беларуси объявила важную патриотическую всебелорусскую акцию "Вспомним всех!" 13 марта состоялась презентация этой акции. Она предусматривает сбор сохранившихся воспоминаний, фотографий о людях, которые участвовали в событиях ВОВ и внесли свой вклад в нашу общую победу. Акция нацелена на широкую общественность.
В перспективе нацелены на создание электронной базы народной летописи ВОВ.
Мы как ученые прекрасно понимаем: необходимо свои научные разработки довести до широкой общественности. Много внимания поэтому уделяем популяризации наших научных исследований – через проведении региональных научных форумов, которые посвящены истории регионов Беларуси в различный исторический период, в том числе Второй мировой.
Любой человек, если он помнит что-то о своих предках и хотел бы это рассказать, может это записать и выслать нам в Институт истории, есть заставка на сайте, которая рассказывает об этой акции. И так человек сам соприкоснется с событиями ВОВ и Второй мировой. На сегодняшний день уже более 100 обращений поступило к нам в институт. Мы аккумулируем обращения – воспоминания и фотографии.
ПРОЕКТЫ БЕЛТА
И БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЕЯ ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
В архиве я нашел протоколы допросов, уголовные дела и создал некую картину диверсионных групп, в которые вербовали подростков. В своей повести я воссоздал историю одного из них.

СЕРГЕЙ ТРАХИМЕНОК
Чем дальше уходят в историю военные годы, тем больше требуется усилий для защиты исторической правды. Казалось бы, еще совсем недавно во всем мире знали, что советский народ победил самое страшное зло в истории человечества. Сегодня Советский Союз приравнивают к нацистской Германии и обвиняют в развязывании войны, подвиг советского солдата принижают, памятники сносят. Я хочу узнать, почему происходит такая ревизия истории, чем подвиг советского солдата так не угодил, что его понадобилось втоптать в грязь и сделать это официальной политикой ряда стран?
?
НАПРАВЛЕНИЯ ФАЛЬСИФИКАЦИИ ИСТОРИИ
1
Отрицание всенародного характера борьбы
Некоторые источники (как на Западе, так и в странах бывшего СССР) называют партизан "террористами". Требуют привлекать к ответственности за вовлечение в боевые действия гражданского населения.
2
Создание мнимых образов
На Западе применялся щадящий термин "коллаборационизм" (с фр. — сотрудничество с оккупантами), который в 1990-е годы прочно вошел в обиход и на постсоветском пространстве. В СССР данное явление трактовалось однозначно как предательство Родины.
3
Манипулирование сознанием
Внедрение в сознание мировой общественности антиисторических идей о схожести целей внешней политики СССР и Германии.
4
Преуменьшение миссии СССР
Преуменьшение значения освободительной миссии СССР в Европе.
5
Искажение данных
Преувеличение данных о потерях советских войск в целях обвинения командования в бессмысленных жертвах.
6
Искажение образа советских воинов
Советские воины представляются в виде насильников и мародеров, принесших в Европу не освобождение, а якобы оккупацию.
Историческая политика используется сейчас определенными политическими силами в своих интересах. Модно хайпануть, поднять какую-то тему, тем более используя для обоснования своей позиции историческое прошлое, в частности события, связанные с Великой Отечественной войной.

ИГОРЬ ВАЛАХАНОВИЧ

Игорь ВАЛАХАНОВИЧ
аналитик Белорусского института стратегических исследований, кандидат исторических наук, доцент

Есть четкие красные линии, за которые никто не должен переходить. Еще в 45 году было определено, что нацизм – это беда, это страшно. Сторонники подобной политики признаны военными преступниками, сейчас идет попытка прямо либо косвенно перейти за эту красную линию. Сказать, что черное — это белое, а белое — это черное и так далее. Вот применительно к истории Беларуси, скажем, вопрос о роли и значении тех же самых национал-коллаборационистов, которые участвовали в реализации нацистской оккупационной политики. Попытка представить их не как военных преступников, не как проводников нацистской политики геноцида, а как борцов со сталинским тоталитаризмом.
Выстраивая собственную историческую политику, у нас нет стремления что-то приукрасить, подогнать исторические факты под какие-то политические доктрины.
Вячеслав Викторович, вы один из авторов статьи в журнале "Беларуская думка", опубликованной в августе прошлого года. В этой статье перечисляются пункты, вокруг которых строятся инсинуации. Пытаются привнести раскол. И тема Великой Отечественной войны занимает значительную часть. Вы пишете (я имею в виду группу авторов), что проблема Беларуси в том, что мы находимся на геополитическом изломе между западом и востоком, и вокруг нас идут баталии о фальсификации истории. Россия и Запад транслируют собственную повестку. И это все оказывает большое психологическое воздействие на наш народ. И нам важно не допустить, чтобы в белорусском обществе начались "войны памяти". Нам нужно активизировать собственную историческую политику. Вот это словосочетание: историческая политика. В чем ее суть? И чем она отличается от исторических политик сопредельных стран.
?


Игорь ВАЛАХАНОВИЧ
аналитик Белорусского института стратегических исследований, кандидат исторических наук, доцент

Я могу сказать, что историческая политика — это по сути дела действие государства по закреплению в общественном сознании исторического нарратива, который способствует национальной консолидации. Это не попытка навязать какую-то политическую волю большинства меньшинству или наоборот, это продолжение эволюционной политики памяти о войне, которая была заложена еще в советский период.
В отличие от других стран, мы не сбрасываем из нашего нарратива то хорошее, что было наработано в советскую эпоху в плане написания военной истории, партизанского движения, отражения всех потерь, которые понес белорусский народ.
В плане мемориализации, создания мемориалов, которые были в Советском Союзе, они продолжают существовать и сегодня. Плюс Республика Беларусь, скажем, эволюционно логически развивает эти наработки. У нас собственное видение и национально исторические школы. У нас новые памятники о войне, которые не противоречат тому, что было создано ни в Брестской крепости, ни Хатыни. Тот же тростенецкий памятник — мемориал жертвам не только Великой Отечественной и Второй мировой войны. Вот в этом, наверное, и заключается особенность нашей исторической политики.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
!
  • Германо-советский договор
    от 23 августа 1939 г.
    Достигнутые договоренности между Германией и Советским Союзом не делали их союзниками ни формально, ни фактически, хотя некоторые сегодня доказывают обратное.
  • Воссоединение Западной Беларуси с БССР
    сентябрь 1939 г.
    Беларусь стала целостным государством. Благодаря приросту населения и территорий, нападение Германии произошло на более выгодных для СССР рубежах.
  • Геополитический результат победы
    В 1945 году БССР стала одним из основателей ООН, получив мировое признание. Запад безоговорочно признал решающую роль СССР в разгроме нацистской Германии.

Вячеслав ДАНИЛОВИЧ
директор Института истории НАН Беларуси, кандидат исторических наук, доцент

Мы руководствуемся объективным подходом и смотрим на исторические события с точки зрения Беларуси и белорусского народа, что они дали для нашего народа либо государства.
Мы смотрим объективно. Мы не стремимся противопоставить один исторический период другому. Как это часто, например, бывает у наших польских, прибалтийских, украинских коллег, которые считают, что советский период – это сплошной мрак, что там ничего хорошего не было, одно угнетение и прочее. Мы же смотрим с точки зрения нашего белорусского народа, и такой объективный подход нам позволяет видеть то ценное, что было в том числе и в советском обществе.
Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом. Советский Союз был последней европейской страной, которая заключила подобный договор, он был в русле тенденций той политики, которая осуществлялась в Европе фактически целое десятилетие в тридцатые годы. И Мюнхенский сговор — яркий тому пример.

Вячеслав ДАНИЛОВИЧ

Сергей КЛИШЕВИЧ
депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, член Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке

Если историческая политика наших сопредельных государств носит наступательный характер, они стараются влиять своей исторической политикой на нашу и других соседних государств, то мы часто как будто бы оправдываемся за какие-то факты, которые нам пытаются навязать сегодня. Мы не создаем альтернативных социальных сетей, телеграмм-каналов, не делаем информационные вбросы на соседние государства, у нас такой задачи нет.
У нас историческая политика носит больше оборонительный характер.
Соседние государства это делают без проблем и влияют на нас, на нашу молодежь с помощью в том числе современных технологий. И понятно для чего это делается — геополитика, политика, это понятно. Но в основе всего лежит экономика. Потому что сегодня идет борьба в том числе и за наше государство.
Настает время, когда нам нужно думать над тем, как жестче обороняться. Не допускать каких-либо чуждых нам идей, которые действительно влияют на молодежь и на наше будущее. И по сути дела влияют на нашу оборону и в конечном счете на экономику нашего государства.

Сергей КЛИШЕВИЧ


Игорь ВАЛАХАНОВИЧ
аналитик Белорусского института стратегических исследований, кандидат исторических наук, доцент

Понятие историческая политика у нас впервые получило социальное закрепление в прошлом году в контексте информационной безопасности. И я бы не говорил о том, что наша историческая политика оборонительная. Я согласен с тем, что у наших соседей она носит порой скажем навязчивый характер, когда через свой исторический нарратив они пытаются навязать некие идеи и интегрировать их в информационную плоскость Республики Беларусь.
Я бы увязал нашу историческую политику с понятием информационного нейтралитета, который закреплен в той же концепции информационной безопасности.
Информационные нейтралитеты не как какая-то пассивность, не как возможность отсидеться, а, скажем, невозможность использовать наше информационное пространство как площадку для проведения агрессивных действий.
Коллеги, как вы для себя формулируете простой понятный месседж, с которым белорусские историки, белорусская историческая политика должна идти к человеку?
?
  • Вячеслав ДАНИЛОВИЧ
    В любом историческом периоде мы можем гордиться тем, что было сделано нашими предками, которые формировали различные государства на нашей территории, благодаря энергии и силам которых мы пришли к современному, независимому, суверенному государству – Республике Беларусь. Месседж был бы у меня такой: нам есть, чем гордиться, мы должны гордиться историей Беларуси.

  • Степан ТЕМУШЕВ
    Сама цель системы образования – дать представление о том, что было. Поэтому я бы немножко скорректировал: мы помним подвиг наших предков. Помним, знаем, сохраняем эту память. История имеет не только функцию памяти, но и функцию, призванную не допустить подобных ошибок в будущем.
  • Игорь ВАЛАХАНОВИЧ
    Кто-то сказал, если бы мы не умирали, мы бы умерли. Это в отношении нашего народа в годы войны. Если бы была избрана некая пассивная тактика, не противодействия агрессору, мы бы как нация перестали существовать. Наши предки выстояли в той войне, понеся серьезные людские и материальные потери, это позволило дальше развиваться и нации, и народу, и белорусскому государству.
  • Сергей ТРАХИМЕНОК
    Если мы посмотрим с позиции больших высот, существует десяток цивилизаций, их условно можно разбить на 3 группы – цивилизации выгоды, долга и правды. Мы относимся к последней, поэтому правда, какой бы она горькой ни была, только правда, и с ней мы выживем.
  • Сергей КЛИШЕВИЧ
    Я бы тут еще вернулся к словам нашего главы государства: Беларусь помнит. Беларусь помнит не только историю Великой Отечественной войны, но и всю свою историю. В первую очередь, конечно, историю Великой Отечественной войны, своих героев. В преддверие праздника, несмотря на все эпидемиологические ситуации, мы придем к могилам героев, возложим цветы, уберем. Беларусь помнит, соответственно будет дальше процветать, развиваться.

Юрий ПРОКОПОВ (модератор)
заместитель директора Белорусского института
стратегических исследований


Дискуссия получилась содержательной. Что касается исторической политики, памяти о войне, впереди у нас важное событие - 75-летие Великой Победы. Нет ни одного человека в Беларуси, через которого не прошла бы война. И правильно мы здесь говорили, что память о войне начинается с семьи.
Тема "ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА:
память о войне"
Экспертная среда
ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА: память о войне
видеоверсия