актуальные вопросы жкх
брест
витебск
минск
могилев
гродно
гомель
Сергей Самсонов
Председатель товарищества собственников "Каштан - КИЗ" (Могилев)
ирина кононцева
Начальник участка Русино КУМПП ЖКХ "Барановичское районное ЖКХ"
виталий смирнов
марина толстик

степан войтешонок
Заместитель министра жилищно-коммунального хозяйства

генеральный директор Минского городского жилищного хозяйства
Первый заместитель директора - главный инженер Центра информационных технологий Мингорисполкома
Минск
ЖКХ
ЗВОНКОВ В СУТКИ
ТЫС.
30
СЛУЖБА 115. БЕЛ
ДО
Для устранения аварийных ситуаций существуют требования, которые определенны Техническим кодексом установившейся практики, в них говорится о сроках ликвидации неисправностей и так далее.
ЖЭС имеют необходимый запас материалов для техобслуживания жилфонда
Виталий Смирнов
Система работы жилищно-эксплуатационных служб у нас выстроена таким образом, чтобы иметь в наличии необходимый запас материалов - вентилей, задвижек, труб и прочих материалов. При этом должно учитываться то, что инженерное оснащение жилищного фонда может быть различным, поэтому в определенном населенном пункте или в определенном месте должен иметься весь необходимый материал и в нужном объеме.
Эксплуатация жилого фонда - это не день и не два. Трубы всегда рвутся, вентили надо менять, должен быть какой-то запас. Этот запас определен нормативами, сколько и чего должно быть.
служба 115.бел - важный инструмент, который нужен для управления
Сейчас мы владеем всей информацией по регионам, по областям. Есть четкая статистика, в каком регионе какая проблема существует. Владея этой информацией, каждый руководитель на своем уровне понимает, что нужно направить финансовые ресурсы на ремонт электроснабжения вот этого дома, потому что много заявок приходит.
Или он знает, что существует проблема с водоснабжением в таком-то доме или проблемы с освещением определенной улицы. Поэтому 115.бел - важный инструмент, который нужен для управления. Для жителей это тоже удобство - 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 365 дней в году служба работает при любых условиях.
У НАС 100% ОХВАТ
Служба 115.бел создана по всей стране, все должны быть там. Мы считаем, что на сегодняшний момент у нас 100% охват.
И у нас, и у службы 115.бел есть рычаг воздействия, есть местная власть, которая отвечает в том числе и за качественное обслуживание населения. Если есть обращение граждан, нужно принимать все меры, которые определены у нас законодательством.
СЕЙЧАС ИДЕТ РАБОТА НАД ТЕМ, ЧТОБЫ МИНИМИЗИРОВАТЬ КОЛИЧЕСТВО ЗАЯВОК, КОТОРЫЕ ВОЗВРАЩАЮТСЯ ЖИТЕЛЯМИ НА ДОРАБОТКУ
Марина Толстик
Я иногда сама обращаюсь в службу как простой житель и вижу, как выполняется работа. Я настраиваюсь сама и настраиваю весь свой большой коллектив на то, что мы в первую очередь сами потребители. Работаем исходя из этого.
Для меня как для руководителя отдельной организации системы жилищно-коммунального хозяйства 115.бел - это в первую очередь инструмент понимания того, где, в каких местах есть проблемы. Благодаря этой программе мы можем сконцентрировать внимание на определенном районе или микрорайоне, где необходимо решить конкретные вопросы.
Например, мы понимаем, что по улице, условно, Богдановича в Минске жителей больше всего интересуют вопросы качества содержания придомовой территории.
Контакт-центр в Минске позволяет одновременно принять 150 звонков
Степан Войтешонок
Неделя включения отопления является для службы самой сложной в году, на втором месте стоят аварийные ситуации.
Операторы работают в зависимости от необходимости, от аварийной ситуации. Например, на отопительный период выходят более 70 операторов одновременно на линии. Если в обычном режиме ежедневно к нам поступает до 6 тыс. звонков, то во время отопительного периода их может быть до 30 тыс. в сутки. На данный момент в штате службы 115.бел работают 150 человек, включая отдел диспетчерской службы. У нас выстроена четкая система работы. Мы учитываем предполагаемое количество звонков, которые должны поступить. Например, в ночное время количество сигналов уменьшается. То есть наша работа организована таким образом, чтобы людей хватало, но лишние диспетчеры не выходили и не сидели.
115.бел - Это единая точка входа для всех обращений по вопросам жилищно-коммунального и городского хозяйства. Это инструмент, с помощью которого происходит взаимодействие жителей, жилищно-коммунальных организаций, исполнителей и аварийных служб. Если брать Минск, то до 2015 года это было порядка 156 телефонных номеров, по которым люди могли звонить мастеру. Мастер мог болеть, заявка могла не выполниться. То есть система "одно окно", как у нас принято говорить в стране, в данном случае более эффективная вещь. Это инструмент не только по получению информации, но и по контролю выполнения заявок, как со стороны жителей, так и со стороны заказчика.
Как служба 115.бел работает с товариществами собственников
Для 115.бел нельзя делить дома, жители звонят с любого из них. Вот кто-то живет в доме товарищества, он посмотрел, что у него не убирается снег. Его не должны волновать причины: это исполнитель не вышел либо кто-то договор не заключил. В Минске удалось за все годы работы службы выстроить четкий механизм. Система является инструментом и для товариществ собственников. Они у нас к ней подключены и принимают звонки от жителей. Ведь председатель может быть в отпуске, его заместитель - на больничном. На этом цепочка может оборваться. А разные случаи в домах могут происходить круглосуточно, жители в любой момент могут позвонить.

В случае если житель дома, который никаким образом не связан с системой жилищно-коммунального хозяйства, звонит в службу 115.бел, он получает консультацию о том, кто обслуживает его товарищество собственников.
Если это действительно аварийная ситуация, те товарищества, если они подключены к системе, они автоматически получают эту заявку. Есть программный продукт "Мобильный мастер", который позволяет, условно, сантехнику Ивану Иванову установить его себе на смартфон и получить эту заявку даже в час ночи. Он будет знать, что у него что-то там происходит. Кроме того, пользователи - соседи по дому с аварийной ситуацией, которые зарегистрированы в этой же системе, автоматически получат информацию о происшествии. Им не придется звонить и выяснять причину отсутствия электричества или воды. В системе установлена возможность, чтобы каждый человек мог контролировать подобным образом до пяти интересующих его домов. Если в службу позвонил человек, дома которого не оказалось в системе 115.бел, его звонок не потеряется. Заявка попадет в местный исполнительный и распорядительный орган. И уже администрация будет улаживать этот момент.
"ЭФФЕКТИВНОСТЬ НА 90% ЗАВИСИТ ОТ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ". Руководитель ТСЖ Сергей самсонов о специфике своей работы
В 2010 году этот показатель составлял 8,1%, в 2015 году он равнялся 3,9%, в 2020 году это было 4,7%, в 2021 году - 4,5%, а в этом году (статистику за последние 9 месяцев я получил вчера) - 4,3%.
в Беларуси снижается удельный вес платежей за ЖКУ в совокупном доходе семьи
Виталий Смирнов
На сегодня в коммунальной сфере достаточно денег, чтобы выполнить минимальную потребительскую задачу. Понятно, что можно каждый день мыть полы в подъезде, но это будет другая цена. А вообще людей беспокоит разное: не там припарковалась машина, не покосили вовремя траву, не убрали снег, лампочка не горит. Это все мониторится нами, изучается. Над каждой проблемой мы работаем вместе со всеми нашими организациями.

Что касается убыточных предприятий, то в системе ЖКХ они есть. По последним данным, всего лишь девять из 400 организаций, работающих в системе, имеют небольшие суммы убытков.
Организации сферы жилищно-коммунального хозяйства имеют различного рода деятельность. Есть организации, которые оказывают услуги теплоснабжения, есть многопрофильные организации, есть гостиницы, бани. Вот с банями есть некоторые сложности. Когда-то это был социальный стандарт, сейчас этого нет. И жители сегодня хотят не в баню сходить - просто открыть кран и помыться, они хотят с кружкой пива попариться хорошо, и чтобы организация ЖКХ натопила эту баню, содержала ее хорошо, а человек в удобное для него время приехал туда и попарился. Это уже не баня, это роскошь.
В Беларуси с 1999 года принято решение, что у нас применяется накопительный метод. Каждому дому необходимо сделать капитальный ремонт через определенный промежуток времени.
отчисления на капремонт - целевые, они аккумулируются только для этого
Виталий Смирнов
Есть норма: когда-то она составляла 25 лет, сейчас где-то 33 года. Эта норма расчетная, потому что меняются технологии. После каждого очередного капремонта используются другие материалы, срок службы которых гораздо длительнее. Например, если черную трубу через 15 лет надо менять, то пластмассовую канализационную трубу нужно будет менять лет через 50-60.
Вот и получается, что любой дом, введенный в эксплуатацию, использует накопительный метод, то есть деньги на капремонт аккумулируются. Когда-то это было на счетах организаций, эксплуатирующих этот жилой фонд, в настоящий момент - на счетах местных органов власти. Эти деньги не куда-то идут, они имеют целевое назначение.
ТСЖ было дано право принимать решение: отдавать отчисления на капремонт местной власти или аккумулировать у себя
К сожалению, в последнее время, когда подошел срок капитального ремонта домов, оказалось, что денег не хватает. Это один момент. Второй - есть недобросовестные председатели, которые взяли и потратили эти деньги не по целевому назначению. Поэтому сейчас проводится серьезная работа с депутатами, полагаем, что будет принято решение, что все 100% денег будут однозначно направляться на расчетные счета администраций районов или местной исполнительной власти. Это станет подстраховкой в том, что в случае необходимости дом будет отремонтирован.
В Беларуси создано 12 тыс. товариществ собственников жилья, у 7 тыс. из них есть договорные отношения с организациями ЖКХ, у оставшихся по каким-то вопросам есть такое взаимодействие, а где-то они самостоятельно нанимают штат сантехников, к примеру, или прибегают к услугам организации, не относящейся к системе ЖКХ, которая занимается эксплуатацией и обслуживанием жилого фонда. Конкуренции в любом случае между государственной сферой и частной быть не должно. Должны быть предоставлены качественные коммунальные услуги потребителю - населению - и неважно, кто их предоставляет.
Задача министерства заключается в том, чтобы все дома обслуживались и эксплуатировались в соответствии с требованиями нормативных документов. А вот задача местных органов власти - обеспечить, чтобы они обслуживались так, как на самом деле должно быть, то есть они должны обеспечить в том числе контроль за деятельностью всех сторон этого процесса. Есть случаи отказа от услуг частников и возвращения к госорганизациям, и их очень много.
"В ТСЖ эти отчисления также идут, только на специализированный счет товарищества. Эти деньги можно положить на депозит, проценты по которому тоже будут возвращаться на капремонт."

Сергей Самсонов
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ТОВАРИЩЕСТВА СОБСТВЕННИКОВ "КАШТАН - КИЗ" (МОГИЛЕВ)
работа в режиме нон-стоп
самым масштабным мероприятием в сфере ЖКХ является подготовка к осенне-зимнему периоду
Марина Толстик
Резервный фонд материалов и оборудования при этом создан на каждом предприятии, он проверяется.
В это время все подвальные помещения, системы водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения проходят проверку на прочность. В рамках подготовки основной акцент делается на выполнении тех задач, которые прописаны в нормативных документах.
Мы работаем и должны работать в режиме нон-стоп. К нам наподхват приходят аварийные службы, у которых также созданы аварийные запасы отдельного инженерного оборудования: труб, вентилей - всего того, что необходимо для оперативного решения этих вопросов.
"Красоты хочется во дворах". толстик об инициативах жителей столицы в благоустройстве
столица на 95% укомплектована дворниками
Процент обеспеченности Минска рабочими по комплексному содержанию дворовых территорий на данный момент составляет свыше 95%. То есть, скажем так, дворников хватает. Сегодня столица работает над тем, чтобы максимально сделать эту профессию привлекательной в плане экономических аспектов. Средняя зарплата работников по комплексному обслуживанию составляет Br800, есть отдельные категории, которые получают больше.
Больше всего минчан волнует уборка подъездов, в топе вопрос о том, сколько раз он должен убираться. Мы отвечаем, что многое зависит от нюансов, например, от этажности дома, вида уборки. Стандартно сухая уборка проводится раз в неделю, влажная - раз в месяц. Сегодня графики уборки есть, подтверждение объемов осуществляется с двух сторон. Есть собственная организация, государственный заказчик, который подтверждает объемы, качество, но при этом существует и механизм подтверждения самими людьми.
самсонов: участники ТСЖ устраивают субботники
увеличили объем сбора вторичных материальных ресурсов в стране
раза
3
С 2010 года
в
В нашей стране делается очень много в этом плане. В отношении раздельного сбора и вывоза мусора действует требование Технического кодекса установившейся практики.
Около 73% населения нашей страны озабочено вопросами раздельного сбора мусора
Виталий Смирнов
В нем написано, что должно стоять три контейнера: по одному для пластика, стекла и бумаги, плюс четвертый контейнер для твердых коммунальных отходов. Соответственно население должно сортировать свой мусор. Причем в Кодексе об административных правонарушениях есть статья, согласно которой для человека, бросившего в один контейнер весь мусор, предусмотрено наказание.
В отдельных регионах страны существует проблема: в контейнерах для раздельного сбора мусора оказывается все вместе. Приезжает машина за стеклом, а там и бумага, и мусор, и все остальное. Поэтому в любом случае мы не можем машину, которая забрала бумагу, отправить на тот объект, где у нас бумага. Нам сначала приходится отправлять эту машину на досортировку.
  • Марина Толстик
    Потребители должны понимать, что это не мастер решает, сколько контейнеров будет стоять возле вашего дома. Это определяет документ - схема обращения с отходами. И если возле вашего дома нет этого контейнера, следовательно, с учетом определенных показателей в вашем контуре домов есть та точка, куда вы должны свой мусор выбрасывать. В этот документ заложены и экономические аспекты: выгодно или невыгодно возить и забирать раздельно собранный мусор, это происходит с учетом морфологического состава того, что мы образовываем и выбрасываем. Соответственно, это небессистемная работа.
  • Степан Войтешонок
    В доме товарищества собственников, в котором я живу, самым сложным было сменить психологию жителей. Чтобы люди не выбрасывали все в один контейнер, поставили ряд зеленых, несколько черных, и часть желтых контейнеров, последние были предназначены для бумаги, стекла и пластика. Чтобы не сгружалось это все в один мусоровоз, у нас вывоз мусора осуществляют две организации. Одна забирает черно-зеленые контейнеры, вторая - желтые. Жильцов же пришлось приучать, что теперь надо не просто спустить вниз свой мусор, требуется рассортировать свой мусор и немного пройти до контейнеров его раздельного сбора. Вайбер-чат товарищества собственников также сыграл свою роль в этом деле, действенным оказалось общественное порицание тех, кто не туда бросил свой мешок. Работает. На 90% сами жители уже сортируют свои отходы. Но на это понадобился не год, не два.