ЭКСПЕРТЫ:
Светлана Алейникова
аналитик Белорусского института стратегических исследований кандидат социологических наук, доцент
Алексей Литвин
заведующий центром военной истории Беларуси Института истории НАН доктор исторических наук, профессор
Алла Веруш
заведующая кафедрой непрерывного образования в спорте и туризме Института менеджмента спорта и туризма Белорусского государственного университета физической культуры кандидат политических наук
Дмитрий Киенко
научный сотрудник центра военной истории Беларуси Института истории НАН
Александра Кузнецова-Тимонова
Александра Кузнецова-Тимонова старший научный сотрудник центра военной истории Беларуси Института истории НАН кандидат исторических наук
Алексей Приходько
участник ВНС, слесарь контрольно-измерительных приборов и автоматики электросталеплавильного цеха ОАО "БМЗ - управляющая компания холдинга "БМК"
Леонид Кривонос - обозреватель журнала "Беларуская думка", модератор
ТЕМА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ ВСЕГДА БЫЛА ЦЕНТРАЛЬНОЙ В ПРОЦЕССЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ, ЕЩЕ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД ОНА ОТЛИЧАЛАСЬ МАСШТАБНОСТЬЮ, ГЛУБОКИМ СОДЕРЖАНИЕМ. СОХРАНИЛАСЬ ЛИ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В БЕЛАРУСИ СПУСТЯ БОЛЕЕ ЧЕМ ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА?

Алексей ЛИТВИН
заведующий центром военной истории Беларуси Института истории НАН доктор исторических наук, профессор

Наша задача - организовать правильное патриотическое и военно-патриотическое воспитание с малого возраста, чтобы была преемственность.
Алексей ЛИТВИН
Тема Великой Отечественной войны является одной из самых главных в настоящее время. И такой она была на протяжении 80 лет. Со временем идет процесс накопления знаний, меняются взгляды, растет новое поколение. Старшее поколение, которому сегодня 70-75 лет, воспитывалось в кругу непосредственных участников войны. Я вот, например, события Великой Отечественной войны в детстве воспринимал в меньшей степени, чем события Октябрьской революции и Первой мировой войны. Потому что два моих деда были участниками Октябрьской революции, и один из них по декрету Ленина был направлен сюда на западную территорию к себе на родину для восстановления советской власти. И они только и говорили, что на эту тему.
Прошло еще 30 лет, и про Октябрь никто не вспоминает. Но я как передатчик этой информации еще могу рассказывать, остальные воспринимают эти события по литературе, по кинофильмам и т.д. Идет процесс воспитания. И, конечно, наша задача - организовать правильное патриотической и военно-патриотическое воспитание с малого возраста, чтобы была преемственность. В научно-исследовательской деятельности нашего центра военной истории преемственность сохранена.
Мы страна победителей, этим надо гордиться и это должен быть наш бренд.
Алла ВЕРУШ

Алла ВЕРУШ
заведующая кафедрой непрерывного образования в спорте и туризме Института менеджмента спорта и туризма Белорусского государственного университета физической культуры кандидат политических наук

В 1991 году прошлого века оформилась теория поколений. Два американских ученых независимо друг от друга рассматривали понятие «поколение». И оба независимо друг от друга пришли к выводу, что есть цикл, примерно 80-90 лет, за который меняется приблизительно четыре поколения. Базовые ценности поколения формируются у человека до 21 года. На эти ценности влияет то, какие события произошли с этим человеком за это время. События глобальные, крупные, значимые в стране и в мире. Очень сильное влияние оказывает система воспитания, принятая в этом обществе.
Яркий пример – поколение, пережившее войну, сакрально относится к понятию «еда», потому что оно пережило голод. Никогда в жизни они не выбросят остатки еды и не оставят на тарелке. И несмотря на то, что уже 80 лет мы живем в благополучии, их ценности не поменяются. На смену этому поколению приходит поколение беби-бумеров, которое строило светлое будущее и повышало рождаемость. Они были оптимистами.
Мы должны признать, что много упустили с точки зрения подачи материала о Второй мировой войне.
Следующее поколение - Х (родившиеся в 1963-1982 гг.). Это экономический базис нашей страны, самые работоспособные люди. Они воспитывались уже немножко в других ценностях. Так вот, если поколение беби-бумеров было свидетелем, общалось с поколением победителей, они знали, чем они обязаны этому поколению победителей, то пришло поколение Х, которое росло немножко в других условиях, застало период распада СССР, мощной державы, которая реально противостояла США. Наступили 90-е годы, и наше поколение уже испытало дефицит, безработицу. Эти события оказали влияние на нас, мы стали оберегать следующее поколение – поколение Y.
Я хочу сказать о тех проблемах, которые упустило наше поколение с точки зрения донесения событий Великой Отечественной войны до наших детей. Мы еще воспитывались на произведениях искусства, культуры, которые за душу хватали. Мы еще получали базовое системное образование, мы понимали причинно-следственные связи и чего бы у нас не было, если бы не наше поколение победителей. Поколение Y от всего оберегали. Мы думали, что то, что испытали наши родители, наши дедушки и бабушки впитается с молоком матери. Но они уже росли в других условиях, поэтому мы вырастили поколение потребителей. Более того в 90-е годы начался крах системы образования. Старые ценности были потеряны, а новые только формировались, и не факт, что они были лучшие. Пришли тесты, а это уже не аналитика, это уже выбор из предложенного варианта. Поэтому поколение, которое сейчас, к сожалению, порой выходит на улицы, как раз поколение Y, поколение потребителей.
Современное поколение привыкло добывать информацию, но не может ее обработать соответствующим образом. Поэтому еще предстоит продумать, как эту информацию подать.
Алла ВЕРУШ
Но если мы готовы идти единым фронтом, то у нас еще не все потеряно. Потому что еще столько событий, столько памятников, столько свидетелей осталось. Мы страна победителей, этим надо гордиться и это должен быть наш бренд, который мы можем передать следующим поколениям. Но объяснять его нужно несколько по-другому, учитывая специфику и особенности этого поколения.

Алексей ПРИХОДЬКО
участник ВНС, слесарь контрольно-измерительных приборов и автоматики электросталеплавительного цеха ОАО "БМЗ - управляющая компания холдинга "БМК"

Патриотическое воспитание – это вообще очень широкая тема. Безусловно, тема Великой Отечественной войны должна играть свою особую роль в обществе. Подвиг наших предков вызывает у нас чувство гордости. Мы чтим их память так же, как и взрослое поколение, посещаем памятные места, общаемся и не забываем.
Я ездил к своим бабушкам, где мне рассказывали о войне. Ездил от школы на различные мероприятия, нам рассказывали историю памятников. Сейчас ознакомление с историей проходит более интерактивно, есть велотуры, велопоходы, я думаю, это будет развиваться в онлайн-сфере. Молодое поколение добывает информацию самостоятельно.
ДАННЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Светлана АЛЕЙНИКОВА
аналитик Белорусского института стратегических исследований кандидат социологических наук

Война занимает центральное место в исторической памяти белорусского народа.
Светлана АЛЕЙНИКОВА
Я немножко не соглашусь с коллегами и приведу данные социологических исследований, которые проводились по заказу БИСИ, в том числе Институтом социологии НАН и государственным экономическим университетом. Это был цикл исследований, в том числе по исторической памяти.
Обобщая эти данные, скажу, что если говорить в целом об исторической памяти белорусского общества, то она достаточно ровная и отличается тем, что нет этапов, которые либо отрицались, как во многих постсоветских странах, но и нет сакрализации каких-то этапов. И центральное место в исторической памяти белорусского общества занимает Великая Отечественная война. Это подтверждают все социологические замеры. И война воспринимается белорусами, во-первых, как победа и вклад белорусского народа в общую победу – это предмет национальной гордости современного белорусского общества. Кроме того, победа воспринимается как трагедия, как огромная жертва белорусского и советского народа. В то же время можно отметить риски и вызовы, которые связаны с межпоколенной передачей памяти. Но я бы сказала, они немножко в другой плоскости.
ВОЙНА ЗАНИМАЕТ ЦЕНТРАЛЬНОЕ МЕСТО В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ.
ЧТО ТАКОЕ ВОЙНА ДЛЯ БЕЛОРУССКОГО ОБЩЕСТВА?
ПОДВИГ НАРОДА – ЭТО ОСОЗНАНИЕ ВКЛАДА В ОБЩУЮ ПОБЕДУ.
СКОРБЬ ПО КАЖДОМУ ТРЕТЬЕМУ ПОГИБШЕМУ БЕЛОРУСУ.
Для нынешнего поколения большинство событий первой половины 20 века – это сказки. Они не видели живых людей, ветеранов, их осталось очень мало. И немногие из них могут что-то рассказать. Но у нас есть ветераны других войн.

Александра КУЗНЕЦОВА-ТИМОНОВА
старший научный сотрудник центра военной истории Беларуси Института истории НАН кандидат исторических наук

Поскольку ветераны этих войн, во-первых, были наследниками поколения победителей, патриотизм они впитали оттуда. Многие из них буквально хотели попасть на войну, защитить интересы страны, проявить себя, показать, что они достойные наследники Победы в Великой Отечественной войне. Во-вторых, это поколение ветеранов войн, имеющих боевые награды, среди них есть герои Советского Союза, есть очень интересные личности, прожившие и сделавшие гражданскую и военную карьеру. Они пережили опыт краха идеалов, за которые им довелось воевать, то есть произошла трансформация. Страны не стало, но патриотизм-то остался, каким образом это преломилось через политические события? Это очень интересная вещь, которая достойна своего места в исторических исследованиях патриотического воспитания молодежи.
Представители нашей страны принимали участие как минимум в 13 военных конфликтах. Многие из них живы и имеют активную жизненную позицию. Многие вещи до сих пор находятся под грифом секретности. Организовать преемственность поколений нужно именно через этих людей.



Любой герой начался не с того, что он пошел на фронт и взял оружие в руки, а с того, что он любил свою страну и был готов вкладываться в ее развитие.
Александра КУЗНЕЦОВА-ТИМОНОВА
старший научный сотрудник центра военной истории Беларуси Института истории НАН кандидат исторических наук
Леонид Кривонос - обозреватель журнала "Беларуская думка", модератор
Мы говорим, что преемственность есть. Откуда тогда появляются такие факты, как, например, в марте этого года Генеральная прокуратура возбудила уголовное дело по факту «умышленные действия, направленные на возбуждение национальной, религиозной вражды и розни по признаку национальной, религиозной и социальной принадлежности, а также по реабилитации нацизма, совершенные группой лиц в Гродно». Также Генеральная прокуратура констатирует, что с 2018 года по настоящее время на территории города Гродно и других населенных пунктов области с привлечением несовершеннолетних реализовывался ряд незаконных массовых мероприятий по чествованию участников антисоветских бандформирований, действовавших во время и после Великой Отечественной войны и совершавших грабежи и убийства мирного населения Беларуси, уничтожение имущества. Речь идет о неком Ромуальде Райсе по кличке Бурый, который был казнен за преступления против мирного белорусского населения. Откуда такое явление?
Перекодирование памяти - инструмент политтехнологий, - когда общественное мнение под влиянием деструктивных информационных каналов изменяется от позиции «неприемлемо» до позиции «норма».
Здесь вступают в силу уже политтехнологии. Великая Отечественная война является центром исторической памяти белорусского общества. Еще живы дедушки, бабушки, поколение детей войны, и память о войне остается пока центральной осью исторической памяти. Ее вынести за рамки нельзя. Соответственно главным инструментом перекодирования памяти, то есть разрыва общества, становится замещение вот этой памяти. Такой инструмент политтехнологий, когда, во-первых, идет искажение исторических фактов, политизация, во-вторых, она замещается новыми искусственно созданными конструктами, и это классическое окно Овертона, когда общественное мнение под влиянием деструктивных информационных каналов, потоков изменяется от позиции «неприемлемо» до позиции «норма» и начинается обсуждение, допустим, того же коллаборационистского движения, что раньше в народе называлось предательством.
Вначале идет обсуждение: может, это было вынуждено, может, обстоятельства так сложились. То есть начинается с невинного обсуждения на экспертном уровне, на внешнем уровне и потихонечку сдвигается, приручается общественное мнение. Что-то, оказывается, можно обсуждать, что-то, оказывается, может быть и норма, и идет попытка замещения, поскольку разрушить память пока нельзя, то есть эта работа осознанной системы политтехнологий, инструмента внешнего информационного воздействия. И второе, когда часть информационных потоков направляется на размытие памяти и раздел белорусского общества, - это один из приемов сегментации разрушения монолитности нашей страны и разрыва межпоколенческих отношений. Достаточно нескольких прецедентов, чтобы пошло обсуждение, пошел конфликт поколений, дискуссии, и на этом негативе строится перекодирование, переформатирование памяти, то есть мы имеем дело с технологией.

Светлана АЛЕЙНИКОВА
аналитик Белорусского института стратегических исследований кандидат социологических наук

Светлана АЛЕЙНИКОВА
В советское время все уголовные дела против бандформирований, против так называемого политического бандитизма возбуждались прокуратурой союзного государства, и эти документы всегда были под большим секретом. До сих пор историки не владеют этой информацией, потому что говорили, что у нас не было людей, которые боролись против советской власти.

Алексей ЛИТВИН
заведующий центром военной истории Беларуси Института истории НАН доктор исторических наук, профессор

Сейчас начались раскопки под Логойском, 1200 евреев были уничтожены 30 августа 1941 года. Никто до этого не знал. Будет вестись расследование. О всех массовых преступлениях должны были возбуждаться дела.
Я очень позитивно оцениваю исследования социологов, что для белорусов итоги Отечественной войны - ценность, но я всегда прогнозирую риски, вызовы, угрозы в этой сфере. Мы всегда говорим «пока живет это поколение», и понимаем, что этого поколения осталось совсем мало. Военное, довоенное поколение вообще называется «молчаливое поколение», многие даже не хотят об этом говорить.
В вузе мне приходится сталкиваться с другой точкой зрения. Когда молодое поколение очень прагматично оценивает итоги Второй мировой войны. Но когда начинаешь им рассказывать про план Ост, что бы было, если бы старшее поколение не противостояло ценой огромных жертв, они просто не появились бы на этот свет. Ведь идея была в том, чтобы 70-80% славянского населения вообще уничтожить. К сожалению, мы об этом, наверное, недостаточно правильно говорим. Это должно быть на уровне душевного какого-то события.

Алла ВЕРУШ
заведующая кафедрой непрерывного образования в спорте и туризме Института менеджмента спорта и туризма Белорусского государственного университета физической культуры кандидат политических наук

Созревает интересное патриотическое направление изнутри, когда родители везут детей не на развлекательные площадки, а на «нераскрученные» мемориалы. Надо защищать наши бренды, и с моей точки зрения, на пересмотр итогов Второй мировой должно быть - табу.
Хотелось бы большей ясности, большего понимания, как нам все это доносить, учитывая, что мы ведь сами виноваты, мы очень сильно сократили гуманитарный блок. Мы же растили айтишников, физиков, это было не время лириков. Идет поколение, воспитанное на тестах, и поколение гугл-поисковиков. Они по-другому воспринимают информацию. Мы должны понимать, что помимо того, что технологии поменялись, мы должны в эти скромные часы попытаться все это впихнуть и внести. Здесь есть много недоработанных вариантов.
Идет поколение, воспитанное на тестах, поколение гугл-поисковиков. Они по-другому воспринимают информацию.
Алла ВЕРУШ
Информация может пробудить патриотизм только в том случае, если человек может "потрогать ее руками".

Дмитрий КИЕНКО
В образовательные программы должны вводиться новые формы.
Образовательные программы должны очень оперативно отрабатываться и вводиться новые формы. Понятно, что в центре должны быть герои, потому что ребенок с малых лет воспринимает героику. И потом – любовь к родной земле. Работа должна быть построена так, чтобы дети знали историю своей семьи, своей деревни, гордились ей. У нас по пальцам можно пересчитать деревни, где написаны истории.
Алексей ЛИТВИН

Алексей ЛИТВИН
заведующий центром военной истории Беларуси Института истории НАН доктор исторических наук, профессор

Алексей ЛИТВИН
заведующий центром военной истории Беларуси Института истории НАН доктор исторических наук, профессор



Патриотическое воспитание гораздо шире темы Великой Отечественной войны. У нас есть незыблемые бренды.
Патриотизм – это не только история, это не только война. На мой взгляд, одним из важнейших направлений развития патриотизма, воспитания патриотизма, должно стать культивирование патриотизма в повседневности, когда через заботу о своей семье, о своем доме, о своей стране прививается патриотизм.
Светлана Алейникова
Для меня патриотизм – это, в первую очередь, уважать труд окружающих тебя людей. Уважать историю своей страны. И не думать, что можно взять от государства, а думать над тем, что ты сам можешь сделать для своей страны и для других граждан.
Алексей Приходько
Быть патриотом – это уважать общество, в котором ты живешь. Уважать государство. И делать максимально возможное для того, чтобы окружающее тебя общество, государство процветали. Уважать прошлое, но при этом иметь устремленность в будущее.
Александра Кузнецова-Тимонова
Патриотизм – это быть современным человеком и помнить о том, что живешь и все имеешь благодаря тому, что создали наши героические родственники. Я, например, не могу забыть и просто перечеркнуть.
Алла Веруш