Патриотизм: воспитание делом
эксперты
Начальник отделения информации и связи с общественностью внутренних войск
Республики Беларусь
Владимир Порхомцев
Александр Лукьянов
Первый секретарь ОО «Белорусский республиканский союз молодежи»
Ректор Белорусского государственного университета культуры и искусств
кандидат искусствоведения, доцент
Наталья Карчевская
Главный редактор журнала
«Беларуская Думка»
Игорь Гончарук
Директор Государственного мемориального комплекса «Хатынь» кандидат исторических наук
Артур Зельский
модератор
игорь гончарук
Не так давно указом Президента мемориальный комплекс «Хатынь» объявлен Всебелорусской молодежной стройкой. Чья это была идея? Белорусского республиканского союза молодежи или Президент подсказал вам эту идею?
Александр Лукьянов
У молодежи есть осознание важности сохранения исторической памяти. и не через праздничные мероприятия, а через трудовые акции
Глава государства всегда подсказывает молодежи, как развиваться, но мне, как первому секретарю Белорусского республиканского союза молодежи, приятно отметить, что эта инициатива исходила от молодежи. У молодых людей есть осознание важности сохранения исторической памяти, и не через праздничные мероприятия, а через трудовые акции и конкретные дела, которыми потом можно было бы гордиться. Во время обращения Президента к белорусскому народу и Национальному собранию мне представилась честь от лица молодежи озвучить эту инициативу. То, что указ был подписан, – это большое доверие и ответственность, которая возлагается на Белорусский республиканский союз молодежи.

Почему именно Хатынь? Генеральной прокуратурой последние несколько лет проводится ряд оперативно-следственных мероприятий по идентификации преступлений, которые были совершены 80 лет назад. И, конечно, «Хатынь» - это собирательный образ тех преступлений.
И в период, когда мы испытываем давление со стороны коллективного Запада, когда молодежи пытаются навязать другие ценности, перевернуть историю, этой акцией мы хотим показать, что мы знаем, что значит война, помним вклад наших дедов и прадедов, видим надругательство над нашей историей и памятниками. По сути дела, это надругательство над могилами наших дедов. И если сейчас это не сделать, то через 5-10 лет уже будет поздно.

Сегодня мы фиксируем поток обращений, непосредственно на меня выходят руководители учреждений, которые говорят, вы знаете, нам бы просто поучаствовать без трудоустройства, ребята сами хотят. Они хотят приобщиться к этому, то есть сформированный запрос. И здесь важно не только участие ребят в благоустройстве мемориала и возведении музея в «Хатыни», но и то, что это в масштабах республики мероприятие с целью патриотического воспитания молодежи.
о работе молодежи на всебелорусской стройке в «Хатыни»
Лукьянов о присвоении объектам в «Хатыни» статуса Всебелорусской молодежной стройки
Наталья Карчевская
Очень важно, что в Год исторической памяти мы как бы продолжаем традицию, которая была заложена при возведении мемориального комплекса «Хатынь», так как его строили молодые люди: архитекторы, скульпторы, вся Академия искусств принимала участие в строительстве этого комплекса. Поверьте, когда молодые люди непосредственно участвуют в таких мероеприятиях, это оказывает на них гораздо большее воздействие, чем если бы они об этом прочитали. БГУКИ готовит музейщиков, и очень многие наши выпускники работают в Хатыни, для нас это очень важно.
Закладка земли на Кладбище деревень мемориального комплекса "Хатынь" , привезенной представителями одной из деревень, сожженных вместе с жителями. 1969 г.
Указатель “Хатынь” у Логойского шоссе. 1970 г.
Закладка земли в урны для вечного хранения в Хатынском мемориале. Июль 1969 г.
Пионеры в почетном карауле в день закладки земли в урны для вечного хранения в Хатынском мемориале. Июль 1969 г.
«Это ежедневная кропотливая работа». Ректор БГУКИ о патриотическом воспитании молодежи
Музей, как он задумывается, будет уникальным для Беларуси
Артур Зельский
Мне бы хотелось, чтобы молодые люди воспринимали это шире, чем участие в какой-то стройке, чтобы у них возникло понимание, что Хатынь - это часть их истории, их семьи, что это неразрывно связано с ними, чтобы было чувство, что они тоже создают историю. Пройдет несколько лет, они придут сюда и скажут, вот это мы делали. Когда высаживался парк исторической памяти, Президент произнес слова, что если сейчас мы это не сделаем, то этого не сделает никто.

«НАЧИНАТЬ НАДО НЕМЕДЛЕННО». ЛУКАШЕНКО ПОРУЧИЛ ПОСТРОИТЬ НОВЫЙ МУЗЕЙ В "ХАТЫНИ" К 80-ЛЕТИЮ ТРАГЕДИИ >>
читать больше
Мы не собираемся дублировать другие музеи, создавать филиал музея Великой Отечественной войны. Наша задача - показать трагедию белорусского народа, основные моменты, которые пережила наша земля за столетия и тысячелетия войн, нашествий. Люди просто должны прийти и увидеть это, погрузиться в историю, включая иностранцев. Хотя, увы, даже соотечественники не знают собственную историю.

Меня иногда просто удивляет явное непонимание отдельных людей, иногда даже, казалось бы, весьма серьезных, которые мне начинают говорить, а зачем вам там музей, а что вы там будете показывать, надо делать музей в другом месте, а здесь не нужно. У нас почти 20 лет с 2004 года работает художественно-документальная экспозиция, за это время она уже морально и физически устарела, появились новые документы.
о реконструкции мемориального комплекса
Молодые люди, работающие в «Хатыни», создают историю - директор комплекса

игорь гончарук
Сейчас, наверное, нет ни одного дошкольного учреждения, школы, колледжа, вуза, трудового коллектива, где не шел бы поиск самых интересных способов патриотического воспитания. Есть программа патриотического воспитания на 2022-2025 годы. Не прекращается санкционное давление, идет жестокая информационная война, и вопрос, как воспитать патриота, актуален как никогда. Какие тенденции в патриотическом воспитании молодежи наметились?
Александр Лукьянов
Все отмечают важность и результативность Беларуси в отношении сохранения исторической памяти и работы с молодежью
ТРУД - САМЫЙ ЭФФЕКТИВНЫЙ МОМЕНТ ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ.

Мне бы хотелось вернуться к одному очень важному мероприятию - встречи Президента с пионерским активом и активом БРСМ. Говоря о преемственности, Президент в первую очередь нацелен на то, что пионерия и БРСМ - это те формы социального воспитания населения, через которое должна проходить наша молодежь, сохраняя преемственность. Наверное, такая важная форма работы, как труд на таких объектах, это и есть та связующая нить. Здесь несколько аспектов. Во-первых, молодежь не праздно шатается на улице, а занимается трудом. Сам объект труда - это наше историческое наследие.
Они там будут трудиться плечом к плечу со своими сверстниками. Формируются горизонтальные связи между молодежью, формируется новая прослойка молодых людей. Это, наверное, та форма работы, которая полностью раскрывает человека. Посмотреть, как он трудится, пообщаться с ним. Поэтому запросы у молодежи находят отклик. Может быть, тема не самая веселая, но Президентом тоже было четко обозначено, что БРСМ чаще отождествляется с некими праздниками, мероприятиями, акциями. А тут все-таки труд. Поэтому эта форма востребована.
о молодежных отрядах охраны правопорядка
Патриотизм воспитывается не только по плану. Программа патриотического воспитания – это документ, который определяет ведущие тренды. А дальнейшее наполнение зависит от людей, которые этим непосредственно занимаются
Наталья Карчевская
Сейчас не время руководствоваться лозунгами, сейчас время конкретных дел
Наталья Карчевская
Если говорить о педагогике, то мы переходим из традиционного объект-субъектного взаимодействия, когда старшие назидательно учат, хотя это тоже остается, к субъект-субъектным отношениям. Помимо очень важных мероприятий и акций, которые связаны с сохранением исторической памяти, все активнее молодежь включается в конкретные дела. Недавно завершился проект этого года «Минская смена».
По инициативе сначала Академии управления при Президенте Республики Беларусь, потом эта инициатива была поддержана Минским городским исполнительным комитетом, были представлены молодежные инициативы, они реализованы и мне приятно, что совместный проект ребят из Академии управления при Президенте и Университета культуры стал одним из победителей, причем этот проект по повышению финансовой грамотности.
Владимир Порхомцев
За год у нас создано 17 военно-патриотических клубов
Хочу заметить, что военные как никто другой понимают смысл поговорки «хочешь завоевать страну, воспитай ее детей». Поэтому совместно с Минобразования и армией внутренние войска включаются в работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи, которая направлена на детей школьного возраста, техникумов и вузов. Но в основном - школьники. Трудными подростками занимается МВД или инспекция по делам несовершеннолетних, но эта категория деток нашей заботой тоже окружена. Самое простое определение понятия патриотизм – это любовь к Родине, преданность Родине, готовность ее защищать и жертвовать ради нее. С самого детства Родина для человека – это дом, в котором он родился. Это то, с чего мы начинаем работать с детьми младшего школьного возраста. Чтобы они любили дом, в котором они родились, двор, в котором выросли, школу, в которую ходили. Потом это город, район, область, это все государство. Восприятие любви начинается с мелочей. Уважительное отношение к родителям. Ведь Запад нам диктует, что ребенок главный в семье. На самом деле это не так. Родители дали ему жизнь, обеспечили всем тем, что он имеет. И эти понятия мы пытаемся привить детям. Ведь они воспринимают все с самого раннего возраста.

Патриотизм бывает государственный и гражданский. Мы часто забываем про гражданский патриотизм. Что он из себя представляет? На наш взгляд, это такая активная гражданская позиция мальчика, юноши, уже взрослого человека, его социальная адаптированность, правильное поведение, социальный образ жизни. Чтобы он не приносил проблем государству, чтобы оно не тратило деньги на его содержание, лечение, обеспечение другими вещами, чтобы он приносил пользу государству, работая в той сфере, в которой ему это необходимо. Именно такие смыслы мы стараемся вложить в наших детей с младшего возраста.
Военно-патриотическим воспитанием и во внутренних войсках, и в армии занимались всегда. Это дни открытых дверей, дни призывника, дни части. Какие-то совместные мероприятия. Но, на мой взгляд, такая работа носила разовый характер. И имела не настолько масштабное влияние, как хотелось бы. Поэтому чуть менее года назад во внутренних войсках, в МВД, было принято решение о создании круглогодичных военно-патриотических клубов. Несколько раз в неделю с ребятами проводятся мероприятия по военной дисциплине, по патриотическому воспитанию. За год у нас создано 17 военно-патриотических клубов. Порядка 1,5 тыс. мальчиков и девочек от 6 до 18 лет посещают наши занятия. Помимо военного воспитания и подготовки юношей к дальнейшей службе в армии, к готовности защищать свою Родину, мы занимаемся еще и патриотическим воспитанием. Смотрите, как все связано. Любовь к Родине и готовность ее защищать. Но эти понятия нужно вкладывать с самого детства, постепенно.

Помимо военно-патриотических клубов у нас есть военно-патриотические лагеря. Как правило, они проводятся в каникулярный период и пользуются большой популярностью. Вот в них действительно распорядок, как в армии. Подъем, утренняя физическая зарядка, наведение порядка, завтрак, занятия, ну и потом какие-нибудь мероприятия развлекательного характера.
владимир порхомцев
Я считаю, что виртуальное пространство, вот эти стрелялки, автоматики, они где-то стирают грань между реальностью и вымыслом. И не носят на самом деле воспитательного характера. В военно-патриотических клубах путем привлечения детей к военному делу, к начальной военной подготовке, на каких-то мероприятиях в школе совместно с воинскими частями мы адаптируем их к дальнейшей армейской службе. У нас это называется «прививка от страха службы в армии». За время обучения в нашем клубе ребенок начинает понимать, что такое армия, кто такие военнослужащие, какие задачи они выполняют, что необходимо будет делать. Он учится элементарным вещам, которые пригодятся ему в жизни. В первую очередь он учится самостоятельности. К сожалению, молодое поколение очень инфантильно. Редко, когда мальчик 18 лет может постирать за собой вещи, пришить пуговицу, поутюжить, подмести в квартире. За него это делают родители. А здесь жизнь уже самостоятельная, ты несешь ответственность за самого себя и за людей, которые тебя окружают. Это очень важно.
«Мы учим любить Родину»
Эффективен ли путь использования советского наследия в деле патриотического воспитания молодежи?
Александр Лукьянов
Раньше мы играли в казаки-разбойники, была игра «Орленок» - это важный воспитательный момент. К слову, на территории одной из воинских частей мы проводим такую же игру, где представлены военно-патриотические клубы и простые школьники. Если молодой человек ходил в клуб «Рысь», то он по крайней мере будет владеть конструкцией сбора-разбора оружия и элементарными строевыми приемами. Это та форма воспитания, которая прижилась еще с советского периода. Но ее надо масштабировать до уровня республиканских проектов.

А вот компьютерные игры – это не наша в основном продукция. И зачастую это войнушка по сценарию, которая направлена против советского солдата. Мы не должны этого допускать, нашими детьми манипулируют, над ними экспериментируют.



Наталья Карчевская
Я тоже человек советской эпохи, прошедший через систему советской школы, и очень больно было для многих, когда все то наследие отвергалось, и нас ориентировали на какие-то другие принципы. Ведь было очень много хорошего. А хорошее не нужно стесняться возвращать и в системе образования, и в патриотическом воспитании.

Я возглавляю студенческий коллектив, а это же не какой-то изолированный срез, туда приходят и школьники, и люди отслужившие, приходят люди на заочную форму обучения, которые на местах уже занимаются чем-то. И это взаимодействие между различными группами нашего общества очень важно. Все должны понимать, что мы делаем общее дело, которое состоит из множества каких-то локальных. Советская система прививала чувство ответственности и за себя, и за коллектив. В нашем менталитете еще задолго до советской системы были заложены принципы коллективизма, а не индивидуализма. Индивидуальное – это хорошо, но вы же помните, что было в последнее время, когда неважно всё, никакой ответственности нет – главное, чтобы было хорошо мне. Это неправильно.
игорь гончарук
Год исторической памяти - это время осмысления нашей истории, переоценки событий и явлений, борьбы за историческую правду. Мы сейчас многое пересматриваем, акцентируем внимание на каких-то событиях исторического прошлого. Такой этап в нашей современной истории помогает патриотическому воспитанию или, наоборот, создает какие-то сложности, недопонимание?
Год исторической памяти - это импульс для общества - обернуться, поднять первоисточник, посмотреть, что происходило
Александр Лукьянов
На нашу долю выпало жить в ответственном историческом периоде развития нашей страны. Мы всецело приняли и поддержали проект новой Конституции, где уже заложены на будущее соответствующие маячки – появились 15-я, 54-я статьи, в которых прописано, что и государство обеспечивает сохранность исторической памяти, и это долг каждого гражданина. И, наверное, в этот год как никогда важно акцентировать проектную деятельность Белорусского республиканского союза молодежи на таких акциях. К примеру, одна из них состоится в ближайшее время – это волонтеро-археология, мы вместе с молодыми людьми посетим места, где генеральная прокуратура проводит раскопки. Это места геноцида белорусского народа. Когда ты один раз увидишь кости стариков и детей с пулевыми отверстиями, то навсегда поймешь, кто прав, а кто нет. Кто пытается реабилитировать фашизм.
И Год исторической памяти - это импульс для всего общества, обернуться, поднять первоисточник, посмотреть, что происходило.

Мы сейчас уже отправляем отряды в Ямало-Ненецкий автономный округ, на Кузбасс, прорабатываем вопрос о создании совместного студенческого отряда по строительству космодрома «Восточный». Конечно, у нас в стране достаточно квалифицированных строителей, но когда это делают молодые люди - это мощнейший воспитательный момент. Поэтому Президент об это часто говорит и подчеркивает.
Артур Зельский

«У НАС ЕСТЬ НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ»
В последнее время много говорят о поиске национальной идеи, то, что нас объединит. Мне кажется, что у нас есть такая национальная идея. Вечно над нами подшучивали, что для белорусов главное «абы вайны не было». А ведь это сейчас проходит красной нитью. Никто не хочет, чтобы кошмар, который творится около наших границ, закончился очередной Хатынью. Вот это: «Абы вайны не было» сейчас объединило всех. И эту мысль надо обязательно донести молодежи.

Молодые люди должны понимать, что война – это не игра, не парад военной техники, война – это страшно. И когда они это поймут, вот то, что нас объединит, объединит весь народ.

Наталья Карчевская

«ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ МАГИСТРАЛЬНЫМ НАПРАВЛЕНИЕМ В ОБРАЗОВАНИИ»
Нет развития без традиций. Все должно быть уравновешенно, традиции и инновации.

Помимо сохранения исторической памяти, нужно делать все, чтобы о нас потом было, что вспомнить. Поэтому важна созидательная направленность, а не исключительно критиканская, как это было некоторое время назад.