ЭКСПЕРТЫ:
  • Сергей Рачков
    председатель Постоянной комиссии Совета Республики по международным делам и национальной безопасности
  • Лилия Ананич
    заместитель председателя Постоянной комиссии по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации Палаты представителей
  • Валерий Шуляк
    начальник отдела по надзору за исполнением законодательства о государственной безопасности Генеральной прокуратуры
  • Михаил Бедункевич
    заместитель начальника ГУБОПиК - начальник 3-го управления (по противодействию экстремизму) Министерства внутренних дел
Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал законы о недопущении реабилитации нацизма и изменении законов по вопросам противодействия экстремизму. Закон "О недопущении реабилитации нацизма" комплексно регулирует вопросы противодействия этим негативным проявлениям. В нем нашли свое закрепление и развитие положения, которые ранее содержались в законе "О противодействии экстремизму". Кроме того, для надлежащей уголовно-правовой охраны отношений, связанных с противодействием экстремизму и реабилитации нацизма как одного из проявлений экстремизма, соответствующие изменения и дополнения внесены в Уголовный кодекс.

Сергей РАЧКОВ
председатель Постоянной комиссии Совета Республики по международным делам и национальной безопасности

Актуальность принятых законов очевидна, так как в 2020 году были попытки деструктивных сил использовать идеи нацизма для раскачивания ситуации в нашей стране. К сожалению, мы должны констатировать, что в нашей республике, которая больше всех пострадала в годы Второй мировой и Великой Отечественной войны, потеряв 3 миллиона человек, происходят такие события. Никто не мог предположить, что мы когда-то подойдем к вопросу о законодательном регулировании проблемы недопущения реабилитации нацизма, героизации нацистских преступников и их пособников. Но тем не менее в парламенте Республики Беларусь приняли решение о необходимости подготовки закона.
Хочу отметить, что были дискуссии, были различные мнения. Мы сегодня обсуждаем тематику двух законов, второй закон – по противодействию экстремизму, и одно из мнений было интегрировать тематику недопущения реабилитации нацизма в закон о противодействии экстремизму. Но большинство склонилось к тому, что мы должны иметь отдельный закон, который даст серьезный сигнал обществу о том, что в Беларуси такая деятельность не допустима.
Мы отталкивались от модельного законопроекта Межпарламентской ассамблеи государств - участников СНГ "О недопустимости действий по реабилитации нацизма, героизации нацистских преступников и их пособников", в разработке которого, кстати, белорусская сторона принимала активное участие. Наши оппоненты пытаются сопоставлять модельные законы по СНГ с тем законом, который мы приняли. Но так как они модельные, следовательно, мы не должны четко следовать тем канонам или положениям, которые в них заложены.
В законе четко сказано о запрете на реабилитацию нацизма, героизацию нацистских преступников. И особенно хотел бы отметить, что мы акцентировали внимание на проблематике коллаборантов, тех, кто участвовал в геноциде белорусского народа.
Было соответствующее поручение главы государства, и не могу здесь не отметить, что неоднократно в ходе диалоговых площадок, в ходе встреч с трудовыми коллективами, в письмах, обращениях граждан к депутатскому корпусу подчеркивалась эта тема, особенно, когда увидели, что БЧБ-флагами, которые использовались фашистскими прислужниками, стали размахивать на наших улицах и площадях, людей это просто возмутило. И поэтому вернулись к этой теме.

Лилия АНАНИЧ
заместитель председателя Постоянной комиссии по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации Палаты представителей

В 2019 году в законе о противодействии экстремизму уже были прописаны нормы, статьи, которые говорили о недопущении героизации нацизма. Но новый закон комплексно регулирует вопросы противодействия этим негативным явлениям. К тому же меры противодействия реабилитации нацизма прописаны в законе "Об изменении законов по противодействию экстремизму". Надо подчеркнуть, что сейчас в законе четко определены органы противодействия в недопущении реабилитации нацизма и в перечень этих органов вошли не только силовые структуры, но и органы государственного управления в сфере образования, информации, в сфере финансовых расследований.
Закон о недопущении реабилитации нацизма - это комплексный правовой акт. Это политический, юридический и, если хотите, моральный закон, который четко расставляет акценты белорусского общества и государства о недопущении реабилитации нацизма, нацистских преступников и их пособников.
Важно ответить оппонентам, почему мы не последовали за модельным законом? В модельном законе сделан упор на общественную антинацистскую экспертизу. В законе о противодействии и недопущении реабилитации нацизма есть очень важная строка о том, что порядок оценки информационной продукции на предмет наличия или отсутствия признаков экстремизма, а нацизм и проявление неонацизма - это экстремизм в его самом опасном виде, определяется Советом Министров.
Сейчас в Министерстве информации идет работа по изменению нормативной базы деятельности республиканской экспертной комиссии по выявлению в печатной продукции признаков наличия-отсутствия экстремизма. И как раз эта комиссия представляет спектр общественности, потому что нельзя называть общественностью и гражданским обществом только тех, кто живет за счет грантов и тем более западных. Здесь нужны специалисты, профессионалы, которые понимают, что такое лингвистическая и психологическая составляющая, что такое юридический аспект. На сегодняшний день в составе комиссии более 20 профессионалов.
"Закон - это всегда баланс общественных и государственных интересов", - Лилия Ананич

Валерий ШУЛЯК
начальник отдела по надзору за исполнением законодательства о государственной безопасности Генеральной прокуратуры

Идея нацизма переживает свое второе рождение в осовремененных, иногда тщательно закамуфлированных и скрываемых проявлениях.
Валерий ШУЛЯК
Общественно-политическая ситуация в республике характеризуется попытками дестабилизации обстановки внешними и внутренними деструктивными силами путем разжигания в обществе вражды и розни, манипулирования настроениями части населения, навязывания крайних форм протестной активности. Одновременно идея нацизма, в основе которого лежит тезис о превосходстве одной нации над другими, одной идеологической группы над другой, одного человека над другим, переживает свое второе рождение в их осовремененных, иногда тщательно закамуфлированных и скрываемых проявлениях. Вспомним хотя бы тот же обкатанный в Беларуси режиссерами гибридных войн и цветных революций постулат о невероятных суперлюдях, стоящих в своем развитии гораздо выше над всеми остальными, которые в силу своей ущербности недопонимают текущий момент и собственное благо. А результатом является все та же старая песня на новый лад, культивирование радикализма, расизма, национализма, распространение идеологии вражды и ненависти - социальной, идеологической, религиозной. Они в свою очередь являются плодотворной почвой для радикальных настроений, способных перерасти как минимум в массовые беспорядки, как максимум, в войны локального и регионального уровня.
Параллельно с этим идут процессы умышленного искажения исторической правды о Второй мировой войне, решающей роли советского народа в победе над фашизмом. В моде псевдоисторизм. Черное называется белым, преступники героями и наоборот. В то же время историческое наследие нашего государства и в первую очередь память о подвиге советского народа в Великой Отечественной войне, о священной жертве белорусского народа, положившего на алтарь победы миллионы своих жизней, обеспечения на основе этой памяти связи и преемственности поколений лежат в основе фундамента белорусского государства, являются важнейшими нравственными скрепами белорусского народа. Несомненно, мы наблюдаем, как этот фундамент, эти скрепы пытаются раскачать и уничтожить. В этой связи полагаем, конечно же, что одновременное совершенствование законодательства о противодействии экстремизму и недопущении реабилитации нацизма приобретает на современном этапе особый смысл и значение.
В моде псевдоисторизм.
Память о подвиге советского народа в годы Великой Отечественной войны лежит в основе фундамента белорусского государства.
Валерий ШУЛЯК
На сегодняшний день Министерство внутренних дел является координатором по борьбе с экстремизмом и нацизмом. У нас есть четкие планы по работе по всем направлениям. Министерство внутренних дел намерено в ближайшее время пересмотреть список организаций, которые сотрудничали с нацистской Германией во время войны. Соберем научное сообщество и представителей государственных органов, где обсудим и представим новые организации, которые сотрудничали с нацистами, для включения в этот список. Считаем, что пришло время поставить точку в вопросе определения БЧБ-символики: не может быть разрешена символика, которая использовалась коллаборантами. В новом законе у нас есть механизмы борьбы с этим.

Михаил БЕДУНКЕВИЧ
заместитель начальника ГУБОПиК - начальник 3-го управления (по противодействию экстремизму) Министерства внутренних дел

Мы еще в 2015 году вышли с рядом инициатив по ужесточению ответственности за пропаганду нацизма и публичную демонстрацию нацистской символики.
Главное управление по борьбе с организованной преступностью и коррупцией и до принятия законов продолжительное время занималось этой проблематикой, поднимали вопросы, с которыми сталкивались в ходе оперативно-служебной деятельности. Еще в 2015 году мы обозначили проблему нацизма, существующего в Беларуси в то время, для некоторых людей это было неожиданно, что не только в приграничных с нами государствах и в мире была такая проблема, но и у нас. Мы увидели попытку сил, стоящих за сегодняшними нацистами, придать новый толчок их деятельности, популяризировать среди населения. Как показывает практика, неонацистские организации являются основной движущей силой протестных движений в различных странах. Это те люди, которые используются на улицах, которые ведут уличные бои, имеют и получают навыки этих боев. И мы увидели четкую попытку проявления этих сил на территории Беларуси.
Министерство внутренних дел намерено в ближайшее время пересмотреть список организаций, которые сотрудничали с нацистской Германией во время войны.
Михаил БЕДУНКЕВИЧ
Мы сталкивались с вопиющими случаями, когда в открытых общественных местах подобные лица не скрывали своих татуировок и навязывались. Люди боялись появляться рядом с такими головорезами. Поэтому в то время работа в Министерстве внутренних дел была направлена на принятие оперативных мер по искоренению причин, которые бы способствовали таким проявлениям. Стало очевидно, что не только мы должны бороться с данными проявлениями, должны также подключиться другие субъекты госуправления.
Что касается закона по противодействию экстремизму, здесь мы также являемся координатором. Также есть определенные планы и направления. МВД поручено ведение списка организаций и опубликование перечня организаций, формирований, индивидуальных предпринимателей, граждан, причастных к экстремистской деятельности. У нас обширная база таких людей и организаций, мы ведем работу как в рамках имеющихся уголовных дел, так и в повседневной работе. Особое внимание обращаем на выявление таких лиц, организаций и субъектов в интернет-среде среди деструктивных месенджеров, телеграмм-каналов, телеграмм-групп, выявляем людей, которые за этим стоят. Особое внимание уделяем финансированию экстремистской деятельности, потому что когда есть финансирование, тогда этим проявлениям экстремизма, нацизма придается новый толчок. И мы видим поддержку, которая осуществляется зарубежными координаторами.
Мы будем предлагать внесение "бел-чырвона-белага" флага в список символики, которая запрещена. В законе даны варианты использования его в различных иных целях, например, в театральной деятельности и в кино. Но ходить под этими флагами на улицах никто не даст.
Пришло время поставить точку в вопросе определения БЧБ-символики.
Михаил БЕДУНКЕВИЧ
Я хочу подчеркнуть комплексный характер закона - у каждого ведомства есть свои задачи. Министерство информации, с одной стороны, отслеживает в рамках законодательства деструктивный контент, а с другой – должно содействовать созданию контента, которым должен наполняться интернет, наши традиционные медиа, то есть содействовать созданию патриотического контента в разных формах. Это не только глубоко аналитические статьи, это все что востребовано молодым поколением. Возьмите сферу культуры. Молодежь приходит в кинозалы, перед каждым показом идут ролики. Жующие попкорн люди проглатывают все - почему бы какой-то позитивный сюжет на 2-3 минуты не поставить?
В нас хотят вселить комплекс вины за нашу историю, поменять наши ценностные ориентиры, бьют по молодежи.
Лилия АНАНИЧ

Лилия АНАНИЧ
заместитель председателя Постоянной комиссии по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации Палаты представителей

"Не только милиция должна активно работать, молодежи надо на их языке доносить информацию. Надо развивать блогерское движение", - Михаил Бедункевич
Последнее десятилетие упор делался на приобретение подрастающим поколением современных знаний и, проверяя сегодня эти знания через централизованное тестирование, мы не видим личности. И об этом, кстати, говорит Президент. Поэтому идет дискуссия, как нам видоизменить подведение итогов обучения в средней школе. Конечно же, школа одна самостоятельно не справится. И здесь стоит обратиться к опыту советского времени, когда вместе со школой общество очень активно занималось воспитанием подрастающего поколения.
Необходимо в школу возвращать вопросы, связанные с формированием личности, т.е. вопросы воспитания.
Сергей РАЧКОВ

Сергей РАЧКОВ
председатель Постоянной комиссии Совета Республики по международным делам и национальной безопасности

"Мы наработали комплекс рекомендаций, среди которых и возвращение к обязательности изучения в школах, в профтехучилищах, в высших учебных заведениях курса Великой Отечественной войны советского народа в контексте Второй мировой войны. Обязательности подготовки новых учебных пособий", - Лилия Ананич
Мне по роду деятельности приходится читать различные телеграм-каналы, сайты определенной направленности. Там сравнивают эти два закона с дамокловым мечом. Я в определенной степени, может быть, даже соглашусь, что это дамоклов меч, который висит на стене. Лучше пусть этот меч висит не стене, чем мы будем им махать. И недаром в первых строках и одного, и второго закона написано, что основным принципом противодействия экстремизму и реабилитации нацизма является профилактика, основными направлениями - духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание наших людей и молодежи. Так что это очень важно - воспитание в людях человечности, моральности, это самый короткий путь не допустить экстремизма.
Эти два закона выставляют некие флажки и красные линии, за которые участники общественно-политической жизни не должны переступать.
Валерий ШУЛЯК

Валерий ШУЛЯК
начальник отдела по надзору за исполнением законодательства о государственной безопасности Генеральной прокуратуры

Для кого-то, наверное, тех мер профилактики, которые предусмотрены этими законами (предупреждение, вынесение предписания), кажется недостаточным, ну что ж, в этом случае вступят в действие другие механизмы, законодательство, противодействие экстремизму и реабилитация нацизма это не только эти два закона, это прежде всего административное и уголовное законодательство, более суровые инструменты.