мнения
комментарии
интервью
концепция развития системы образования республики беларусь до 2030 года
Концепция развития
системы образования
Республики Беларусь до 2030 года
Концепция будет реализована в два этапа в соответствии с пятилетними планами и программами развития национальной системы образования.
Директор Национального института образования кандидат педагогических наук
Ректор УО "Республиканский институт профессионального образования" Министерства образования Республики Беларусь кандидат педагогических наук
Валентина Гинчук
Валерий Голубовский
эксперты
Проректор по научной работе ГУО "Белорусский государственный педагогический университет им. М.Танка" доктор педагогических наук, профессор
Анна Торхова
КОНЦЕПЦИЯ
ЦИФРЫ
Беларусь входит в группу 30 наиболее развитых стран мира по показателям в сфере образования.
Отчет ПРООН о человеческом развитии – 2019
По показателям поступления детей в начальную и среднюю школу, количеству студентов Беларусь находится на уровне развитых стран Европы и мира.
В 2020/2021 учебном году в стране работало свыше 7,5 тыс. учреждений образования, представляющих все его уровни.
КОЛИЧЕСТВО УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ В бЕЛАРУСИ
Каждый третий житель БЕЛАРУСИ учится
доступность
образования
переход к обязательному среднему образованию рассматривается В качестве способа обеспечения доступности образования.
Валентина Гинчук
Переход к обязательному среднему образованию обозначен в Концепции развития системы образования до 2030 года как одна из задач. Данное положение нашло отражение в новом проекте Кодекса об образовании, и в ст.144 уже закреплена обязательность общего среднего образования. Оно может быть получено либо в учреждениях общего среднего образования, либо в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования.
Кодекс предусматривает, что учащиеся, которые окончили базовую школу, могут продолжить обучение на уровне профессионально-технического образования с получением квалификации рабочего и обязательным общим средним образованием.

Надо отметить, что такой аспект, как доступность образования, в нашей стране в отличие от многих стран не связан с преодолением дискриминации при получении образования по тем или иным признакам. Например, по гендерному, конфессиональному, национальному, социальному.
ИНКЛЮЗИЯ В ОБРАЗОВАНИИ С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ КАЖДОГО УЧАЩЕГОСЯ
Индивидуальные особенности могут быть обусловлены разными факторами: и одаренностью, и талантом, и жизненной ситуацией, и состоянием здоровья. Инклюзивное образование предполагает, что все обучаются по общим программам общего среднего образования. В статье нового проекта Кодекса это уже отражено. Более того, в ст.150 Кодекса предусмотрено, что в учреждениях общего среднего образования могут создаваться классы совместного обучения. То есть учащиеся с разными особенностями и образовательными потребностями будут осваивать программу общего среднего образования.
дошкольное образование
этапы и результаты концепции
2021-2025 годы
85%
90
100%
новых учреждений дошкольного образования
меньше очереди на определение детей в УДО
охват детей пятилетнего возраста подготовкой к обучению на I ступени общего среднего образования
не менее
доля детей от 1 года до 6 лет, получающих дошкольное образование
Основные направления развития дошкольного и общего среднего образования: совершенствование организации, содержания, научно-методического обеспечения и образовательной среды.
общее среднее образование
этапы и результаты концепции
2021-2025 годы
50
STEM
новых учреждений общего среднего образования
в допрофильной подготовке и профильном обучении реализовать
не менее
cовмещение итоговых экзаменов с централизованным тестированием
- подход
Аббревиатура STEM (Science, Technology, Engineering and Mathematics) — расшифровывается как Наука, Технологии, Инженерия, Математика и обозначает практико-ориентированный подход к построению содержания образования и организации учебного процесса.
разрабатывается школьный стандарт - документ, который будет регулировать организацию образовательного процесса и взаимоотношения всех его участников.
Валентина Гинчук
Если мы говорим о совершенствовании организации общего среднего образования, то в первую очередь нужно укреплять дисциплину и правопорядок в учреждениях образования.
Уже приняты меры по решению данной задачи по поручению главы государства, которое было дано на республиканском педсовете 2021 года.
Еще одна задача - совершенствование системы выявления, учета и поддержки одаренной и талантливой молодежи. В этом направлении тоже уже предприняты шаги. Так, Национальный детский технопарк работает с одаренными учащимися. Разработана концепция реализации подходов в системе общего среднего образования.
поддержка одаренной и талантливой молодежи
Новый проект Кодекса об образовании предусматривает, что итоговые испытания в 11 классе по отдельным учебным предметам могут проводиться в виде централизованного экзамена. Результаты этого экзамена будут засчитываться как отметка в аттестат общего среднего образования, а также при зачислении абитуриентов для получения образования на следующих уровнях.
Совмещение итоговых экзаменов с централизованным тестированием

»
Что касается научно-методического обеспечения общего среднего образования, важно совершенствовать содержание образования с учетом международных тенденций и динамично развивающегося общества.
В Национальном институте образования разрабатывается отраслевая научно-техническая программа, которая так и называется - функциональная грамотность. По ней будут скорректированы и образовательные стандарты, и учебные программы, будут разработаны программы факультативных занятий.

»
Одно из направлений - расширение вариативности содержания общего среднего образования. Сегодня разрабатывается новая структура учебного плана общего среднего образования, который будет предусматривать изучение ряда обязательных предметов и учебных предметов, изучаемых по выбору учащихся.
возможность выбора учебных предметов
о качестве образования
Профессионально-техническое и среднее специальное образование
этапы и результаты концепции
2021-2025 годы
колледжу
переход к единому виду учреждения образования –
повышение эффективности механизма формирования госзаказа на подготовку кадров
Развитие сетевого взаимодействия
система профессионального образования не только сохранена, но и развивается, и надстройка новых направлений идет на основе изученных мировых трендов.
Валерий Голубовский
Система профессионального образования работает на несколько категорий населения>>
Первая категория - это школьники, которые уже на ранних этапах знакомятся с профессией, получают трудовое обучение в общеобразовательной школе и имеют возможность освоить рабочую профессию или познакомиться с ней. Второе - это выпускники 9-11 классов, которые приходят в профтех и средние специальные учебные заведения для освоения специальности, профессии. Но на этом миссия системы профобразования не завершается, поскольку очень много уделяется внимания переобучению взрослых. Это работники предприятий, которых с внедрением новых технологий направляют на переподготовку, повышение квалификации в колледжи и профлицеи. Это люди с ограниченными возможностями, которые проходят обучение либо по основным образовательным программам, либо по краткосрочной профессиональной подготовке. Это и те, кто получил статус безработного или незанятого. Для этого площадки профессионально-технических и средних специальных учебных заведений тоже подходят. Работая с центрами занятости, они решают эту задачу.
В связи с быстрым внедрением технологий прогнозируют, что часть профессий начнет отмирать, а часть будет очень серьезно модернизирована, и изменение образовательных программ и квалификаций связано прежде всего с этим фактором. Это потребует изменения образовательной среды, профессиональных компетенций педагогических работников. Для этого необходимо распланировать системные шаги. Ответы на эти вопросы заложены в концепции, которая будет реализовываться в два этапа.
По прогнозам специалистов, порядка 20% профессий перейдут в категорию "умирающих", 80% будут модернизироваться.
В Концепции предусмотрено развитие новых механизмов взаимодействия с организациями-заказчиками кадров.
Подготовка рабочих кадров трудоемкий и материалоемкий процесс. Чтобы решить эту задачу, нужно качественно сформулировать требования к новым специальностям. Для этого в концепции предусмотрено развитие новых механизмов взаимодействия с организациями - заказчиками кадров. В преддверии принятия концепции велась работа с секторальными советами, которые созданы при отраслевых министерствах. В обязательном порядке туда входят представители Республиканского института профессионального образования, а также профильных факультетов высших учебных заведений и колледжей.
Результатом взаимодействия являются стандарты, в которых определены требования к содержанию профессиональной деятельности. Профессиональные стандарты закладывают основу для образовательных программ и появления новых специальностей в среднем специальном образовании. Эти стандарты также помогают нашим профтех и среднеспециальным заведениям оперативно разрабатывать краткосрочные образовательные программы, программы допобразования взрослых для получения рабочей профессии и быстрого переобучения.


развитие сети ресурсных центров и организация сетевого взаимодействия между учреждениями образования определены в Концепции.
Валерий Голубовский
Понимая, что создать современную образовательную среду в каждом учебном заведении очень дорого, невозможно угнаться за технологиями, было принято решение о концентрации современных образовательных и производственных ресурсов на площадках ресурсных центров в колледжах и профлицеях. Сейчас есть 51 такой центр.
Проект Кодекса разводит понятия "ресурсный центр" и "центр компетенции". Много ресурсных центров на уровне общего среднего образования. Центры компетенции будут формировать компетенции для выполнения профессиональных задач на рабочих местах. Эта работа будет продолжена благодаря сетевому обучению.
О ПОВЫШЕНИИ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Этот шаг продиктован временем, поскольку мировой тренд - это уменьшение потребностей в профессиях низкой квалификации и увеличение спроса на высокоинтеллектуальный труд. При этом особое внимание уделяется продвинутому владению цифровыми технологиями в условиях повышения производительности.
выход на единый вид учреждений профессионального образования - колледж
Это говорит о том, что в программах профессионально-технического образования необходимо заложить компетенции более высокого уровня. Ряд профессий, конечно, перейдет на более высокий уровень - с профессионально-технического на среднеспециальный.
ОБ УСЛОВИЯХ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МАЛОКОМПЛЕКТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
высшее
образование
этапы и результаты концепции
2026-2030 годы
Интеграция ученых и педагогов, специалистов - выходцев из Беларуси, работающих за рубежом, в национальную систему образования, инновационную и научно-исследовательскую деятельность.
Взаимодействие с заказчиками кадров для формирования у выпускников компетенций, востребованных на рынке труда.
оптимизация системы трудоустройства выпускников
развитие модели
"Университет 4.0"
"Университет 5.0"
внедрение элементов модели
Обеспечение системы образования высококвалифицированными педагогическими кадрами - один из основных стратегических ориентиров.
динамично меняющаяся социально-экономическая ситуация обуславливает необходимость подготовки педагога новой формации как драйвера устойчивого развития общества.
Анна Торхова
Учение вместо обучения
Ориентация на подготовку современного педагога позволит значительно ускорить переход к новой парадигме образования, главными отличительными чертами которой является учение вместо обучения. Речь о самостоятельном приобретении знаний, их творческой переработке, в том числе с использованием информационных ресурсов. Педагог, который будет готов работать в новой парадигме, в полной мере сможет обеспечить формирование функциональной грамотности личности как важнейшего условия устойчивого развития.
аспекты совершенствования
педобразования
Определены профессиональные компетенции в образовательных стандартах подготовки педагогов поколения 3+>>
Среди этих компетенций способность обеспечить воспитание личности с гуманистическим мировоззрением, критическим, социально и экологически ориентированным мышлением, активной гражданской позицией, национальным самосознанием в условиях открытой культурно-образовательной среды. Важна и готовность к культурно-нравственному воспитанию детей, организации социально значимых инициатив обучающихся с опорой на лучшие традиции коллективного воспитания. В числе компетенций - умение формировать установку на здоровый образ жизни, осуществлять профилактику вредных привычек, агрессии. Требуются и навыки работы в цифровой образовательной среде, способность предвосхищать социальную ситуацию развития современного ребенка. Не менее важна готовность работать в условиях инклюзии, готовность к непрерывному саморазвитию.
Совершенствование организации образовательного процесса связывается с междисциплинарностью и межпредметностью содержания и методов обучения, расширением экспериментно-проектной деятельности, инклюзивной информационно-образовательной средой, дистанционным обучением, активного смешанного обучения, виртуальной дополненной реальности.
В соответствии с ориентирами Концепции развития системы образования Республики Беларусь до 2030 года в БГТУ разработано проблемное поле приоритетных психолого-педагогических исследований на среднесрочную перспективу. Это определяет тематику магистерских, кандидатских, докторских диссертаций по педагогическим наукам. Это поле постоянно актуализируется.
Развитие научно-педагогических школ и увеличение их численности рассматривается как залог преемственности поколений в образовательной и научной деятельности. Для совершенствования системы подготовки научных работников высшей квалификации в сфере образования следует расширять целевую подготовку специалистов, осознанно и мотивированно выбравших научно-исследовательскую деятельность.
проблема оттока молодых ученых из педагогической науки
Важно расширять участие работодателей в подготовке педагогических кадров, совершенствовать образовательную практику за счет трансфера актуальных достижений психолого-педагогической науки и мирового опыта в сфере образования. Особенно важно участие работодателей в предоставлении баз для учебных занятий, производственной практики студентов, руководство их деятельностью, в том числе выполнение курсовых, дипломных работ, магистерских диссертаций по их заказам.
УЧАСТИЕ РАБОТОДАТЕлеЙ В ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ
о социальном партнерстве
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ДО 2030 ГОДА
ТЕМА: