Мы страна победителей, этим надо гордиться и это должен быть наш бренд.
Алла ВЕРУШ
заведующая кафедрой непрерывного образования в спорте и туризме Института менеджмента спорта и туризма Белорусского государственного университета физической культуры кандидат политических наук
В 1991 году прошлого века оформилась теория поколений. Два американских ученых независимо друг от друга рассматривали понятие «поколение». И оба независимо друг от друга пришли к выводу, что есть цикл, примерно 80-90 лет, за который меняется приблизительно четыре поколения. Базовые ценности поколения формируются у человека до 21 года. На эти ценности влияет то, какие события произошли с этим человеком за это время. События глобальные, крупные, значимые в стране и в мире. Очень сильное влияние оказывает система воспитания, принятая в этом обществе.
Яркий пример – поколение, пережившее войну, сакрально относится к понятию «еда», потому что оно пережило голод. Никогда в жизни они не выбросят остатки еды и не оставят на тарелке. И несмотря на то, что уже 80 лет мы живем в благополучии, их ценности не поменяются. На смену этому поколению приходит поколение беби-бумеров, которое строило светлое будущее и повышало рождаемость. Они были оптимистами.
Мы должны признать, что много упустили с точки зрения подачи материала о Второй мировой войне.
Следующее поколение - Х (родившиеся в 1963-1982 гг.). Это экономический базис нашей страны, самые работоспособные люди. Они воспитывались уже немножко в других ценностях. Так вот, если поколение беби-бумеров было свидетелем, общалось с поколением победителей, они знали, чем они обязаны этому поколению победителей, то пришло поколение Х, которое росло немножко в других условиях, застало период распада СССР, мощной державы, которая реально противостояла США. Наступили 90-е годы, и наше поколение уже испытало дефицит, безработицу. Эти события оказали влияние на нас, мы стали оберегать следующее поколение – поколение Y.
Я хочу сказать о тех проблемах, которые упустило наше поколение с точки зрения донесения событий Великой Отечественной войны до наших детей. Мы еще воспитывались на произведениях искусства, культуры, которые за душу хватали. Мы еще получали базовое системное образование, мы понимали причинно-следственные связи и чего бы у нас не было, если бы не наше поколение победителей. Поколение Y от всего оберегали. Мы думали, что то, что испытали наши родители, наши дедушки и бабушки впитается с молоком матери. Но они уже росли в других условиях, поэтому мы вырастили поколение потребителей. Более того в 90-е годы начался крах системы образования. Старые ценности были потеряны, а новые только формировались, и не факт, что они были лучшие. Пришли тесты, а это уже не аналитика, это уже выбор из предложенного варианта. Поэтому поколение, которое сейчас, к сожалению, порой выходит на улицы, как раз поколение Y, поколение потребителей.
Современное поколение привыкло добывать информацию, но не может ее обработать соответствующим образом. Поэтому еще предстоит продумать, как эту информацию подать.
Но если мы готовы идти единым фронтом, то у нас еще не все потеряно. Потому что еще столько событий, столько памятников, столько свидетелей осталось. Мы страна победителей, этим надо гордиться и это должен быть наш бренд, который мы можем передать следующим поколениям. Но объяснять его нужно несколько по-другому, учитывая специфику и особенности этого поколения.