ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
РЕФЕРЕНДУМ. ИТОГИ.
от принявших участие в голосовании избирателей проголосовали за изменение Основного закона
смотреть
82,86%
эксперты
Секретарь Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов
Елена Балдовская
Светлана Любецкая
Председатель Постоянной комиссии по законодательству Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь
Заместитель председателя Федерации профсоюзов Беларуси
Вадим Грачев
РЕФЕРЕНДУМ - 2022
"ОСТАТЬСЯ ВНЕ процесса БЫЛО НЕВОЗМОЖНО ..."
СВЕТЛАНА ЛЮБЕЦКАЯ
высокий уровень участия населения - Это очень позитивный признак социальной зрелости общества.
Светлана Любецкая
С правовой точки зрения такое общественное обсуждение - это уникальный опыт, который на сегодняшний день себя оправдал, и, полагаю, государство должно в дальнейшем его использовать. Это диалог государства и гражданина, диалог государства и общества, когда предполагаемые изменения, которые естественно коснутся всех, должны быть очень подробно донесены, разъяснены, чтобы эта информация подлежала осмыслению для взвешенного разумного и спокойного принятия решения.
На мой взгляд, государство выполнило свою функцию, предоставило все информационные и организационные возможности для того, чтобы этот процесс был максимально четким, остаться вне его без относительно какой-либо позиции, мне кажется, было невозможно.
было обеспечено широкое информационное сопровождение для того, чтобы этот процесс сделать открытым, доступным, гласным
Я думаю, что у людей не было сомнений в том, что на референдум надо идти.
Елена Балдовская
Международные наблюдатели высоко оценили в первую очередь подготовительные мероприятия, которые предшествовали проведению референдума, и очень сложную работу систем всех уровней и комиссии. Международные наблюдатели также говорили о том, что члены участковых комиссий давали очень профессиональные ответы на все поставленные вопросы, это говорит о том, что люди знают законодательство и не боятся общаться с представителями международных организаций. Поэтому все прошло слаженно, вопросов и жалоб, которые говорили бы о нарушении законодательства, которые могли бы повлиять на результат референдума, у Центральной комиссии не было.
Была проведена очень большая работа. Подробно была разъяснена каждая норма, которая предлагается для внесения в Конституцию, были разъяснены последствия изменений и их значимость. Решение референдума (Указ № 14 от 20 января 2022 г.) вступает в силу спустя 10 дней после его официального опубликования, а дальше начинается кропотливая и долгая законотворческая работа.
Некоторые предложения трудящихся, которые не могут быть отражены в Конституции, но заслуживают внимания, имеют возможность в дальнейшем быть внесены в другие правовые акты.
Вадим Грачев
Я хочу добавить очень важный момент. В связи с тем, что мы всей общественностью, депутатским корпусом, органами власти, общественными организациями смогли охватить очень большое количество трудовых коллективов, мы могли не только поговорить о Конституции, люди также получили возможность сказать, что еще и в каких правовых документах их не устраивает, внести какие-то предложения, и таких предложений было много. После этой обратной связи от трудовых людей на местах, мы сегодня видим, что нужно в дальнейшем корректировать в законодательстве.
Референдум состоялся, Конституция принята, но работы дальше будет только больше. Более 200 правовых документов надо будет корректировать, впереди закон о Всебелорусском народном собрании. Некоторые предложения трудящихся, которые не могут быть отражены в Конституции, но заслуживают внимания, имеют возможность в дальнейшем быть внесены в другие правовые акты.

По-моему, в стране не осталось людей, которые бы не слышали о проекте Конституции. Можно говорить о разной глубине понимания каких-то вопросов, естественно различные слои населения, например, молодежь, ветераны труда, свое внимание посвящали каким-то отдельным статьям Конституции, каждый искал для себя что-то интересное.
О РАБОТЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ НАБЛЮДАТЕЛЕЙ НА РЕФЕРЕНДУМЕ
У нас в стране очень развито правовое просвещение
Елена Балдовская
Все государственные органы в пределах компетенции на постоянной основе выезжают к людям, общаются, разъясняют особенности регулирования тех или иных правовых отношений. В плане разъяснения сути избирательного законодательства, практики такой нет, она проводится от кампании до кампании. Мы будем работать над тем, чтобы правовое просвещение проводилось не только по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, улучшения здравоохранения, сферы образования. А разъяснять, в первую очередь молодежи, особенности избирательного процесса, зачем проводятся выборы, кто имеет право в них участвовать, для чего люди становятся депутатами и так далее.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПОСЛЕ РЕФЕРЕНДУМА
Светлана Любецкая
Я обращусь сразу к переходным положениям проекта Основного закона, которые были представлены. Предполагается, что их ориентировочно 200 заявлено к корректировке. В переходных положениях указано, что изменения, принятые на референдуме, в течение двух лет подлежат внесению для их практической реализации. Для того, чтобы не было противоречий в законодательстве.
Проект решал три задачи
устранение неактуальных положений
Например, сегодня нет хозяйственных судов, естественно они исключены из текста нового закона, в дальнейшем будет корректировка, если где-то в законодательных актах остались упоминания об этом. Что касается процедуры назначения судей Верховного суда, подлежит внесению изменений в Кодекс о судоустройстве и статусе судей.
введение новых институтов
Соответственно для их правового регулирования необходимо будет разработать проекты законов, в том числе о Всебелорусском народном собрании, формализовать этот институт, поскольку Конституция сейчас содержит рамочное положение, а более подробное развитие они должны получить в социальном законе.

Что касается введения института индивидуальной конституционной жалобы, то претерпят изменения законодательства о конституционном судопроизводстве, где четко будет прописано, кто вправе обращаться с индивидуальной конституционной жалобой, какой порядок будет ее рассмотрения, то есть детализация развития концептуальных положений, которые включены в основной закон.
перераспределение полномочий
Если коснуться государственного устройства, то вопросы, которые касаются перераспределения полномочий между правительством, Президентом и Парламентом тоже должны быть формализованы и детализированы, поскольку в Конституции могут быть заключены только концептуальные положения. Все остальное будет дальше реализовано на уровне законодательных актов. Поэтому действующее законодательство в части перераспределения полномочий либо наделения новыми функциями претерпит изменения, либо появится новое положение. Это кратко, что дальше последует.
О ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ПОСЛЕ РЕФЕРЕНДУМА
Елена Балдовская
Что касается избирательного Кодекса, то у нас уже есть единый день выборов, который мы будем организовывать в 2024 году. С нашей стороны будет готовиться концепция, будут рассматриваться вопросы и сроки формирования комиссий для организации такого рода выборов. В Единый день выборов будут избираться депутаты всех уровней, сейчас парламентские выборы и выборы местных советов депутатов проходят отдельно.
о всебелорусском народном собрании
Ставится вопрос о расширении участия общества в управлении государством и принятии важных решений.
Светлана Любецкая
Институт ВНС действующий. На конституционном уровне были формализованы о нем положения. Может быть не все обратили внимание, что это высший представительный орган, орган народовластия с определенным регламентом, процедурой и порядком избрания, который наделен функциями для принятия определенного уровня решений, не пересекающихся с компетенцией других ветвей власти.

Что касается цели такой формализации, я бы сказала, что ставится вопрос о расширении участия общества в управлении государством, принятии важных решений.
Это еще один дополнительный способ повышения демократичности и выяснения народного мнения при принятии определенных вопросов, причем в установленном законом порядке. Компетенции, помимо того, что они есть в проекте основного закона, который выносился на референдум, будут закреплены: какие организационные формы принятия решения, юридическая сила этих решений, то есть вопросы для еще одного института народного представительства.
Вадим Грачев
В трудовых коллективах было достаточно легко объяснять тему Всебелорусского народного собрания, она хорошо воспринималась, и это был самый популярный блок вопросов. Не подвергается сомнению то, что Всебелорусское народное собрание - действующий институт. В профсоюзном движении всех стран мира есть ключевой вопрос: поиск баланса интересов нанимателей и работников. Работники высказывают свои предложения, которые закрепляются в коллективном договоре, как мы говорим, в местной конституции на предприятии. Если коллективный договор – это народовластие в пределах конкретного предприятия, то Всебелорусское народное собрание по новой Конституции - это народовластие в пределах страны, и это тоже поиск определенного баланса.
РЕФЕРЕНДУМ - 2022
введение института уполномоченного по правам человека
В проекте Конституции, вынесенном на референдум, содержится норма о введении Института уполномоченного по правам человека. При этом пошли даже шире. На этапе поступления предложений, возник вопрос, а почему только уполномоченный по правам человека? А если необходим уполномоченный по правам ребенка? У нас уже есть уполномоченный по правам религии. Формализация только одного вида уполномоченного на уровне Конституции - не разбалансирует ли это систему других уполномоченных? Поэтому в проекте Конституции записано, что Президент вправе назначить уполномоченных, то есть даже этот институт получил свое развитие.
1
Индивидуальная конституционная жалоба призвана дать возможность гражданам использовать еще один механизм правовой защиты, то есть это расширение уровня правовой защиты, когда по результатам рассмотрения тех или иных споров, если гражданин полагает, что при их разрешении применен закон, который противоречит Конституции и он считает необходимым провести дополнительную его проверку, что может повлечь для него последствие в виде восстановления нарушенных, как он полагает, прав.
индивидуальная конституционная жалоба
2
Светлана Любецкая
Статья 28. защита персональных данных
Это новелла, которая призвана решить три задачи. Первое - это законодательное регулирование, помимо того, что уже принят закон о защите персональных данных. Дальнейшая системная работа государственных органов, создание специализированного Министерства цифрового развития и связи, которое будет консолидировать это направление.

Вторая составляющая - организационная: кто будет заниматься реализацией этого положения.

И третья - финансовая, как у любого закона есть финансово-экономическое обоснование, кто будет оплачивать, кто будет решать вопросы финансирования вот этой системы обеспечения безопасности.
3
В тексте Основного закона, по которому велось голосование, содержатся конкретные положения программного характера.
Статья 31. поддержка молодежи
Государство создает условия не только для духовно-физического, но и интеллектуального развития молодежи. Что за этим стоит, кроме законодательного регулирования? Совершенствование системы образования, переподготовки, трудового законодательства - кто будет обеспечивать финансирование программ, связанных с усовершенствованием человеческого ресурса?
4
Решение этих задач – дело не сегодняшнего и не завтрашнего дня. Это долгосрочные векторы, которые мы определили и над которыми будем работать. Вот почему люди, которые читали проект, каждый искал для себя конкретно, что для него положительного, какие изменения для него интересны и что он будет ожидать. В этом же и смысл общественного обсуждения и получения этого общественного согласия. Поскольку Конституция - это документ, который не только проявляется в компромиссе, а в консенсусе всех слоев общества, это его главная задача и цель, общественное согласие в рамках общественного договора.
вадим грачев
Каждый из нас, выстраивая жизнь, руководствуется простыми вещами. Хочется быть здоровым, желаешь этого родным и близким, хочется приходить на свое рабочее место, чтобы была своевременная выплата заработной платы, чтобы не было простоев и так далее. Если эти базовые вещи есть, тогда человек чувствует себя уверенным. Но 2020 год стал напряженным в связи с эпидемиологической ситуацией. У ряда предприятий стали прерываться производственные цепочки, экспорт стал уходить. Но трудовые коллективы выстояли, благодаря коллективным договорам, так как они значительно усиливают социальную поддержку трудящихся. У нас в Трудовом кодексе более 140 отсылочных норм к коллективному договору. И сейчас в условиях геополитической ситуации нам также нужно сохранить занятость в трудовых коллективах, заработную плату. Сегодня министерствам и ведомствам нужно проконтролировать, есть ли необходимость на отдельных предприятиях переобучить людей, переориентировать, перевести другие подразделения. Для того, чтобы эти базовые вещи сохранились.