Проект БЕЛТА и Белорусского института стратегических исследований. Известные аналитики, политологи, экономисты обсуждают актуальные вопросы из жизни Беларуси и мира
ТЕМА
ПРОЕКТ
СЛУШАТЬ И СЛЫШАТЬ ЛЮДЕЙ
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ КОДЕКС
ЭКСПЕРТЫ:
  • Вадим Ипатов
    директор Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь
  • Сергей Кондратьев
    заместитель председателя Верховного суда Республики Беларусь
  • Алексей Башан
    первый заместитель начальника Академии МВД Республики Беларусь кандидат юридических наук, доцент
  • Светлана Любецкая
    председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по законодательству
  • Олег Макаров
    директор Белорусского института стратегических исследований доктор юридических наук
  • Юрий Прокопов (модератор)
    заместитель директора Белорусского института стратегических исследований

Юрий ПРОКОПОВ (модератор)
заместитель директора Белорусского института
стратегических исследований

Наша встреча посвящается инициативам в белорусском законодательстве. Речь идет о Кодексе об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительном кодексе об административных нарушениях. 18 июня на совещании у Президента обсуждались итоги полугодичной работы специальной межведомственной комиссии, которая занималась разработкой и внедрением в законодательство поправок. Межведомственная комиссия работала по поручению Президента в декабре 2019 года. На встрече с главой государства прозвучали поручения относительно кодексов об административной ответственности. Тогда же была озвучена интересная статистика: за 5 лет работы кодексов было зафиксировано 16 млн нарушений и привлечены к ответственности более 3 млн человек. 80% нарушений касались правил дорожного движения. Глава государства поручил проработать этот вопрос: попытаться максимально уйти от репрессивных мер в пользу профилактических.
Тема "АДМИНИСТРАТИВНЫЙ КОДЕКС. СЛУШАТЬ И СЛЫШАТЬ ЛЮДЕЙ"
Человек должен иметь возможность признать свою вину и быть освобожден от административной ответственности за какие-то незначительные нарушения.

Вадим ИПАТОВ
директор Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь

За 6 месяцев экспертной комиссией были отработаны новые два кодекса - Кодекс об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс об административных правонарушениях. Публичное обсуждение правовых актов в ходе разработки этих двух документов фактически было проведено дважды. Первое – это публичное обсуждение концептуальных положений, второе - обсуждение готовых редакций двух кодексов.
Граждане нашей страны действительно высказались о том, что административная ответственность связана с публичностью, но должна быть справедливой и адекватной. Человек должен иметь возможность признать свою вину и быть освобожден от административной ответственности за какие-то незначительные нарушения. Именно это и стало основой категоризации административных правонарушений. Второе - наши граждане говорили и об уровне санкций, которые предусматривают ту или иную ответственность.
Вадим ИПАТОВ
Очень активно обсуждалась административная ответственность в сфере нарушений правил дорожного движения. На сегодняшний день до конца эта система не выработана адекватно и не соответствует тем требованиям, которые ставятся перед ней.
Во многих административных правонарушениях штрафы были снижены.

Алексей БАШАН
первый заместитель начальника Академии МВД Республики Беларусь кандидат юридических наук, доцент

Органы внутренних дел составляют порядка 90% протоколов от общего количества в стране. Но здесь необходимо отметить, что Кодекс об административных правонарушениях содержит описание правонарушений, которые характерны не только для людей, но и для юридических лиц.
Почему мы оказались не готовы со штрафными баллами? Потому что любое законодательство невозможно просто взять и имплементировать либо скопировать с другой страны и бездумно повторить у нас. Наши граждане должны быть готовы воспринять эти правила.
Идеальным является тот закон, который человек соблюдает, не зная о его наличии.
Алексей БАШАН
Какой закон является самым идеальным? Такой, который человек соблюдает, не зная о его наличии. Это значит, что соблюдение этого закона является для человека естественным поведением в силу его образования, воспитания и так далее.
Субъектами составления протоколов являются и налоговые органы и различного рода контролирующие органы, включая Комитет государственного контроля. Есть целая глава, посвященная административным таможенным нарушениям. Хотелось бы отметить, что работа велась очень масштабно.
Это расчет, прежде всего, на законопослушного гражданина. Этот кодекс впервые (в отношении и советского, который у нас был с 1984 года, и потом уже нашего белорусского) предусматривает освобождение от административной ответственности.
Согласно КоАП сегодня существует большой круг лиц, уполномоченных составлять протоколы и выносить решения. Но одно дело, когда дело об административном правонарушении рассматривает профессиональный судья, и совсем другое, когда решение нужно выносить в лесу, леснику или сотруднику Государственной инспекции по охране животного и растительного мира, милиционеру, молодому лейтенанту, который впервые встал на перекресток и должен принять решение, взвесить все обстоятельства дела. Поэтому разработчики определи административные проступки.
93% составов административного кодекса позволяют выносить предупреждение, не привлекая к административной ответственности.
Вадим ИПАТОВ

Вадим ИПАТОВ
директор Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь

Если человек оступился впервые (информационные технологии это позволяют установить), то его просто освобождают от ответственности и выносят предупреждение.
Конституционный суд ежегодно готовит послание о состоянии конституционной законности, за 2019 год указывалось:

"в ряде решений Конституционный суд признал необходимым устранить имеющие конституционно-правовое значение дефекты в сфере законодательного регулирования административных и гражданских правоотношений".
?

Фраза относится к прежнему административному кодексу. Помогут ли нынешние изменения убрать эти дефекты?
Во многом новые кодексы были направлены на решение этой проблемы. Верховный суд активно включился в эту работу еще на стадии разработки как Кодекса об административных правонарушениях, так и процессуального кодекса. Думаю, стратегические задачи, которые ставились при разработке обоих кодексов, в этих проектах достигнуты.
Суды сейчас имеют широкие полномочия для того, чтобы назначать штрафы ниже низшего предела, либо вообще освобождать от административной ответственности за незначительные правонарушения.
Сергей КОНДРАТЬЕВ

Сергей КОНДРАТЬЕВ
заместитель Председателя Верховного суда Республики Беларусь

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:
- сокращение общего числа лиц, которые привлекаются вообще к административной ответственности;
- упрощение самой процедуры привлечения к административной ответственности;
- смягчение санкций, которые заложены в действующий кодекс, и административной ответственности путем привлечения к предупреждению.
Если коснуться судебной системы, то у нас всего 759 составов административных правонарушений, которые относятся к компетенции судов, и в 54% случаев это решение принимает суд, то есть 412 таких составов отнесены к компетенции судов. Сейчас суды имеют широкие полномочия для того, чтобы назначать штрафы ниже низшего предела (это тоже очень важное нововведение нового проекта кодекса) либо вообще освобождать от административной ответственности за незначительные правонарушения по различным основаниям, если таковые имеются.
Запреты и ограничения должны остаться только там, где они объективно необходимы: если есть риск причинения вреда жизни и здоровью граждан, возникновения чрезвычайных ситуаций.
Александр Лукашенко. Совещание по проектам кодексов об административной ответственности, 18 июня
У нас ситуация складывается таким образом, что в действующей редакции Кодекс обязывает должностное лицо реагировать на правонарушение. В предлагаемом проекте расширился арсенал для сотрудников правоохранительных органов и всех тех, кто ведет административный процесс - можно ограничиться предупреждением, беседой. Вплоть до того, что сразу освободить лицо от ответственности. Понятно, что не за все правонарушения. Не всегда должны быть именно карательные меры. Поэтому для того, чтобы принять решение, оцениваются само правонарушение и личность того, кто его совершил. Исходя из совокупности этих двух факторов и определяется: есть ли необходимость применять жесткие меры административного взыскания, либо можно отделаться беседой.



Алексей БАШАН
первый заместитель начальника Академии МВД Республики Беларусь кандидат юридических наук, доцент

Не всегда должны быть именно карательные меры... Есть такая форма профилактики, как устное замечание.
Алексей БАШАН
Очень хочу, чтобы мы максимально широко информировали граждан, субъектов хозяйствования о том, что идеи, которые сейчас закладывают в кодекс, не для того, чтобы придать ему характер вседозволенности, а для того, чтобы придать характер разумного диалога даже в случае совершения ошибки.


СВЕТЛАНА ЛЮБЕЦКАЯ
Светлана Анатольевна, вы как депутат все время взаимодействуете с избирателями. Что в первую очередь слышали от людей при подготовке поправок в административные кодексы? И нашло ли то, что вы от них слышали, отражение в новых КоАП и ПИКоАП?
?
Опыт работы над проектами Кодекса об административных правонарушениях, Процессуально-исполнительного кодекса об административных правонарушениях показал, что это очень действенный элемент обратной связи на стадии разработки закона. Только на первом этапе, когда была анонсирована разработка новых проектов, в начале года в Постоянную комиссию по законодательству поступило более 600 предложений от граждан. Это был опыт практического взаимодействия с госорганами, это были случаи из жизни. Естественно, что они аккумулировались, прорабатывались. Вопросы были из разных сфер: и проблема шумных соседей, и проблема арендуемых квартир.

Светлана ЛЮБЕЦКАЯ
председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по законодательству

Момент, на который бы я хотела обратить внимание, - забота государства о несовершеннолетних. Действующий кодекс приветствует всего одну статью в отношении противоправных действий несовершеннолетних. В новом - целая глава, но не для того, чтобы несовершеннолетних больше привлекать. В ней прописаны очень подробно регламенты работы с несовершеннолетними и возложения на должностных лиц, в том числе, разъяснения несовершеннолетнему противоправности его поведения. Я считаю, что это такая функция, которую взяло на себя государство, еще и в кодексе прописало.
В новом кодексе подробно расписан регламент работы с несовершеннолетними.
Светлана ЛЮБЕЦКАЯ
Есть дети, которые оставлены без должного внимания родителей не только в неблагополучных семьях, но и в очень благополучных семьях, где родители заняты на работе, в бизнесе. Мы знаем массу примеров, когда дети из благополучных семей оступаются, и их жизнь уже идет вразрез с теми надеждами, которые на них возлагались. Должностное лицо, в поле зрения которого попал этот несовершеннолетний, обязано объяснить, что он сделал не так, какие последствия это повлечет, как он должен себя вести. Социальная функция государства на примере разработки проектов кодекса, я думаю, реализована в полной мере. Я надеюсь, что практика применения этих норм как раз-таки пойдет в рамках этой идеи.
Из разных регионов поступали вопросы о том, что на сегодняшний день не работает тот механизм, который возлагает компетенцию по ведению административного процесса на начало и составления протоколов органами ЖКХ... Стояли вопросы исключения двойной ответственности, когда и юридическое лицо, и должностное лицо - руководитель фактически отвечали за одно и то же нарушение.

Любой механизм, который закладывается в законе, хорош тогда, когда он реализуется на практике.

СВЕТЛАНА ЛЮБЕЦКАЯ
Когда глава государства говорил о миллионах случаев по привлечению к административной ответственности, у меня сложилось впечатление, что речь для части людей, которые были привлечены, заключалась не в оплате штрафов, а в самом факте привлечения к ответственности. Сегодня мы находимся в цифровой реальности. Если 30 лет назад ты по какой-то случайности не пробил талончик и за безбилетный проезд тебя оштрафовали, то на этом история с контролером и заканчивалась.

Олег МАКАРОВ
директор Белорусского института стратегических исследований доктор юридических наук

В информационном праве есть тенденция - право на забвение: право на уничтожение старых грехов в цифровом виде, которые не касаются преступлений.
Олег МАКАРОВ
Сегодня мы тащим за собой базу данных, где человек за свою жизнь набирает некоторое количество ничем не откупаемых и несгораемых грехов. В связи с этим у меня вопрос к уважаемым экспертам, как с этим быть? В принципе, человек тащит за собой чемодан правонарушений. Да, сейчас это, может, не будут штрафы, а будут предупреждения.
Мы по-прежнему будем жить в ситуации, где каждый из нас к какому-то зрелому возрасту будет иметь портфолио плохих случаев?

Алексей БАШАН
первый заместитель начальника Академии МВД Республики Беларусь кандидат юридических наук, доцент

Право на забвение в законодательстве имеет регулирование. Например, в Германии порядок ведения баз данных учетов лиц, совершивших преступление регламентируются уголовным процессуальным кодексом.
Право на забвение будет реализовано, это будет следующий этап.
Алексей БАШАН
Там однозначная позиция заключается в том, что если судимость погашена либо снята все, то данные о нем исчезают, потому что не должно формироваться внутреннее убеждение основанное на том, что он когда-то привлекался к ответственности. И я думаю, что мы к этому тоже придем, просто чтобы это было эволюционно, а не революционно. Это право на забвение будет реализовано, это будет следующий этап. Отработаем по новому кодексу, посмотрим как работают эти наши новые процедуры.
Была сложность свести воедино все предложения. С одной стороны надо было учесть пожелания людей, чтобы, например, не так активно работали должностные лица. С другой стороны, обращение человека с заявлением к должностным лицам должно быть по-существу разрешено.


АЛЕКСЕЙ БАШАН

Юрий ПРОКОПОВ (модератор)
заместитель директора Белорусского института
стратегических исследований


Коллеги, больше спасибо вам за этот разговор. На мой взгляд, мы смогли ответить на вопрос "слушать и слышать людей". Удалось ли это при работе над поправками в Административный кодекс? По словам присутствующих здесь, эта миссия выполнена. Теперь дело за правоприменительной практикой.
Тема "АДМИНИСТРАТИВНЫЙ КОДЕКС. СЛУШАТЬ И СЛЫШАТЬ ЛЮДЕЙ"
Экспертная среда
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ КОДЕКС. СЛУШАТЬ И СЛЫШАТЬ ЛЮДЕЙ
видеоверсия