К ВОПРОСУ О ГОССИМВОЛИКЕ
ЭКСПЕРТЫ:
  • Владимир Мельник
    профессор, доктор политических наук
  • Владимир Шоков
    председатель Минской городской организации ветеранов войны в Афганистане "Память", член Геральдического совета при Президенте Республики Беларусь
  • Виктор Чуешов
    профессор, доктор философских наук
Леонид Кривонос - обозреватель журнала "Беларуская думка", модератор
Считается, что государственные символы – флаг, герб, гимн это знаки, у которых много политических смыслов. Своим содержанием они задают вектор социальных процессов. И зачастую становятся объектом острых идеологических дискуссий, а иногда, "яблоком общественного раздора". Эти и другие вопросы стали предметом экспертного обсуждения.

как вы относитесь к публичному использованию бело-красно-белого флага?
РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ОПРОС ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ "СОЦИАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ"
Отрицательно ответили на вопрос - 62,1%. По словам директора EcooM, здесь отчетливо видна работа прессы - публикации, объясняющие значение бело-красного флага. Вместе с тем 17,6% высказали свое безразличие.
"Меня больше всего задевает безразличие в этом вопросе. От безразличия и равнодушия случаются самые страшные дела в жизни", - сказал Сергей Мусиенко.

Сергей МУСИЕНКО
директор Аналитического центра EcooM

По заказу БЕЛТА с 12 января по 8 февраля 2021 года Аналитическим центром ЕсооМ с привлечением фонда "Украинская политика" и во взаимодействии с аккредитованными в Беларуси социологическими центрами проведен республиканский опрос общественного мнения "Социальное мышление". С использованием бумажных анкет и планшетов опрошено 9896 респондентов в 108 населенных пунктах всех регионов Беларуси с соблюдением принципа репрезентативности для граждан от 18 лет по полу, возрасту, уровню образования, типу населенного пункта и региону проживания респондентов. Статистическая ошибка выборки не превышает 2,5%.

Виктор ЧУЕШОВ
профессор, доктор философских наук

Существует целая философия символов. Так вот, с точки зрения науки о системе знаков – семиотики, знаки бывают трех видов, один из которых – знаки-символы. Они не имеют жесткой причинно-следственной связи с обозначаемыми ими предметами, но всегда являются результатом договоров, соглашений, консенсусов между людьми. Неслучайно философия политической коммуникации считает, чтобы определить, какие знаки для общества считать важными или неважными, необходимо спросить у народа. В правовом государстве существует несколько инструментов выявления волеизъявления народа. Одним из них, называемым инструментом непосредственной демократии, является референдум.
Нынешняя госсимволика является воплощением белорусской национальной государственной идентичности.
Виктор ЧУЕШОВ
Например, ныне действующая государственная символика Республики Беларусь была принята на первом в истории нашего молодого государства всенародном референдуме 14 мая 1995 года, на который по инициативе Александра Лукашенко был вынесен один из вопросов о новом государственном флаге и гербе страны. Тогда в референдуме могли принять участие 7,5 млн человек, участвовали – 4 млн 830 тыс. граждан. И при этом за новый флаг и герб проголосовали 3,6 млн белорусов. 988 тыс. граждан проголосовали против. Сторонники действующего Президента составили 75% от принявших участие в голосовании, и выиграли, если воспользоваться футбольной терминологией, со счетом почти 4:1. Это и была договорная консенсусная основа для корректировки законодательства о государственных символах страны и создания новых.
К слову, предыдущая символика: бело-красно-белый флаг и герб принимались не на основе плебисцита, а решением Верховного Совета в 1991 году, по предложению отдельной группы депутатов.
Если мы позиционируем себя как правовое государство, то ситуация проста и понятна. А нынешняя государственная символика является воплощением белорусской национальной государственной идентичности.
Исходя из вышесказанного следует логичный вывод: все граждане Беларуси обязаны использовать действующую государственную символику и уважительно относиться к ней, что закреплено законодательно.
Все, что связано с символикой, связано с фундаментальными основами государства, решается в соответствии с принципом так называемой демократии большинства.

Виктор ЧУЕШОВ
ФАКТИЧЕСКИ НИЧЕГО ПОЗИТИВНОГО ЗА БЕЛО-КРАСНО-БЕЛЫМ ФЛАГОМ НЕ СТОИТ
ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИМВОЛИКИ
– Мы должны говорить правду о символике, используемой кем-то в нашей стране. Было время, когда она была официальной. Но чего достиг белорусский народ под БЧБ-флагом? Фактически ничего позитивного за флагом, который был придуман в 1917 году деятелями Белорусского национального движения, не стоит. Но найдем огромный негатив, связанный с Великой Отечественной войной. И наоборот, в государственной символике нет отрицательных вещей. Она была официально утверждена в 1951 году, и под ней БССР развивалась успешно. Был заложен социально-экономический и духовно-культурный потенциал, общественно-политический фундамент, на котором и выросла независимая Беларусь. В 1951 году об этом и не задумывались, но теперь, если посмотреть на нашу символику, видим огромные смысловые слои, которые туда заложены. Оппоненты современной белорусской государственной символики любят говорить, что у белорусов нет более древнего символа, чем БЧБ-флаг. Это не так. Орнамент, который на нашем флаге присутствует, – это тысячелетия нашей истории. Кроме того, что это древний символ, он еще с глубоким позитивным смыслом: засеянное поле, пожелание благополучия, процветания тем людям, которые живут под этим флагом. Орнаментальная составляющая – очень редкая вещь на флагах. Мы можем гордиться: наш флаг уникален в этом плане.
ВЯЧЕСЛАВ ДАНИЛОВИЧ
ректор Академии управления при Президенте Республики Беларусь кандидат исторических наук
КАЖДЫЙ РАЗ, КОГДА МЫ НАБЛЮДАЕМ ПОПЫТКИ ЛЕГИТИМИЗАЦИИ БЕЛО-КРАСНО-БЕЛОГО ФЛАГА, ЗА СПИНОЙ У ТЕХ, КТО ВЫХОДИТ С НИМ, СТОИТ ОБЪЕДИНЕННЫЙ КОЛЛЕКТИВНЫЙ ЗАПАД ЛИБО В ЛИЦЕ ТРЕТЬЕГО РЕЙХА, ЛИБО В ЛИЦЕ СЕГОДНЯШНЕЙ ОБЪЕДИНЕННОЙ ЕВРОПЫ.
ВАЛЕРИЙ НАДТАЧАЕВ
ученый секретарь Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны
КОЛЛАБОРАЦИОНИЗМ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЧБ-СИМВОЛИКИ



Предназначение политического символа – служить объединению сообщества, мобилизовать его на решение задач, которые ставит перед ним политическое руководство.
Владимир МЕЛЬНИК
профессор, доктор политических наук
ЭТОТ СИМВОЛ НЕ СОЗИДАТЕЛЬНЫЙ
КОЛЛАБОРАЦИОНИЗМ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЧБ-СИМВОЛИКИ
- Сейчас обсуждается закон о запрещении реабилитации нацизма в Беларуси. Мы задумались о том, чтобы законодательно закрепить некоторые основы восприятия того исторического периода и расставить акценты. Участие свастики в деятельности гитлеровской Германии на столетия ее дискредитировало. Ни один нормальный человек эту символику использовать не будет. Что касается флага, то он появлялся в трех наиболее трагичных этапах нашей истории: этап Гражданской войны (фактически время провозглашения БНР в период немецкой оккупации в 1918 году); этап нацистской оккупации и период распада Советского Союза в начале 90-х, который ассоциируется с политической, экономической и социальной разрухой. Этот символ не созидательный. Я думаю, что сегодня использование этого символа можно приписать эмоциональному всплеску, который произошел в обществе. Но когда эмоции схлынут, люди поймут, что это не тот символ, который стоит выдвигать в качестве государственного.
АЛЕКСЕЙ БЕЛЯЕВ
политолог, кандидат исторических наук
В белорусском обществе идет активный процесс переоценки символов прошлого.
Владимир ШОКОВ

Владимир ШОКОВ
председатель Минской городской организации ветеранов войны в Афганистане "Память", член Геральдического совета при Президенте Республики Беларусь

Экстраполируя вышесказанное на Беларусь, следует обратить внимание на то, что в белорусском обществе в настоящее время идет активный процесс переоценки символов прошлого, и особенно в вопросе использования бело-красно-белого флага. Как уже было сказано, этот флаг, а также герб "Погоня" были приняты в качестве государственных символов Верховным Советом 12-го созыва в 1991 году. Но его еще использовали во времена Великого Княжества Литовского в середине XIV века. Тогда во время войн на территории ВКЛ оказалось немало плененных крымских татар. Они были служивыми людьми, и около 3 тыс. из них перешли на службу к великому князю. За верную службу им разрешили иметь свою символику. Согласно старинным документам, бело-красные цвета флага были символами крымско-татарского ханства, которые они и привнесли в жизнь княжества.
Не стала по-настоящему белорусской бело-красно-белая символика и в 1918 году в БНР, а в годы Великой Отечественной войны вообще олицетворяла собой коллаборационистское движение на оккупированных территориях. Сегодня же это просто символ протестов против действующей власти. Некоторая часть молодежи дезинформирована в вопросе, что означает этот флаг на самом деле.
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА - ЧЕРНЫЙ ПЕРИОД В ИСТОРИИ БЕЛО-КРАСНО-БЕЛОГО ФЛАГА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИМВОЛИКИ
Неоспоримый факт, что бело-красно-белый флаг использовался нацистскими (то есть экстремистскими) организациями. Они были подконтрольны СС и использовали их символику. К тому же, в отличие от украинской повстанческой армии и бандеровцев, как бы мы к ним ни относились, белорусские коллаборационисты не создали своего подполья, не сидели в немецких концлагерях. А некое белорусское антинемецкое сопротивление под этим флагом существует только в фальшивых книжках. К тому же мы не должны забывать о том, что даже после 1944 года, когда территория Беларуси была освобождена от нацистов, они продолжали создавать диверсионные батальоны и забрасывать их на территорию Беларуси, обрекая на верную смерть этих уверовавших молодых белорусских националистов. И это тоже преступление против нации и белорусского народа.
ИГОРЬ МАРЗАЛЮК
председатель Постоянной комиссии по
образованию, культуре и науке Палаты представителей доктор исторических наук

Владимир МЕЛЬНИК
профессор, доктор политических наук

Если мы говорим о современном белорусском государстве, то должны в первую очередь разобраться, от какого момента следует вести отсчет нашей государственности. Этим моментом во многом определяется наше понимание содержания символики, относящейся именно к белорусскому государству. В последнее время почему-то говорят, что история Республики Беларусь начинается с 1991 года. Это не так, я откровенно это говорю. Прежде чем легитимировать Беловежские соглашения, Верховный Совет в 1991 году аннулировал договор от 1922 года об образовании Союза Советских Социалистических Республик. А насколько известно, еще 1 января 1919 года была создана Социалистическая Советская Республика Белоруссия как суверенная страна, не состоящая в каких бы то ни было союзах. С этой даты начинается история современного белорусского государства. Оно тогда заключило несколько договоров о сотрудничестве и взаимодействии с Российской Федеративной Советской Республикой. Только когда встала угроза выживания, пять независимых республик в 1922 году объединились в союзное государство, затем произошла денонсация договора об этом союзе, и в продолжение был заключен договор о ССРБ с сохранением ее суверенитета.
Рассматривать историю символов белорусского государства следует начинать с 1919 года, с момента образования ССРБ.
Леонид Кривонос - обозреватель журнала "Беларуская думка", модератор
В настоящее время мы наблюдаем некий процесс переосмысления символов, представляющих историческую ценность для государства. И здесь следует отметить активизацию в этих вопросах политических спекулянтов. Что же все-таки происходит в Беларуси?
Место бело-красно-белого флага навсегда в музее в том разделе экспозиции, который раскрывает тему коллаборационизма.
Владимир МЕЛЬНИК
Народ желает разобраться, где же истина. Что ему служило в истории, а что нет: какие символы содействовали появлению у него роста благосостояния, а какие ставили под угрозу его существование. Доктор исторических наук Рассадин написал книгу "Государственные символы Беларуси. Истоки и судьбы герба и флага". Это первое научное исследование отечественной государственной символики. Если говорить о белой и красной символике, то она на флаге в нашей новейшей истории белорусских земель появилась в 1917 году на первом Всебелорусском съезде, где решалась судьба белорусов. В помещении, в котором проходило мероприятие, было размещено три флага: белый, красно-белый и красный. Впоследствии красный цвет и стал определяющим цветом белорусского флага. А бело-красно-белый флаг появился в 1918 году в период оккупации Беларуси кайзеровскими войсками и уже тогда стал символом сотрудничества с оккупантами. И остался таким, как уже отмечали коллеги, в годы Великой Отечественной войны. Его место, с моей точки зрения, навсегда в музее в том разделе экспозиции, который раскрывает тему коллаборационизма.
Бело-красно-белый флаг появился и проявил себя как символ коллаборационистской готовности сотрудничать с оккупантами.
Апеллировать и проводить аналогии с нынешним российским государственным флагом – триколором, что он также использовался в годы войны власовцами, некорректно и нелогично. Он введен еще Петром І по образцу голландского флага и имеет глубокую историю в качестве российского государственного символа.

Владимир МЕЛЬНИК
профессор, доктор политических наук

А изображение "Погони" древнее, и это не вызывает сомнения. Оно и сегодня включено в гербы Витебска и Лепеля.
БАРРИКАД В ИСТОРИИ ДРУГ ПРОТИВ ДРУГА, ИСПОЛЬЗУЯ СИМВОЛЫ, МЫ СТРОИТЬ НЕ ДОЛЖНЫ
ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИМВОЛИКИ
Часто приводят стихотворение Максима Танка, где он вспоминает бело-красно-белый флаг (кажется, в 1930 году). Но после этого красный флаг в белорусском освободительном движении фактически отвергает бело-красно-белый. Уже к 1939 году по мере того, как это освободительное движение попадает под влияние коммунистической партии и комсомола Западной Беларуси, красный флаг становится флагом этого движения. И это подтверждено документом. Многие люди бело-красно-белый флаг впервые увидели в 1941 году, когда коллаборационисты начали его использовать. Поэтому он ассоциировался именно с этим периодом…. Не выдумывать, а опираться на аргументацию и факты. Многие флаги разных стран получились почти случайно. Потом за ними целая легенда выстраивается, формируется историческое или псевдоисторическое обоснование. Это есть повсеместно. Мы к этому должны относиться с пониманием.
ВАДИМ ГИГИН
декан факультета философии и социальных наук БГУ кандидат исторических наук
Хочу обратить внимание на отдельный тип знаков – так называемые симулякры. Если коротко, то это символ символа. То есть берется некий символ, и потом он становится объектом интерпретаций.

Виктор ЧУЕШОВ
профессор, доктор философских наук

Для некоторой части нашей молодежи, которая не знает перипетий отечественной истории, обсуждаемая нами символика имеет характер такого симулякра, не имеющего отношения ни к действительности, ни к истории, а является выражением протеста.
Это тип реальности, в которую мы сегодня погружаемся, благодаря развитию виртуальной реальности, использованию современных технологий по обработке и манипулированию сознанием. И это, конечно, отдельная проблема, т.к. очень часто симулякр может выполнять функцию мобилизации или играть реактивную роль. В этой связи существует серьезная воспитательная и идеологическая подоплека символов.
Леонид Кривонос - обозреватель журнала "Беларуская думка", модератор
2021 год в Беларуси объявлен Годом народного единства. Но в обществе идет острая дискуссия по вопросу использования прежней государственной символики. И этот спор иногда принимает радикальные формы и методы, граничащие с правонарушениями, влекущими административную и даже уголовную ответственность. Как снять остроту этого дискурса?
Историческая память должна пульсировать, а преемственность поколений – не прерываться.
Виктор ЧУЕШОВ
Наше общество – это разные поколения граждан. В поколенческом отношении общество стратифицировано. Идет процесс смены поколений. Поэтому еще одним важным является вопрос, каким образом мы будем налаживать и укреплять связь между этими поколениями.
Если мы нынешних подростков отделим от исторического прошлого, традиций, то они окажутся беззащитными перед привнесенным извне идеологическим воздействием.
Историческая память должна пульсировать, а преемственность поколений – не прерываться. От этого зависит и будущее нашей нынешней государственной символики. Символы существуют не сами по себе, а через людей, которые их носят, пропагандируют. Это воспитательная проблема.

Виктор ЧУЕШОВ
профессор, доктор философских наук

Общество должно находиться в определенном правовом поле, иначе мы его разрушим, а за этим может последовать хаос.

Виктор ЧУЕШОВ
РАЗГЛАГОЛЬСТВОВАНИЯ ВОКРУГ ЭТОЙ ТЕМЫ (БЧБ-СИМВОЛИКИ) НОСЯТ ПРОВОКАЦИОННЫЙ, ПРЕСТУПНЫЙ ХАРАКТЕР
– На сто процентов поддерживаю инициативу о запрете этой [бчб] символики. Те, кто ратует за ее использование, не понимают, что это то же самое, если бы в Германии сейчас носили гитлеровские значки или пропагандировали свастику. Уж слишком много негатива в нашей истории связано с бчб-флагом. И сегодня некоторые так называемые демократы-революционеры, агрессивные мятежники прикрываются им в своих неблаговидных деяниях. Под этим флагом зовут людей на уличные акции, на борьбу с законно избранной властью, по сути, толкают народ к смуте и гражданской войне. Это недопустимо! Особо подчеркну, действующая государственная символика принята на референдуме абсолютным большинством взрослого населения. Какие могут быть рассуждения по этому поводу? Разглагольствования вокруг этой темы носят провокационный, преступный характер. Это даже не подлежит обсуждению.
АЛЕКСЕЙ КАМАЙ
советский белорусский партийный и государственный деятель, председатель Совета Коммунистической партии Беларуси
Источник: "НАРОДНАЯ ГАЗЕТА"
  • The Team teachable
    Владимир МЕЛЬНИК
    Поддерживаю коллегу. Это воспитание, это обучение, это историческое воспитание. Но я политолог, а политология говорит, что государство - это власть. И белорусская власть нашего молодого государства в процессе его строительства постепенно учится выходить из кризисных ситуаций. Мы достаточно успешно вышли из кризиса 1991 года, и бело-красно-белые символы того периода с приходом к власти Александра Григорьевича Лукашенко, благодаря организованной пропагандистской работе и принятым организационным мерам, исчезли из публичной сферы. Как только ослабла эта работа, они опять появились в обществе. Сейчас неплохо идет процесс минимизации последствий кризисных проявлений в обществе 2020 года. Следует понимать, что исключительно уговорами всех проблем не решишь. Власть - она на то и власть, чтобы, когда надо, ее и употребить, в том числе и в таких вопросах. На то есть и министр внутренних дел, и прокурор. Вот мы и убедились в важности этих постов, начиная с августа 2020 года.
  • Владимир ШОКОВ
    Мы все уже понимаем, что недодали молодежи знаний об исторической правде нашего народа, о ее настоящих символах – символах победы. По отношению к ней должно быть не менторское нравоучение, а заинтересованный разговор на равных. А место первых государственных символов независимой Беларуси – в музеях, с описанием истории появления, что положительного ими привнесено, не исключая и негативные моменты этой символики. Современные люди должны, придя на экскурсию, увидеть их в экспозиции, разобраться во всех этих моментах и сделать правильные выводы. И тогда не будут с ними бегать по улицам недовольные чем-то граждане.