На сегодняшний день Министерство внутренних дел является координатором по борьбе с экстремизмом и нацизмом. У нас есть четкие планы по работе по всем направлениям. Министерство внутренних дел намерено в ближайшее время пересмотреть список организаций, которые сотрудничали с нацистской Германией во время войны. Соберем научное сообщество и представителей государственных органов, где обсудим и представим новые организации, которые сотрудничали с нацистами, для включения в этот список. Считаем, что пришло время поставить точку в вопросе определения БЧБ-символики: не может быть разрешена символика, которая использовалась коллаборантами. В новом законе у нас есть механизмы борьбы с этим.
Михаил БЕДУНКЕВИЧ
заместитель начальника ГУБОПиК - начальник 3-го управления (по противодействию экстремизму) Министерства внутренних дел
Мы еще в 2015 году вышли с рядом инициатив по ужесточению ответственности за пропаганду нацизма и публичную демонстрацию нацистской символики.
Главное управление по борьбе с организованной преступностью и коррупцией и до принятия законов продолжительное время занималось этой проблематикой, поднимали вопросы, с которыми сталкивались в ходе оперативно-служебной деятельности. Еще в 2015 году мы обозначили проблему нацизма, существующего в Беларуси в то время, для некоторых людей это было неожиданно, что не только в приграничных с нами государствах и в мире была такая проблема, но и у нас. Мы увидели попытку сил, стоящих за сегодняшними нацистами, придать новый толчок их деятельности, популяризировать среди населения. Как показывает практика, неонацистские организации являются основной движущей силой протестных движений в различных странах. Это те люди, которые используются на улицах, которые ведут уличные бои, имеют и получают навыки этих боев. И мы увидели четкую попытку проявления этих сил на территории Беларуси.
Министерство внутренних дел намерено в ближайшее время пересмотреть список организаций, которые сотрудничали с нацистской Германией во время войны.
Мы сталкивались с вопиющими случаями, когда в открытых общественных местах подобные лица не скрывали своих татуировок и навязывались. Люди боялись появляться рядом с такими головорезами. Поэтому в то время работа в Министерстве внутренних дел была направлена на принятие оперативных мер по искоренению причин, которые бы способствовали таким проявлениям. Стало очевидно, что не только мы должны бороться с данными проявлениями, должны также подключиться другие субъекты госуправления.
Что касается закона по противодействию экстремизму, здесь мы также являемся координатором. Также есть определенные планы и направления. МВД поручено ведение списка организаций и опубликование перечня организаций, формирований, индивидуальных предпринимателей, граждан, причастных к экстремистской деятельности. У нас обширная база таких людей и организаций, мы ведем работу как в рамках имеющихся уголовных дел, так и в повседневной работе. Особое внимание обращаем на выявление таких лиц, организаций и субъектов в интернет-среде среди деструктивных месенджеров, телеграмм-каналов, телеграмм-групп, выявляем людей, которые за этим стоят. Особое внимание уделяем финансированию экстремистской деятельности, потому что когда есть финансирование, тогда этим проявлениям экстремизма, нацизма придается новый толчок. И мы видим поддержку, которая осуществляется зарубежными координаторами.
Мы будем предлагать внесение "бел-чырвона-белага" флага в список символики, которая запрещена. В законе даны варианты использования его в различных иных целях, например, в театральной деятельности и в кино. Но ходить под этими флагами на улицах никто не даст.
Пришло время поставить точку в вопросе определения БЧБ-символики.